РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ РОМАНОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
24.10.2024 с. Романово № 316
Об основных направлениях
бюджетной и налоговой политики
консолидированного бюджета
Романовского района на 2025 г.
Руководствуясь ст.ст. 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования Романовский район Алтайского края, ст.ст. 2, 12 «Положения о бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании Романовский район Алтайского края», п о с т а н о в л я ю:
- Утвердить основные направления налоговой и бюджетной политики консолидированного бюджета Романовского района на 2025 г.
- Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2025 г.
- Признать утратившим силу постановление администрации Романовского района от 13 ноября 2023 года № 376 «Об основных направлениях налоговой и бюджетной политики консолидированного бюджета Романовского района на 2024 г»
- Разместить данное постановление на официальном сайте сети Интернет Администрации Романовского района Алтайского края.
- Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой
Глава района А.Н. Науменко
Исп.
Костенко Ирина Валерьевна
83856122346
УТВЕРЖДЕНО
постановлением администрации
Романовского района
от 24.10.2024 года № 316
Основные направления налоговой и бюджетной политики
консолидированного бюджета Романовского района на 2025 г
Основные направления бюджетной и налоговой политики Романовского района Алтайского края на 2025 год сформированы в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29.02.2024, перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления.
Целями бюджетной и налоговой политики обозначены: реализация задач, поставленных Президентом Российской Федерации; безусловное достижение установленных целевых показателей, определенных региональными и муниципальными проектами и программами; реализация мероприятий, утвержденных индивидуальной программой социально-экономического развития Романовского района Алтайского края, способствующих повышению уровня и качества жизни населения, поддержке реального сектора экономики края, стимулированию инвестиционной активности, обеспечению устойчивого развития бюджетной системы.
Параметры районного бюджета на 2025 год, а также параметры среднесрочного финансового плана до 2027 года определены с учетом выполнения задач, поставленных Президентом Российской Федерации, достижения национальных целей развития, выполнения результатов муниципальных программ. Это позволит сосредоточить финансовые ресурсы на сохранении здоровья и благополучия людей, улучшении комфортной и безопасной среды для их жизни; укреплении и улучшении качества здравоохранения и, как следствие, увеличении продолжительности жизни. Приоритетное финансирование национальных проектов в сфере национальной экономики направлено на поддержку малого и среднего предпринимательства, сохранение конкурентоспособного экспортно-ориентированного сегмента в сельском хозяйстве и сфере услуг.
Ключевыми задачами бюджетной и налоговой политики определены:
сохранение достигнутого уровня налогового потенциала и создание условий для дальнейшего роста налоговых и неналоговых доходов бюджета;
продолжение взаимодействия исполнительных органов Романовского района Алтайского края и органов местного самоуправления сельских поселений с главными администраторами налоговых и неналоговых доходов бюджета в целях улучшения качества администрирования доходов;
сохранение условий и поддержка реализации инвестиционных проектов;
безусловное исполнение принятых обязательств перед работниками бюджетной сферы, населением района, в том числе в части индексации оплаты труда и социальной поддержки отдельных категорий граждан, имеющих право на ее получение в соответствии с действующим законодательством;
повышение финансовой дисциплины органов местного самоуправления;
повышение качества взаимодействия между органами исполнительной власти Романовского района Алтайского края и органами местного самоуправления сельскими поселениями, как инструмента сохранения устойчивости и сбалансированности местных бюджетов в условиях изменения бюджетного законодательства;
поддержание объема муниципального долга края на экономически безопасном уровне и минимизация затрат на обслуживание долговых обязательств;
совершенствование действующей практики реализации проектов по развитию общественной инфраструктуры, направленной на увеличение привлеченных источников – средств местных бюджетов, бизнеса, населения;
соблюдение открытости и прозрачности бюджетного процесса, финансовой грамотности граждан, поддержки и развития общедоступных информационно-аналитических ресурсов.
Долгосрочное прогнозирование устойчивости и сбалансированности бюджетов в районе, определение финансовых возможностей для достижения целей развития района, оценка бюджетных рисков и своевременное принятие мер по их минимизации определяет основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики и основные параметры консолидированного бюджета Романовского района Алтайского края, а также предельные объемы расходов районного бюджета на финансовое обеспечение муниципальных программ Романовского района Алтайского края на период их реализации.
Продолжится реализация мероприятий, направленных на увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета района,
на бюджетную консолидацию, на устранение неэффективных налоговых расходов (льгот), пониженных ставок по налогам и неустановление расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления (кроме антисанкционных и мобилизационных мероприятий).
Основные направления налоговой политики
Романовского района Алтайского края на 2025 год
Основные направления налоговой политики Романовского района Алтайского края на 2025 год сформированы в соответствии с основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов. В основу налоговой политики положены стратегические цели развития страны и края, муниципалитетов концепции социально-экономического развития Романовского района Алтайского края.
Налоговая политика направлена на пересмотр основных параметров налоговой системы и на увеличение доходов бюджетной системы Российской Федерации для решения масштабных общенациональных задач в социальной и в экономической сферах.
В перспективе будет продолжена работа по укреплению и развитию налогового потенциала бюджета района за счет наращивания стабильных доходных источников и мобилизации в бюджет имеющихся резервов с учетом изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации.
В налоговой политике учтены следующие изменения федерального и федерального бюджета, что позволит с 1 января 2025 года отказаться
от курсовых экспортных пошлин;
увеличение с 1,5 до 2 повышающего коэффициента по расходам
на НИОКР при исчислении налога на прибыль;
увеличение с 2,10 до 2,30 регионального коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Алтайского края, для исчисления размера фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц, рост к 2024 году – 109%;
введение многоступенчатой прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц в зависимости от величины дохода, и как следствие внесение изменений в закон Алтайского края от 31.08.2005 № 62-ЗС «О нормативах отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и неналоговых доходов». Вместо двух появляется пять градаций годового дохода и пять ставок. Налоговые базы в отношении отдельных доходов (от продажи имущества, дивидендов, участников СВО и т.д.) определяются отдельно, и для них остается двухступенчатая шкала налогообложения;
увеличение стандартных вычетов по налогу на доходы физических лиц на второго и третьего ребенка – с 1400 до 2800 рублей и с 3000 до 6000 рублей соответственно и увеличение совокупного дохода для применения вычетов с 350 тыс. рублей до 450 тыс. рублей;
введение вычета в размере 18 тыс. рублей за налоговый период для лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) комплекса «Готов к труду
и обороне», и награжденных знаком отличия (подтвердивших полученный знак отличия). Указанный вычет предоставляется за налоговый период,
в котором произошло награждение соответствующим знаком отличия или его подтверждение, при условии прохождения налогоплательщиком диспансеризации в соответствующем календарном году;
установление ежегодной выплаты «кешбэк» работающим родителям, имеющих двух и более детей, в целях компенсации части уплаченного налога на доходы физических лиц (ежегодная выплата выплачивается в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации; определяется как разница между налогом, уплаченным за налоговый период, и налогом, рассчитанным по ставке 6%). Выплата будет осуществляться Социальным фондом России за счет средств федерального бюджета;
индексация ставок по всем видам подакцизной продукции
на 2025-2027 годы;
увеличение максимальных порогов для использования специального налогового режима упрощенная система налогообложения: численность сотрудников с 100 до 130 человек, годовой доход c 200 до 450 млн. рублей, остаточная стоимость основных средств с 150 до 200 млн. рублей;
признание налогоплательщиков с годовым доходом более 60 млн. рублей, применяющих упрощенную систему налогообложения, плательщиками НДС. При этом налогоплательщику предоставляется альтернатива: выбрать общий режим (обычные ставки НДС со всеми вычетами) или вариант без права на вычеты (ставку НДС 5% при доходах от 60 млн. до 250 млн. рублей в год и 7% при доходах от 250 млн. до 450 млн. рублей в год);
отмена повышенных ставок упрощенной системы налогообложения:
8% - для объекта «доходы» и 20% - для объекта «доходы минус расходы» (останутся 2 базовые ставки: 6% и 15%);
перенос срока уплаты по патентной системе налогообложения
на 28 декабря, в случае если срок окончания действия патента приходится
на 31 декабря;
расширение полномочия субъектов Российской Федерации, в том числе муниципальных образований по установлению более высоких налоговых ставок имущественных налогов в отношении дорогостоящего имущества. Так, в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, и кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, налоговая ставка по налогу на имущество организаций может быть повышена до 2,5 %;
увеличение размера государственной пошлины для физических
и юридических лиц в отношении дорогостоящих объектов недвижимости
и переход на уплату государственной пошлины за регистрацию прав собственности на недвижимое имущество (включая землю)
от фиксированного размера к проценту от цены сделки.
С 1 января 2025 года вводится новый туристический налог, который заменит курортный сбор, эксперимент по которому завершается в 2024 году. Органы местного самоуправления наделены правом по его введению
и установке на своих территориях нормативно-правовыми актами представительных органов соответствующих муниципальных образований. Налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих размеров ставок, определённых Налоговым кодексом Российской Федерации
(на 2025 год – в размерах, не превышающих 1%, на 2026 год – 2%, на 2027 год – 3%, на 2028 год – 4%, начиная с 2029 года – 5% от налоговой базы,
но не менее 100 рублей за сутки проживания).
Основные направления бюджетной политики Романовского района Алтайского края на 2025 год
Сформированная бюджетная политика сохраняет социальную преемственность политики предыдущего планового периода с учетом изменившихся экономических условий, складывающихся на фоне ситуации, вызванной внешним санкционным ограничением.
Ее направленность на достижение установленных значений соотношения оплаты труда со среднемесячным доходом от трудовой деятельности с поэтапным достижением задач, обозначенных в Указах Президента Российской Федерации; безусловное выполнение всех социальных обязательств перед жителями Романовского района Алтайского края; обеспечение реализации мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Романовского района Алтайского края на 2025-2030 годы позволит обеспечить сбалансированное развитие района на среднюю и долгосрочную перспективу.
В действующих условиях новую значимость приобретают сохранение
и укрепление важнейших условий сбалансированности бюджетов всех уровней – соответствие бюджетных расходов реально прогнозируемым поступлениям, эффективность использования бюджетных средств, главным образом предоставляемых из федерального и краевого бюджетов на возвратной основе, внедрение в организацию бюджетного процесса перспективных мер и подходов для достижения национальных целей развития Романовского района до 2030 года и на перспективу до 2036 года, инструментом реализации которых являются муниципальные проекты.
В части формирования и исполнения бюджета
Предусмотренные бюджетные ассигнования районного бюджета в приоритетном порядке направлены на реализацию задач, поставленных Президентом Российской Федерации, региональных и муниципальных проектов, что позволяет создать условия для качественного роста экономики района в целом, роста доходов граждан; обеспечить увеличение продолжительности здоровой жизни и повышение качества здравоохранения; способствовать развитию малого и среднего предпринимательства, созданию конкурентоспособного экспортно-ориентированного сегмента в базовых отраслях промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг, повышению производительности труда.
В части повышения эффективности бюджетных средств
В целях необходимости достижения национальных целей развития, определенных в документах стратегического планирования, сохраняет актуальность реализация мер эффективного использования бюджетных средств. Важным аспектом при исполнении бюджета является обеспечение ритмичного финансирования расходных обязательств и своевременное освоение средств.
Продолжится работа по своевременному и в полном объеме исполнению расходных обязательств, недопущению принятия необеспеченных расходных обязательств, исключению необоснованного роста задолженности по платежам в бюджет и просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе незавершенного строительства.
Мероприятия в части инвентаризации установленных расходных полномочий органов местного самоуправления Романовского района направлены на недопущение принятия новых расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления Романовского района (кроме антисанкционных и мобилизационных мероприятий). Последовательный анализ структуры расходных полномочий, мониторинг реализации муниципальных программ на предмет их вклада в достижение национальных целей становится обязательным условием при планировании объемов расходных обязательств на 2025 год.
В части оплаты труда
При формировании проекта бюджета будет предусмотрена индексация заработной платы:
отдельных категорий работников, подпадающих под действие указов Президента Российской Федерации – на 13,2 процента с 1 января 2025 года;
работников бюджетного сектора экономики Алтайского края,
на которых не распространяется действие указов, - 4,5 процента с 1 октября 2025 года.
Минимальный размер оплаты труда с 1 января 2025 года увеличится
на 16,6 процента и составит 22440 рублей.
В части расходов в сфере образования
Проект бюджета на 2025 год сформирован с учетом приоритетных направлений развития региональных систем образования до 2030 года, определенных Минпросвещения России. Ключевые ориентиры развития образования направлены на обновление материально-технической базы школ, создание условий для развития математического и естественно-научного образования, профильного образования, обновление школьных спортивных клубов, театров, музеев, поддержка и развитие ранее созданных образовательных центров «Точка роста», «Кванториум», IT-куб, обеспечение общеобразовательных организаций учебниками, повышение квалификации педагогических работников.
В целях сохранения мер социальной поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2025 году муниципальным образованиям предусмотрена субсидия на организацию питания указанной категории обучающихся с учетом индексации на 4,5 процента.
В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 20 апреля 2022 года № Пр-1117 на 2025 год предусмотрены средства краевого бюджета на обеспечение деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в образовательных организациях.
В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 30 марта 2024 года № Пр-616 в 2025-2027 годах планируется продолжить предоставление выплат увеличенного ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство и кураторство педагогическим работникам образовательных организаций, расположенных в населенных пунктах с населением менее 100 тыс. человек, а также ежемесячной выплаты советникам директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в государственных и муниципальных общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях.
Кроме того, в соответствии с условиями, предусмотренными в рамках соглашения между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Алтайского края, в 2025 году продолжится работа по обеспечению антитеррористической защищенности общеобразовательных организаций, капитально отремонтированных в рамках регионального проекта «Модернизация школьных систем образования Алтайского края».
В части расходов на физическую культуру и спорт
В 2025 году бюджетная политика в сфере физической культуры и спорта направлена на создание условий для укрепления здоровья населения Романовского района Алтайского края путем развития инфраструктуры спорта, приобщения различных слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений).
Кроме того, будет предоставлена субсидия на обеспечение уровня финансирования муниципальных организаций, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки.
В части расходов в сфере жилищно-коммунального хозяйства и дорожного фонда
Продолжится реализация мероприятий по обеспечению расчетов за топливно-энергетические ресурсы, потребляемые муниципальными учреждениями, капитальному ремонту объектов теплоснабжения района, направленных на повышение энергетической эффективности, надежности теплоснабжения и снижения себестоимости тепловой энергии, а также мероприятий, направленных на обеспечение стабильного водоснабжения населения Романовского района.
Расходы дорожного хозяйства района, как и в предыдущие годы, будут осуществляться в том числе за счет средств дорожного фонда Романовского района Алтайского края.
Дефицит районного бюджета и источники его финансирования
Дефицит районного бюджета на 2025 год не превышает уровня, установленного статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В части межбюджетных отношений
Количество бюджетов муниципального образования Романовский район Алтайского составило 13, в том числе 12 сельских поселений.
Приоритетом межбюджетного регулирования остается обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований и повышение качества управления муниципальными финансами.
В рамках осуществления межбюджетного регулирования при распределении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности:
с 2024 года применяется средняя численность постоянного населения муниципальных образований Алтайского края за 3 последних отчетных года (в связи со значительным изменением численности по итогам Всероссийской переписи населения на 1 янв.2023 года).
с 2025 года в целях расчета бюджетной обеспеченности муниципальных образований в доходном потенциале не учитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду (в связи со значительной неравномерностью поступлений и их «целевого» характера).
В 2025 году сохраняются все виды финансовой помощи муниципальным образованиям на исполнение местных полномочий.
Инициативное бюджетирование
Проект поддержки местных инициатив, действующий в Алтайском крае с 2017 года, является наиболее распространенной практикой инициативного бюджетирования в России.
Главная цель Проекта – вовлечение граждан в решение вопросов местного значения, в развитие общественной инфраструктуры своей территории и повышение эффективности расходования бюджетных средств.
Реализация Проекта поддержки местных инициатив в районе будет продолжена в 2025 году.
Основная задача – максимальное вовлечение муниципальных образований в Проект поддержки местных инициатив.
Взаимодействие с органами местного самоуправления продолжится на основе заключения соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов
Важным инструментом взаимодействия с органами местного самоуправления является заключение соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов.
Выполнение обязательств, предусмотренных соглашением, позволяет своевременно и в полном объеме обеспечивать исполнение органами местного самоуправления своих полномочий, сохранение и укрепление доходной базы муниципальных образований, безопасный уровень долговой нагрузки на бюджеты муниципальных образований, оптимизацию бюджетных расходов с учетом поиска имеющихся резервов.
Усиление контроля за надлежащим исполнением принятых расходных обязательств направлено на повышение финансовой дисциплины
и эффективности использования бюджетных средств. Перечень мероприятий, предусмотренный «дорожными картами» муниципальных образований, предусматривает сокращение дебиторской задолженности, просроченной кредиторской задолженности муниципальными учреждениями и органами местного самоуправления Алтайского края.
Выполнение закрепленных за муниципальными образованиями обязательств также учитывается при распределении дополнительной финансовой помощи стимулирующего характера, оценке качества управления муниципальными финансами.
Формирование основных параметров районного бюджета на основе обозначенных подходов позволит обеспечить стабильное функционирование бюджетной системы района, стимулирование инфраструктурного развития, эффективное участие района в реализации национальных целей развития.