Размер шрифта:AAAAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Изображения: 
Настройки шрифта:
Выберите шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг):
Стандартный
Средний
Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель
Обычная версия сайта
Размер шрифта:AAAAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Изображения: Обычная версия сайта
Настройки шрифта:
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель
Главная \ Контрольно-счетный орган Романовского района \ Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность \ Отчет о работе контрольно-счетного органа Романовского района Алтайского края за 2022 год.

Отчет о работе контрольно-счетного органа Романовского района Алтайского края за 2022 год.

Приложение к

решению Романовского

районного Совета депутатов

от 21.07.2023 № 27

Отчет

о работе контрольно-счетного органа

Романовского района Алтайского края за 2022 год.

Отчет о работе контрольно – счетного органа Романовского района Алтайского края подготовлен в соответствии со статьей 19 «Положения о контрольно-счетном органе Романовского района Алтайского края», утвержденного  Романовским районным Советом депутатов Алтайского края 30.11.2021 № 66 (в редакции от 28.02.2022 года  № 10).

Контрольно-счетный орган осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», «Положением о контрольно-счетном органе Романовского района Алтайского края», стандартами внешнего муниципального финансового контроля и на основании соглашений, подписанных между контрольно-счетном органом  и представительными органами поселений, входящих в состав Романовского района, о передаче контрольно-счетному органу полномочий контрольно-счетного органа поселения.

В представленном отчете отражены основные направления деятельности контрольно-счетного органа в 2022 году, информация о количестве проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, их результатах, о принятых объектами контроля мерах по устранению выявленных нарушений и недостатков. При оценке выявленных в 2022 году нарушений и недостатков контрольно-счетным органом  использован Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренный Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации 22 декабря 2021 года, протокол № 11-СКСО.

  1. Общие сведения о деятельности контрольно-счетного  органа

Романовского района Алтайского края

Контрольно-счетный орган Романовского района  является постоянно действующим органом внешнего муниципального  финансового контроля, образован Романовским районным Советом  депутатов Алтайского края  и ему подотчетен. Контрольно-счетный орган обладает организационной и функциональной независимостью, осуществляет свою деятельность самостоятельно. Работа контрольно-счетного органа основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа  определяется Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Алтайского края и муниципальными нормативными правовыми актами Романовского района.

Деятельность Контрольно-счетного органа осуществляется с 9 марта 2022 года.

Фактическая численность работников контрольно-счетного органа по состоянию на 31 декабря 2022 года составляет 1 штатную единицу (председатель). В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», решением Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 15 декабря 2022 года № 81 введены в штатное расписание администрации района должности заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа. Председатель контрольно-счетного органа является  муниципальной должностью. Сотрудник имеет высшее экономическое образование. Повышения квалификации в 2022 году не проходил.

Деятельность контрольно-счетного органа осуществлялась на основании плана работы контрольно-счетного органа на 2022 год, утвержденным распоряжением председателя Контрольно-счетного органа от 15.03.2022 № 2 (в редакции от 25.08.2022 № 27), который выполнен в полном объеме и в установленные сроки. Предложения и запросы главы Романовского района, а также поручения заместителя председателя Романовского районного Совета депутатов о проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в Контрольно-счетный орган в течение 2022 года не поступали.

В целях организации деятельности органа внешнего муниципального финансового контроля в отчетном периоде, в первую очередь разработан и утвержден Регламент Контрольно-счетного органа, определяющий содержание направлений деятельности контрольно-счетного органа, компетенцию председателя и иных сотрудников Контрольно-счетного органа, порядок ведения дел, подготовки и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и иные вопросы внутренней деятельности контрольно-счетного органа.

Далее была проведена работа по разработке и утверждению стандартов внешнего муниципального контроля, которые устанавливают общие правила, требования и процедуры при осуществлении контрольных и экспертно – аналитических мероприятий. По состоянию на 01.01.2023 внедрено в работу Контрольно-счетным органом 8 стандартов внешнего муниципального финансового контроля.

Реализация возложенных на контрольно-счетный орган полномочий осуществлялась в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

При осуществлении контрольных мероприятий контрольно-счетным органом

обращалось внимание на предотвращение бюджетных потерь и финансовых

нарушений при использовании бюджетных средств, при экспертно-аналитических

мероприятиях - на предотвращение нарушений бюджетного законодательства.

В 2022 году с Контрольно-счетным органом заключено 3 соглашения:

1. О сотрудничестве между Счетной палатой Алтайского края и Контрольно-

счетным органом Романовского района Алтайского края.

2. О порядке взаимодействия между Прокуратурой Романовского района Алтайского края и Контрольно-счетным органом Романовского района Алтайского края.

3.Об информационном сотрудничестве и взаимодействии между Комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Романовского района и Контрольно-счетным органом Романовского района.

На основании решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 31 мая 2022 года № 27 заключены соглашения со всеми Советами депутатов поселений района по передаче контрольно-счетному органу района полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля поселений.

По итогам 2022 года Контрольно-счетным органом проведено 1 (два) контрольных и 16 (шестнадцать) экспертно-аналитических мероприятий, 18 (восемнадцать) экспертиз проектов муниципальных правовых актов.

Полномочия по внешнему финансовому контролю реализованы в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

В соответствии с пунктом 1.7 Регламента Совета контрольно-счётных органов Алтайского края, на заседании Совета контрольно-счетных органов Алтайского края 15 июня 2022 года, контрольно-счетный орган Романовского района был принят в состав Совета контрольно-счетных органов Алтайского края. Целью вступления Контрольно-счетного органа в Совет контрольно-счетных органов Алтайского края является: обмен опытом, получение методической и консультационной помощи в процессе осуществления деятельности.

В 2022 году проводилась работа по повышению профессиональной подготовки и по повышению квалификации контрольно-счетным органом. Председатель контрольно-счетного органа на протяжении отчетного периода принимала участие в восьми обучающих семинарах, проводимых в форме видеоконференцсвязи Советом контрольно-счетных органов Алтайского края, Счетной палатой Алтайского края, Советом МКСО при Счетной палате РФ по темам:

Запреты, ограничения и требования к служебному поведению, установленные в целях противодействия коррупции. Практика Счетной палаты Российской Федерации;

Обсуждение текущих проблем, связанных с реализацией должностными лицами КСО субъектов Российской Федерации и муниципальных образований полномочий в сфере законодательства об административных правонарушений;

Практика применения законодательства в контрактной системе;

Практика работы муниципальных КСО с документами стратегического планирования;

Аудит эффективности закупок, связанных с организацией бесплатного питания обучающихся, получающих начальное общее образование.

На семинарах обсудили, вопросы, обусловленных, прежде всего, предстоящей внешней проверкой годовых отчетов об исполнении бюджетов.

В целях информационной открытости о результатах своей деятельности

Контрольно-счетным органом систематически размещалась информация на сайте

Администрации Романовского района в разделе «Контрольно-счетный орган»

в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

За 2022 год размещены документы о деятельности контрольно-счетного

органа на сайте Администрации Романовского района в количестве 46 материалов.

Председателем Контрольно-счетного органа на постоянной основе проводится

изучение, анализ, обобщение положительного опыта деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Алтайского края и других субъектов РФ.

По итогам 2022 года Контрольно-счетным органом, в соответствии с планом работы, в целях реализации полномочий контрольно-счетного органа, КСО проведено 34 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия.

Результаты проведенных мероприятий доведены до сведения объектов контроля и направлены главе района, в Романовский районный Совет депутатов, главам сельсоветов района.

  1. Экспертно-аналитическая деятельность

В отчетном периоде контрольно-счетный орган осуществлял экспертно-аналитическую деятельность, которая была направлена на предотвращение потенциальных нарушений и недостатков на стадии экспертизы проектов муниципальных правовых актов, их корректировки с точки зрения законности, целесообразности и эффективности использования средств бюджета муниципальных образований, муниципальной собственности и имущества, недопущения коррупционных проявлений.

В ходе экспертно-аналитической деятельности в 2022 году контрольно-счетным органом выдано  34 экспертных заключений, в том числе 24 - по сельсоветам.

Общая сумма проверенных средств по ним составила 442 601,6 тыс. рублей, в том числе  даны заключения:

на проект районного бюджета  и проекты бюджетов поселений на 2023 год (в первом чтении)  выдано  -13  заключений, сумма проверенных средств составила 314 884,9 тыс. рублей;

на проекты решений  по изменению доходной и расходной части районного бюджета - выдано 2  заключений, сумма проверенных средств – 824 694,8 тыс. рублей.

Проведен анализ исполнения районного бюджета за I квартал, полугодие и 9 месяцев 2022 года.

Проведена внешняя проверка 19-ти отчетов по исполнению районного бюджета и бюджетов сельских поселений за 2021 год и даны 13 заключений на проекты решений  по отчету об  исполнении районного бюджета и бюджетов поселений за 2021 год. Сумма проверенных средств составила 439 775,6 тыс. рублей.

Основные нарушения и недостатки, выявленные в результате экспертно - аналитических мероприятий по внешней проверке бухгалтерской бюджетной отчетности и годовых отчетов об исполнении местных бюджетов носят нефинансовый характер.

- в некоторых случаях бухгалтерская документация и представленные материалы на экспертизу не скреплены, не сброшюрованы, без сопроводительного письма;

- при заполнении Пояснительной записки к годовому отчету не в полной мере раскрыты Основные характеристики и структура доходной и расходной частей бюджета 

 - не указываются причины отклонений показателей исполнения бюджета по сравнению с первоначальными утвержденными параметрами.

  В ходе проведения экспертизы и внешних проверок в сельских бюджетах установлены некоторые нарушения Бюджетного законодательства в части осуществления бюджетного процесса при формировании бюджетов поселений и исполнения, выразившиеся в части непредставления одновременно с проектами решений о бюджете прогноза социально экономического развития территорий (что противоречит статье 173 БК РФ); не отражения в пояснительных записках основных подходов к определению объема доходов и расходов на прогнозируемый период, а в годовых отчетах об исполнении бюджетов не отражение основных причин неисполнения годовых назначений; не проведения публичных слушаний по проектам решений; в нарушении части 4 статьи 92.1 БК РФ в одном сельсовете из 12 сложился по данным годового отчета дефицит бюджета с превышением установленной величины. При проведении экспертизы Среднесрочных финансовых планов на 2023-2025 годы в нескольких проектах бюджетов в приложениях, устанавливающих распределение бюджетных ассигнований, не отражены подразделы, целевые статьи, т.е. представлены  в сокращенном виде; частично параметры не соответствуют проекту решения. Пояснительные записки чаще носят формальный характер, не раскрывают конкретных подходов к расчетам параметров, специфики местных бюджетов.

При исполнении бюджета в 2021 году администрациями сельсоветов не исполнены нормы п.5 ст.264.2 Бюджетного кодекса РФ. Отчеты «Об исполнении бюджета муниципальных образований сельсоветов»  за первый квартал, полугодие и девять месяцев 2021 года не утверждались постановлениями (распоряжениями)  Администраций сельсоветов и не направлялись в Совет депутатов сельсоветов на рассмотрение.

Устранение выявленных нарушений и недостатков находится на контроле КСО. 

В ходе проведения внешней проверки годовых отчетов проводился анализ исполнения бюджета по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджетов с отражением результатов в абсолютных и относительных значениях к утвержденному бюджету и к предыдущему периоду.

В ходе проведения анализа расходной части бюджета обращалось внимание на долю содержания органов местного самоуправления в сумме собственных доходов.

Выявлено, что в девяти сельских поселениях большая часть расходов бюджета приходится на обеспечение органов местного самоуправления, в частности на содержание главы и местной администрации. Доля расходов на содержание органов местного самоуправления в собственных доходах составила в Рассветовском сельсовете - 318,2%, Грано – Маяковском сельсовете – 210,7%, Казанцевском сельсовете - 179,6%, Майском сельсовете - 144,8%, Мормышанском сельсовете - 138,4%, Гуселетовском сельсовете - 128,8%, Дубровинском сельсовете – 118,5%.

В пяти сельсоветах этот показатель составляет от 58,8% (Романовский сельсовет) до  98,3% (Тамбовский сельсовет).

По итогам исполнения районного бюджета за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2022 года контрольно-счетным органом проанализированы объем, динамика и структура доходов и расходов  районного бюджета, безвозмездных поступлений, дефицита  районного бюджета, исполнение муниципальных программ. По результатам экспертно-аналитических мероприятий были  подготовлены аналитические записки «Анализ оперативной отчетности об исполнении районного бюджета».

Одним из основных мероприятий в сфере последующего контроля стала подготовка заключения на проект решения Романовского районного Совета депутатов «Об исполнении районного бюджета за 2021 год». При подготовке данного заключения были использованы материалы внешних проверок годовой бюджетной отчетности семи главных администраторов бюджетных средств и сводной бюджетной отчетности комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Романовского района.

Отчет «Об исполнении районного бюджета за 2021 год» признан достоверным, проект решения - соответствующим требованиям бюджетного законодательства.

В соответствии со статьей 9 Закона о КСО, контрольно-счетный орган  наделен полномочиями осуществлять финансово-экономическую экспертизу проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ; анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование.

В отчетном году в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ, утвержденного постановлением Администрации Романовского района от 06.11.2013 № 547, на экспертизу в контрольно-счетный орган проекты постановлений о внесении изменений в МП представлены ни всеми разработчиками, что является нарушением статьи 8 пункта 7 Решения Романовского  районного Совета депутатов от 30.11.2022 года №66  « Об утверждении положения  о Контрольно-счетном органе Романовского района Алтайского края» 

В 2022 году на экспертизу переданы лишь три   проекта постановления о внесении изменений в муниципальные программы,  в результате проведено 3 финансово-экономических экспертизы проектов муниципальных программ из запланированных решением о бюджете 17 муниципальных программ:

- «О внесении изменений» в постановление Администрации района от 04.06.2020 № 175 «Обеспечение жильем молодых семей в Романовском районе на 2021-2025 годы»

- «Развитие культуры на территории  Романовского района на 2023-2027 годы»;

- «Развитие физической культуры и спорта в Романовском районе  на 2023 – 2027 годы».

По результатам экспертиз подготовлены и направлены ответственным исполнителям 3 заключения, в том числе на 3 проекта постановлений администрации района об утверждении муниципальных программ (внесение изменений в муниципальные программы). Проекты постановлений о внесении изменений в муниципальные программы, с целью ежегодного уточнения объемов финансирования с решением о бюджете в течение 2022 года в контрольно-счетный орган разработчиками не представлялись.

Контрольно-счетный орган обращает внимание главных распорядителей бюджетных средств, являющимися исполнителями муниципальных программ, на необходимость приведения муниципальных программ, согласно действующему законодательству, в соответствии с решением о районном бюджете в срок не позднее трех месяцев со дня вступления указанного решения в силу.

Следует отметить, для увеличения количества проектов правовых актов администрации района, прошедших финансово-экономическую экспертизу, в адрес всех главных распорядителей (получателей) бюджетных средств были направленны информационные письма о соблюдении бюджетного законодательства.

  1. Контрольные мероприятия, реализация их результатов

Контрольная деятельность контрольно-счетного органа в 2022 году осуществлялась в соответствии с Планом работы.

В рамках проведения совместного экспертно-аналитического мероприятия  со Счетной палатой Алтайского края «Проверка эффективности использования дорожно-эксплуатационной техники и оборудования, приобретенных за счет средств краевого бюджета и переданных муниципальным районам и городским округам Алтайского края за 2020 – 2021 и текущий период 2022 года» контрольно-счетным органом было проведено одно контрольное мероприятие.

Контрольными мероприятиями было охвачено 3 объекта:

  1. Администрация Романовского района;
  2. Комитете по экономике администрации Романовского района;
  3. МУП «Теплосервис».

Объем проверенных средств  составил 2 826,0 тыс. рублей.

Проверкой установлено:

При передаче прав владения на технику муниципальным образованием не соблюдены требования  статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статьи 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Без проведения оценки рыночной стоимости арендной платы за пользование объектом оценки заключен договор аренды на трактор, стоимостью 2 826,0 тыс. рублей. Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрена возможность передачи права владения муниципальным имуществом без проведения конкурсных процедур на срок не более 30 дней в течение полугода. При этом указанная норма не была соблюдена.

В соответствии с Классификатором нарушений в ходе контрольных мероприятий установлено финансовых нарушений на сумму 7,7 тыс. рублей (неэффективное использование бюджетных средств).

В целях принятия надлежащих мер руководителям проверенных объектов внесено 2 представления об устранении выявленных нарушений и недостатков.

В 2022 году председателем контрольно-счетного органа  протоколы об административном правонарушении не составлялись.

Организационное, документационное обеспечение деятельности Контрольно-счетного органа

В соответствии со статьей 12 Положения о контрольно-счетном органе, КСО осуществлял свою деятельность на основе годового плана работы, сформированного исходя из требований указанной статьи и необходимости реализации задач, законодательно закрепленных за контрольно-счетными органами.

В соответствии со ст. 21 Положения, организационное и материально-техническое обеспечение деятельности КСО Романовского района осуществляется за счет средств районного бюджета. Материально-техническое и  организационное обеспечение деятельности КСО осуществляет администрация района. В течение отчетного периода контрольно-счетный орган  недостаточно обеспечен материально-технической базой (не предоставлены для работы персональный компьютер и принтер (скан и копир).

Не реализовано, предусмотренное федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», право на постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля.

При этом организационные функции КСО осуществляет самостоятельно.

Так, председателем КСО самостоятельно ведется делопроизводство, обработка входящей и исходящей корреспонденции, организация подготовки и проведения контрольных мероприятий, комплектация материалов, подготовка номенклатуры и т. д. Утверждена номенклатура КСО, которая состоит из 33 дел.

Методологическое обеспечение

Нормативная методологическая база КСО сформирована и включает 8 стандартов внешнего финансового контроля.

Счетной палатой Алтайского края в 2022 году обеспечено методическое сопровождение КСО района посредством направления методических материалов по следующим вопросам:

- классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренный Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации 22 декабря 2021 г., протокол N 11-СКСО (в редакции от 22 декабря 2021 г.))

- результаты мониторинга и обобщения передового опыта муниципальных контрольно-счетных органов по контролю за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, подготовленные информационно-аналитической Комиссий Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации;

- образец предписания контрольно-счетного органа МО для использования в работе.

Заключение

Вся деятельность контрольно-счетного органа в 2022 году была направлена на защиту государственных интересов в области бюджета, финансов, хозяйственно-экономических и имущественных отношений.

В ходе работы контрольно-счётным органом направлены  информационные письма о порядке представления, рассмотрения и утверждения годового отчета, проектов решений о бюджете  двенадцати сельсоветам  и главным администраторам бюджетных средств.

В течение текущего года продолжится работа по заключению соглашения об информационном взаимодействии с Управлением федерального казначейства по Алтайскому краю и отделом МВД в Романовском районе. Предметом соглашения является обмен информацией при осуществлении контроля, за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации и о событиях и фактах, связанных с незаконным использованием средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности.

С учетом поступивших предложений от Счетной палаты Алтайского края и главы района сформирован и утвержден план работы на 2023 год. Письмами председателя КСО района районному Совету депутатов и депутатам поселений предлагалось рассмотреть вопрос о поручениях по проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетному органу района на 2023 год. Поручений  и предложений от Романовского районного Совета депутатов и Совета депутатов поселений района не поступало.

Приоритетными направлениями деятельности контрольно-счетной палаты в плане на 2023 год предусмотрено:

1. Осуществление комплекса контрольных, экспертно-аналитических мероприятий, обеспечивающих реализацию задач и функций, возложенных на контрольно-счетный орган Положением «О контрольно-счетном органе Романовского района»;

2. Актуализация нормативно-правовой документации, регламентирующей

деятельность Контрольно-счетного органа;

3. Участие в заседаниях постоянных комиссий, сессий районного Совета депутатов;

4. Проведение контрольных, информационных, консультационных, выездных

и других мероприятий;

5. Взаимодействие контрольно-счетного органа с правоохранительными органами, прокуратурой и другими контролирующими органами Романовского района и Алтайского края.

В 2023 году контрольно-счетный орган продолжит работу по контролю, за планированием и исполнением районного бюджета и сельских поселений,  целевым и эффективным использованием средств районного бюджета и сельских поселений, законностью и эффективностью управления и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе эффективностью использования муниципального имущества муниципальными бюджетными учреждениями. Также важнейшими направлениями остаются экспертиза проектов муниципальных правовых актов, контроль, за устранением нарушений и недостатков, выявленных мероприятиями внешнего муниципального финансового контроля.

Председатель контрольно-счетного органа

Романовского района Алтайского края                                                     О.А. Ткачева