КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЙ ОРГАН
РОМАНОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
658640, с. Романово, ул. Советская 54, E-mail: ksotoa22@mail.ru
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
«Анализ отчета исполнения бюджета сельского поселения Мормышанский сельсовет Романовского района Алтайского края за первый квартал 2025 года»
с. Романово 18 апреля 2025 года
Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: статьи 157, 265-268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», решение Совета депутатов Мормышанский сельсовет Романовского района Алтайского края от 21.06.2022 года № 10 «О бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании Мормышанский сельсовет Романовского района Алтайского края» (далее – положение о бюджетном процессе), решение Романовского районного Совета депутатов от 30.11.2021 № 66 «Положение о Контрольно-счетном органе Романовского района Алтайского края» (в редакции от 28.02.2022 № 10), Соглашение о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля», утвержденного решением Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 31 мая № 27, пункт 1.2.6 Плана работы Контрольно-счетного органа Романовского района на 2025 год.
Объект экспертно-аналитического мероприятия: отчет об исполнения бюджета сельского поселения за первый квартал 2025 года.
Цель экспертно-аналитического мероприятия: - Оценить объемы, динамику и структуру доходов и расходов бюджета поселения, межбюджетных трансфертов, дефицита бюджета поселения.
Предмет экспертно-аналитического мероприятия: процесс исполнения бюджета сельского поселения Мормышанский сельсовет Романовского района Алтайского края за первый квартал 2025 года, бюджетные средства сельского поселения Мормышанский сельсовет Романовского района Алтайского края.
Исследуемый период: с 1 января по 31 марта 2025 года.
Сроки проведения проверки: с 11.04.2025 по 18.04.2025 года.
Результаты экспертно-аналитического мероприятия:
Экспертиза отчета об исполнении бюджета сельского поселения Мормышанский сельсовет.
Контрольно-счетным органом Романовского района Алтайского края (далее – Контрольно-счетный орган), в соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса РФ, проведен анализ исполнения бюджета сельского поселения Мормышанский сельсовет Романовского района Алтайского края за первый квартал 2025 года по представленным администрацией Мормышанский сельсовета Романовского района Алтайского края (далее - администрация) документам, по результатам которых подготовлено настоящее заключение.
В ходе подготовки настоящего заключения, использована бюджетная отчетность об исполнении бюджета сельского поселения на 01.04.2025 года.
Отчет об исполнении бюджета поселения за первый квартал 2025 года (далее – Отчет), утвержден распоряжением Администрации Мормышанского сельсовета Романовского района Алтайского края от 08 апреля 2025 года № 13.
В соответствии с требованиями ст. 264.1, 264.2, 268.1 Бюджетного кодекса РФ, «Соглашения о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля» от 31.05.2022 г. № 27, отчет об исполнении бюджета представлен в Контрольно-счетный орган 11 апреля 2025 года.
В нарушение требований статьи 264.6 Бюджетного кодекса РФ, в текстовой части распоряжения отсутствует утверждение данных об исполнении местного бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета по состоянию на 01.04.2025 года.
Отчёт об исполнении бюджета сельского поселения составлен в форме таблицы: - по доходам, по расходам бюджета, по источникам финансирования дефицита бюджета муниципального образования по кодам бюджетной классификацией Российской Федерации без указания кода главного администратора доходов бюджета.
Отчет об исполнении бюджета представлен администрацией Мормышанского сельсовета с соблюдением, установленного статьи 264.2 Бюджетного кодекса РФ, срока.
В нарушение пункта 4 статьи 18 Положения о бюджетном процессе, одновременно с ежеквартальным отчетом об исполнении местного бюджета информация предоставлена не в полном объеме, отсутствует пояснительная записка.
По запросу Контрольно-счетного органа к Отчету представлены:
- Отчет об исполнении бюджета на 01.04.2025 года (ф.0503117);
- Сводная бюджетная роспись на 01.04.2025 года;
- Отчет об исполнении муниципального дорожного фонда на 01.04.2025 года.
Состав документов и материалов соответствует требованиям статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ.
Общая характеристика исполнения бюджета сельского поселения за первый квартал 2025 года.
Бюджет поселения на 2025 год принят в первоначальном варианте решением Совета депутатов Мормышанского сельсовета Романовского района Алтайского края от 20.12.2024 года № 14 «О бюджете сельского поселения Мормышанский сельсовет Романовского района Алтайского края на 2025 год» (далее – решение о бюджете), что соответствует требованиям ст.187 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.13 «Положения о бюджетном процессе», то есть до начала финансового года.
В соответствии с данным решением, доходы утверждены в сумме 1 103,1 тыс. рублей, по расходам – 1 103,1 тыс. рублей, дефицит бюджета – 0,0 тыс. рублей.
Изменения в решение о бюджете в 1 квартале 2025 года не вносились.
В результате внесения изменений в Сводную бюджетную роспись бюджета сельского поселения, без внесения изменений в Решение о бюджете, основные характеристики бюджета поселения в 2025 году составили: доходы бюджета – 1 103,1 тыс. рублей, расходы – 1 167,1 тыс. рублей, дефицит бюджета 0,0 тыс. рублей.
Источниками финансирования дефицита бюджета утверждены изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета, что не противоречит статье 95 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Анализ исполнения бюджета поселения
тыс. рублей
Показатели |
Первоначальный план (по данным решения о бюджете от 20.12.2024 г. № 13)
|
Уточненный план (по данным решения о бюджете от 20.12.2024 г. № 13 |
Уточненный план по состоянию на 31.03.2025 (по данным Сводной бюджетной росписи и Кассового плана) |
Исполнено по состоянию на 01.04.2024
|
Процент исполнения к уточненному плану |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=гр.5/гр.4 |
Общий объем доходов |
1 103,1 |
1 103,1 |
1 103,1 |
334,5 |
30,3 |
Общий объем расходов |
1 103,1 |
1 103,1 |
1 167,1 |
334,6 |
28,7 |
Дефицит (–)/ Профицит (+) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- 0,1 |
х |
Отклонение показателей уточненного плана от показателей, утвержденных решением о бюджете, не выявлено.
Включенные в Отчет данные (в части фактического исполнения) соответствуют Отчету об исполнении бюджета на 01.04. 2025 года (ф.0503117).
Сравнительный анализ фактического исполнения бюджета по доходам и расходам за первый квартал за текущий и предыдущий годы представлен в таблице.
тыс. руб.
Наименование показателей |
Исполнение 1 квартал 2024 года |
Исполнение 1 квартал 2025 года |
||
тыс. руб. |
В % от годового уточненного плана |
тыс. руб. |
В % от годо- вого уточнен- ного плана |
|
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА, в том числе: |
445,3 |
40,1 |
334,5 |
30,3 |
Налоговые доходы |
161,6 |
33,0 |
191,4 |
27,7 |
Неналоговые доходы |
0,0 |
- |
22,6 |
20,9 |
Безвозмездные поступления |
283,7 |
55,7 |
143,1 |
34,6 |
РАСХОДЫ БЮДЖЕТА |
319,8 |
28,8 |
334,6 |
28,7 |
Дефицит (профицит) бюджета |
125,5 |
х |
- 0,1 |
х |
Исполнение доходов за первый квартал 2025 года в денежном выражении ниже, чем за аналогичный период предыдущего года, и составило 334,5 тыс. руб. (в 2024 г. – 445,3 тыс. рублей), что составляет 30,3 % от уточненного годового плана и ниже темпа исполнения на 24,9 % по сравнению с тем же периодом 2024 года.
Исполнение налоговых и неналоговых доходов за первый квартал 2025 года составило 27,7 % от уточненного годового плана (689,0 тыс. рублей), что выше исполнения на 18,4 % по сравнению с тем же периодом 2024 года или на 29,8 тыс. рублей.
Анализ исполнения бюджета муниципального образования
Анализ исполнения бюджета по доходам
По состоянию на 01.04.2025 года в бюджет поселения поступили доходы в размере 334,5 тыс. рублей, что составило 30,3 % уточненного кассового плана по доходам и 75,1 % показателей аналогичного периода прошлого года.
Согласно данным Отчета по состоянию на 01.04.2025 план по налоговым и неналоговым доходам исполнен в объеме 27,7 % годовых бюджетных назначений, утвержденных кассовым планом по доходам на 2025 год.
Анализ исполнения бюджета по налоговым и неналоговым доходам
тыс. руб.
Показатели |
Уточненный годовой план (по данным кассового плана по доходам с учетом уведомлений и возвратов), тыс. руб. |
Фактическое поступление, тыс. руб. |
Процент исполнения к уточненному плану |
Удельный вес, % |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
581,0 |
168,8 |
29,0 |
88,2 |
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) |
89,0 |
25,0 |
28,1 |
13,1 |
Налоги на совокупный доход, из них: |
115,0 |
124,9 |
108,6 |
65,2 |
Единый сельскохозяйственный налог |
115,0 |
124,9 |
108,6 |
100 |
Налог на имущество физических лиц |
21,0 |
0,4 |
1,9 |
0,2 |
Земельный налог |
356,0 |
18,5 |
5,2 |
9,7 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
108,0 |
22,6 |
20,9 |
11,8 |
Доходы от компенсации затрат государства |
103,0 |
22,6 |
21,9 |
100 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
5,0 |
0 |
- |
- |
ИТОГО |
689,0 |
191,4 |
27,7 |
100 |
Исполнение по налоговым доходам за первый квартал 2025 года составило 191,4 тыс. рублей или 27,7 % годового плана. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года налоговые доходы увеличились на 18,5 %.
Налог на доходы физических лиц, имеющий удельный вес (13,1 %) в структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета, в отчетном периоде поступил в местный бюджет в сумме 25,0 тыс. рублей. Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 47,4 %.
Налоги на совокупный доход поступили в бюджет сельсовета за первый квартал 2025 года в сумме 124,9 тыс. рублей, при утвержденном плане 115,0 тыс. рублей и представлен единым сельскохозяйственным налогом, исполнение составило 108,6 %. Снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 7,6 %.
За отчетный период перевыполнение годовых бюджетных назначений наблюдается по единому сельскохозяйственному налогу на 8,6 %.
Контрольно-счетный орган не располагает достаточными данными для анализа причин перевыполнения плана по вышеуказанным доходам, пояснительная записка к отчету об исполнении бюджета за первый квартал 2025 года, содержащая факторы и причины, повлекшие перевыполнение плана, не представлена. Поэтому, рекомендуется совместно с главным администратором данного доходного источника уточнить плановые годовые значения.
По неналоговым доходам поступления в бюджет поселения за отчетный период составили 22,6 тыс. рублей.
Включенные в Отчет данные (в части плановых назначений) по статьям доходов соответствуют Отчету об исполнении бюджета на 01.04. 2025 года (ф. 0503117).
Анализ исполнения бюджета по безвозмездным поступлениям
Согласно данным Отчета, исполнение бюджета за первый квартал 2025 года по безвозмездным поступлениям составило 143,1 тыс. рублей или 34,6 % годовых бюджетных назначений, утвержденных планом по доходам на 2025 год.
Анализ исполнения бюджета по безвозмездным поступлениям
Показатели |
Уточненный годовой план тыс. руб. |
Фактическое поступление, тыс. руб. |
Процент исполнения к уточненному плану |
Удельный вес, % |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
414,1 |
143,1 |
34,6 |
100 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы, из них: |
414,1 |
143,1 |
34,6 |
98,6 |
Дотации |
153,1 |
41,6 |
27,2 |
29,1 |
Субсидии |
- |
- |
- |
|
Субвенции |
51,5 |
12,9 |
25,0 |
9,0 |
Иные межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов |
209,5 |
88,6 |
42,3 |
61,9 |
Прочие безвозмездные перечисления |
0,0 |
3,9 |
- |
1,4 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ за первый квартал 2025 года поступили в размере 143,1 тыс. рублей или 34,6 % уточенного годового плана, из них:
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности – 41,6 тыс. рублей (27,2 % годового плана);
- субвенции на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты – 12,9 тыс. рублей (25,0 % годового плана);
- иные межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам муниципальных образований на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями – 88,6 тыс. рублей (42,3 % годового плана).
Анализ исполнения местного бюджета по расходам
Согласно данным Отчета по состоянию на 01.04.2025 года бюджет поселения по расходам исполнен в сумме 334,6 тыс. рублей или 28,7 % к уточненной годовой бюджетной росписи. По отношению к исполнению за первый квартал 2024 года, рост кассовых расходов бюджета составил 4,6 %.
Анализ исполнения бюджета
по расходам в разрезе разделов классификации расходов бюджета
Раздел |
Наименование |
Уточненный годовой план (по данным Сводной бюджетной росписи), тыс. рублей |
Фактическое исполнение, тыс. рублей |
Процент исполнения к уточненному плану |
Удельный вес, % |
|
ВСЕГО РАСХОДОВ |
1 167,1 |
334,6 |
28,7 |
100,0 |
||
01 |
Общегосударственные вопросы |
768,35 |
230,8 |
30,0 |
69,0 |
|
02 |
Национальная оборона |
51,5 |
12,9 |
25,0 |
3,8 |
|
04 |
Национальная экономика |
229,7 |
88,6 |
38,6 |
26,5 |
|
05 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
65,1 |
2,2 |
3,4 |
0,7 |
|
08 |
Культура, кинематография |
52,5 |
0,0 |
0,0 |
- |
Из вышеприведенной таблицы видно, что уровень исполнения расходов бюджета поселения по разделам бюджетной классификации Российской Федерации составил от 0,0 % до 38,6 % от утвержденных плановых ассигнований.
Основная сумма расходов за первый квартал 2025 года направлена на «Общегосударственные вопросы».
По разделу 0100 «Общегосударственные вопросы» расходы в целом за первый квартал 2025 года сложились в сумме 230,8 тыс. руб., что составило 69,0 % в объеме всех расходов за отчетный период, исполнение составляет 30,0 %.
В сравнении с аналогичным отчетным периодом прошлого года, расходы по разделу 0100 «Общегосударственные вопросы» уменьшились на 58,3 тыс. руб., или на 20,2 %.
Основную долю расходов по данному разделу составили расходы по подразделу 0113, направленные на другие общегосударственные вопросы - это 47,2 % всех расходов раздела 0100, что в суммовом выражении составляет 108,9 тыс. руб., в суммовом выражении 72,1 тыс. руб. (31,2 %), занимают расходы по подразделу 0102, связанные с функционированием высшего должностного лица.
По разделу 0200 «Национальная оборона» в отчетном периоде расходы осуществлялись в рамках подраздела 0203 «Мобилизационная и вневойсковая подготовка» в сумме 12,9 тыс. руб., что составило 3,8 % в объеме всех расходов за отчетный период, исполнение составляет 25,0 %.
По разделу 0400 «Национальная экономика» исполнение за первый квартал 2025 года составило 38,6 % к утвержденным годовым назначениям.
В отчетном периоде расходы в сумме 88,6 тыс. руб., по данному разделу осуществлены за счет средств дорожного фонда по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)».
По разделу 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» расходы за отчетный период сложились в сумме 2,2 тыс. руб., что составило 0,7 % в объеме всех расходов за отчетный период, исполнение составляет 3,4 %.
Всю долю расходов по данному разделу составили расходы по подразделу 0503 «Благоустройство», что составляет 100,0 % от всех расходов по разделу 0500.
По разделу 08 «Культура, кинематография» расходы за первый квартал 2025 года сложились в сумме 0,0 тыс. руб.
На низком уровне (менее 25,0 %) исполнены расходы по 2 видам расходов.
Не приступали к исполнению по расходам «Культура, кинематография» (объем неисполненных расходов – 35,5 тыс. рублей). Наиболее низкий уровень исполнения допущен по расходам «Жилищно-коммунальное хозяйство» – 3,4 %.
Анализ исполнения бюджета резервного фонда
Решением Мормышанского сельского Совета депутатов Романовского района «О бюджете сельского поселения Мормышанский сельсовет Романовского района Алтайского края на 2025 год» предусмотрено в первоначальном решении создание резервного фонда в размере 5,0 тыс. руб., что составляет менее одного процента, утвержденного в решении о бюджете на соответствующий период объема расходов бюджета.
В первом квартале 2025 года средства из резервного фонда не выделялись и не использовались.
Включенные в Отчет данные (в части фактического исполнения) соответствуют Отчету об исполнении бюджета на 01.04. 2025 года (ф. 0503117).
Анализ исполнения бюджета дорожного фонда
Решением о бюджете на 2025 год объем муниципального дорожного фонда на 2025 год утвержден в сумме 229,7 тыс. рублей (межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам муниципальных образований на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями). Согласно, отчета об исполнении муниципального дорожного фонда на 01.04.2025 года израсходовано в сумме 88,6 тыс. рублей или 38,6 % от утвержденных бюджетных назначений.
Данные отчета соответствуют Отчету об исполнении бюджета на 01.04.2024 года (ф.0503117).
Анализ исполнения бюджета по источникам
финансирования дефицита бюджета.
Первоначальный бюджет на 2025 год был принят без дефицита (профицита) в сумме 0,0 тыс. рублей.
Согласно последней редакции решения уточненный бюджет поселения утвержден с дефицитом в сумме 0,0 тыс. руб., то есть не изменился.
Бюджет поселения за первый квартал 2025 года исполнен с превышением расходов над его доходами (дефицитом бюджета) в сумме 0,1 тыс. руб., за аналогичный отчетный период 2024 года бюджет поселения был исполнен с дефицитом в сумме 125,5 тыс. рублей.
Анализ исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета
Наименование |
Уточненный годовой план (по данным Сводной бюджетной росписи, Отчета об исполнении районного бюджета), тыс. руб. |
Фактическое исполнение, тыс. руб. |
Процент исполнения к уточненному плану |
|
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА ВСЕГО |
0,0 |
0,1 |
- |
|
в том числе: |
|
|
|
|
источники внутреннего финансирования бюджета |
|
|
|
|
из них: |
|
|
|
|
Изменение остатков средств |
0,0 |
0,1 |
- |
|
Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов |
0,0 |
0,1 |
- |
|
Увеличение остатков средств бюджетов |
-1 103,1 |
- 334,5 |
30,3 |
|
Уменьшение остатков средств бюджетов |
1 167,1 |
334,6 |
28,7 |
При проведении анализа Отчета об исполнении бюджета» путем арифметического просчета в разделе «Источники финансирования дефицита бюджета» несоответствия не установлены. Указанные показатели соответствуют данным Отчета об исполнении бюджета на 01.04.2025 года (ф.0503117).
Анализ показателей муниципального долга
Муниципальный долг сельского поселения Мормышанский сельсовет Романовского района по состоянию на 01.01.2025 и 01.04.2025 года отсутствует.
Муниципальные гарантии сельского поселения Мормышанский сельсовет Романовского района не выдавались.
По результатам анализа оперативной информации об исполнении бюджета
сделаны следующие выводы:
В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 264.2 БК РФ, «Отчет об исполнении бюджета сельского поселения за первый квартал 2025 года» предоставлен в Контрольно-счетный орган для осуществления полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю.
Доходная часть бюджета за январь - март текущего годя исполнена в сумме 334,5 тыс. руб. или на 30,3 % к плановым назначениям, расходная часть исполнена в сумме 334,6 тыс. руб. или на 28,7 % к плановым назначениям. Результатом исполнения бюджета за отчетный период является дефицит в объеме 0,1 тыс. рублей.
Доходная часть бюджета в отчетном периоде сформирована за счет налоговых доходов в размере 50,5 %, неналоговых доходов – 6,7 %, безвозмездных поступлений – 42,8 %.
Предложения
В целях исполнения бюджета поселения, контрольно-счетный орган предлагает администрации Мормышанского сельсовета Романовского района:
- принять необходимые меры по обеспечению выполнения плановых назначений по доходам и расходам бюджета;
- совместно с главным администратором доходов уточнить годовые назначения на 2024 год по доходам, поступившим сверх плана;
- обратить внимание на низкий уровень исполнения плановых показателей расходной части бюджета;
- проекты нормативных правовых актов администрации Мормышанского сельсовета Романовского района Алтайского края, в том числе проекты решений о внесении изменений в решение о бюджете поселения, своевременно направлять в контрольно-счетный орган для проведения внешнего государственного (муниципального) финансового контроля.
Исполнение бюджета сельского поселения за первый квартал 2025 года осуществлялось в соответствии с решением Совета депутатов Мормышанского сельсовета Романовского района Алтайского края от 20.12.2024 года № 13 «О бюджете сельского поселения Мормышанский сельсовет Романовского района Алтайского края на 2025 год».
Доведенные до Совета депутатов распоряжение Администрации Мормышанского сельсоветаРомановского района Алтайского края от 08 апреля 2025 года № 13 и Отчет об исполнении бюджета сельского поселения за первый квартал 2025 года принять к сведению с учетом замечаний.
Председатель контрольно-счетного органа
Романовского района Алтайского края О.А. Ткачева