КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЙ ОРГАН
РОМАНОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
658640, с. Романово, ул. Советская 54, E-mail: ksotoa22@mail.ru
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
по результатам экспертно-аналитического мероприятия
«Анализ отчета исполнения бюджета муниципального образования Дубровинский сельсовет Романовского района Алтайского края за 9 месяцев 2025 года»
с. Романово 13 октября 2025 года
Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: статьи 157, 265-268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», решение Совета депутатов Дубровинского сельсовета Романовского района Алтайского края от 17.05.2022 № 4 «О бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании Дубровинский сельсовет Романовского района Алтайского края», решение Романовского районного совета депутатов от 30.11.2021 № 66 «Положение о Контрольно-счетном органе Романовского района Алтайского края» (в редакции от 28.02.2022 № 10), Соглашение о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля», утвержденного решением Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 31 мая № 27, пункт 1.2.6 «Плана работы Контрольно-счетного органа Романовского района на 2024 год, распоряжение Контрольно-счетного органа Романовского района» от 14.05.2025 года № 37.
Объект экспертно-аналитического мероприятия: отчет об исполнения бюджета муниципального образования Дубровинский сельсовет Романовского района Алтайского края за 9 месяцев 2025 года.
Цель экспертно-аналитического мероприятия: - контроль и сопоставления исполненных показателей бюджета муниципального образования Дубровинский сельсовет Романовского района Алтайского края за 9 месяцев 2025 года с годовыми назначениями;
- установление соответствия Отчета об исполнении бюджета требованиям действующего бюджетного законодательства;
- проведение анализа и экспертизы отчета об исполнении бюджета муниципального образования Дубровинский сельсовет Романовского района Алтайского края за 9 месяцев 2025 года;
- подготовка заключения по их результатам и представление его в сельский Совет депутатов и Главе Дубровинского сельсовета Романовского района.
Предмет экспертно-аналитического мероприятия: процесс исполнения бюджета муниципального образования Дубровинский сельсовет Романовского района Алтайского края за 9 месяцев 2025 года, бюджетные средства МО Дубровинский сельсовет Романовского района Алтайского края.
Исследуемый период: с 1 января по 30 сентября 2025 года.
Сроки проведения проверки: с 10.10.2025 по 16.10.2025 года.
Результаты экспертно-аналитического мероприятия:
Экспертиза отчета об исполнении бюджета МО Дубровинский сельсовет
Контрольно-счетным органом Романовского района Алтайского края (далее – Контрольно-счетный орган), в соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса РФ, проведены экспертиза и анализ исполнения бюджета муниципального образования Дубровинский сельсовет Романовского района Алтайского края за 9 месяцев 2025 года.
По результатам, которых подготовлено настоящее заключение.
Администрацией Дубровинского сельсовета Романовского района в полном объеме обеспечено исполнение требований ст. 264.2 и ст. 264.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст.18 положения «О бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании Дубровинский сельсовет Романовского района Алтайского края» (далее – положение о бюджетном процессе).
В соответствии с частью 3 статьи 20 «Положения о бюджетном процессе», Распоряжение Администрации Дубровинский сельсовет Романовского района «Об исполнении бюджета МО за 9 месяцев 2025 года» от 09.10.2025 года № 27Р передано в Контрольно-счетный орган 9 октября 2025 года. Вместе с Распоряжением представлены следующие документы:
- «Отчет об исполнении бюджета муниципального образования Дубровинский сельсовет Романовского района Алтайского края за 9 месяцев 2025 года».
Отчёт об исполнении бюджета МО составлен в форме таблицы - по доходам, по расходам бюджета, по источникам финансирования дефицита бюджета муниципального образования с указанием кодов бюджетной классификацией Российской Федерации.
Одновременно с Отчетом представлены:
- Отчет об исполнении бюджета на 01.10.2025 года (ф.0503117);
- Сводная бюджетная роспись по расходам бюджета по состоянию на 30.09.2025 года;
- Информация об исполнении муниципального дорожного фонда на 01.10.2025 года;
- Пояснительная записка.
Документы и материалы представлены в полном объеме. Состав документов и материалов соответствует требованиям статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ.
Бюджет сельского поселения на 2025 год принят в первоначальном варианте решением Совета депутатов Дубровинского сельсовета Романовского района Алтайского края «О бюджете муниципального образования сельское поселение Дубровинский сельсовет Романовского района Алтайского края на 2025 год» от 18.12.2024 года № 8 (далее – решение о бюджете), что соответствует требованиям ст.187 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.13 «Положения о бюджетном процессе», то есть до начала финансового года.
В соответствии с данным решением, доходы утверждены в сумме 1 182,9 тыс. рублей, расходы в сумме 1 182,9 тыс. рублей, дефицит – 0,0 тыс. рублей.
Требования статьи 217.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администрацией выполнены, имеется утвержденная сводная бюджетная роспись, в которую своевременно внесены изменения и дополнения, принятые Советом депутатов Дубровинского сельсовета в 2025 году.
Изменения в решение о бюджете за 9 месяцев 2025 года вносились 1 раз (от 24.09.2025 г. № 5).
В результате внесения изменений в Решение о бюджете, основные характеристики бюджета поселения в 2025 году составили: доходы бюджета – 1 843,1 тыс. рублей, расходы – 1 843,1 тыс. рублей, дефицит бюджета 0,0 тыс. рублей.
Источниками финансирования дефицита бюджета утверждены изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета, что не противоречит статье 95 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Анализ исполнения бюджета за первое полугодие 2025 года
тыс. рублей
|
Показатели |
Первоначальный план (по данным решения о бюджете от 18.12.2024 № 8)
|
Уточненный план (по данным решения о бюджете от 18.12.2024 № 8 в ред. от 24.09.2025 № 5
|
Уточненный план по состоянию на 30.09.2025 (по данным Сводной бюджетной росписи) |
Исполнено по состоянию на 01.10.2025
|
Процент исполнения к уточненному плану |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=гр.5/гр.4 |
|
Общий объем доходов |
1 182,9 |
1 843,1 |
1 843,1 |
1 619,4 |
87,9 |
|
Общий объем расходов |
1 182,9 |
1 843,1 |
1 843,1 |
1 620,8 |
87,9 |
|
Дефицит (–)/ Профицит (+) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- 1,4 |
х |
Отклонения показателей уточненного плана от показателей, утвержденных решением о бюджете не выявлено.
Включенные в Отчет данные (в части фактического исполнения) соответствуют Отчету об исполнении бюджета на 01.10.2025 года (ф.0503117).
Анализ исполнения бюджета МО
Анализ исполнения бюджета по доходам
По состоянию на 01.10.2025 года в бюджет МО поступили доходы в размере 1 619,4 тыс. рублей, что составило 87,9 % уточненного кассового плана по доходам и 156,9 % показателей аналогичного периода прошлого года.
Согласно данным Отчета по состоянию на 01.10.2025 года план по налоговым и неналоговым доходам исполнен в объеме 75,5 % годовых бюджетных назначений, утвержденных кассовым планом по доходам на 2025 год (по состоянию на отчетную дату). По отношению к объемам поступлений налоговых и неналоговых доходов аналогичного периода 2024 года сумма поступлений увеличилась на 27,9 процента.
Анализ исполнения бюджета по налоговым и неналоговым доходам
|
Показатели |
Уточненный годовой план тыс. руб. |
Фактическое поступление, тыс. руб. |
Процент исполнения к уточненному плану |
Удельный вес, % |
|
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
570,0 |
446,8 |
78,4 |
87,7 |
|
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) |
70,0 |
96,1 |
137,3 |
18,9 |
|
Налоги на совокупный доход, из них: |
98,0 |
180,0 |
183,7 |
35,3 |
|
Единый сельскохозяйственный налог |
98,0 |
180,0 |
183,7 |
100 |
|
Налоги на имущество физических лиц |
21,0 |
5,3 |
25,2 |
1,0 |
|
Земельный налог |
381,0 |
165,3 |
43,4 |
32,4 |
|
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
105,0 |
62,8 |
59,8 |
12,3 |
|
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
105,0 |
62,8 |
59,8 |
100 |
|
Прочие неналоговые доходы |
- |
- |
- |
- |
|
ИТОГО |
675,0 |
509,6 |
75,5 |
100 |
Исполнение по налоговым доходам за 9 месяцев 2025 года составило 446,8 тыс. рублей или 78,4 % годового плана. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года налоговые доходы увеличились на 24,6 %.
Налог на доходы физических лиц, имеющий наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета, в отчетном периоде поступил в местный бюджет в сумме 96,1 тыс. рублей или 137,3 % от годового плана.
Налоги на совокупный доход зачислены в бюджет сельсовета за 9 месяцев 2025 года в сумме 180,0 тыс. рублей или 183,7 % годового плана, которые представлены единым сельскохозяйственным налогом.
Единый сельскохозяйственный налог в структуре общего объема собственных доходов занимает 35,3 %. Снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составили в объеме 31,0 тыс. рублей.
Контрольно-счетный орган не располагает достаточными данными для анализа причин перевыполнения плана по вышеуказанным доходам, представленная пояснительная записка к отчету об исполнении бюджета за 9 месяцев 2025 года, не содержит факторы и причины, повлекшие перевыполнение плана. Поэтому, рекомендуется совместно с главным администратором данного доходного источника уточнить плановые годовые значения.
По налогам на имущество в течении 9 месяцев поступление платежей в бюджет составило в сумме 170,5 тыс. рублей (42,4 %), в том числе налога на имущество физических лиц в сумме 5,3 тыс. рублей и земельного налога в сумме 165,3 тыс. рублей.
По неналоговым доходам поступление в районный бюджет за отчетный период составило 62,8 тыс. рублей или 59,8 % годового плана – 105,0 тыс. рублей. По отношению к поступлению за аналогичный период 2024 года сумма неналоговых доходов увеличилась на 58,6 %.
За 9 месяцев 2025 года в местный бюджет поступили доходы от компенсации затрат бюджета (код бюджетной классификации 000 1 13 02000 00 0000 130) в сумме 18,9 тыс. рублей. Исполнение годового плана составило 18,0 %, в том числе доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией имущества, составили 0,0 тыс. рублей (0,0 % годового плана), прочие доходы от компенсации затрат государства - 18,9 тыс. рублей или 42,0 % годового плана и доходы, поступающие в порядке возмещения расходов в сумме 43,9 тыс. руб. (73,2 %).
Анализ исполнения бюджета по безвозмездным поступлениям
Согласно данным Отчета, исполнение бюджета за 9 месяцев 2025 года по безвозмездным поступлениям составило 1 109,7 тыс. рублей или 95,0 % годовых бюджетных назначений, утвержденных кассовым планом по доходам на 2025 год (по состоянию на отчетную дату). По отношению к объемам безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы аналогичного периода 2024 года сумма поступлений увеличилась на 74,3 %.
|
Показатели |
Уточненный годовой план тыс. руб. |
Фактическое поступление, тыс. руб. |
Процент исполнения к уточненному плану |
Удельный вес, % |
|
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
1 168,1 |
1 109,7 |
95,0 |
Х |
|
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы, из них: |
1 168,1 |
1 109,7 |
95,0 |
100,0 |
|
Дотации |
171,8 |
160,8 |
93,6 |
14,5 |
|
Субсидии |
- |
- |
- |
- |
|
Субвенции |
103,0 |
77,2 |
74,9 |
7,0 |
|
Иные межбюджетные трансферты |
893,3 |
864,4 |
96,8 |
77,9 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ за 9 месяцев 2025 года поступили в размере 1 109,7 тыс. рублей или 95,0 % уточенного годового плана, из них:
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности – 160,8 тыс. рублей (93,6 % годового плана);
- субвенции на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты – 77,2 тыс. рублей (74,9 % годового плана);
- иные межбюджетные трансферты – 864,4 тыс. рублей (96,8 % годового плана).
Анализ исполнения местного бюджета по расходам
Согласно данным Отчета по состоянию на 01.10.2025 года бюджет по расходам исполнен в сумме 1 620,7 тыс. рублей или 87,9 % к уточненной годовой бюджетной росписи. По отношению к исполнению за 9 месяцев 2024 года, рост кассовых расходов бюджета составил 57,0 %.
Анализ исполнения бюджета по расходам в разрезе разделов
классификации расходов бюджета.
|
Раздел |
Наименование |
Уточненный годовой план (по данным Сводной бюджетной росписи), тыс. рублей |
Фактическое исполнение, тыс. рублей |
Процент исполнения к уточненному плану |
Удельный вес, % |
|
|
ВСЕГО РАСХОДОВ |
1 843,1 |
1 620,7 |
87,9 |
100,0 |
||
|
01 |
Общегосударственные вопросы |
1 555,7 |
1 394,9 |
89,7 |
86,1 |
|
|
02 |
Национальная оборона |
103,0 |
70,3 |
68,2 |
4,3 |
|
|
04 |
Национальная экономика |
184,4 |
155,5 |
84,3 |
9,6 |
|
|
05 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
- |
- |
- |
- |
|
Из вышеприведенной таблицы видно, что уровень исполнения расходов бюджета по разделам бюджетной классификации Российской Федерации составил от 68,2 % до 89,7 % от утвержденных плановых ассигнований.
Основная сумма расходов за 9 месяцев 2025 года направлена на «Общегосударственные вопросы» – 1 394,9 тыс. рублей или 89,7 % от общей суммы расходов бюджета. По разделу «Национальная экономика» в отчетном периоде направлено 155,5 тыс. рублей или 9,6 % всех расходов, «Национальная оборона» – 70,3 тыс. рублей, что составило 4,3 % общей суммы расходов бюджета.
На низком уровне (менее 75,0 %) исполнены ассигнования по 1 виду расходов бюджета. По разделу «Национальная оборона» объем неисполненных расходов составил 32,7 тыс. рублей или 31,8 %.
Анализ исполнения бюджета резервного фонда
Решением о бюджете резервный фонд Администрации Дубровинского сельсовета Романовского района на 2025 год утвержден в сумме 5,0 тыс. рублей.
В течение 9 месяцев 2025 года средства резервного фонда не расходовались. Включенные в Отчет данные (в части фактического исполнения) соответствуют Отчету об исполнении бюджета на 01.10.2025 года (ф.0503117).
Анализ исполнения бюджета муниципального дорожного фонда
Решения о бюджете на 2025 год объем муниципального дорожного фонда утвержден в сумме 184,4 тыс. рублей (межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам муниципальных образований на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями). Согласно, отчета об исполнении муниципального дорожного фонда на 01.10.2025 года израсходовано в сумме 155,5 тыс. рублей, расходы направлены на содержание автомобильных дорог и уличное освещение или 84,3 % от утвержденных бюджетных назначений. Данные отчета соответствуют Отчету об исполнении бюджета на 01.10.2025 года (ф.0503117).
Анализ исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета
Первоначальный бюджет на 2025 год был принят без дефицита (профицита) в сумме 0,0 тыс. руб. или 0 % утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утверждённого объёма безвозмездных поступлений.
По состоянию на 01.10.2025 года бюджет сельского поселения Дубровинский сельсовет исполнен с дефицитом в размере 1,4 тыс. рублей (0,3 %) при утвержденном на отчетную дату дефиците в размере 0,0 тыс. рублей. За аналогичный отчетный период 2024 года бюджет поселения был исполнен с профицитом в сумме 3,1 тыс. рублей
Дефицит бюджета сельского поселения исполнен в пределах ограничений, установленных статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
|
Наименование |
Уточненный годовой план, тыс. руб. |
Фактическое исполнение, тыс. руб. |
Процент исполнения к уточненному плану |
|
|
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА ВСЕГО |
0,0 |
1,4 |
х |
|
|
Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов |
0,0 |
1,4 |
х |
|
|
Исполнение государственных и муниципальных гарантий |
0,0 |
0,0 |
|
|
|
Увеличение остатков средств бюджетов |
- 1 182,9 |
- 1 642,7 |
89,1 |
|
|
Уменьшение остатков средств бюджетов |
1 608,1 |
1 644,1 |
89,2 |
При проведении анализа Отчета об исполнении бюджета» путем арифметического просчета в разделе «Источники финансирования дефицита бюджета» по графам «Уточненный план года» и «Фактическое исполнение» по строке Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов, расхождений не установлено. Указанные показатели соответствуют данным Отчета об исполнении бюджета на 01.10.2025 года (ф.0503117).
Анализ показателей муниципального долга
Общий объем муниципального долга МО Дубровинский сельсовет Романовского района по состоянию на 01.01.2025 и 01.10.2025 года отсутствует.
Муниципальные гарантии МО Дубровинский сельсовет Романовского района не выдавались.
Выводы и предложения
Отчет об исполнении бюджета МО за 9 месяцев 2025 года утвержден распоряжением администрации Дубровинского района Романовского района от 09.10.2025 года № 27Р, который предоставлен в Контрольно-счетный орган для осуществления полномочий по внешнему финансовому контролю, что соответствует требованиям пункта 5 статьи 264.2 БК РФ.
За отчетный период текущего года, в бюджет МО Дубровинский сельсовет Романовского района поступило доходов в сумме 1 619,4 тыс. рублей, что по отношению к утвержденным параметрам кассового плана по доходам на 2025 год составило 87,9 %.
Расходы бюджета МО произведены в сумме 1 620,7 тыс. рублей. К утвержденным годовым показателям сводной бюджетной росписи по расходам на 2025 год, исполнены на 87,9 %.
Результатом исполнения бюджета за отчетный период является дефицит бюджета в объеме 1,4 тыс. рублей.
Доходная часть бюджета МО в отчетном периоде сформирована за счет налоговых доходов в размере 27,6 %, неналоговых доходов – 3,9 %, безвозмездных поступлений – 68,5 %.
В целях исполнения бюджета муниципального образования, контрольно-счетный орган предлагает администрации Дубровинского сельсовета Романовского района Алтайского края:
- принять необходимые меры по обеспечению выполнения плановых назначений по доходам и расходам бюджета;
- обратить внимание на низкий уровень исполнения плановых показателей расходной части бюджета;
- совместно с главным администратором доходов уточнить годовые назначения на 2025 год по доходам, поступившим сверх плана;
- в соответствии со ст. 36 Бюджетного кодекса РФ отчет об исполнении бюджета за 9 месяцев 2025 года разместить на официальном сайте администрации;
- проекты нормативных правовых актов муниципального образования, в том числе проекты решений о внесении изменений в решение о бюджете МО, своевременно направлять в контрольно-счетный орган для проведения экспертно-аналитических мероприятий.
По результатам проведенной экспертизы «Отчета об исполнении бюджета муниципального образования Дубровинский сельсовет за 9 месяцев 2025 года», утвержденного Распоряжением администрации Дубровинского сельсовета Романовского района № 27Р от 09.10.2025 года, Контрольно-счетным органом фактов недостоверности показателей отчетности, повлекших изменение общих характеристик бюджета, не выявлено.
Доведенный до Совета депутатов Дубровинского сельсовета, Отчет об исполнении бюджета за 9 месяцев 2025 года принять к сведению.
Председатель контрольно-счетного органа
Романовского района Алтайского края О.А. Ткачева