КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЙ ОРГАН
РОМАНОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
658640, с. Романово, ул. Советская 54, E-mail: ksotoa22@mail.ru
АНАЛИТИЧЕСКА ЗАПИСКА
по результатам экспертно-аналитического мероприятия
«Оперативный анализ отчета и контроль исполнения бюджета муниципального образования Рассветовский сельсовет Романовского района Алтайского края за девять месяцев 2024 года»
с. Романово 24 октября 2024 года
Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: статьи 157, 265-268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», решение Совета депутатов Рассветовского сельсовета Романовского района Алтайского края от 21.06.2022 № 10 «О бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании Рассветовский сельсовет Романовского района Алтайского края», решение Романовского районного совета депутатов от 30.11.2021 № 66 «Положение о Контрольно-счетном органе Романовского района Алтайского края» (в редакции от 28.02.2022 № 10), Соглашение о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля», утвержденного решением Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 31 мая № 27, пункт 1.2.6 Плана работы Контрольно-счетного органа Романовского района на 2024 год.
Объект экспертно-аналитического мероприятия: отчет об исполнения бюджета муниципального образования Рассветовский сельсовет Романовского района Алтайского края за девять месяцев 2024 года.
Цель экспертно-аналитического мероприятия: - контроль и сопоставления исполненных показателей бюджета муниципального образования Рассветовский сельсовет Романовского района Алтайского края за девять месяцев 2024 года с годовыми назначениями;
- установление соответствия Отчета об исполнении бюджета требованиям действующего бюджетного законодательства;
- проведение анализа и экспертизы отчета об исполнении бюджета муниципального образования Рассветовский сельсовет Романовского района Алтайского края за девять месяцев 2024 года;
- подготовка заключения по их результатам и представление его в сельский Совет депутатов и Главе Рассветовского сельсовета Романовского района.
Предмет экспертно-аналитического мероприятия: процесс исполнения бюджета муниципального образования Рассветовский сельсовет Романовского района Алтайского края за девять месяцев 2024 года, бюджетные средства МО Рассветовский сельсовет Романовского района Алтайского края.
Исследуемый период: с 1 января по 30 сентября 2024 года.
Сроки проведения проверки: с 21.10.2024 по 25.10.2024 года.
Результаты экспертно-аналитического мероприятия:
Экспертиза отчета об исполнении бюджета МО Рассветовский сельсовет
Контрольно-счетным органом Романовского района Алтайского края (далее – Контрольно-счетный орган), в соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса РФ, проведены экспертиза распоряжения и анализ исполнения бюджета муниципального образования Рассветовский сельсовет Романовского района Алтайского края за девять месяцев 2024 года.
По результатам, которых подготовлено настоящее заключение.
Администрацией Рассветовского сельсовета Романовского района не в полном объеме обеспечено исполнение требований ст. 264.2 и ст. 264.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст.18 положения «О бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании Рассветовский сельсовет Романовского района Алтайского края» (далее – положение о бюджетном процессе).
В соответствии с частью 3 статьи 20 «Положения о бюджетном процессе», Распоряжение Администрации Рассветовский сельсовет Романовского района «Об исполнении бюджета МО за первое полугодие 2024 года» от 05.07.2024 года № 17 передано в Контрольно-счетный орган 19 июля 2024 года. Вместе с Распоряжением представлены следующие документы:
- «Отчет об исполнении бюджета муниципального образования Рассветовский сельсовет Романовского района Алтайского края за первое полугодие 2024 года».
Распоряжением утверждены данные об исполнении местного бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета по состоянию на 01.10.2023 года, что соответствует статьи 264.6 Бюджетного кодекса РФ о бюджетном процессе.
Отчёт об исполнении бюджета МО составлен в форме таблицы: - по доходам, по расходам бюджета, по источникам финансирования дефицита бюджета муниципального образования с указанием кодов бюджетной классификацией Российской Федерации.
По запросу Контрольно-счетного органа к Отчету представлены:
- Отчет об исполнении бюджета на 01.10.2024 года (ф.0503117);
- Сводная бюджетная роспись по расходам бюджета по состоянию на 01.10.2024 года;
- Информация об исполнении муниципального дорожного фонда на 01.10.2024 года.
Документы и материалы представлены не в полном объеме. Состав документов и материалов не соответствует требованиям пункта 2 статьи 264.7 Бюджетного кодекса РФ, не представлена Пояснительная записка к отчету об исполнении бюджета муниципального образования за девять месяцев 2024 года.
Бюджет муниципального образования Рассветовский сельсовет на 2024 год принят в первоначальном варианте решением Совета депутатов Рассветовского сельсовета Романовского района Алтайского края от 21.12.2023 года № 13 «О бюджете муниципального образования Рассветовский сельсовет Романовского района Алтайского края на 2024 год» (далее – решение о бюджете), что соответствует требованиям ст.187 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.13 «Положения о бюджетном процессе», то есть до начала финансового года.
В соответствии с данным решением, доходы утверждены в сумме 739,6 тыс. рублей, расходы – 739,6 тыс. рублей, дефицит бюджета – 0,0 тыс. рублей. Утвержденные решением общие характеристики бюджета не соответствуют объемам доходов и расходов, указанных в приложениях к решению о бюджете и в сводной бюджетной росписи на 01.01.2024 года (доходы – 778,0 тыс. руб., расходы - 778,0 тыс. руб.).
Изменения в решение о бюджете в течении 9 месяцев 2024 года внесены 3 раза (решение Совета депутатов Рассветовского сельсовета от 29.03.2024 года № 1, от 15.05.2024 года № 5, от 27.08.2024 г.№ 7), скорректированы доходная и расходная части бюджета МО.
В нарушение статьи 264.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением представительного органа местного самоуправления утверждены изменения, внесенные в решение о бюджете, без указания в них прогнозируемых общих объемов доходов, расходов, дефицита (профицита) бюджета.
Следует отметить, что в нарушение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и «Соглашения о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля», проекты решений «О внесении изменений в решение о бюджете МО на 2024 год» не представлены в Контрольно-счетный орган для осуществления полномочий по внешнему государственному финансовому контролю.
В результате внесения изменений, основные характеристики бюджета МО в 2024 году увеличились и составили: доходы в сумме 1 373,0 тыс. рублей, расходы в сумме 1 373,0 тыс. рублей, дефицит бюджета - 0,0 тыс. рублей.
Согласно, Отчета об исполнении бюджета МО, плановые ассигнования по расходам бюджета на 2024 год, связанные с внесением администрацией изменений в Решение о бюджете в последней редакции, увеличились на сумму 205,5 тыс. рублей, и по состоянию на 01.10.2024 года составили 1 373,0 тыс. рублей.
Анализ исполнения бюджета за девять месяцев 2024 года
тыс. рублей
Показатели |
Первоначальный план (по данным решения о бюджете от 21.12.2023 № 13)
|
Уточненный план (по данным решения о бюджете от 27.08.2024 № 7
|
Уточненный план по состоянию на 30.09.2024 (по данным Сводной бюджетной росписи и Кассового плана) |
Исполнено по состоянию на 01.10.2024
|
Процент исполнения к уточненному плану |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=гр.5/гр.4 |
Общий объем доходов |
778,0 |
1 373,0 |
1 373,0 |
1 143,2 |
83,3 |
Общий объем расходов |
778,0 |
1 373,0 |
1 373,0 |
1 141,4 |
83,1 |
Дефицит (–)/ Профицит (+) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1,8 |
х |
Отклонения показателей уточненного плана от показателей, утвержденных решением о бюджете (в редакции решения от 27.08. 2024 г. № 7) не выявлено.
Включенные в Отчет данные (в части фактического исполнения) соответствуют Отчету об исполнении бюджета на 01.10.2024 года (ф.0503117).
Сравнительный анализ фактического исполнения бюджета по доходам и расходам за девять месяцев за текущий и предыдущий годы представлен в таблице.
тыс. руб.
Наименование показателей |
Исполнение девять месяцев 2023 года |
Исполнение девять месяцев 2024 года |
||
тыс. руб. |
В % от годового уточненного плана |
тыс. руб. |
В % от годо- вого уточнен- ного плана |
|
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА, в том числе: |
809,3 |
58,5 |
1 143,2 |
83,3 |
Налоговые доходы |
201,7 |
24,9 |
747,3 |
171,4 |
Неналоговые доходы |
17,1 |
26,3 |
22,7 |
34,9 |
Безвозмездные поступления |
590,5 |
67,8 |
373,3 |
42,8 |
РАСХОДЫ БЮДЖЕТА |
840,4 |
60,7 |
1 141,4 |
83,1 |
Дефицит (профицит) бюджета |
- 31,1 |
х |
1,8 |
х |
Исполнение доходов за девять месяцев 2024 года в денежном выражении больше, чем за аналогичный период предыдущего года, и составило 1 143,2 тыс. руб. (в 2023г. – 809,3 тыс. рублей), что составляет 83,3 % от уточненного годового плана и выше исполнения на 41,3 % по сравнению с тем же периодом 2023 года.
Исполнение налоговых доходов за девять месяцев 2024 года составило 171,4 % от уточненного годового плана (436,0 тыс. рублей), что больше исполнения на 270,5 % по сравнению с тем же периодом 2023 года или на 545,6 тыс. рублей. Исполнение неналоговых доходов за девять месяцев 2024 года составило 34,9 % от уточненного годового плана (65,0 тыс. рублей), что выше исполнения на 32,7 % по сравнению с тем же периодом 2023 года или на 5,6 тыс. рублей.
Анализ исполнения бюджета МО
Анализ исполнения бюджета по доходам
По состоянию на 01.10.2024 в бюджет МО поступили доходы в размере 1 143,2 тыс. рублей, что составило 83,3 % уточненного кассового плана по доходам и 141,3 % показателей аналогичного периода прошлого года.
Согласно данным Отчета план по налоговым и неналоговым доходам по состоянию на 01.10.2024 года исполнен в объеме 153,7 % годовых бюджетных назначений, утвержденных кассовым планом по доходам на 2024 год. По отношению к объемам поступлений налоговых и неналоговых доходов аналогичного периода 2023 года сумма поступлений увеличилась в 3,5 раза.
Анализ исполнения бюджета по налоговым и неналоговым доходам
Показатели |
Уточненный годовой план тыс. руб. |
Фактическое поступление, тыс. руб. |
Процент исполнения к уточненному плану |
Удельный вес, % |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
436,0 |
747,3 |
171,4 |
97,1 |
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) |
42,0 |
29,6 |
70,5 |
3,8 |
Налоги на совокупный доход, из них: |
101,0 |
634,3 |
628,0 |
82,4 |
Единый сельскохозяйственный налог |
101,0 |
634,3 |
628,0 |
100 |
Налоги на имущество физических лиц |
28,0 |
12,4 |
44,3 |
1,6 |
Земельный налог |
265,0 |
70,9 |
26,8 |
9,2 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
65,0 |
22,7 |
34,9 |
2,9 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
65,0 |
22,7 |
34,9 |
100 |
Доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией имущества сельских поселений |
5,0 |
22,7 |
454,0 |
100 |
Прочие доходы от компенсации затрат государства |
60,0 |
- |
- |
- |
Прочие неналоговые доходы |
- |
- |
- |
- |
ИТОГО |
501,0 |
707,0 |
153,7 |
100 |
Исполнение по налоговым доходам за девять месяцев 2024 года составило 747,3 тыс. рублей или 171,4 % годового плана. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года налоговые доходы увеличились на 270,5 %.
Налог на доходы физических лиц, имеющий не большой удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета, в отчетном периоде поступил в местный бюджет в сумме 29,6 тыс. рублей.
Налоги на совокупный доход зачислены в бюджет сельсовета за девять месяцев 2024 года в сумме 634,3 тыс. рублей (628,0 %), которые представлены единым сельскохозяйственным налогом.
Единый сельскохозяйственный налог в структуре общего объема собственных доходов занимает 82,4 %. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, единого сельскохозяйственного налога поступило больше на 435,7 тыс. рублей или 319,1 %.
Контрольно-счетный орган отмечает, что поступления по единому сельскохозяйственному налогу за девять месяцев 2024 года выполнены на 628,0 % от утвержденных годовых значений.
По налогам на имущество в девять месяцев поступление платежей в бюджет составило в сумме 83,3 тыс. рублей (28,4 %), в том числе земельного налога в сумме 70,9 тыс. рублей.
По неналоговым доходам поступление в бюджет за отчетный период составило 22,7 тыс. рублей или 34,9 % годового плана – 65,0 тыс. рублей. По отношению к поступлению за аналогичный период 2023 года сумма неналоговых доходов увеличилась на 32,7 %.
За девять месяцев 2024 года в местный бюджет поступили доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией имущества (код бюджетной классификации 000 1 13 02065 10 0000 130) в сумме 22,7 тыс. рублей. Исполнение годового плана составило 454,0 % при утвержденном плане 5,0 тыс. рублей.
В нарушение ст. 32 БК РФ отсутствует внесение изменений в бюджетные назначения по единому сельскохозяйственному налогу в связи с перевыполнением плановых назначений по доходам на 51,1 тыс. рублей и доходам, поступающим в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией имущества на 5,6 тыс. рублей.
Анализ исполнения бюджета по безвозмездным поступлениям
Согласно данным Отчета, исполнение бюджета за девять месяцев 2024 года по безвозмездным поступлениям составило 373,3 тыс. рублей или 42,8 % годовых бюджетных назначений, утвержденных кассовым планом по доходам на 2024 год (по состоянию на отчетную дату). По отношению к объемам безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы аналогичного периода 2023 года, сумма поступлений уменьшилась на 36,8 %.
Показатели |
Уточненный годовой план (по данным кассового плана по доходам с учетом уведомлений и возвратов), тыс. руб. |
Фактическое поступление, тыс. руб. |
Процент исполнения к уточненному плану |
Удельный вес, % |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
872,0 |
373,3 |
42,8 |
Х |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы, из них: |
872,0 |
373,3 |
42,8 |
100,000 |
Дотации |
35,1 |
32,4 |
92,3 |
8,7 |
Субсидии |
- |
- |
- |
- |
Субвенции |
82,1 |
61,6 |
75,0 |
16,5 |
Иные межбюджетные трансферты |
309,8 |
279,3 |
90,1 |
74,8 |
Прочие безвозмездные поступления |
239,5 |
- |
- |
- |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ за девять месяцев 2024 года поступили в размере 373,3 тыс. рублей или 42,8 % уточенного годового плана, из них:
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности – 32,4 тыс. рублей (92,3 % годового плана);
- субвенции на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты – 61,6 тыс. рублей (75,0 % годового плана);
- иные межбюджетные трансферты – 279,3 тыс. рублей (90,1 % годового плана).
Анализ исполнения местного бюджета по расходам
Согласно данным Отчета по состоянию на 01.10.2024 года бюджет по расходам исполнен в сумме 1 141,4 тыс. рублей или 83,1 % к уточненной годовой бюджетной росписи. По отношению к исполнению за девять месяцев 2023 года рост кассовых расходов бюджета составил 35,8 %.
Анализ исполнения бюджета по расходам в разрезе разделов
классификации расходов бюджета.
Раздел |
Наименование |
Уточненный годовой план тыс. рублей |
Фактическое исполнение, тыс. рублей |
Процент исполнения к уточненному плану |
Удельный вес, % |
|
ВСЕГО РАСХОДОВ |
1 373,0 |
1 141,4 |
83,1 |
100,0 |
||
01 |
Общегосударственные вопросы |
1 152,4 |
973,9 |
84,5 |
85,3 |
|
02 |
Национальная оборона |
82,1 |
61,5 |
74,9 |
5,4 |
|
04 |
Национальная экономика |
136,5 |
106,0 |
77,7 |
9,3 |
|
05 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
2,0 |
0,0 |
- |
- |
Из вышеприведенной таблицы видно, что уровень исполнения расходов бюджета по разделам бюджетной классификации Российской Федерации составил от 0,0 % до 84,5 % от утвержденных плановых ассигнований.
Основная сумма расходов за девять месяцев 2024 года направлена на «Общегосударственные вопросы» – 973,9 тыс. рублей или 84,5 % от общей суммы расходов бюджета.
По разделу «Национальная оборона» – 61,5 тыс. рублей, что составило 74,9 % общей суммы расходов бюджета, по разделам
«Национальная экономика» - 106,0 тыс. рублей или 77,7 % от годового плана.
По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» к исполнению расходов не приступали (объем неисполненных расходов – 2,0 тыс. рублей).
Анализ исполнения бюджета резервного фонда
Решением о бюджете резервный фонд Администрации Рассветовского сельсовета Романовского района на 2024 год утвержден в сумме 1,0 тыс. рублей.
В течение девяти месяцев 2024 года средства резервного фонда не расходовались. Включенные в Отчет данные (в части фактического исполнения) соответствуют Отчету об исполнении бюджета на 01.10. 2024 года (ф.0503117).
Анализ исполнения бюджета муниципального дорожного фонда
Решением о бюджете на 2024 год (в ред. от 15.05.2024 года № 5) объем муниципального дорожного фонда утвержден в сумме 136,5 тыс. рублей (межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам муниципальных образований на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями). Согласно, отчета об исполнении муниципального дорожного фонда на 01.10.2024 года ассигнования израсходованы в сумме 106,0 тыс. рублей на работы по содержанию автомобильных дорог.
Данные отчета соответствуют Отчету об исполнении бюджета на 01.10. 2024 года (ф.0503117).
Анализ исполнения бюджета по источникам
финансирования дефицита бюджета
Первоначальный бюджет на 2024 год был принят без дефицита (профицита) в сумме 0,0 тыс. руб. или 0 % утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утверждённого объёма безвозмездных поступлений.
По состоянию на 01.10.2024 года бюджет МО исполнен с профицитом в размере 1,8 тыс. рублей при утвержденном на отчетную дату дефиците в размере 0,0 тыс. рублей.
Наименование |
Уточненный годовой план тыс. руб. |
Фактическое исполнение, тыс. руб. |
Процент исполнения к уточненному плану
|
|
отчет |
Ф. 0503117 |
- 1,8 |
|
|
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА ВСЕГО |
0,0 |
0,0 |
||
Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов |
0,0 |
0,0 |
- 1,8 |
|
Исполнение государственных и муниципальных гарантий |
|
|
|
|
Увеличение остатков средств бюджетов |
- 1 373,0 |
- 1 373,0 |
- 1 143,2 |
83,3 |
Уменьшение остатков средств бюджетов |
1 373,0 |
1 373,0 |
1 141,4 |
83,2 |
При проведении анализа Отчета об исполнении бюджета» путем арифметического просчета в разделе «Источники финансирования дефицита бюджета» по графам «Утвержденные бюджетные назначения» и «Фактическое исполнение» по строке Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов, расхождения не установлены. Показатели «Уточненный годовой план» по строкам «Увеличение остатков средств бюджетов» и «Уменьшение остатков средств бюджетов» соответствуют данным Отчета об исполнении бюджета на 01.10. 2024 года (ф.0503117).
Анализ показателей муниципального долга
Общий объем муниципального долга МО Рассветовский сельсовет Романовского района по состоянию на 01.01.2024 и 01.10.2024 года отсутствует.
Муниципальные гарантии МО Рассветовский сельсовет Романовского района не выдавались.
Выводы
В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 264.2 БК РФ, Отчет об исполнении бюджета МО за девять месяцев 2024 года утвержден распоряжением администрации Рассветовского сельсовета Романовского района от 02.10.2024 года № 24, и предоставлен в Контрольно-счетный орган для осуществления полномочий по внешнему финансовому контролю.
За отчетный период текущего года, в бюджет МО Рассветовский сельсовет Романовского района поступило доходов в сумме 1 143,2 тыс. рублей, что по отношению к утвержденным параметрам кассового плана по доходам на 2024 год составило 83,3 %.
Расходы бюджета МО произведены в сумме 1 141,4 тыс. рублей. К утвержденным годовым показателям сводной бюджетной росписи по расходам на 2024 год, ассигнования исполнены на 83,1 %.
Результатом исполнения бюджета за отчетный период является профицит в объеме 1,8 тыс. рублей.
Доходная часть местного бюджета в отчетном периоде сформирована за счет налоговых доходов в размере 63,4 %, неналоговых доходов – 2,0 %, безвозмездных поступлений – 32,6 %.
Предложения
В целях исполнения бюджета поселения контрольно-счетный орган предлагает администрации Рассветовского сельсовета Романовского района Алтайского края:
- принять необходимые меры по обеспечению выполнения плановых назначений по доходам и расходам бюджета;
- обратить внимание на неисполнение плановых показателей расходной части бюджета;
- дополнить пояснительной запиской Распоряжение от 04.10.2024 № 34 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета поселения за 3 квартал 2024 года»;
- проекты нормативных правовых актов муниципального образования, в том числе проекты решений о внесении изменений в решение о бюджете МО, своевременно направлять в контрольно-счетный орган для осуществления полномочий по внешнему финансовому контролю (проведения экспертно-аналитических мероприятий).
По результатам проведенной экспертизы «Отчета об исполнении бюджета муниципального образования Рассветовский сельсовет Романовского района Алтайского края за девять месяцев 2024 года», утвержденного распоряжением администрации Рассветовского сельсовета Романовского района № 24 от 02.10.2024 года, Контрольно-счетным органом выявлены факты недостоверности показателей отчетности.
Доведенный до сельского Совета депутатов «Отчет об исполнении бюджета МО Рассветовский сельсовет Романовского района Алтайского края за девять месяцев 2024 года» принять к сведению с учетом устранения замечаний.
Председатель контрольно-счетного органа
Романовского района Алтайского края О.А. Ткачева