Размер шрифта:AAAAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Изображения: 
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель
Обычная версия сайта
Размер шрифта:AAAAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Изображения: Обычная версия сайта
Настройки шрифта:
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель
Главная \ Отдел ГО ЧС \ Экстремизм \ Адаптационные процессы в миграционной политике

Адаптационные процессы в миграционной политике

« Назад

Адаптационные процессы в миграционной политике  06.04.2022 16:24

     

Адаптационные процессы в миграционной политике

      В своей сущности процесс миграции населения является сложным, интегрирующим в себе множество частных процессов. Массовый приток мигрантов инициирует накопление конфликтного потенциала. Высокая нерегулируемая миграционная нагрузка усиливает конкуренцию на рынках труда и порождает мигрантофобию у коренного населения, что свидетельствует о слабых адаптационных возможностях не только мигрантов, но и принимающей стороны. В такой ситуации говорить о политической и экономической стабильности и общественном благополучии не представляется возможным. Миграция населения как общественно-значимое явление влияет на стратегию социально-экономического и политического развития государства, поэтому требует проведения эффективной миграционной политики.

       На сегодняшний день в регулировании миграционных процессов заметную роль играют адаптационные механизмы, то есть система мер (законы, указы, приказы, концепции, программы и т.д.), направленные на регулирование адаптационного процесса. Термин миграция населения имеет широкое значение. Его применяют для обозначения социальных явлений неоднозначных по своему характеру и содержанию, последствиям и обуславливающим факторам. Определяющими моментами содержания термина миграция населения являются категории - движение или перемещение населения (индивида). Миграция населения как специфическое социально-экономическое и политическое явление выступает сложным и противоречивым по своему характеру и последствиям осуществления социально-демографическим процессом, интегрирующим в себе множество частных процессов, основными участниками которого являются его субъекты.      

       В миграции населения можно выделить следующие признаки классификации: по направлению (внутренняя и внешняя миграция), по продолжительности (безвозвратная, постоянная или долгосрочная, краткосрочная и сезонная, маятниковая, эпизодическая), по форме организации (организованная, принудительная, неорганизованная), по мотивам (социально-экономические, политические, религиозные и т.д.). Создание политики открытых границ и перемещений резко усилило вклад миграции в формирование численности населения России и выявило необходимость ее полноценного ресурсного обеспечения. Если в начальный период миграция носила преимущественно этнический характер, то есть была массовая репатриация этнических групп на историческую Родину, то сегодня в Россию едут в основном иммигранты из государств, испытывающих сложные социально-экономические проблемы. Поэтому необходимо создавать эффективные адаптационные механизмы, обеспечивающие полноценное включение мигрантов в социум. Определяющее значение в вопросе изучения миграционных процессов играют факторы миграции населения, то есть определенные условия, которые воздействуют на процесс миграции. Можно выделить две группы факторов объективные (естественные, или природные; общественные, или социальные) и субъективные (психологические).

       Миграция населения имеет огромное функциональное значение для жизнедеятельности человека и является объектом миграционной политики, которая, представляя собой систему управления, обеспечивает реализацию оптимальных решений проблем миграции. Результативность политики достигается, если между средствами воздействия и объектом управления создается нужная реакция, эффективность которой зависит от конкретных мер и от социального опыта населения, его менталитета, той ситуации, в которой осуществляется политика. Адаптационный процесс представляет собой сложное социальное явление, которое протекает в условиях взаимодействия переселенцев с принимающей стороной на трех уровнях: общество, группа, индивид. Для понимания механизмов адаптационного процесса необходим анализ определяющих этот процесс понятий. Адаптационный процесс зависит от активности субъекта адаптации, выбора им аккультариционной стратегии (ассимиляции, интеграции, сепаратизма, маргинализации) и факторов адаптации (внешних - региона вселения, внутренних - самого переселенца), что позволяет оценить степень адаптированности субъекта адаптационного процесса (мигранта). Процессуальный подход позволяет раскрыть содержание категории «адаптационный механизм». Адаптационный механизм - это система мер (законы, указы, приказы), направленная на регулирование адаптационного процесса. Основным регулятором адаптационного механизма, являются общественно-политические институты, главный из них - Федеральная миграционная служба (ФМС) и ее структурные подразделения. Современная российская миграция характеризуется ярко выраженной этнокультурной дифференцированностью, что порождает социокультурную напряженность и конфликты в принимающем сообществе. Сохранение социокультурного баланса и снижение конфликтогенности миграции возможно в результате культурной адаптации мигрантов. Культурная адаптация большей части мигрантов славянского происхождения, облегчена формой реинтеграции, основанной на знании языка общения, обычаев, норм поведения, образа жизни и традиций. Вместе с тем нормативно-ценностная система регуляции внутри мигрирующих этнических групп выступает основой для поддержания идентичности и сохранения этнической границы, обеспечения внутригрупповой социальной интеграции. Первой ступенью социального включения мигранта является овладение им языком общения принимающего сообщества. Однако межэтническое напряжение сохраняется до тех пор, пока не становятся прозрачными для взаимодействующих групп структуры восприятия и ценностные миры друг друга. Социокультурный аспект интеграции мигранта в принимающее сообщество проявляется в преодолении мигрантами этнокультурной границы, что выступает важным этапом интеграции в принимающее сообщество.

        Реальное построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях сообщает интерактивность всему процессу адаптации и социокультурной интеграции этнического мигранта в принимающее сообщество. Этническая идентификация тесно связана с регулятивными аспектами принадлежности мигранта к этнической группе: этническими установками в отношении своей и других национальных групп, стратегиями межгруппового взаимодействия и реальным поведением в ситуациях взаимодействия с местным населением. В настоящее время весомый вклад в решение вопросов адаптации и интеграции мигрантов вносят национально-культурные общества, автономии или национальные диаспоры (общины). Полноправным участником адаптационного процесса стали посредники или предпринимательские структуры (кадровые агентства), которые активно работают в направлении оказания услуг по постановке на миграционный учет, по оформлению разрешения на работу иностранных граждан. Таким образом, решение вопросов адаптации мигрантов напрямую зависит от содержания и деятельности общественных и политических институтов, принимающих участие в формировании миграционной политики государства. Конструктивное взаимодействие институтов, как посредников интересов участников миграционного процесса, особенно в разработке и реализации миграционных программ на уровне субъекта РФ обеспечит наиболее эффективное выполнение целей и задач Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации в соответствии с обозначенными сферами: политической и государственно­ правовой, социально-экономической, духовной сферах и в области внешней политики.