РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ РОМАНОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
13.11. 2023 с. Романово № 376
Об основных направлениях
бюджетной и налоговой политики
консолидированного бюджета
Романовского района на 2024 г.
Руководствуясь ст.ст. 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования Романовский район Алтайского края, ст.ст. 2, 12 «Положения о бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании Романовский район Алтайского края», п о с т а н о в л я ю:
- Утвердить основные направления налоговой и бюджетной политики консолидированного бюджета Романовского района на 2024 г.
- Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024 г.
- Признать утратившим силу постановление администрации Романовского района от 10 ноября 2022 года № 330 «Об основных направлениях налоговой и бюджетной политики консолидированного бюджета Романовского района на 2023 г»
- Разместить данное постановление на официальном сайте сети Интернет Администрации Романовского района Алтайского края.
- Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой
Глава района А.Н. Науменко
Исп.
Костенко Ирина Валерьевна
83856122346
УТВЕРЖДЕНО
постановлением администрации
Романовского района
от 13.11.2023 года № 376
Основные направления налоговой и бюджетной политики
консолидированного бюджета Романовского района на 2024 г
Основные направления бюджетной и налоговой политики Романовского района Алтайского края на 2024 год сформированы в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.02.2023, Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления.
Целями бюджетной и налоговой политики обозначены: реализация задач, поставленных Президентом Российской Федерации; безусловное достижение установленных целевых показателей, определенных региональными и муниципальными проектами и программами; реализация мероприятий, утвержденных индивидуальной программой социально-экономического развития Романовского района Алтайского края, способствующих повышению уровня и качества жизни населения, поддержке реального сектора экономики края, стимулированию инвестиционной активности, обеспечению устойчивого развития бюджетной системы.
Достижению национальных целей, установленных до 2030 года, способствует успешное решение ключевых задач, поставленных Президентом Российской Федерации, реализация региональных проектов в рамках указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Параметры районного бюджета на 2024 год, а также параметры среднесрочного финансового плана до 2025 года определены с учетом выполнения задач, поставленных Президентом Российской Федерации, достижения национальных целей развития, выполнения результатов муниципальных программ. Это позволит сосредоточить финансовые ресурсы на сохранении здоровья и благополучия людей, улучшении комфортной и безопасной среды для их жизни; укреплении и улучшении качества здравоохранения и, как следствие, увеличении продолжительности жизни. Приоритетное финансирование национальных проектов в сфере национальной экономики направлено на поддержку малого и среднего предпринимательства, сохранение конкурентоспособного экспортно-ориентированного сегмента в сельском хозяйстве и сфере услуг.
Ключевыми задачами бюджетной и налоговой политики определены:
сохранение достигнутого уровня налогового потенциала и создание условий для дальнейшего роста налоговых и неналоговых доходов бюджета;
продолжение взаимодействия исполнительных органов Романовского района Алтайского края и органов местного самоуправления сельских поселений с главными администраторами налоговых и неналоговых доходов бюджета в целях улучшения качества администрирования доходов;
сохранение условий и поддержка реализации инвестиционных проектов;
безусловное исполнение принятых обязательств перед работниками бюджетной сферы, населением района, в том числе в части индексации оплаты труда и социальной поддержки отдельных категорий граждан, имеющих право на ее получение в соответствии с действующим законодательством;
повышение финансовой дисциплины органов местного самоуправления;
реализация программно-целевого принципа формирования местных бюджетов;
повышение качества взаимодействия между органами местного самоуправления как инструмента сохранения устойчивости и сбалансированности местных бюджетов в условиях изменения бюджетного законодательства;
поддержание объема муниципального долга края на экономически безопасном уровне и минимизация затрат на обслуживание долговых обязательств;
совершенствование действующей практики реализации проектов по развитию общественной инфраструктуры, направленной на увеличение привлеченных источников – средств местных бюджетов, бизнеса, населения;
соблюдение открытости и прозрачности бюджетного процесса, финансовой грамотности граждан, поддержки и развития общедоступных информационно-аналитических ресурсов.
Долгосрочное прогнозирование устойчивости и сбалансированности бюджетов в районе, определение финансовых возможностей для достижения целей развития района, оценка бюджетных рисков и своевременное принятие мер по их минимизации определяет основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики и основные параметры консолидированного бюджета Романовского района Алтайского края, а также предельные объемы расходов районного бюджета на финансовое обеспечение муниципальных программ Романовского района Алтайского края на период их реализации.
Мероприятия, направленные на увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета района, на бюджетную консолидацию, на устранение неэффективных налоговых расходов (льгот), пониженных ставок по налогам и неустановление расходных обязательств, не связанныхс решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления (кроме антисанкционных и мобилизационных мероприятий), продолжатся в рамках реализации распоряжения администрации Романовского района Алтайского края от 07.10.2019 № 480-р «Об утверждении Программы мероприятий по росту доходного потенциала и оптимизации расходов консолидированного бюджета Романовского района Алтайского края на 2019 – 2024 годы».
Основные направления налоговой политики
Романовского района Алтайского края на 2024 год
Основные направления налоговой политики Романовского района Алтайского края на 2024 год сформированы в соответствии с основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов. В основу налоговой политики положены стратегические цели развития страны и края, муниципалитетов концепции социально-экономического развития Романовского района Алтайского края.
Продолжается адаптация экономики к изменившимся внешним условиям, в том числе к введенным санкциям, и переход к новой модели экономического роста. На позитивный характер формирующихся тенденций решающее влияние оказывает реализация на государственном уровне комплекса мер, направленных на обеспечение национальных интересов Российской Федерации, включая поддержку экономики и социальной сферы.
В перспективе будет продолжена работа по укреплению и развитию налогового потенциала бюджета района за счет наращивания стабильных доходных источников и мобилизации в бюджет имеющихся резервов с учетом изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации, исполнению утвержденного плана мероприятий по росту доходного потенциала и по оптимизации расходов консолидированного бюджета Романовского района Алтайского края.
В налоговой политике учтены следующие изменения федерального и регионального законодательства:
установление коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда в Алтайском крае, для исчисления и уплаты иностранными гражданами налога на доходы физических лиц на 2024 год в размере 2,10;
увеличение с 2024 года размеров социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц: максимальный размер суммы расходов на обучение ребенка (подопечного), уменьшающего налогооблагаемый доход увеличен до 110 тыс. руб. (действующий размер вычета - 50 тыс. рублей), максимальный размер расходов на собственное обучение, медицинские услуги, физкультурно-оздоровительные услуги, оплату лекарственных препаратов – до 150 тыс. рублей (действующий размер вычета - 120 тыс. рублей) и упрощение порядка их предоставления;
корректировка с 2024 года в части патентной системы налогообложения размера потенциально возможного годового дохода, изменение физического показателя по отдельным видам деятельности, изменение структуры внутри групп муниципальных образований, ежегодная индексация нарастающим итогом на коэффициент–дефлятор, установление потенциально возможного годового дохода в зависимости от количества наемных работников;
продление до 01.01.2025 срока действия на территории Алтайского края ставки 0% для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной и (или) патентной системы налогообложения и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению («налоговые каникулы») и расширение видов деятельности;
введение с 01.01.2024 до 31.12.2029 моратория на включение в ежегодно утверждаемый Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, объектов культурного наследия регионального значения, по которым после 31.12.2022 выдан акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Основные направления бюджетной политики Романовского района Алтайского края на 2024 год
Сформированная бюджетная политика сохраняет социальную преемственность политики предыдущего планового периода с учетом новых экономических условий, складывающихся на фоне ситуации, вызванной внешним санкционным давлением, а также позволяет обеспечивать сбалансированное развитие на среднюю и долгосрочную перспективу.
Ее направленность на удержание достигнутых значений соотношения оплаты труда со среднемесячным доходом от трудовой деятельности с поэтапным достижением задач, обозначенных в Указах Президента Российской Федерации; безусловное выполнение всех социальных обязательств перед жителями Романовского района Алтайского края; обеспечение реализации мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Романовского района Алтайского края позволит обеспечить сбалансированное развитие Романовского района на среднюю и долгосрочную перспективу.
В действующих условиях новую значимость приобретают сохранение и укрепление важнейших условий сбалансированности бюджетов всех уровней – соответствие бюджетных расходов реально прогнозируемым поступлениям, эффективность использования бюджетных средств, главным образом предоставляемых из федерального и краевого бюджетов на возвратной основе, внедрение в организацию бюджетного процесса перспективных мер и подходов для достижения национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года, инструментом реализации которых являются региональные и муниципальные проекты.
В части формирования и исполнения бюджета
Предусмотренные бюджетные ассигнования районного бюджета в приоритетном порядке направлены на реализацию задач, поставленных Президентом Российской Федерации, региональных и муниципальных проектов, что позволяет создать условия для качественного роста экономики района в целом, роста доходов граждан; обеспечить увеличение продолжительности здоровой жизни и повышение качества здравоохранения; способствовать развитию малого и среднего предпринимательства, созданию конкурентоспособного экспортно-ориентированного сегмента в базовых отраслях промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг, повышению производительности труда.
В части повышения эффективности бюджетных средств
В целях необходимости достижения национальных целей развития, определенных в документах стратегического планирования, сохраняет актуальность реализация мер эффективного использования бюджетных средств. Важным аспектом при исполнении бюджета является обеспечение ритмичного финансирования расходных обязательств и своевременное освоение средств.
В 2024 году исполнение отдельных функций финансовых органов муниципальных образований, продолжит осуществляться в условиях реализации Федерального закона от 27.12.2019 № 479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей».
Продолжится работа по своевременному и в полном объеме исполнению расходных обязательств, недопущению принятия необеспеченных расходных обязательств, исключению необоснованного роста задолженности по платежам в бюджет и просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе незавершенного строительства.
Мероприятия в части инвентаризации установленных расходных полномочий органов местного самоуправления Романовского района направлены на недопущение принятия новых расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления Романовского района (кроме антисанкционных и мобилизационных мероприятий). Последовательный анализ структуры расходных полномочий, мониторинг реализации муниципальных программ на предмет их вклада в достижение национальных целей становится обязательным условием при планировании объемов расходных обязательств на 2024 год.
В части оплаты труда
При формировании проекта бюджета будет предусмотрена индексация заработной платы:
отдельных категорий работников, подпадающих под действие указов Президента Российской Федерации – на 9,8 процентов с 1 января 2024 года;
работников бюджетного сектора экономики Романовского района, на которых не распространяется действие указов, - 4,5 процента с 1 октября 2024 года.
Минимальный размер оплаты труда с 1 января 2024 года увеличится на 18,5 процента и составит 19242 рубля.
В части расходов в сфере образования
В 2024 году на территории Романовского района продолжится реализация мероприятий национального проекта «Образование». Ключевые ориентиры развития образования направлены на обновление материально-технической базы школ, создание и обеспечение функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в школах, оснащение муниципальных общеобразовательных организаций государственными символами.
В целях сохранения мер социальной поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2024 году предусмотрена субсидия на организацию питания указанной категории обучающихся с учетом индексации на 4,5 процента.
В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 20 апреля 2022 года № Пр-1117 на 2024 год предусмотрены средства краевого бюджета на обеспечение деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях.
В 2024 году будет продолжена работа по исполнению поручения Президента Российской Федерации от 15.07.2021 № Пр-1249 по капитальному ремонту зданий общеобразовательных организаций в рамках мероприятий по модернизации школьных систем образования.
В части расходов на физическую культуру и спорт
В 2024 году бюджетная политика в сфере физической культуры и спорта направлена на создание условий для укрепления здоровья населения Романовского района Алтайского края путем развития инфраструктуры спорта, приобщения различных слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений).
Кроме того, будет предоставлена субсидия на обеспечение уровня финансирования муниципальных организаций, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки.
В части расходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства и дорожного фонда
Продолжится реализация мероприятий по обеспечению расчетов за топливно-энергетические ресурсы, потребляемые муниципальными учреждениями, капитальному ремонту объектов теплоснабжения района, направленных на повышение энергетической эффективности, надежности теплоснабжения и снижения себестоимости тепловой энергии, а также мероприятий, направленных на обеспечение стабильного водоснабжения населения Романовского района.
Расходы дорожного хозяйства района, как и в предыдущие годы, будут осуществляться в том числе за счет средств дорожного фонда Романовского района Алтайского края.
Дефицит районного бюджета и источники его финансирования
Дефицит районного бюджета на 2024 год не превышает уровня, установленного статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В части межбюджетных отношений
Приоритетом межбюджетного регулирования остается обеспечение сбалансированности бюджетов сельсоветов. Количество местных бюджетов составляет 12. В целях обеспечения стабильного функционирования бюджетной системы Романовского района Алтайского края в 2024 году, будет продолжена бюджетная политика, направленная на сохранение устойчивости и сбалансированности местных бюджетов, а также на повышение качества управления муниципальными финансами.
В рамках осуществления межбюджетного регулирования и оказания финансовой поддержки наименее обеспеченным муниципальным образованиям предусматривается:
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2024 год;
- установление предельного уровня софинансирования расходных обязательств муниципальных образований из районного бюджета исходя из расчетного уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
- регулярный мониторинг сбалансированности местных бюджетов с низким уровнем расчетной бюджетной обеспеченности с целью оказания необходимой финансовой поддержки.
В 2024 году сохраняются все виды финансовой помощи муниципальным образованиям на исполнение местных полномочий.
Инициативное бюджетирование
Проект поддержки местных инициатив, действующий в Алтайском крае с 2017 года, является наиболее распространенной практикой инициативного бюджетирования в России.
Главная цель Проекта – вовлечение граждан в решение вопросов местного значения, в развитие общественной инфраструктуры своей территории и повышение эффективности расходования бюджетных средств.
Максимальный размер субсидии на реализацию одного инициативного проекта составляет 1,3 млн. рублей, для проектов общерайонного (общеокружного) значения, результатами которых будут пользоваться жители двух и более населенных пунктов, – 1,5 млн. рублей.
Реализация Проекта поддержки местных инициатив в Романовском районе будет продолжена в 2024 году.
Основная задача – максимальное вовлечение муниципальных образований в Проект поддержки местных инициатив.
Взаимодействие с органами местного самоуправления продолжится на основе заключения соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов
Обеспечение устойчивости местных бюджетов, усиление ответственности органов местного самоуправления при организации бюджетного процесса, использовании предоставляемых межбюджетных трансфертов продолжится посредством заключения соглашений с органами местного самоуправления о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов и осуществлению контроля за их исполнением. Формирование основных параметров районного бюджета на основе обозначенных подходов позволит обеспечить стабильное функционирование бюджетной системы Романовского района, устойчивое развитие и достижение целей и задач, обозначенных в документах стратегического планирования.