« НазадДоклад 2009 год 23.09.2018 01:35Уважаемые учителя, воспитатели, приглашенные! В истекшем году цели и задачи деятельности комитета по образованию, коллективов образовательных учреждений определились приоритетным национальным проектом «Образование», комплексной программой социально-экономического развития района, комплексным проектом модернизации образования и целевыми программами, реализуемыми в сфере образования района. Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности. Понимание образования как главной составляющей «Экономики знаний», основы успешной социализации каждого члена общества, его конкурентоспособности на рынке труда, определило характер задач, решаемых в 2009 году в системе образования района: а) внедрение новых экономических механизмов в работу образовательных учреждений; б) формирование региональной системы оценки качества образования; в) развитие образовательной сети; г) расширение доступа к дошкольному образованию; д) обеспечение доступности и равных возможностей получения качественного общего образования независимо от места жительства; ж) обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации; з) совершенствование системы выявления и оказания эффективной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в защите своих прав; к) обеспечение содержательной внеурочной занятости детей, подростков, молодежи. Механизмом достижения вышеуказанных целей является комплекс целевых программ и проектов, таких как: 1. Приоритетный национальный проект «Образование». 2. «Комплексный проект модернизации образования на 2008-2009гг». 3. «Развитие образования в Романовском районе на 2008-2010гг». 4. «Дети Алтая» на 2007-2010гг».
5. «Модернизация технологического оборудования школьных столовых в Алтайском крае на 2008-2010 годы» и др.
Дошкольное образование
Дошкольное детство – это основа формирования базовой культуры личности. Именно в общении со взрослыми и сверстниками, в играх у ребенка формируются необходимые учебные качества. Поэтому в условиях развития современного общества одна из первостепенных задач – сохранение и развитие системы дошкольного образования, обеспечение его доступности для детей из разных слоев населения. В настоящее время в районе функционирует 8 дошкольных учреждений, которые посещают 378 детей. В 5 школах и детско-юношеском центре открыты группы предшкольной подготовки, которые охватывают ещё 74 ребенка. Вместе с тем необходимо отметить, что очередность на получение места в дошкольном образовательном учреждении составляет 106. Основное количество неудовлетворенных родителей в с. Романово (86). В районе отработан механизм выплаты компенсации части родительской платы, взимаемой с родителей за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования. На сегодняшний день указанную компенсацию получают 378 родителей: из них в размере 20% 231, в размере 50% 126и в размере 70% 21 родитель. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ. Это использование новых программ и технологий, методов и форм работы и обязательный мониторинг результатов работы коллектива и всех сторон деятельности ДОУ. То есть современная образовательная среда требует от педагога иной профессиональной компетентности. Признавая, что решение проблем поддержки материнства и детства, семьи на современном этапе развития нашего общества разрешить без системы дошкольного образования невозможно, считаем, что для повышения качества дошкольного образования, его востребованности семьей и обществом, обеспечение прав и равных возможностей детей на дошкольное образование в 2010 году будет продолжена работа по следующим направлениям: - увеличение охвата детей предшкольного возраста услугами дошкольного образования; - укрепление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений; - реализация мер социальной поддержки граждан, воспитывающих детей дошкольного возраста; - содействие развитию кадрового потенциала системы дошкольного образования; - подготовка к переходу на новую систему оплаты труда в дошкольных образовательных учреждениях. Общее образование 2009 год – это второй год реализации комплексного проекта модернизации образования. С 1 января 2009г наш район перешел на новую систему оплату труда. На реализацию КПМО выделено в 2008г 2.274 тыс. рублей, в 2009 году 2.052 тыс. руб. Заложены основы формирования региональной системы оценки качества образования, позволяющей предоставить региональному сообществу объективную, достоверную и надежную информацию о состоянии и развитии системы образования на всех уровнях, о качестве образовательных услуг, их соответствии государственным образовательным стандартам и социальным запросам. Основной целью развития системы общего образования в 2009г было обеспечение прав граждан на получение доступного качественного общего образования. На начало учебного 2008 года в школах района было сформировано 136 классов. Практически во всех школах, кроме Романовской, Сидоровской, Закладинской, Тамбовской и Романовской ООШ школах в начальном звене произошло слияние в классы комплекты. Средняя наполняемость классов составила 10,5 учащихся. Начали учебный год 1482 учащихся, на конец года их стало 1425. Сеть образовательных учреждений сохранена. Первомайская НОШ с 1 сентября будет считаться филиалом Тамбовской СОШ. Для оказания практической помощи учащимся, слабомотивированными на учебу, в 6 школах, работали группы продленного дня с охватом 130 человек, в основном – это дети из неблагополучных и малообеспеченных семей. Учебно-консультационный пункт обучения молодежи работал при Романовской СОШ. На 1 сентября в них зачислено было 19 учащихся, аттестаты о среднем образовании получили 4, об основном 10, переведены в следующий класс - 5. В этом году по решению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав выведено из состава 3 школьника. Основная причина выбытия из школы – педагогическая запущенность и потеря интереса к учению, неспособность учащихся усвоить программу общеобразовательной школы. Обучение детей с 1 по 11 класс не всегда предусматривает возможность изменения учеником образовательной траектории. В рамках школ возможность выбора индивидуальной программы реализуется при индивидуальном обучении по медицинским показателям. В прошедшем учебном году, согласно заключению органов здравоохранения, на дому обучалось 22 школьника, из них 15 дети-инвалиды, 18 по программам 7 и 8 видов. Ежегодно проводится работа по выявлению детей, подлежащих обследованию на медико-педагогической комиссии. В 2008-2009 году таких детей обследовано 6. Из всего этого цифрового анализа следует, что контингент обучающихся стабилен, движение учащихся в большинстве своем происходит по объективным причинам и не вносит дестабилизацию в процессе развития образовательных учреждений района. Результативность задач по реализации учащимися района действующих требований государственного образовательного стандарта определяется качеством обученности. За последние 3 года качество успеваемости по району выросло с 47,3% до 49,3%. На конец года 630 учащихся успешно закончили учебный год, из них 94 отличника. Высокий показатель качества имеют коллективы Гилево-Логовской, Романовской, Дубровинской, Тамбовской, Закладинской средних школ. Со 100% успеваемостью сработали коллективы Закладинской, Дубровинской, Тамбовской средней, Казанцевской, Грано-Маяковской основных школ. Процент успеваемости по району составил 98,9%, что на 0,5% выше прошлогоднего. Из представленных данных видна динамика роста качества обученности. Между тем в большинстве школ не просматривается система работы с резервом хорошистов: не определены причины окончания учебного года с одной отметкой «3» по каждому ученику, не выделяются часы для индивидуальной работы с этими школьниками, не анализируется работа классного руководителя в результативном решении этого вопроса. Программу не усвоили 20 учащихся. Самый низкий показатель успеваемости имеет Рассветовская школа- 88%, ощутимый спад в этом направлении допущен коллективом Романовской СШ. На основании результатов педагогического мониторинга выявлены возможности повышения качества образования через: - совершенствование структуры содержания; - разработку интегрированных курсов; - использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения; - использование ИКТ в учебном процессе. Одним из главных показателей работы ОУ являются результаты итоговой аттестации выпускников. На конец учебного года в 9-х классах обучалось 155 учеников, 1 школьник не был допущен к экзаменам (Романовская СОШ). 94,8% девятиклассника получили документ об окончании П ступени, что на 4% ниже прошлого уровня. В этом году итоговая аттестация девятиклассников по русскому языку и математике проходила в новой форме, приближенной к форме ЕГЭ. На итоговой аттестации по алгебре оценку «2» получили 42 школьника, практически каждый третий. По русскому языку таких учащихся 18. Оценку «4» и «5» по алгебре получил 61 выпускник, по русскому 75, процент качества по району по результатам ГИА составил по алгебре 40%, по русскому языку – 49%. Порадовали результаты экзаменов учащиеся Гуселетовской, Гилево-Логовской, Сидоровской средних, Романовской, Казанцевской, Грано-Маяковской основных школ – по алгебре, по русскому языку учащиеся Гилево-Логовской, Тамбовской, Дубровинской, Гуселетовской, Бурановской средних, Романовской, Казанцевской, Грано-Маяковской основных школ. Печально то, что при повторной пересдаче экзаменов, в ОУ произошли «завалы», в результате чего 8 девятиклассников оставлены на повторный курс обучения (Романовская, Тамбовская средние, Рассветовская основная школы). В Рассветовской ООШ девятиклассник допустил «завалы» по 3 общеобразовательным предметам. С 1 января 2009 года завершили переходный период, определенный при введении ЕГЭ Федеральным Законом № 17-ФЗ. В этом году ЕГЭ является основной формой государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы и вошел в работу «штатного» режима.
81 выпускник (из них один обучался заочно) получили аттестат о полном среднем образовании. Это хороший показатель. Из обязательных предметов (математика и русский язык) установленный порог не преодолела одна выпускница Закладинской СОШ, но вторая попытка для неё стала удачной. Из предметов по выбору выпускники предпочтение отдали обществознанию (39), биологии (28), истории (21). Совсем не востребованы нашими одиннадцатиклассниками информатика, иностранные языки, одна ученица Романовской СОШ сдавала литературу. Из всех выпускников не преодолел порог по обществознанию 1 выпускник Майской СОШ, биологии Романовской СОШ. Следует отметить, что 8 выпускников окончили среднюю школу с золотой и серебряной медалью (3 золотых и 5 серебряных). В вузы поступили 46 (57,5%), из них 27 (58,6%) на бюджетной основе. Сузы 30 (37,5%), из них 17 (56,6%) на бюджетной основе. ПУ-2 ребенка 2 молодых человека готовят себя к службе в армии. Девятиклассники распределились следующим образом: в 10 кл – 83 чел; Сузы – 29; ПУ-33, из них 21 (63,3%) в наше ПУ-76. Анализы результатов экзаменов должны послужить серъезным разговором в педагогических коллективах для принятия целенаправленных управленческих процедур: ЕГЭ дает возможность сравнения образовательных результатов разных школ. Эта оценка важна не только для государства, но и для самой школы, чтобы она могла наметить программу действий по своему развитию, получить ответы на вопросы: Какие результаты достигнуты? Насколько они значимы? В какой мере плановые мероприятия обеспечили достижения данных результатов? Насколько успешно была управленческая деятельность? Какие меры надо принять по результатам контроля, в том числе по стабилизации ситуации (если в этом есть необходимость). В последние годы педагогические коллективы стали больше внимания уделять развитию одаренных детей. В этом году в районной олимпиаде школьники приняли активное участие. Наиболее успешно выступили команды Романовской СОШ (10 призовых мест), Гуселетовской (6 мест), Тамбовской, Гилево-Логовской, Сидоровской по 4 призовых места, Дубровинской – 3 места. Алексенцева Алина, занявшая 1 место в олимпиаде по географии, прошла отборочный заочный тур и приняла участие в краевой олимпиаде по географии.
Выявить одаренных учащихся, их самореализацию и самоутверждение помогает интеллектуальный марафон, который стал уже традицией, в этом году он прошел под знаком «Одиссея разума» среди учащихся 5-9 кл. Победителем стала команда Романовской СОШ. А в зональном этапе краевого конкурса приняли участие команда Романовской СОШ в старшей возрастной группе и команда ДЮЦ ( рук. Козлова Ольга Ивановна) в младшей возрастной группе, которая заняла 2 место, поэтому и приняла участие в краевом конкурсе «Одиссея разума». Также в этом году был проведен «Ученик года», в котором победил Воробьев Олег, учащийся Сидоровской СОШ. Все больше учащихся стали принимать участие в установочной сессии для одаренных детей и молодежи «Будущее Алтая». Учащиеся Романовской СОШ Алексенцева Алина (учитель Афанасьева Галина Николаевна), Криворученко Анастасия (учитель Меняйло Татьяна Александровна), Костенко Екатерина (учитель Савченко Наталья Павловна) дипломанты Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся «Первые шаги» 2009г. Алексенцева Алина лауреат II степени ХI международного конкурса научно-технических работ школьников «Старт в науку». Первое место заняла в краевой историко-краеведческой олимпиаде школьников Алтайского края Рябчинская Наталья (рук. Кривчик Юлия Васильевна). Второй год активное участие принимают учащиеся школ района в конкурсе «Русский медвежонок - языкознание для всех». Слащев Дмитрий (Романовская СОШ, учитель Шадринцева Ольга Викторовна) занял 1 место. Более 300-х сот учащихся приняли участие в международном математическом конкурсе «Кенгуру-2009». Учащиеся Закладинской и Романовской СОШ впервые участвовали в конкурсе «КИТ». Нужно отметить, что активизировалась работа учителей по участию учащихся во всевозможных заочных олимпиадах. Криворученко Анастасия (Романовская СОШ, учитель Меняйло Татьяна Александровна) финалист краевого конкурса учебно-исследовательских работ по русскому языку «Язык – всем знаниям и всей природе ключ». Рябчинская Наталья (Романовская СОШ, учитель Перепелица Галина Александровна) победитель в краевом конкурсе публицистических работ «Алтай глазами детей» в номинации «Моя семья живет на Алтае».
Милько Анастасия (Гуселетовская СОШ, учитель Дорошенко Любовь Михайловна) 2 место в окружном этапе эколого-биологической олимпиады и 3 место в краевой олимпиаде. Криворученко Анастасия 1 место, Рябчинская Наталья 3 место в краевом конкурсе исследовательских работ «Ступени» в номинации «Краеведение». Закладинская СОШ победила во Всероссийском конкурсе «Компьютерный всеобуч. Год семьи» и получила приз десять тысяч долларов на техническое оснащение школы. Группа школьников была приглашена в г. Москву на выставку «Инфоком – 2008». Никакое обучение невозможно, а тем более развитие, если нет здоровья. За последние годы увеличивается количество детей страдающих хроническими заболеваниями, причем есть дети, страдающие двумя и более заболеваниями. Процент нарушения состояния здоровья резко растет в начальной школе и повышается к окончанию школы. Увеличивается рост нарушения зрительного анализатора в этом году2008-2009- 146 детей. (в прошлом – 112), нарушение осанки в этом году-54; в в прошлом8 – 52 и т.д. Недостаточная сбалансированность управленческих решений в организации деятельности педагогических коллективов, невнимание педагогов к двигательной активности и физической культуре ребёнка, некоторая перегрузка учебным материалом, недостаточная компетенция учителей в вопросах физиологических особенностей развития ребенка – все эти нерешенные проблемы не дают пока должных результатов. Основной ориентир работы педагога – психолога – это выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности у него определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам. Профилактическая и коррекционно-развивающая работа предусматривала проведение бесед, лекций, тренингов. Инновационным в работе является метод «Мандалы», ориентированный на изучение личностного ресурса ребенка, развитие навыков общения, креативности, групповой сплоченности. Воспитание коммуникативной культуры, развитие социальной компетентности, снятие эмоционального напряжения, установление благоприятного психологического микроклимата осуществлялось через
реализацию следующих комплексных программ: «Птица радости», «Классная республика», «Навстречу», «Тропинка к своему Я» и т.д. Существенным направлением работы в рамках комитета по образованию в текущем учебном году являлась аккредитация общеобразовательных учреждений, в ходе которой педагогом-психологом проводился анализ удовлетворенности педагогов, родителей, учащихся их деятельностью. Психическое самочувствие и уровень удовлетворенности был изучен в следующих общеобразовательных учреждениях: Романовская СОШ (197 чел), Тамбовская СОШ (57), Сидоровская (71 чел), Казанцевская ООШ (25 чел), Грано-Маяковская ООШ (52 чел). Видеть будущее учебного учреждения – важнейшая творческая задача педагогических коллективов школ, решение которой зависит от инновационной, исследовательской работы, способности и возможности изменить структуру, статус и назначение школы. И президент Дмитрий Анатольевич Медведев отметил, что решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы и основной акцент сделал на развитии школьного образования, так как оно представляет собой один из определяющих этапов жизни человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны. В основу проекта «Наша новая школа» положены пять направлений государственной поддержки и развития школьного образования: - обновление образовательных стандартов общего образования; - создание современной школьной инфраструктуры; - обеспечение условий для развития здоровья детей; - создание системы поддержки талантливых детей; - развитие учительского потенциала. В части федеральных государственных образовательных стандартов общего образования необходимо в соответствии с нормами Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» ускорить разработку, утверждение и введение федеральных государственных стандартов общего образования и федеральных государственных требований к дошкольному и дополнительному образованию, разработку примерных основных образовательных программ, создание и обеспечение школ комплектами новых учебников, учебных пособий и методической литературы. Давно назрела необходимость законодательного регулирования вопросов создания, издания и обеспечения общеобразовательных учреждений и обучающихся базовой учебной литературой. Создание современной школьной инфраструктуры, обеспечение условий для укрепления здоровья детей, развитие учительского потенциала как направления в проекте «Наша новая школа» напрямую связаны с условиями реализации основных образовательных программ. Здесь речь идет о создании новых нормативов строительства типовых школьных зданий, оснащения учебных кабинетов и лабораторий, библиотек, обеспечения школьников качественным питанием и медицинским обслуживанием, наличия физкультурно-спортивных объектов, о новых принципах формирования учительских коллективов, новых требований к качеству учительского труда и социальной поддержки педагогов. Как следствие, всё это потребует соответствующего обновления условий лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и образовательной деятельности, аттестации педагогических работников, что должно найти отражение в соответствующих нормативных актах. Государственная поддержка талантливых детей и молодежи должна стать системной. Требуются дополнительные усилия по развитию традиций олимпиадного движения, творческих конкурсов, конференций и семинаров школьников, профильных предметных школ. Эти организационные формы поддержки молодых талантов должны быть поддержаны через обновление соответствующей нормативной базы, в том числе через расширения видов образовательных учреждений и организаций как общего, так и дополнительного образования детей. Здоровый образ жизни должен стать правилом для каждого обучающегося и педагога. Этому должно способствовать установление требований к условиям реализации образовательных программ в части организации качественного сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания, включая профилактику заболеваний и диспансеризацию, организацию оздоровительных и физкультурно-спортивных мероприятий для детей. Какие задачи стоят перед нами в новом учебном году? 1. Предусмотреть в своих бюджетах необходимые средства для софинансирования проекта «Наша новая школа». 2. При разработке и реализации региональных и школьных программ развития образования предусматривать необходимые меры и средства для развития школ и дошкольных учреждений в приоритетном порядке, в том числе для строительства соответствующих зданий с учетом новых норм проектирования и создания современной инфраструктуры. 3. Обеспечить в соответствии со своими полномочиями комплексное обновление учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений, в том числе по оснащению библиотек необходимыми комплектами учебников, учебными пособиями и методической литературой, оснащению предметными кабинетами и лабораториями, столовыми, медицинскими (что мы с вами уже начали делать), физкультурно-спортивными сооружениями. 4. Обеспечить организацию повышения квалификации и переподготовки педагогических работников по современным технологиям и методикам обучения и воспитания. 5. Активно использовать возможности сетевого взаимодействия образовательных учреждений по оказанию как основных, так и дополнительных образовательных услуг. 6. Принять меры по созданию необходимых условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Воспитание и дополнительное образование
Стратегической целью создания современной модели воспитания является повышение эффективности и качества воспитания учащихся, создание условий для формирования базовых социальных компетентностей современного молодого человека, системное управление процессами профилактики правонарушений и охраны здоровья школьников за счет внедрения современных педагогических, правовых, экономических подходов в области воспитания, дополнительного образования и охраны здоровья детей. Воспитательная работа в районе строилась на основе выполнения основных направлений «Программы развития воспитания в системе образования на 2006-2010гг», включающих гражданско-патриотическое, нравственное, профессионально-трудовое, художественно-эстетическое, экологическое, семейное воспитание, а так же воспитание культуры здоровья. На базе ОУ функционировало 102 кружка. В них занимались 1045 школьников (74% от общего количества учащихся). В 30 спортивных секциях занималось 531 человек, в двух и более кружках 1116. Практически во всех школах в проведении школьных мероприятий сотрудничают дети, родители, педагоги. Творчески с энтузиазмом работают классные руководители: Сидоренко Ольга Григорьевна, Герстнер Валентина Александровна, Бубенщикова Елена Ивановна, Мудрак Галина Алексеевна, Тищенко Наталья Ивановна, Дьячкова Татьяна Александровна, Мисева Алла Алексеевна. Киржанова Наталья Александровна, Скоснягина Наталья Николаевна, Тучина Зоя Михайловна, Жигомпар Долгоржаб Дашинимаевна, Хижин Владимир Ильич, Пиникинштейн Любовь Николаевна, Горелкина Наталья Александровна, Цыганенко Вера Ивановна, Дуденко Светлана Алексеевна. Умеют увидеть творческий потенциал каждого педагога зам. директоров по учебно-воспитательной работе Несина Валентина Ивановна, Головенко Елена Николаевна, Кондакова Антонина Павловна, Сазонова Светлана Ивановна. ОУ тесно сотрудничают с Центром культуры и досуга, инспекторами ГИБДД, школой искусств, центральной детской библиотекой, районным музеем, центрами немецкой культуры и занятости населения, управлением по социальной защите населения, здравоохранением, редакцией газеты «Горизонт». Такие районные мероприятия как военно-спортивная игра «Зарница», интеллектуальная игра «Одиссея разума», «День призывника», туристический слет, слет трудовых производственных бригад, «День защиты детей», месячник семьи, посвященные памяти В.М. Шукшина, конкурсы «Внимание – дети!», пожарной безопасности, слет отличников и хорошистов, подтвердили плодотворность этого сотрудничества. По плану спортивно – массовых мероприятий в районе проведены осенний кросс, соревнования по шашкам, шахматам, настольному теннису, баскетболу, волейболу, легкой атлетике. Активно во всех соревнованиях принимали участие ученики Романовской, Гилево-Логовской, Дубровинской, Тамбовской, Гуселетовской, Бурановской, Закладинской, Майской средних, Казанцевской, Грановской, Романовской основных школ. На решение вопросов организации качественного школьного питания направлены приоритетный национальный проект «Школьное питание» и ведомственная целевая программа «Модернизация технологического оборудования школьных столовых». В прошлом году модернизированы 2 столовые Романовская и Гуселетовская СОШ техническим оборудованием. В этом году будут обеспечены ещё 2 столовые Сидоровской и Тамбовской СОШ. Во всех школах организовано горячее питание. 100% охват питанием в Тамбовской, Гуселетовской СОШ, Казанцевской, Грано-Маяковской, Рассветовской основных и Первомайской НОШ. Стоимость питания на одного ребёнка в среднем составляет 10 рублей в день. Сравнительно низкая цена обедов достигается за счет того, что на пришкольных участках выращивают овощи. Ежемесячное финансирование на учебные расходы позволило снять такой острый вопрос, как снабжение пищеблоков моющими и дезсредствами. Выполняя постановление администрации Алтайского края № 377 от 08.09.2006, все школы неплохо сработали по составлению списков детей из семей, нуждающихся в социальной поддержке. Комитет по образованию держит этот вопрос на контроле и ежемесячно списки этих детей обновляются, на сегодня льготами пользуются 836 детей. В 2009-2010 году необходимо решить следующие задачи: В сфере управления качеством воспитания: - продолжить работу по укреплению института классного руководства, совершенствованию системы мониторинга качества и эффективности воспитательной работы в образовательных учреждениях района; - совершенствовать методы и технологии деятельности по раннему вмешательству в семьи группы социального риска с целью защиты прав детей, организации полезной занятости детей группы риска и состоящих на учете в ОВД; В сфере дополнительного образования детей: - развивать систему дополнительного образования детей с целью выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, формирования профессиональной элиты, ориентации программ на современные интересы и потребности детей и их родителей, обеспечения высокого качества образовательных услуг; - обеспечить максимальную интенсивность работы и доступность спортивных залов, площадок, стадионов для систематических занятий спортом детей и молодежи. Последовательное осуществление мер по улучшению развития системы детского отдыха позволяет максимально обеспечить право каждого ребенка на полноценный отдых, оздоровление, занятость в период каникул. В районе работало 12 лагерей с дневным пребыванием и 2 «Вечерняя гостиная», оздоровлено 435 детей, в ОЦ «Волна» отдохнуло 114 детей. 34 ребёнка оздоровились в лагерях краевого значения и санатории. В походы и экскурсии сходили 1129 детей. Кроме этого 506 детей трудились в «Малой Тимирязевке» и 173 ребёнка при поддержке центра занятости населения на благоустройстве и ремонте образовательных учреждений. Охрана прав детей Приоритетным направлением деятельности органа опеки и попечительства по защите права ребенка на семью являлась организация профилактической работы с семьями и детьми (в первую очередь, с семьями, находящимися в социально опасном положении), предусматривающая создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенка во всех возможных случаях в его родной семье. Инициирование вопроса о лишении родительских прав должно рассматриваться в качестве крайней меры воздействия на родителей, применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали результата. В декабре 2008 года по иску опекуна один родитель в отношении одного ребёнка лишён родительских прав. За первое полугодие 2009 года два родителя в отношении одного ребёнка ограничены в родительских правах. 06 марта 2009 года подписано Соглашение о взаимодействии между комитетом администрации Романовского района Алтайского края и управлением социальной защиты населения по Романовскому району Алтайского края о взаимном сотрудничестве по следующим направлениям: - профилактика социального сиротства - развитие семейных форм устройства детей - содействие социализации и постинтернатной адаптации детей Создана единая база на семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении. Комитетом по образованию, КДН и ЗП, ПДН, здравоохранением и социальной защитой сверен и утверждён список этих семей. Несмотря на проводимые мероприятия, обстановка в районе остаётся стабильно. По состоянию на 01.07.2009 состоит на учёте 116 семей в них 166 детей. Снизилось количество школьников, состоящих на учете в ПДН, с 18 в прошлом до 12 в этом. Совершено несовершеннолетними 4 преступления. В 2009 году выявлено детей, оставшихся без попечения родителей – 2. Всего на учете состоит 46 подопечных, из них сирот – 2, оставшихся без попечения родителей – 33.
КГОУ «Романовский детский дом»
В Романовском детском доме проживает 29 детей, из них двое закончили 1 курс ПУ-76, трое дошкольников, остальные учащиеся Романовских и Рассветовской школ. Учебный год закончили успешно, выпускник Паксюткин Никита на базе 9 классов поступил в Благовещенский медицинский колледж, Таныгина Аня – в Алтайский медицинский университет. Такие результаты достигнуты благодаря целенаправленной, систематической работе педагогического коллектива по теме «Социальная адаптация воспитанников как дальнейшая интеграция в общество: и личностно-ориентированному подходу учителей школ к нашим воспитанникам. Организация жизни детей в детском доме была направлена на воспитание трудолюбия, самостоятельности. Помочь, накормить, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам. Только гуманный подход к детям дает желаемые результаты. Педагоги Дмух Ольга Викторовна, Рыжков Александр Иннокентьевич, Прищепа Вера Михайловна, работая с вновь прибывшими детьми младшего дошкольного возраста, сумели обогреть, найти подход к малышам. Педагоги детского дома не могут допустить, чтобы свободное время не было занято. И они нашли способы увлечь их интересными делами: походы в бор, на рыбалку с воспитателями Луханиным Владимиром Леонидовичем, Сидоренко Денисом Юрьевичем, Мяленко Александром Ивановичем, участие в спортивных мероприятиях, выезды с концертами в дом престарелых под руководством педагога-организатора Климович Л.М., участие в районных и краевых конкурсах. В летний период 10 детей отдохнули в Баевском оздоровиельном лагере, 12 – в Барнаульских санаториях, 14 – в Корниловском, четверо детей гостили у родственников и знакомых, 9 воспитанников были временно трудоустроены. Пополнилась и материальная база учреждения. Приобретены коньки, мячи, теннисный стол, спортивная форма для детей, оборудована детская площадка, подведена горячая и холодная вода в буфетные, проведен косметический ремонт: на 7,5 тысяч рублей выделены медикаменты предприятием «Аптеки Алтая», получено 5 компьютеров из краевых учреждений по инициативе главы района Костенко В.А.
Информатизация
В рамках комплексного проекта модернизации образования Алтайским краем приняты обязательства по созданию системы сетевого взаимодействия учреждений образования. Для этих целей краем реализуется проект «Сетевая школа – сетевой город – сетевой край». С этого учебного года все образовательные учреждения нашего района включаются в данный проект. Школы получат возможность создать своё внутришкольное информационное пространство, охватывающее организацию и мониторинг учебного процесса, административные функции, общение и коллективную работу. Для успешного внедрения программы «Сетевой город» в образовательных учреждениях имеются необходимые технико-технологические условия. Для развития информатизации за последние три года существенно обновилась материальная база школ. В 2008 году расходы составили 2 млн 712 тыс рублей. Поставлено 258 единиц компьютерного оборудования. В нынешнем году приобретено 32 единицы на сумму 313814 рублей. В результате, на сегодняшний день в районе 136 компьютеров, 14 ноутбуков, 40 принтеров, 8- МФУ (многофункционального устройства), 14 ксероксов, 7 сканеров, 22 принтера. 8 школ имеют мультимедийные проекторы, 6 школ – интерактивные доски. За последние 2 года получено 19 проекторов и 8 интерактивных досок Средняя нагрузка на один компьютер составляет 10 обучающихся. 84,3% учителей имеют базовый уровень знаний работы на компьютере. Все школы имеют доступ к сети Интернет. С января 2009 года перешли на самостоятельную оплату работы в сети Интернет с пропускной способностью 128 килобит в секунду. Пять школ (Романовская, Закладинская, Гилево-Логовская, Гуселетовская, Дубровинская средние) подали заявку о расширении пропускной способности о подключении к сети Интернет 512 килобит. В июне этого года все школы получили комплект новых версий обновлений и исправлений программных продуктов, дополненного пакетом свободного программного обеспечения, поэтому руководителям образовательных учреждений к началу учебного года необходимо поставить на контроль установку программного обеспечения на все компьютеры. В сравнении с прошлым годом на сегодняшний день все школы имеют свои сайты и электронные адреса. Учителя и учащиеся имеют навыки самостоятельной работы с электронными пособиями, составляют презентации, участвуют в конкурсах и проектах различного уровня. Неограниченные возможности Интернета способствуют созданию и внедрению новых форм сотрудничества. Педагогические кадры Одним из ключевых вопросов образовательной стратегии комитета по образованию является работа с педагогическими кадрами. Учить и воспитывать – никогда не было легким делом, сегодня особенно, история распорядилась так, что нам выпало жить в трудное время. Учитель, воспитатель ответственен за детские души. Ему мало быть хорошим и честным человеком, чтобы научить жить, надо самому жить, а не существовать, чтобы научить детей ярко, самостоятельно мыслить, надо самому это уметь, чтобы воспитать личность, надо самому быть ею. Претворение в жизнь любых перемен зависит от конкретного человека – от его творческого и профессионального потенциала. Именно на личный потенциал человека, его поддержку и развитие сделана ставка в приоритетном национальном проекте «Образование». Из 9 участников в конкурсе ПНПО стали победителями четверо: учитель истории, обществознания Романовской СОШ Николаенко Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы Романовской СОШ Кондакова Антонина Павловна, Лель Мария Петровна (Гилево-Логовская СОШ), иностранного языка Галигузова Ирина Михайловна (Закладинская СОШ). Инновационный опыт работы 28 учителей был представлен на районном фестивале педагогического мастерства в форме презентаций. В ходе выставки на дискуссионных панелях представила опыт работы Закладинская СОШ по информатизации образования (директор Зинец Светлана Александровна). Награждены грамотами и дипломами победителей выставки: учителя Герман Лидия Ивановна (Тамбовская СОШ); Афанасьева Галина Николаевна, Чуприна Галина Алексеевна, Бескоровайная Татьяна Михайловна – Романовской СОШ; Шипилова Ольга Ивановна и Дорошенко Любовь Михайловна, Гуселетовской СОШ; Кириченко Татьяна Николаевна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе Закладинской СОШ; Костенко Татьяна Семеновна – заведующая РМК. На VIII краевой научно-практической конференции «Российская школа и Интернет» успешно выступили с опытом работы Затулей Ирина Дмитриевна, учитель начальных классов Сидоровской СОШ и Галигузова Ирина Михайловна, учитель немецкого языка Закладинской СОШ. В краевой сборник «Здоровое поколение 21 века» вошел опыт работы Капориной Людмилы Николаевны – Сидоровская СОШ, Соплевской Павлины Кондратьевны и Телюковой Ларисы Ивановны – Гилево-Логовская СОШ, Костенко Елены Георгиевны- Романовская СОШ, Окунь Светланы Анатольевна – Гуселетовская СОШ, Перепелицы Ларисы Ивановны – Гилево-Логовская СОШ, Телюкова Лариса Ивановна. В окружном конкурсе «Классный руководитель года» 2 место заняла учитель начальных классов Гилево-Логовской СОШ. Продолжается апробация хрестоматии учителем русского языка и литературы Лель Марии Петровны Гилево-Логовской СОШ по заявке АКИПКРО. Так что нам есть, кем гордиться в районе. Аттестация
Квалификационную категорию имеют 268 педагогических работника, что составляет 76,6% , в т.ч. 48 руководителей и 220 педагогов. Высшую квалификационную категорию - 55 чел. (15,7%) , из них 8 руководителей и 47 педагогов. Первую 166 педработников – (47,7%) (40 – руководителей и 126 педагогов) Вторую квалификационную категорию имеют 47 педагогов (13%), В текущем учебном году Аттестовано 95 (31,5%) педагогических и руководящих работников. Из образовательных школ – 78 чел Учреждений дополнительного образования - 7 чел Дошкольных образовательных учреждений -10 чел. Впервые аттестовано - 13 чел (13,7%). Из них 7 на первую квалификационную категорию, как вновь назначенные руководящие работники, 6 педагогов на 2 квалификационную категорию. Повторно аттестовано 71 чел (74,7%) из них: 5 – на вторую, 52-на первую, 14 – на высшую. Повысили квалификационную категорию 8 педагогов. Из них 4 со второй на первую и 4 – с первой на высшую. Наиважнейшее направление в работе с педагогическими кадрами – это социальная защита и поддержка работников образования. Молодым специалистам выплачивается единовременное пособие в размере 2-х окладов оплаты труда. Педагогам, работающим от 1 до 3 лет, повышена оплата труда на 10%. Отрадно отметить, что у нас нет задолженности по заработной плате и выплате компенсаций за методическую литературу.
Основные проблемы, требующие решения в сфере кадровой политики
1. Введение государственного регионального заказа на повышение квалификации и профессиональную подготовку работников образования. 2. Модернизация системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. 3. Аттестация педагогических и руководящих работников системы образования на основе современных требований к качеству и результативности труда, сформированных в рамках перехода на новую систему оплату труда (НСОТ).
Развитие материально-технической базы учреждений образования
Особенность 2009 года – значительное увеличение финансирования работ по укреплению материально-технической базы школ за счет привлечения краевых и федеральных средств. На капитальный ремонт Сидоровской СОШ получено 523000 тыс. рублей. Закуплены 46 пластиковых окон, жаль, только что не смогли их поставить. Проведены ремонтные работы в 24 образовательных учреждениях. В рамках районной целевой программы «Повышение уровня пожарной безопасности образовательных учреждений района до 2010 года» во всех образовательных учреждениях проведена пожарная сигнализация и сделана пропитка чердачных помещений на сумму 793,089 рублей. В рамках реализации комплексного проекта модернизации образования району выделено 2 млн 052 тыс. рублей. В настоящее время школами приобретаются школьная мебель, интерактивное оборудование и т.д. Современное качество образования не может быть обеспечено без содержания современных условий организации и осуществления образовательного процесса. Как мы видим, укреплению материальной базы при этом уделяется первостепенное значение. В дальнейшем эта первостепенная работа будет продолжена: в соответствии с современной моделью образования эта доля должна быть доведена к 2012г не менее чем до 70%. Реализации современной модели образования и концепции «Наша новая школа» будут способствовать приоритетные направления и главные задачи на ближайшую перспективу.
Основные приоритетные направления развития:
1. Развитие системы образования на принципах, реализованных в приоритетном национальном проекте «Образование»: открытость, применение проектных методов, конкурсное выявление, адресность ресурсной поддержки. 2. Дальнейшая реализация комплексного проекта модернизации образования, направленного на повышение качества общего образования и его доступности. 3. Повышения гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования. 4. Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях образования.
5. Развитие системы общего образования, предусматривающей индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования. 6. Создание условий по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников. 7. Укрепление кадрового потенциала системы образования через систему моральных и материальных стимулов, постоянного повышения квалификации и переподготовки.
Главные задачи
1. Введение новой системы оплаты труда и внедрение нормативного финансирования в образовательных учреждениях дошкольного и дополнительного образования. 2. Повышения качества образования на основе развития сети образовательных учреждений, создания современных условий организации учебного процесса, введения государственных образовательных стандартов второго поколения. 3. Развитие государственно-общественного управления в системе образования. 4. Создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи. 5. Формирование образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для детей с ограниченными возможностями здоровья. 6. Развитие системы дошкольного образования, обеспечивающей раннее развитие детей независимо от места проживания, состояния здоровья и социального положения. 7. Развитие системы воспитания в образовательных учреждениях района, при этом особое внимание должно быть уделено правовому просвещению и воспитанию толерантности.
Уважаемые участники педсовета! Подводя итоги своего выступления, я думаю, мы с вами испытываем удовлетворение от того, что вопросы развития образования сегодня находятся в центре внимания государственной власти различного уровня, что впервые за последние десятилетия в образование вкладываются зримые средства. Национальный проект «Образование» от вопросов материально-технической стороны школьной жизни переходит к
воспитанию человека, к воспитанию школы – а это будущее нашего района и страны. Хочу сказать: «Сложен наш труд, много требуется сил от нас каждый день, каждый час. Хочется постоянно чувствовать, что наша работа, знания, мастерство, наши боль и радость, мечты и надежды, каждодневная забота доходит до сердец детей. И пусть в этой работе будет больше творческих начал, смелых дерзаний, открытий. Желаю вам здоровья, оптимизма, энергии и удачи! |