Версия для слабовидящих
Глава Романовского района
Глава Романовского районаНауменко Андрей Николаевич
Мы рекомендуем
Прямая линия лесной охраны
Прямая линия лесной охраны

Учитель! Слово то какое…

« Назад

Пресс-релиз от 2 октября 2020 г.

 

 

 

Учитель! Слово то какое…

В преддверии Дня учителя хочется не только выразить слова благодарности и признательности всем Учителям, которые встречались нам на пути нашего формирования и развития, но и объективно оценить место и роль Учителя в современном российском обществе.

В августе 2019 г. Институтом Общественного Мнения «Анкетолог» было проведено исследование на тему: «Образ идеального учителя» https://iom.anketolog.ru/2019/08/30/rossiyane-sostavili-obraz-ideal-nogo-chitelya, результаты которого позволяют сделать вывод о том, что для 84% опрошенных, учитель – это не профессия, а призвание.  Как показывают результаты исследований, идеальный учитель для большинства респондентов это тот, кто умеет заинтересовать учеников (82%), любит свою профессию (70%), объективно оценивает знания учащихся (66%) и имеет выдержку и самообладание (65%).

Россияне отмечают, что учитель, прежде всего, должен интересно преподносить материал (65%), ведь не зря Р.У. Эмерсоном были сказаны слова: «Учитель - это человек, который может делать трудные вещи легкими».

По мнению россиян учитель должен  заниматься воспитанием учеников (18%), быть для детей другом и наставником (11%), а также примером для учеников (5%).

Результаты всероссийского исследования, проведенного Фондом общественного мнения (https://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/14464) в сентябре 2020 года свидетельствуют: 46% опрошенных убеждены в том, что учителя сегодня работают хорошо и 31 % опрошенных оценивают труд школьных педагогов удовлетворительно.

Анализ оценки работы учителей в динамике за последние 18 лет показывает, что проявилась устойчивая тенденция к  позитивной оценке деятельности учителей (рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 – Оценка профессиональной деятельности учителей

Мнения граждан о престижности профессии учителя разделились: для 46% опрошенных профессия учителя пользуется уважением; однако 45% не считают ее престижной. Но социологи фиксируют перелом, произошедший в общественных настроениях относительно социального престижа профессии учителя (рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Оценка престижности профессии учителя

Однако сегодня перед учителями, как и перед обществом в целом, стоят новые вызовы, и от того, как справится с ними профессиональное педагогическое сообщество, будут зависеть представления о престижности профессии учителя в будущем.

Одним из главных вызовов, с которыми столкнулись учителя, школьники и родители – это переход на дистанционные формы обучения. Несмотря на разные организационные, технологические, методические и другие сложности субъективного и объективного характера учителя достойно ответили на новый вызов и адаптировались к этим изменившимся условиям.

Большинство оценок деятельности учительского сообщества в  дистанционной форме имеет положительную окраску (рисунок 3).

 

 

Рисунок 3 – Оценка преподавания в дистанционной форме

 

Живое человеческое общение, личный пример, индивидуальный, личностно-ориентированный подход к каждому,  эмоционально заряженный, вдохновляющий, поддерживающий и развивающий подход к каждому возможен только в форме и взаимодействия на уроке. Это не только дань традициям, это основа человеческого бытия.

Поэтому роль школьного учителя в новых изменяющихся условиях приобретает новое звучание и новое значение, которое распространяется не только на обучающихся и их родителей, но и на все общество в целом.

Проказина Наталья Васильевна, доктор социологических наук, доцент,

заведующая кафедрой психологии и социологии управления Алтайского филиала РАНХиГС

 

 

 

 

 


Новости