КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЙ ОРГАН РОМАНОВСКОГО РАЙОНА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
658640, с. Романово, ул. Советская 54, E-mail: ksotoa22@mail.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Романовского районного Совета депутатов
Алтайского края «О внесении изменений в Решение Романовского районного Совета депутатов от 15.12.2022г. № 6-СД «Об утверждении районного бюджета
на 2023 год»».
с. Романово 30 мая 2023 года
Контрольно-счетным органом Романовского района Алтайского края проведена экспертиза проекта решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края «О внесении изменений в решение «Об утверждении районного бюджета на 2023 год» от 15.12.2022 г. № 6 –СД (в редакции от 17.02.2023 года № 1-СД)», по результатам экспертизы составлено настоящее заключение.
Основание для проведения экспертизы: Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 157), Федеральный закон от 07.02.2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» (ст.9 ч.2 п.2), положение «О бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края», положение «О контрольно-счетном органе Романовского района Алтайского края», утвержденное решением Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 30.11.2021года № 66 (ст.9 ч.1 п. 7), план работы контрольно-счетного органа Романовского района на 2023 год (пункт 1.1.3).
Цель экспертизы: определение достоверности и обоснованности расходных обязательств районного бюджета Романовского района и проекта решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края «О внесении изменений в решение Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 15.12.2022г. № 6 - СД «Об утверждении районного бюджета на 2023 год»» нормам бюджетного законодательства, оценка обоснованности изменений доходной и расходной части районного бюджета, в связи с принятием проекта решения.
Предмет экспертизы: проект решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края «О внесении изменений в Решение Романовского районного Совета депутатов от 15.12.2022г. № 6 - СД «Об утверждении районного бюджета на 2023 год»»;
решение Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 15.12.2022г. № 6 - СД «Об утверждении районного бюджета на 2023 год» (в редакции от 17.02.2023 года № 1-СД).
Проект решения Романовского районного Совета депутатов о внесении изменений в решение от 15.12.2022г. № 6 - СД «Об утверждении районного бюджета на 2023 год» (далее – проект Решения) представлен на экспертизу в контрольно-счетный орган Романовского района Алтайского края (далее - контрольно-счетный орган) 25 мая 2023 года в электронном виде.
С проектом представлена пояснительная записка, все приложения к проекту решения соответствуют Бюджетному Кодексу Российской Федерации.
Администрацией Романовского района Алтайского края, на основании статьи 12 Положения «О бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края», подготовлен проект решения.
Прогнозируемый объем доходов районного бюджета рассчитан с учетом увеличения неналоговых доходов и уточнения объемов безвозмездных поступлений.
тыс. рублей
показатели |
2023 год |
Доходы бюджета |
+28 611,4 |
Расходы бюджета |
+ 32 001,4 |
Дефицит бюджета |
-3 390,0 |
Представленным проектом решения предлагается изменить основные характеристики бюджета муниципального образования Романовский район на 2023 год в том числе:
-доходы районного бюджета на 2023 год, по сравнению первоначально утвержденными доходами решением № 6 - СД от 15.12.2022 (в редакции решения от 17.02.2023 года № 1-СД), увеличатся на сумму 28 611,4 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из краевого бюджета в сумме 26 861,4 тыс. рублей и составит 356 920,3 тыс. рублей.
-расходы районного бюджета на 2023 год увеличатся на сумму 32 001,4 тыс. рублей и составят 368 512,2 тыс. рублей.
-дефицит районного бюджета на 2023 год составит 11 591,9 тыс. рублей, при первоначально утвержденном профиците в сумме 5 320,0 тыс. руб.
С учетом изменений основные характеристики районного бюджета 2023 год представлены в таблице:
Изменение доходной части бюджета
тыс. рублей
показатели |
Решение районного Совета народных депутатов № 6-СД от 15.12.2022 |
Проект решения |
||||
На 2023 |
изменения |
|
||||
|
тыс. руб. |
доля, % |
тыс. руб. |
доля, % |
тыс. руб. |
|
Доходы, всего |
326 308,9 |
100 |
356 920,3 |
100 |
30 611,4 |
|
собственные доходы, из них |
103 737,0 |
31,8 |
105 487,0 |
29,6 |
1 750,0 |
|
- налоговые доходы |
85 748,0 |
26,3 |
85 748,0 |
24,0 |
- |
|
- неналоговые доходы |
17 989,0 |
5,5 |
17 989,0 |
5,0 |
- |
|
-инициативные платежи |
- |
- |
1 750,0 |
0,5 |
1 750,0 |
|
межбюджетные трансферты |
222 571,9 |
68,2 |
251 433,3 |
70,4 |
28 861,4 |
|
Расходы, всего |
320 988,9 |
х |
368 512,2 |
х |
47 523,3 |
|
Профицит (+), дефицит (-) |
5 320,0 |
х |
-11 591,9 |
10,99 |
-16 911,9 |
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Уставом муниципального образования Романовского район Алтайского края, Положением о бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края» комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Романовского района предлагается увеличение доходной части бюджета за счет безвозмездных поступлений от вышестоящих уровней бюджетов и прочих неналоговых доходов.
Прогнозируется общее увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов на 1 750,0 тыс. рублей (1,7 %) или с 103 737,0 тыс. рублей до 105 487,0 тыс. рублей, их доля в общем объеме доходов составит 29,6 %.
Объем собственных доходов корректируется за счет увеличения прочих неналоговых доходов от поступления инициативных платежей (денежный сбор от юридических и физических лиц), которые предлагается направить на реализацию инициативных проектов развития (создания) общественной инфраструктуры муниципальных образований.
Исходя из анализа поступления доходов в районный бюджет по состоянию на 1 апреля 2023 года контрольно-счетный орган Романовского района Алтайского края отмечает, что на указанную дату с превышением на 723,0 % годового прогноза исполнены доходы от продажи материальных и нематериальных активов (прогноз на 2023 год 255,0 тыс. рублей, факт 2 098,74 тыс. рублей), при этом корректировка по данному доходному источнику проектом решения не предусматривается.
По сравнению с решением № 6 - СД (в ред. №1-СД) в проекте решения общий объем бюджетных ассигнований за счет средств краевого бюджета прогнозируется с ростом на 28 861,4 тыс. рублей (13,0 %) или с 222 571,9 тыс. рублей до 251 433,3 тыс. рублей, их доля в общем объеме доходов составит 70,4 %.
Прогнозируется увеличения объема субсидий на сумму 14 467,4 тыс. рублей, в том числе:
- 7 338,4 тыс. руб. - на софинансирование части расходов местных бюджетов по оплате труда работников муниципальных учреждений;
- 2 666,7 тыс. руб. - на текущий и капитальный ремонт, благоустройство территорий объектов культурного наследия - памятников ВОВ;
- 4 809,7 тыс. руб. на реализацию инициативных проектов развития (создания) общественной инфраструктуры муниципальных образований;
- уменьшение на 347,3 тыс. руб.- обеспечение стабильного водоснабжения населения;
- уменьшение на 94,0 рубля на улучшение жилищных условий граждан на селе в рамках государственной программы Алтайского края "Комплексное развитие сельских территорий Алтайского края»;
- субвенций на сумму 701,0 тыс. руб. - на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях;
- дотаций на сумму 11 693,0 тыс. руб., в том числе:
- дотации бюджетам муниципальных образований на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в сумме 6 293,0 тыс. руб.;
- прочие дотации бюджетам муниципальных образований в сумме 5 400,0 тыс. руб.
Изменение расходной части бюджета
Общий объем расходов районного бюджета по сравнению с ранее утвержденным, в том числе, с учетом отражения дополнительно поступивших межбюджетных трансфертов в районный бюджет, увеличивается на 32 001,4 тыс. рублей (9,5 %) и составит 368 512,2 тыс. рублей. Согласно, пояснительной записки к проекту решения, представленной в материалах к нему, бюджетные ассигнования планируется направить на реализацию проектов развития (создания) общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, на реализацию мероприятий муниципальных программ.
Из 11 разделов классификации расходов бюджета корректировка законодательно утвержденных в районном бюджете бюджетных ассигнований предусматривается по восьми разделам в сторону увеличения плановых ассигнований на общую сумму 32 001,4 тыс. рублей.
Раздел |
Наименование |
Первоначальный план, тыс. рублей |
Уточненный план тыс. рублей |
Проект решения, тыс. рублей |
Процент изменения к уточненному плану |
Удельный вес, % |
ВСЕГО РАСХОДОВ |
320 988,9 |
336 510,8 |
368 512.2 |
109,5 |
100,0 |
|
1 |
Общегосударственные вопросы |
51 423,7 |
55 249,1 |
61 138,7 |
110,7 |
16,6 |
2 |
Национальная оборона |
1 275,4 |
1 275,4 |
1275,4 |
100,0 |
0,3 |
3 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 191,0 |
1 191,0 |
1191,0 |
100,0 |
0,3 |
4 |
Национальная экономика |
12 037,0 |
12 216,1 |
15976,2 |
130,8 |
4,3 |
5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
5 546,8 |
9 592,7 |
15328,1 |
159,8 |
4,2 |
7 |
Образование |
212 950,4 |
219 344,5 |
225519,0 |
102,8 |
61,2 |
8 |
Культура, кинематография |
13 848,0 |
13 848,0 |
16770,2 |
121,1 |
4,5 |
10 |
Социальная политика |
15 781,6 |
16 732,9 |
16772,8 |
100,2 |
4,6 |
11 |
Физическая культура и спорт |
4 452,0 |
4 578,1 |
4616,5 |
100,8 |
1,3 |
13 |
Обслуживание государственного (муниципального) долга |
19,0 |
19,0 |
19,0 |
100,0 |
0,005 |
14 |
Межбюджетные трансферты |
2 464,0 |
2 464,0 |
9605,3 |
389,8,0 |
2,6 |
Наибольшее увеличение расходов в денежном выражении предусмотрено по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство» (на 5 735,4 тыс. рублей), «Национальная экономика» (на 3 760,1 тыс. рублей), «Культура, кинематография» (на 2 922,2 тыс. рублей).
Изменения в решение № 6-СД вносятся за счет собственных налогов, безвозмездных поступлений, а также за счет перераспределения бюджетных ассигнований по разделам и подразделам бюджетной классификации, исходя из изменений остатков средств на счетах по учету средств бюджета.
Структура расходов районного бюджета на 2023 год по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов существенно не изменяется, отклонения по разделам составили в пределах от 1,9 процентного пункта до -4,0 процентного пункта. Изменение доли расходов как в большую, так и в меньшую стороны в разрезе разделов и подразделов в общих расходах бюджета зависит от объёма предусмотренных по ним бюджетных ассигнований при уточнении расходной части районного бюджета.
Как и прежде, в структуре расходов районного бюджета наибольшую долю по разделам занимают бюджетные ассигнования на «Образование» (61,2 %) и «Общегосударственные вопросы» (16,6 %).
Бюджетные ассигнования, предусмотренные в разрезе разделов и подразделов классификации расходов бюджетов, по целевым статьям (муниципальным программам Романовского района и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов районного бюджета соответствуют объемам средств, представленных в ведомственной структуре расходов районного бюджета.
Таким образом, из 7 главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) изменения бюджетных ассигнований в сторону увеличения предусмотрены по всем главным распорядителям бюджетных средств на общую сумму 32 001,4 тыс. рублей (14,8 % от планового показателя по расходам, предусмотренным данным главным распорядителям).
Наименование ГРБС |
Первоначальный план, тыс. рублей |
Уточненный план тыс. рублей |
Проект решения |
Динамика |
|
тыс. руб. |
% |
||||
Комитет по социальной политике, культуре и спорту Администрации Романовского района |
28 513,1 |
30 639,2 |
37 198,9 |
6 559,7 |
121,4 |
Управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Романовского района |
3 339,0
|
3 339,0 |
3 341,1 |
2,1 |
100,1 |
Комитет Администрации Романовского района по образованию |
218 312,4 |
224 706,5 |
229 881,0 |
5 174,5 |
102,3 |
Комитет по финансам, налоговой и кредит ной политике Администрации Романовского района |
21 185,2 |
23 634,2 |
29 687,4 |
6 053,2 |
125,6 |
Комитет по экономике Администрации Романовского района |
5 854,8 |
5 854,8 |
5 895,7 |
40,9 |
100,7 |
Администрация Романовского района |
38 237,6 |
42 744,4 |
43 019,7 |
275,3 |
100,6 |
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству Администрации Романовского района |
5 546,8 |
5 592,7 |
7 795,4 |
2 202,7 |
139,4 |
ИТОГО |
320 988,9 |
336 510,8 |
368 512,2 |
32 001,4 |
109,5 |
В денежном выражении более 70 % от объема увеличения бюджетных ассигнований районного бюджета приходится на 4 главных распорядителей бюджетных средств: Комитет по социальной политике, культуре и спорту (на 6 559,7 тыс. руб.), Комитет по финансам, налоговой и кредит ной политике (на 6 053,2 тыс. рублей), Комитет Администрации Романовского района по образованию (на 5 174,5 тыс. рублей), Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству (на 2 202,7 тыс. рублей).
Исходя из проведенного анализа объемов исполнения расходов районного бюджета за первый квартал 2023 года, Контрольно-счетный орган Романовского района обращает внимание на необходимость принятия главными распорядителями бюджетных средств мер по своевременному и качественному освоению бюджетных ассигнований.
Проектом решения, уточнены целевые статьи расходов (ЦСР), внесены изменения в приложения № 3, 4, 5, 12, 13 и 15 решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 15.12.2022 r. № 6 - СД «Об утверждении районного бюджета на 2023 год» (с учетом изменений).
Районный бюджет исполняется в программном формате. Согласно проекту Решения, общий объем финансирования расходов 17 муниципальных программ Романовского района увеличивается с 11 898,2 тыс. рублей до 14 218,7 тыс. руб. (на 2 229,5 тыс. рублей или на 19,5 %), их доля в объеме расходов районного бюджета возрастает на 0,3 процентного пункта и составит 3,9 %.
В процентном соотношении наибольшее увеличение приходится на муниципальные программы «Развитие образования в Романовском районе на 2020- 2024 годы» - на 12,2 %, «Профилактика проявлений экстремизма и терроризма в Романовском районе» на 2022-2024 годы – в 41 раза.
В денежном выражении наибольшее увеличение предусмотрено на муниципальные программы «Развитие образования в Романовском районе на 2020- 2024гг» - на 1 039,0 тыс. рублей, «Профилактика проявлений экстремизма и терроризма в Романовском районе» на 2022-2024 годы - на 400,0 тыс. рублей.
Контрольно - счетный орган Романовского района Алтайского края обращает внимание на необходимость соблюдения разработчиками муниципальных программ требований статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части приведения объемов финансирования муниципальных программ, предусмотренных в их паспортах на 2023 год, в соответствии с решением № 6 - CД (с учетом изменений) в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления указанного решения в силу.
Дефицит бюджета и источники его финансирования
Дефицит бюджета на момент проведения экспертизы, увеличится по показателю «изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов» на 3 390,0 тыс. рублей и составит 11 591,9 тыс. рублей. Источником внутреннего финансового дефицита, являются изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета в сумме 13 521,9 тыс. руб. и погашение бюджетами муниципальных районов кредитов от других бюджетов бюджетной системы РФ в сумме -1 930,0 тыс. руб. Размер дефицита превышает установленный предел пункта 3статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на 0,99 процентных пункта.
Выводы и предложения
С учетом выше изложенного, проект решения соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Алтайского края и Романовского района, направлен на обеспечение сбалансированности районного бюджета и оптимизацию действующих расходных обязательств.
По результатам экспертизы проекта решения замечания и предложения отсутствуют.
Контрольно-счетный орган Романовского района Алтайского края предлагает рассмотреть представленный в Романовский районный Совет депутатов Алтайского края, проект решения «О внесении изменений в решение «Об утверждении районного бюджета на 2023 год» от 15.12.2022 года № 6 - СД».
Председатель Контрольно-счетного органа
Романовского района Алтайского края О.А. Ткачева