КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЙ ОРГАН
РОМАНОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
658640, с. Романово, ул. Советская 54, E-mail: ksotoa22@mail.ru
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
«Анализ отчета исполнения бюджета сельского поселения Романовский сельсовет Романовского района Алтайского края за первый квартал 2025 года»
с. Романово 29 мая 2025 года
Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: статьи 157, 265-268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», решение Совета депутатов Романовский сельсовет Романовского района Алтайского края от 30.05.2022 года № 4 «О бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании Романовский сельсовет Романовского района Алтайского края» (далее – положение о бюджетном процессе), решение Романовского районного Совета депутатов от 30.11.2021 № 66 «Положение о Контрольно-счетном органе Романовского района Алтайского края» (в редакции от 28.02.2022 № 10), Соглашение о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля», утвержденного решением Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 31 мая № 27, пункт 1.2.6 Плана работы Контрольно-счетного органа Романовского района на 2025 год.
Объект экспертно-аналитического мероприятия: отчет об исполнения бюджета поселения за первый квартал 2025 года.
Цель экспертно-аналитического мероприятия: Оценить объемы, динамику и структуру доходов и расходов бюджета поселения, межбюджетных трансфертов, дефицита бюджета поселения.
Предмет экспертно-аналитического мероприятия: процесс исполнения бюджета муниципального образования Романовский сельсовет Романовского района Алтайского края за первый квартал 2025 года, бюджетные средства сельского поселения Романовский сельсовет Романовского района Алтайского края.
Исследуемый период: с 1 января по 31 марта 2025 года.
Сроки проведения проверки: с 27.05.2025 по 30.05.2025 года.
Результаты экспертно-аналитического мероприятия:
Экспертиза отчета об исполнении бюджета сельского поселения Романовский сельсовет
Контрольно-счетным органом Романовского района Алтайского края (далее – Контрольно-счетный орган), в соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса РФ, проведен анализ исполнения бюджета сельского поселения Романовский сельсовет Романовского района Алтайского края за первый квартал 2025 года по представленным администрацией Романовского сельсовета Романовского района Алтайского края (далее - администрация) документам, по результатам которых подготовлено настоящее заключение.
В ходе подготовки настоящего заключения, использована бюджетная отчетность об исполнении бюджета МО на 01.04.2025 года.
Отчет об исполнении бюджета поселения за первый квартал 2025 года (далее – Отчет), утвержден распоряжением администрации Романовского сельсовета Романовского района Алтайского края от 14 мая 2025 года № 45.
В соответствии с требованиями ст. 264.1, 264.2, 268.1 Бюджетного кодекса РФ, «Соглашения о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля» от 31.05.2022 г. № 27, отчет об исполнении бюджета представлен в Контрольно-счетный орган 27 мая 2025 года.
Распоряжением утверждены данные об исполнении бюджета сельского поселения по доходам, расходам и профиците бюджета по состоянию на 01.04.2025 года, что соответствует статьи 264.6 Бюджетного кодекса РФ о бюджетном процессе.
Отчёт об исполнении бюджета МО составлен в форме таблицы: по доходам, по расходам бюджета, по источникам финансирования дефицита бюджета муниципального образования с указанием кодов бюджетной классификацией Российской Федерации.
В нарушение пункта 4 статьи 18 Положения о бюджетном процессе, одновременно с ежеквартальным отчетом об исполнении бюджета поселения не предоставлена следующая информация:
- о расходах на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства и ремонта по объектам;
2) об объеме и структуре муниципального долга;
3) о предоставленных муниципальных гарантиях;
4) пояснительная записка к Отчету.
По запросу Контрольно-счетного органа к Отчету представлены:
- Отчет об исполнении бюджета на 01.04.2025 года (ф.0503117);
- Информация об использовании резервного фонда на 1 апреля 2025 года;
- Сводная бюджетная роспись на 01.04.2025 года;
- Информация об исполнении муниципального дорожного фонда на 01.04.2025 года.
Отчет об исполнении бюджета представлен администрацией Романовского сельсовета с соблюдением, установленного статьи 264.2 Бюджетного кодекса РФ, срока. Состав документов и материалов соответствует требованиям статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ.
Бюджет поселения на 2025 год принят в первоначальном варианте решением Совета депутатов Романовского сельсовета Романовского района Алтайского края от 19.12.2023 года № 19 «О бюджете сельского поселения Романовский сельсовет Романовского района Алтайского края на 2025 год» (далее – решение о бюджете) по доходам в сумме 16 748,90 тыс. рублей, по расходам – 17 538,80 тыс. рублей, дефицитом бюджета – 789,90 тыс. рублей.
Изменения в решение о бюджете в первом квартале 2025 года не вносились.
Согласно Отчета об исполнении бюджета, плановые ассигнования по расходам бюджета на 2025 год, связанные с внесением администрацией, на основании части 3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ, статьи 5 решения о бюджете на 2025 год, в рамках своих полномочий, изменений в Сводную бюджетную роспись бюджета поселения, без внесения изменений в Решение о бюджете, увеличились на сумму 4 247,0 тыс. рублей, и по состоянию на 01.04.2025 года составили 21 785,80 тыс. рублей, дефицит бюджета 789,9 тыс. рублей.
Источниками финансирования дефицита бюджета являются изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета, что не противоречит статье 95 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Анализ исполнения бюджета поселения
тыс. рублей
Показатели |
Первоначальный план (по данным решения о бюджете от 19.12.2024 № 13
|
Уточненный план (по данным решения о бюджете от 00.00.2025 №
|
Уточненный план по состоянию на 31.04.2025 (по данным Сводной бюджетной росписи) |
Исполнено по состоянию на 01.04.2025
|
Процент исполнения к уточненному плану |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=гр.5/гр.4 |
Общий объем доходов |
16 748,90 |
16 748,90 |
16 748,90 |
2 894,30 |
17,3 |
Общий объем расходов |
17 538,80 |
17 538,80 |
21 785,80 |
2 796,50 |
12,8 |
Дефицит (–)/ Профицит (+) |
- 789,90 |
- 789,90 |
- 789,90 |
97,80 |
х |
Отклонение показателей уточненного плана от показателей, утвержденных решением о бюджете, не выявлено.
Включенные в Отчет данные (в части фактического исполнения) соответствуют Отчету об исполнении бюджета на 01.04.2025 года (ф.0503117).
Сравнительный анализ фактического исполнения бюджета по доходам и расходам за первый квартал за текущий и предыдущий годы представлен в таблице.
Наименование показателей |
Исполнение 1 квартал 2024 года |
Исполнение 1 квартал 2025 года |
||
тыс. руб. |
% исполнения от годового уточненного плана |
тыс. руб. |
% исполне- ния от годо- вого уточнен- ного плана |
|
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА, в том числе: |
2 416,8 |
22,2 |
2 894,3 |
17,3 |
Налоговые доходы |
1 150,1 |
16,3 |
1 253,05 |
15,9 |
Неналоговые доходы |
0,0 |
- |
510,0 |
- |
Безвозмездные поступления |
1 266,7 |
33,1 |
1 121,2 |
33,1 |
РАСХОДЫ БЮДЖЕТА |
2 267,3 |
16,3 |
2 796,5 |
12,8 |
Дефицит (профицит) бюджета |
149,5 |
х |
97,8 |
х |
Исполнение доходов за первый квартал 2025 года в денежном выражении выше, чем за аналогичный период предыдущего года, и составило 2 894,3 тыс. руб. (в 2024 г. – 2 416,8 тыс. рублей), или 17,3 % от уточненного годового плана (16 748,9 тыс. рублей) и выше исполнения на 19,8 % по сравнению с тем же периодом 2024 года.
Исполнение налоговых и неналоговых доходов за первый квартал 2025 года составило 22,2 % от уточненного годового плана (7 928,0 тыс. рублей), что больше исполнения по сравнению с тем же периодом 2024 года на 613,05 тыс. рублей.
Анализ исполнения бюджета муниципального образования
Анализ исполнения бюджета по доходам
По состоянию на 01.04.2025 года в бюджет поселения поступили доходы в размере 2 894,3 тыс. рублей, что составило 17,3 % уточненного кассового плана по доходам и 119,8 % показателей аналогичного периода прошлого года.
Согласно данным Отчета по состоянию на 01.04.2025 г. план по налоговым и неналоговым доходам исполнен в объеме 22,2 % годовых бюджетных назначений, утвержденных кассовым планом по доходам на 2025 год. По отношению к объемам поступлений налоговых и неналоговых доходов аналогичного периода 2024 года сумма поступлений увеличилась на 53,3 %.
Анализ исполнения бюджета по налоговым и неналоговым доходам
Показатели |
Уточненный годовой план
тыс. руб. |
Фактическое поступление, тыс. руб. |
Процент исполнения к уточненному плану |
Удельный вес, % |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
7 928,0 |
1 253,05 |
15,9 |
100,0 |
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) |
1 550,0 |
284,9 |
18,4 |
16,2 |
Туристический налог |
132,0 |
0,00 |
- |
- |
Налоги на совокупный доход, из них: |
398,0 |
508,3 |
127,7 |
28,8 |
Единый сельскохозяйственный налог |
398,0 |
508,3 |
127,7 |
100 |
Налог на имущество физических лиц |
2 652,0 |
69,6 |
2,6 |
3,9 |
Земельный налог |
3 167,0 |
390,3 |
12,3 |
22,1 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
29,0 |
0,0 |
- |
0 |
Доходы от перечисления части прибыли МУП , созданными сельскими поселениями |
3,0 |
0,0 |
- |
- |
Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов сельских поселений |
26,0 |
0,0 |
- |
- |
Доходы от реализации имущества |
- |
510,0 |
- |
- |
ИТОГО |
7 928,0 |
1 765,05 |
22,2 |
100 |
Исполнение по налоговым доходам за первый квартал 2025 года составило 1 253,05 тыс. рублей или 15,9 % годового плана. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года налоговые доходы увеличились на 8,9 %.
Налог на доходы физических лиц в отчетном периоде поступил в местный бюджет в сумме 284,9 тыс. рублей. Увеличение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 13,2 %.
Налоги на совокупный доход зачислены в бюджет сельсовета за первый квартал 2025 года в сумме 508,3 тыс. рублей и представлен единым сельскохозяйственным налогом. Долю в размере 28,8 % в общем объеме собственных доходов имеет Единый сельскохозяйственный налог, который поступил за отчетный период в объеме 508,3 тыс. рублей, что на 133,7 % выше по отношению к поступлениям аналогичного периода 2024 года.
Контрольно-счетный орган отмечает, что поступления по единому сельскохозяйственному налогу за 1 квартал 2025 года выполнены на 127,7 % от утвержденных годовых значений. Поэтому, рекомендуется совместно с главным администратором данных доходных источников уточнить плановые годовые значения.
Налоги на имущество, имеющий наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета, в отчетном периоде поступили в местный бюджет в сумме 459,8 тыс. рублей или 7,9 % годового плана. Снижение поступления по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 9,6 %.
По неналоговым доходам поступление в бюджет поселения за отчетный период составило 510,0 тыс. рублей от годового плана – 29,0 тыс. рублей. По отношению к поступлению за аналогичный период 2024 года сумма неналоговых доходов увеличилась на 510,0 тыс. руб.
Долю в размере 100,0 % в общем объеме неналоговых доходов имеют Доходы от реализации иного имущества, находящегося в собственности сельского поселения, которые поступили за отчетный период в объеме 510,0 тыс. рублей, при плановых назначениях на 2025 год в сумме 0,0 тыс. рублей.
Анализ исполнения бюджета по безвозмездным поступлениям
Согласно данным Отчета, исполнение бюджета за первый квартал 2025 года по безвозмездным поступлениям составило 1 131,2 тыс. рублей или 12,8 % годовых бюджетных назначений, утвержденных кассовым планом по доходам на 2025 год.
Анализ исполнения бюджета по безвозмездным поступлениям
Показатели |
Уточненный годовой план тыс. руб. |
Фактическое поступление, тыс. руб. |
Процент исполнения к уточненному плану |
Удельный вес, % |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
8 820,9 |
1 131,2 |
12,8 |
Х |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы, из них: |
8 820,9 |
1 121,2 |
12,7 |
100,0 |
Дотации |
539,0 |
188,75 |
35,0 |
16,8 |
Субсидии |
4 353,0 |
0,0 |
- |
- |
Субвенции |
515,1 |
128,7 |
25,0 |
11,5 |
Межбюджетные трансферты |
2 700,6 |
703,8 |
26,0 |
62,8 |
Прочие межбюджетные трансферты |
713,2 |
100,0 |
14,0 |
8,9 |
Прочие безвозмездные перечисления |
0,0 |
10,0 |
- |
х |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ за первый квартал 2025 года поступили в размере 1 121,2 тыс. рублей, из них:
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности – 188,75 тыс. рублей (35,0 % годового плана);
- прочие субсидии бюджетам сельских поселений – 0,0 тыс. рублей (0 % годового плана);
- субвенции на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты – 128,7 тыс. рублей (25,0 % годового плана);
- иные межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам муниципальных образований на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями – 803,8 тыс. рублей (23,5 % годового плана).
Анализ исполнения бюджета сельского поселения по расходам
Согласно данным Отчета по состоянию на 01.04.2025 года бюджет поселения по расходам исполнен в сумме 2 796,5 тыс. рублей или 12,8 % к уточненной годовой бюджетной росписи. По отношению к исполнению за первый квартал 2024 года, рост кассовых расходов бюджета составил 23,3 %.
|
Показатели |
Уточненный годовой план тыс. руб. |
Фактическое поступление, тыс. руб. |
Процент исполнения к уточненному плану |
Удельный вес, % |
ВСЕГО РАСХОДОВ |
21 785,8 |
2 796,5 |
12,8 |
100,0 |
|
01 |
Общегосударственные вопросы |
5 197,9 |
1013,5 |
19,5 |
36,2 |
02 |
Национальная оборона |
515,1 |
101,1 |
19,6 |
3,6 |
04 |
Национальная экономика |
2 700,6 |
703,8 |
26,1 |
25,2 |
05 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
13 372,2 |
978,0 |
7,3 |
35,0 |
Из вышеприведенной таблицы видно, что уровень исполнения расходов бюджета поселения по разделам бюджетной классификации Российской Федерации составил от 7,3 % до 26,1 % от утвержденных плановых ассигнований.
Основная сумма расходов за первый квартал 2025 года направлена на раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Общегосударственные вопросы».
По разделу 0100 «Общегосударственные вопросы» расходы в целом за первый квартал 2025 года сложились в сумме 1 013,5 тыс. руб., что составило 36,2 % в объеме всех расходов за отчетный период, исполнение составляет 19,5 %.
В сравнении с аналогичным отчетным периодом прошлого года, расходы по разделу 0100 «Общегосударственные вопросы» увеличились на 146,5 тыс. руб., или на 16,9 %.
Основную долю расходов по данному разделу составили расходы по подразделу 0104, направленные на функционирование местной администрации - это 68,7 % всех расходов по разделу 0100, что в суммовом выражении составляет 696,3 тыс. руб..
По разделу 0200 «Национальная оборона» в отчетном периоде расходы осуществлялись в рамках подраздела 0203 «Мобилизационная и вневойсковая подготовка» в сумме 101,1 тыс. руб., что составило 3,6 % в объеме всех расходов за отчетный период, исполнение составляет 19,6 %.
По разделу 0400 «Национальная экономика» исполнение за первый квартал 2025 года составило 26,1 % к утвержденным годовым назначениям.
В отчетном периоде расходы в сумме 703,8 тыс. руб., по данному разделу осуществлены за счет средств дорожного фонда по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» и были направлены на оплату расходов связанных с содержанием автомобильных дорог с. Романово.
По разделу 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» расходы за первый квартал 2025 года сложились в сумме 978,0 тыс. руб., что составило 35,0 % в объеме всех расходов за отчетный период, исполнение составляет 7,3 %.
Всю долю расходов по данному разделу составили расходы по подразделу 0503 «Благоустройство», что составляет 100,0 % от всех расходов по разделу 0500.
На низком уровне (менее 25,0 %) исполнены расходы по 3 видам расходов. Наиболее низкий уровень исполнения допущен по расходам «Жилищно-коммунальное хозяйство» – 7,3 %.
Анализ исполнения бюджета резервного фонда
Решением о бюджете резервный фонд Администрации Романовского сельсовета Романовского района на 2025 год утвержден в сумме 15,0 тыс. рублей.
В течение первого квартала 2025 года средства резервного фонда не расходовались. Включенные в Отчет данные (в части фактического исполнения) соответствуют Отчету об исполнении бюджета на 01.04.2025 года (ф.0503117).
Анализ исполнения бюджета дорожного фонда
Решением о бюджете на 2025 год объем муниципального дорожного фонда на 2025 год утвержден в сумме 2 700,6 тыс. рублей (межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам муниципальных образований на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями). Согласно, отчета об исполнении муниципального дорожного фонда на 01.04.2025 года израсходовано расходов в сумме 703,8 тыс. рублей, в том числе на работы связанных с расчисткой дорог с. Романово, работой трактора, автогрейдера или 26,1 % от утвержденных бюджетных назначений. Данные отчета соответствуют Отчету об исполнении бюджета на 01.04.2025 года (ф.0503117).
Анализ исполнения бюджета по источникам
финансирования дефицита бюджета.
Первоначальный бюджет на 2025 год был принят с дефицитом в сумме 789,9 тыс. руб. или 9,96 % утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утверждённого объёма безвозмездных поступлений.
Бюджет поселения за первый квартал 2025 года исполнен с превышением доходов бюджета над его расходами (профицитом бюджета) в сумме 97,8 тыс. руб., за аналогичный отчетный период 2024 года бюджет поселения был исполнен с профицитом в сумме 149,5 тыс. рублей.
Ограничения в пределах суммы снижения средств на счетах по учету средств муниципального бюджета, установленные статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, соблюдены.
Анализ исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета
Наименование |
Уточненный годовой план (по данным Сводной бюджетной росписи, Отчета об исполнении районного бюджета), тыс. руб. |
Фактическое исполнение, тыс. руб. |
Процент исполнения к уточненному плану |
|
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА ВСЕГО |
789,9 |
- 97,8 |
0 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
источники внутреннего финансирования бюджета |
|
|
|
|
из них: |
|
|
|
|
Изменение остатков средств |
789,9 |
- 97,8 |
0 |
|
Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов |
789,9 |
- 97,8 |
0 |
|
Увеличение остатков средств бюджетов |
-16 748,9 |
-2 894,3 |
17,3 |
|
Уменьшение остатков средств бюджетов |
21785,8 |
2 796,5 |
12,8 |
При проведении анализа Отчета об исполнении бюджета» путем арифметического просчета в разделе «Источники финансирования дефицита бюджета» установлены несоответствия. Однако указанные показатели соответствуют данным Отчету об исполнении бюджета на 01.04.2025 года (ф.0503117).
Анализ показателей муниципального долга
Муниципальный долг МО Романовский сельсовет Романовского района по состоянию на 01.01.2025 и 01.04.2025 года отсутствует.
Муниципальные гарантии МО Романовский сельсовет Романовского района не выдавались.
Выводы:
В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 264.2 БК РФ, «Отчет об исполнении бюджета муниципального образования за первый квартал 2025 года» предоставлен в Контрольно-счетный орган для осуществления полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю в установленные сроки.
За отчетный период текущего года, в бюджет сельского поселения Романовский сельсовет Романовского района поступило доходов в сумме 2 894,3 тыс. рублей, что по отношению к утвержденным параметрам кассового плана по доходам на 2025 год составило 17,3 %.
Расходы бюджета произведены в сумме 2 796,5 тыс. рублей и к утвержденным годовым показателям сводной бюджетной росписи по расходам на 2025 год, исполнены на 12,8 %.
Результатом исполнения бюджета за отчетный период является профицит в объеме 97,8 тыс. рублей.
Доходная часть бюджета в отчетном периоде сформирована за счет налоговых доходов в размере 43,3 %, неналоговых доходов – 17,6 %, безвозмездных поступлений – 39,1 %.
Предложения
В целях исполнения бюджета поселения, контрольно-счетный орган предлагает Администрации Романовского сельсовета Романовского района:
- принять необходимые меры по обеспечению выполнения плановых назначений по доходам и расходам бюджета;
- обратить внимание на низкий уровень исполнения плановых показателей расходной части бюджета;
- проекты нормативных правовых актов администрации Романовского сельсовета Романовского района Алтайского края, в том числе проекты решений о внесении изменений в решение о бюджете поселения, своевременно направлять в контрольно-счетный орган для проведения экспертно-аналитических мероприятий.
По результатам проведенной экспертизы «Отчета об исполнении бюджета сельского поселения за первый квартал 2025 года», утвержденного распоряжением администрации Романовского сельсовета Романовского района Алтайского края от 14.05.2025 года № 45, Контрольно-счетным органом фактов недостоверности показателей отчетности не выявлено.
Исполнение бюджета МО Романовский сельсовет за первый квартал 2025 года осуществлялось в соответствии с решением Совета депутатов Романовского сельсовета Алтайского края от 19.12.2024 года № 13.
Председатель контрольно-счетного органа
Романовского района Алтайского края О.А. Ткачева