АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА «Анализ отчета исполнения бюджета сельского поселения Грано-Маяковский сельсовет Романовского района Алтайского края за первое полугодие 2025 года»
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЙ ОРГАН
РОМАНОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
658640, с. Романово, ул. Советская 54, E-mail: ksotoa22@mail.ru
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
«Анализ отчета исполнения бюджета сельского поселения Грано-Маяковский сельсовет Романовского района Алтайского края за первое полугодие 2025 года»
с. Романово 29 июня 2025 года
Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: статьи 157, 265-268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», решение Совета депутатов Грано-Маяковский сельсовет Романовского района Алтайского края от 21.06.2022 года № 10 «О бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании Грано-Маяковский сельсовет Романовского района Алтайского края» (далее – положение о бюджетном процессе), решение Романовского районного Совета депутатов от 30.11.2021 № 66 «Положение о Контрольно-счетном органе Романовского района Алтайского края» (в редакции от 28.02.2022 № 10), Соглашение о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля», утвержденного решением Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 31 мая № 27, пункт 1.2.6 Плана работы Контрольно-счетного органа Романовского района на 2025 год.
Объект экспертно-аналитического мероприятия: отчет об исполнения бюджета сельского поселения за первое полугодие 2025 года.
Цель экспертно-аналитического мероприятия: Оценить объемы, динамику и структуру доходов и расходов бюджета сельского поселения, межбюджетных трансфертов, дефицита бюджета поселения.
Предмет экспертно-аналитического мероприятия: процесс исполнения бюджета сельского поселения Грано-Маяковский сельсовет Романовского района Алтайского края за первое полугодие 2025 года, бюджетные средства МО Грано-Маяковский сельсовет Романовского района Алтайского края.
Исследуемый период: с 1 января по 30 июня 2025 года.
Сроки проведения проверки: с 24.07.2025 по 29.07.2025 года.
Результаты экспертно-аналитического мероприятия:
Экспертиза отчета об исполнении бюджета сельского поселения Грано-Маяковский сельсовет
Контрольно-счетным органом Романовского района Алтайского края (далее – Контрольно-счетный орган), в соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса РФ, проведен анализ исполнения бюджета сельского поселения Грано-Маяковский сельсовет Романовского района Алтайского края за первое полугодие 2025 года по представленным администрацией Грано-Маяковский сельсовета Романовского района Алтайского края (далее - администрация) документам, по результатам которых подготовлено настоящее заключение.
В ходе подготовки настоящего заключения, использована бюджетная отчетность об исполнении бюджета сельского поселения на 01.07.2025 года.
Отчет об исполнении бюджета поселения за первое полугодие 2025 года (далее – Отчет), утвержден распоряжением Администрации Грано-Маяковского сельсовета Романовского района Алтайского края от 04 июля 2025 года № 18.
В соответствии с требованиями со ст. 264.1, 264.2, 268.1 Бюджетного кодекса РФ, «Соглашения о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля» от 31.05.2022 г. № 27, отчет об исполнении бюджета представлен в Контрольно-счетный орган 24 июля 2025 года.
Распоряжением утверждены данные об исполнении бюджета сельского поселения по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета по состоянию на 01.07.2025 года, что соответствует статьи 264.6 Бюджетного кодекса РФ о бюджетном процессе.
Отчёт об исполнении бюджета МО составлен в форме таблицы: - по доходам, по расходам бюджета, по источникам финансирования дефицита бюджета муниципального образования с указанием кодов бюджетной классификацией Российской Федерации.
Одновременно с Отчетом представлены:
- Отчет об исполнении бюджета на 01.07.2025 года (ф.0503117);
- Пояснительная записка к Отчету;
- Сводная бюджетная роспись на 01.07.2025 года;
- Отчет об исполнении муниципального дорожного фонда на 01.07.2025 года.
Отчет об исполнении бюджета представлен администрацией Грано-Маяковского сельсовета с соблюдением, установленного статьи 264.2 Бюджетного кодекса РФ, срока. Документы и материалы представлены в полном объеме. Состав документов и материалов соответствует требованиям статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ.
Общая характеристика исполнения бюджета сельского поселения.
Бюджет сельского поселения на 2025 год принят в первоначальном варианте решением Совета депутатов Грано-Маяковского сельсовета Романовского района Алтайского края от 24.12.2024 года № 16 «О бюджете сельского поселения Грано-Маяковский сельсовет Романовского района Алтайского края на 2025 год» (далее – решение о бюджете), что соответствует требованиям ст.187 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.13 «Положения о бюджетном процессе», то есть до начала финансового года.
В соответствии с данным решением, доходы утверждены в сумме 976,3 тыс. рублей, по расходам – 976,3 тыс. рублей, дефицит бюджета – 0,0 тыс. рублей.
Изменения в решение о бюджете в 1 полугодии 2025 года вносились 1 раз (от 29.04.2025 № 2), что повлекло изменения основных характеристик бюджета поселения.
В результате внесения изменений, объемы основных характеристик бюджета поселения в 2025 году увеличились на 209,0 тыс. руб. и составили: доходы бюджета – 976,3 тыс. рублей, расходы – 1 185,3 тыс. рублей, дефицит бюджета 209,0 тыс. рублей.
В результате внесения изменений в Сводную бюджетную роспись бюджета сельского поселения, без внесения изменений в Решение о бюджете, расходы бюджета увеличились на сумму 370,1 тыс. рублей.
Согласно Отчету об исполнении бюджета, плановые ассигнования по расходам бюджета на 2025 год, увеличились на сумму 579,1 тыс. рублей, и по состоянию на 01.07.2025 года составили 1 555,4 тыс. рублей, дефицит бюджета 209,0 тыс. рублей не изменился.
Анализ исполнения бюджета поселения
тыс. рублей
|
Показатели |
Первоначальный план (по данным решения о бюджете от 24.12.2024 № 16)
|
Уточненный план (по данным решения о бюджете от 29.04.2024 № 2 |
Уточненный план по состоянию на 30.06.2025 (по данным Сводной бюджетной росписи) |
Исполнено по состоянию на 01.07.2025
|
Процент исполнения к уточненному плану |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=гр.5/гр.4 |
|
Общий объем доходов |
976,3 |
976,3 |
976,3 |
723,1 |
74,1 |
|
Общий объем расходов |
976,3 |
1 185,3 |
1 555,4 |
931,6 |
59,9 |
|
Дефицит (–)/ Профицит (+) |
0,0 |
- 209,0 |
- 209,0 |
- 208,5 |
х |
Отклонение показателей уточненного плана от показателей, утвержденных решением о бюджете, не выявлено.
Включенные в Отчет данные (в части фактического исполнения) соответствуют Отчету об исполнении бюджета на 01.07.2025 года (ф.0503117).
Сравнительный анализ фактического исполнения бюджета по доходам и расходам за первое полугодие текущего и предыдущего годов представлен в таблице.
тыс. руб.
|
Наименование показателей |
Исполнение 1 полугодие 2024 года |
Исполнение 1 полугодие 2025года |
||
|
тыс. руб. |
В % от годо- вого уточнен- ного плана |
тыс. руб. |
В % от годо- вого уточнен- ного плана |
|
|
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА, в том числе: |
387,7 |
27,7 |
723,1 |
74,1 |
|
Налоговые доходы |
59,2 |
12,6 |
38,3 |
7,2 |
|
Неналоговые доходы |
20,3 |
18,3 |
74,2 |
67,4 |
|
Безвозмездные поступления |
308,2 |
37,6 |
610,6 |
182,6
|
|
РАСХОДЫ БЮДЖЕТА |
433,7 |
31,0 |
931,6 |
59,9 |
|
Дефицит (профицит) бюджета |
- 46,0 |
х |
- 208,5 |
х |
Исполнение доходов за первое полугодие 2025 года в денежном выражении больше, чем за аналогичный период предыдущего года, и составило 723,1 тыс. руб. (в 2024 г. – 387,7 тыс. рублей), что составляет 74,1 % от уточненного годового плана и выше исполнения на 86,5 % по сравнению с тем же периодом 2024 года. Исполнение налоговых и неналоговых доходов за первое полугодие 2024 года составило 17,5 % от уточненного годового плана (642,0 тыс. рублей), что выше исполнения по сравнению с тем же периодом 2024 года на 33,0 тыс. рублей.
Анализ исполнения бюджета муниципального образования
Анализ исполнения бюджета по доходам
По состоянию на 01.07.2025 года в бюджет поселения поступили доходы в размере 723,1 тыс. рублей, что составило 74,1 % уточненного кассового плана по доходам и 186,5 % показателей аналогичного периода прошлого года.
Согласно данным Отчета по состоянию на 01.07.2025 план по налоговым и неналоговым доходам исполнен в объеме 17,5 % годовых бюджетных назначений, утвержденных кассовым планом по доходам на 2025 год. По отношению к объемам поступлений налоговых и неналоговых доходов аналогичного периода 2024 года сумма поступлений выросла на 41,5 %.
Анализ исполнения бюджета по налоговым и неналоговым доходам
тыс. руб.
|
Показатели |
Уточненный годовой план тыс. руб. |
Фактическое поступление, тыс. руб. |
Процент исполнения к уточненному плану |
Удельный вес, % |
|
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
532,0 |
38,3 |
7,2 |
34,0 |
|
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) |
25,0 |
10,4 |
41,6 |
9,2 |
|
Налоги на совокупный доход, из них: |
15,0 |
- |
- |
- |
|
Единый сельскохозяйственный налог |
15,0 |
- |
- |
- |
|
Налог на имущество физических лиц |
40,0 |
9,5 |
23,7 |
21,1 |
|
Земельный налог |
452,0 |
18,4 |
4,1 |
16,3 |
|
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
110,0 |
74,2 |
67,4 |
66,0 |
|
Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов сельских поселений |
21,0 |
14,9 |
70,9 |
13,2 |
|
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
89,0 |
59,3 |
66,7 |
52,7 |
|
ИТОГО |
642,0 |
112,5 |
17,5 |
100 |
Исполнение по налоговым доходам за первое полугодие 2025 года составило 38,3 тыс. рублей или 7,2 % годового плана. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года налоговые доходы увеличились на 88,2 %.
Налог на доходы физических лиц, имеющий удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета, в отчетном периоде поступил в местный бюджет в сумме 10,4 тыс. рублей. Увеличение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 35,1 %.
Налоги на совокупный доход в бюджет сельсовета за первое полугодие 2025 года не поступал.
Налоги на имущество имеющий наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета, в отчетном периоде поступили в местный бюджет в сумме 27,9 тыс. рублей.
По неналоговым доходам поступление в бюджет поселения за отчетный период составило 74,2 тыс. рублей или 67,4 % годового плана – 110,0 тыс. рублей. По отношению к поступлению за аналогичный период 2024 года сумма неналоговых доходов увеличилась в 3,6 раза.
Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов сельских поселений (при годовом плане 21,0 тыс. руб.) в отчетном периоде поступали в объеме 14,9 тыс. руб. или 70,9 %.
Доходы от использования имущества имеющий удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета, в отчетном периоде поступил в местный бюджет в сумме 59,3 тыс. рублей или 66,7 % годового плана.
Анализ исполнения бюджета по безвозмездным поступлениям
Согласно данным Отчета, исполнение бюджета за первое полугодие 2025 года по безвозмездным поступлениям составило 610,6 тыс. рублей или 182,6 % годовых бюджетных назначений, утвержденных кассовым планом по доходам на 2025 год.
Анализ исполнения бюджета по безвозмездным поступлениям
|
Показатели |
Уточненный годовой план тыс. руб. |
Фактическое поступление, тыс. руб. |
Процент исполнения к уточненному плану |
Удельный вес, % |
|
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
334,3 |
610,6 |
182,6 |
Х |
|
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы, из них: |
334,3 |
610,6 |
182,6 |
100,0 |
|
Дотации |
131,0 |
123,9 |
94,6 |
20,3 |
|
Субсидии |
- |
- |
- |
|
|
Субвенции |
51,5 |
25,8 |
50,1 |
4,2 |
|
Иные межбюджетные трансферты |
151,8 |
460,9 |
303,6 |
75,5 |
|
Прочие безвозмездные перечисления |
- |
- |
- |
Х |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ поступили в размере 610,6 тыс. рублей или 182,6 % уточенного годового плана, из них:
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности – 123,9 тыс. рублей (94,6 % годового плана);
- субвенции на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты – 25,8 тыс. рублей (50,1 % годового плана);
- иные межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам муниципальных образований на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями – 460,9 тыс. рублей (303,6 % годового плана).
Анализ исполнения местного бюджета по расходам
Согласно данным Отчета по состоянию на 01.07.2025 года бюджет поселения по расходам исполнен в сумме 931,6 тыс. рублей или 59,9 % к уточненной годовой бюджетной росписи. По отношению к исполнению за первое полугодие 2024 года, рост кассовых расходов бюджета составил 202,3 %.
Анализ исполнения бюджета
по расходам в разрезе разделов классификации расходов бюджета
|
Раздел |
Наименование |
Уточненный годовой план тыс. рублей |
Фактическое исполнение, тыс. рублей |
Процент исполнения к уточненному плану |
Удельный вес, % |
|
|
ВСЕГО РАСХОДОВ |
1 555,4 |
931,6 |
59,9 |
100,0 |
||
|
01 |
Общегосударственные вопросы |
1 377,3 |
846,1 |
61,4 |
90,8 |
|
|
02 |
Национальная оборона |
51,5 |
25,8 |
50,1 |
2,8 |
|
|
04 |
Национальная экономика |
120,1 |
59,0 |
49,1 |
6,3 |
|
|
05 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
6,5 |
0,7 |
10,8 |
0,1 |
|
Из вышеприведенной таблицы видно, что уровень исполнения расходов бюджета поселения по разделам бюджетной классификации Российской Федерации составил от 10,8 % до 61,4 % от утвержденных плановых ассигнований.
Основная сумма расходов за первое полугодие 2025 года направлена на «Общегосударственные вопросы».
По разделу 0100 «Общегосударственные вопросы» расходы в целом за первое полугодие 2025 года сложились в сумме 846,1 тыс. руб., что составило 90,8 % в объеме всех расходов за отчетный период, исполнение составляет 61,4 %.
Основную долю расходов по данному разделу составили расходы по подразделу 0113, направленные на другие общегосударственные вопросы - это 46,9 % всех расходов по разделу 0100, что в суммовом выражении составляет 397,2 тыс. руб., в суммовом выражении 272,7 тыс. руб. (32,2 %), занимают расходы по подразделу 0102, связанные с функционированием высшего должностного лица муниципального образования.
По разделу 0200 «Национальная оборона» в отчетном периоде расходы осуществлялись в рамках подраздела 0203 «Мобилизационная и вневойсковая подготовка» в сумме 25,8 тыс. руб., что составило 2,8 % в объеме всех расходов за отчетный период, исполнение составляет 50,1 %.
По разделу 0400 «Национальная экономика» исполнение за первое полугодие 2025 года составило 49,1 % к утвержденным годовым назначениям.
В отчетном периоде расходы в сумме 59,0 тыс. руб., по данному разделу осуществлены за счет средств дорожного фонда по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» и были направлены на оплату расходов связанных с содержанием автомобильных дорог и освещением улиц.
По разделу 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» расходы за первое полугодие 2025 года сложились в сумме 0,7 тыс. руб., что составило 0,1 % в объеме всех расходов за отчетный период, исполнение составляет 10,8 %.
Всю долю расходов по данному разделу составили расходы по подразделу 0503 «Благоустройство», что составляет 100,0 % от всех расходов по разделу 0500.
На низком уровне (менее 50,0 %) исполнены расходы по 2 видам расходов. Наиболее низкий уровень исполнения допущен по расходам «Жилищно-коммунальное хозяйство» – 10,8 %.
Анализ исполнения бюджета резервного фонда
Решением Грано-Маяковского сельского Совета депутатов Романовского района «О бюджете муниципального образования Грано-Маяковский сельсовет Романовского района Алтайского края на 2025 год» предусмотрено в первоначальном решении создание резервного фонда в размере 1,0 тыс. руб., что составляет менее одного процента, утвержденного в решении о бюджете на соответствующий период объема расходов бюджета. В первое полугодие 2025 года средства из резервного фонда не выделялись.
Включенные в Отчет данные (в части фактического исполнения) соответствуют Отчету об исполнении бюджета на 01.07.2025 года (ф.0503117).
Анализ исполнения бюджета дорожного фонда
Решением о бюджете на 2025 год объем муниципального дорожного фонда на 2025 год утвержден в сумме 120,1 тыс. рублей (межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам муниципальных образований на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями). Согласно, отчета об исполнении муниципального дорожного фонда на 01.07.2025 года израсходовано в сумме 59,0 тыс. рублей, в том числе на оплату расходов связанных с содержанием автомобильных дорог в сумме 47,2 тыс. руб. и расходы на уличное освещение в сумме 11,9 тыс. руб., или 49,1 % от утвержденных бюджетных назначений. Данные отчета соответствуют Отчету об исполнении бюджета на 01.07.2025 года (ф.0503117).
Анализ исполнения бюджета по источникам
финансирования дефицита бюджета.
Первоначальный бюджет на 2025 год был принят без дефицита (профицита) в сумме 0,0 тыс. рублей.
Бюджет поселения за первое полугодие 2025 года исполнен с превышением расходов бюджета над его доходами (дефицитом бюджета) в сумме 208,5,7 тыс. руб. (185,3 %), за аналогичный отчетный период 2024 года бюджет поселения был исполнен с дефицитом в сумме 46,2 тыс. рублей.
Превышение дефицита местного бюджета над ограничениями, установленными статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществлено в пределах суммы увеличения остатков средств на счетах по учету средств муниципального бюджета.
Анализ исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета
|
Наименование |
Уточненный годовой план (по данным Сводной бюджетной росписи, Отчета об исполнении районного бюджета), тыс. руб. |
Фактическое исполнение, тыс. руб. |
Процент исполнения к уточненному плану |
|
|
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА ВСЕГО |
209,0 |
208,5 |
- |
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
источники внутреннего финансирования бюджета |
|
|
|
|
|
из них: |
|
|
|
|
|
Изменение остатков средств |
209,0 |
208,5 |
- |
|
|
Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов |
209,0 |
208,5 |
- |
|
|
Увеличение остатков средств бюджетов |
- 976,3 |
- 747,2 |
76,5 |
|
|
Уменьшение остатков средств бюджетов |
1 555,4 |
955,7 |
61,4 |
При проведении анализа Отчета об исполнении бюджета» путем арифметического просчета в разделе «Источники финансирования дефицита бюджета» несоответствия не установлены. Указанные показатели соответствуют данным Отчета об исполнении бюджета на 01.07.2025 года (ф.0503117).
Анализ показателей муниципального долга
Муниципальный долг сельского поселения Грано-Маяковский сельсовет Романовского района по состоянию на 01.01.2025 и 01.07.2025 года отсутствует.
Муниципальные гарантии сельского поселения Грано-Маяковский сельсовет Романовского района не выдавались.
По результатам анализа оперативной информации об исполнении бюджета
сделаны следующие выводы:
В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 264.2 БК РФ, «Отчет об исполнении бюджета сельского поселения за первое полугодие 2025 года» предоставлен в Контрольно-счетный орган для осуществления полномочий по внешнему финансовому контролю.
Доходная часть бюджета за январь - июнь текущего годя исполнена в сумме 723,1 тыс. руб. или на 74,1 % к плановым назначениям, расходная часть исполнена в сумме 931,6 тыс. руб. или на 59,9 % к плановым назначениям. Результатом исполнения бюджета за отчетный период является дефицит в объеме 208,5 тыс. рублей.
Доходная часть бюджета в отчетном периоде сформирована за счет налоговых доходов в размере 5,3 %, неналоговых доходов – 10,3 %, безвозмездных поступлений – 84,4 %.
Предложения
В целях исполнения бюджета поселения, контрольно-счетный орган предлагает администрации Грано-Маяковского сельсовета Романовского района:
- принять необходимые меры по обеспечению выполнения плановых назначений по доходам и расходам бюджета;
- обратить внимание на неисполнение и низкий уровень исполнения плановых показателей расходной части бюджета;
- проекты нормативных правовых актов администрации Грано-Маяковского сельсовета Романовского района Алтайского края, в том числе проекты решений о внесении изменений в решение о бюджете поселения, своевременно направлять в контрольно-счетный орган для проведения внешнего государственного (муниципального) финансового контроля.
По результатам проведенного анализа оперативной информации «Отчета об исполнении бюджета поселения за первое полугодие 2025 года», утвержденного распоряжением Администрации Грано-Маяковского сельсовета Романовского района Алтайского края от 04.07.2025 года № 18, Контрольно-счетным органом фактов недостоверности показателей отчетности не выявлено.
Исполнение бюджета сельского поселения за первое полугодие 2025 года осуществлялось в соответствии с решением Совета депутатов Грано-Маяковского сельсовета Романовского районного Алтайского края от 24.12.2024 года № 16 «О бюджете сельского поселения Грано-Маяковский сельсовет Романовского района Алтайского края на 2025 год» (в ред. от 29.04.2025 № 2).
Председатель контрольно-счетного органа
Романовского района Алтайского края О.А. Ткачева