КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЙ ОРГАН
РОМАНОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
658640, с. Романово, ул. Советская 54, E-mail: ksotoa22@mail.ru
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
по результатам экспертно-аналитического мероприятия
«Оперативный анализ исполнения и контроль за организацией исполнения бюджета
муниципального образования Сидоровский сельсовет Романовского района Алтайского края за девять месяцев 2024 года»
с. Романово 5 ноября 2024 года
Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: статьи 157, 265-268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», решение Совета депутатов Сидоровский сельсовет Романовского района Алтайского края от 21.06.2022 года № 10 «О бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании Сидоровский сельсовет Романовского района Алтайского края» (далее – положение о бюджетном процессе), решение Романовского районного Совета депутатов от 30.11.2021 № 66 «Положение о Контрольно-счетном органе Романовского района Алтайского края» (в редакции от 28.02.2022 № 10), Соглашение о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля», утвержденного решением Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 31 мая № 27, пункт 1.2.6 Плана работы Контрольно-счетного органа Романовского района на 2024 год.
Объект экспертно-аналитического мероприятия: отчет об исполнения бюджета поселения за девять месяцев 2024 года.
Цель экспертно-аналитического мероприятия: - Оценить объемы, динамику и структуру доходов и расходов бюджета поселения, межбюджетных трансфертов, дефицита бюджета поселения.
Предмет экспертно-аналитического мероприятия: процесс исполнения бюджета муниципального образования Сидоровский сельсовет Романовского района Алтайского края за девять месяцев 2024 года, бюджетные средства МО Сидоровский сельсовет Романовского района Алтайского края.
Исследуемый период: с 1 января по 30 с сентября 2024 года.
Сроки проведения проверки: с 31.10.2024 по 07.11.2024 года.
Результаты экспертно-аналитического мероприятия:
Экспертиза отчета об исполнении бюджета МО Сидоровский сельсовет
Контрольно-счетным органом Романовского района Алтайского края (далее – Контрольно-счетный орган), в соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса РФ, проведен анализ исполнения бюджета муниципального образования Сидоровский сельсовет Романовского района Алтайского края за девять месяцев 2024 года по представленным администрацией Сидоровского сельсовета Романовского района Алтайского края (далее - администрация) документам, по результатам которых подготовлено настоящее заключение.
В ходе подготовки настоящего заключения, использована бюджетная отчетность об исполнении бюджета МО на 01.10.2024 года.
Отчет об исполнении бюджета поселения за девять месяцев 2024 года (далее – Отчет), утвержден распоряжением администрации Сидоровского сельсовета Романовского района Алтайского края от 31 октября 2024 года № 44 Р.
В соответствии со статьей 264.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации распоряжением администрацией сельсовета утвержден отчет с указанием в нем фактически сложившихся общих объемов доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета по состоянию на 01.10.2024 года.
В соответствии с требованиями ст. 264.1, 264.2, 268.1 Бюджетного кодекса РФ, «Соглашения о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля» от 31.05.2022 г. № 27, отчет об исполнении бюджета представлен в Контрольно-счетный орган 31 октября 2024 года.
Отчёт об исполнении бюджета МО составлен в форме таблицы: - по доходам, по расходам бюджета, по источникам финансирования дефицита бюджета муниципального образования с указанием кодов бюджетной классификацией Российской Федерации, что соответствует статьи 264.6 Бюджетного кодекса РФ о бюджетном процессе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Положения о бюджетном процессе, одновременно с ежеквартальным отчетом об исполнении бюджета муниципального образования информация предоставлена в полном объеме.
К Отчету предоставлены:
- Отчет об исполнении бюджета на 01.10.2024 года (ф.0503117);
- Отчет об использовании резервного фонда на 1 октября 2024 года;
- Сводная бюджетная роспись на 01.10.2024 года;
- Пояснительная записка;
- Отчет об исполнении резервного фонда на 01.10.2024 года
- Отчет об исполнении муниципального дорожного фонда на 01.10.2024 года.
Отчет об исполнении бюджета представлен администрацией Сидоровского сельсовета с соблюдением, установленного статьи 264.2 Бюджетного кодекса РФ, срока. Документы и материалы представлены в полном объеме. Состав документов и материалов соответствует требованиям статьи 264.7 Бюджетного кодекса РФ.
Бюджет поселения на 2024 год принят в первоначальном варианте решением Совета депутатов Сидоровского сельсовета Романовского района Алтайского края от 20.12.2023 года № 13 «О бюджете муниципального образования Сидоровский сельсовет Романовского района Алтайского края на 2024 год» (далее – решение о бюджете) по доходам в сумме 2 740,7 тыс. рублей, по расходам – 2 740,7 тыс. рублей, дефицит бюджета – 0,0 тыс. рублей.
Требования статьи 217.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администрацией выполнены, имеется утвержденная сводная бюджетная роспись, в которую своевременно внесены изменения и дополнения, принятые Советом депутатов Сидоровского сельсовета в 2024 году.
Изменения в решение о бюджете за девять месяцев 2024 года вносились два раза (от 25.06.2024 г. № 6, от 30.09.2024 г. № 13), скорректированы доходная и расходная части бюджета МО.
В результате внесения изменений, основные характеристики бюджета МО в 2024 году увеличились на сумму 1 263,5 тыс. рублей и составили доходы в сумме 4 464,2 тыс. рублей, расходы в сумме 4 650,3 тыс. рублей, дефицит бюджета не изменился – 186,1 тыс. рублей.
Согласно Отчету об исполнении бюджета, плановые назначения по доходам и ассигнования по расходам бюджета на 2024 год, соответствуют решению о бюджете.
Анализ исполнения бюджета поселения
тыс. рублей
Показатели |
Первоначальный план (по данным решения о бюджете от 20.12.2023 № 13)
|
Уточненный план (по данным решения о бюджете от 20.12.2023 № 13 (в ред. от 30.09.2024 № 13)
|
Уточненный план по состоянию на 30.09.2024 (по данным Сводной бюджетной росписи и Кассового плана) |
Исполнено по состоянию на 01.10.2024
|
Процент исполнения к уточненному плану |
1 |
|
2 |
4 |
5 |
6=гр.5/гр.4 |
Общий объем доходов |
2 740,7 |
4 464,2 |
4 464,2 |
3 131,0 |
70,1 |
Общий объем расходов |
2 740,7 |
4 650,3 |
4 650,3 |
3 305,2 |
71,1 |
Дефицит (–)/ Профицит (+) |
0,0
|
- 186,1 |
- 186,1 |
- 174,2 |
93,6 |
Отклонение показателей уточненного плана по данным сводной бюджетной росписи от показателей, утвержденных решением о бюджете, не выявлено.
Включенные в Отчет данные (в части фактического исполнения) соответствуют Отчету об исполнении бюджета на 01.10.2024 года (ф.0503117).
Сравнительный анализ фактического исполнения бюджета по доходам и расходам за девять месяцев за текущий и предыдущий годы представлен в таблице.
Наименование показателей |
Исполнение 9 месяцев 2023 года |
Исполнение 9 месяцев 2024 года |
||
тыс. руб. |
% исполнения от годового уточненного плана |
тыс. руб. |
% исполнения от годового уточненного плана |
|
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА, в том числе: |
4 463,1 |
76,3 |
3 131,0 |
70,1 |
Налоговые доходы |
455,0 |
28,0 |
511,8 |
31,0 |
Неналоговые доходы |
24,4 |
38,7 |
16,2 |
39,5 |
Безвозмездные поступления |
3 983,7 |
95,7 |
2 603,0 |
93,9 |
РАСХОДЫ БЮДЖЕТА |
4 711,7 |
77,1 |
3 305,2 |
71,1 |
Дефицит (профицит) бюджета |
-248,6 |
х |
-174,2 |
х |
Исполнение доходов за девять месяцев 2024 года в денежном выражении ниже, чем за аналогичный период предыдущего года, и составило 3 131,0 тыс. руб. (в 2023 г. – 4 463,1 тыс. рублей), что составляет 70,1 % от уточненного годового плана (4 464,2 тыс. рублей) и меньше исполнения на 29,8 % по сравнению с тем же периодом 2023 года.
Исполнение налоговых доходов за девять месяцев 2024 года составило 31,0 % от уточненного годового плана (1 650,0 тыс. рублей), что выше исполнения на 12,5 % по сравнению с тем же периодом 2023 года или на 56,8 тыс. рублей. Исполнение неналоговых доходов составило 39,5 % от уточненного годового плана (41,0 тыс. рублей), что ниже исполнения на 33,6 % по сравнению с тем же периодом 2023 года или на 8,2 тыс. рублей.
Анализ исполнения бюджета муниципального образования
Анализ исполнения бюджета по доходам
По состоянию на 01.10.2024 года в бюджет поселения поступили доходы в размере 3 131,0 тыс. рублей, что составило 70,1 % уточненного кассового плана по доходам и 70,1 % показателей аналогичного периода прошлого года.
Согласно данным Отчета по состоянию на 01.10.2024 план по налоговым и неналоговым доходам исполнен в объеме 31,2 % годовых бюджетных назначений, утвержденных кассовым планом по доходам на 2024 год. По отношению к объемам поступлений налоговых и неналоговых доходов аналогичного периода 2023 года сумма поступлений выросла на 6,8 %.
Анализ исполнения бюджета по налоговым и неналоговым доходам
Показатели |
Факт 2023 г. |
Уточненный годовой план (по данным кассового плана по доходам с учетом уведомлений и возвратов), тыс. руб. |
Фактическое поступление, тыс. руб. |
Процент исполнения к уточненному плану |
Удельный вес, % |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
455,0 |
1 650,0 |
511,8 |
31,0 |
96,9 |
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) |
225,5 |
297,0 |
245,0 |
82,5 |
46,4 |
Налоги на совокупный доход, из них: |
59,6 |
72,0 |
36,7 |
51,0 |
7,0 |
Единый сельскохозяйственный налог |
59,6 |
72,0 |
36,7 |
51,0 |
100 |
Налоги на имущество, из них: |
169,9 |
1 281,0 |
230,1 |
18,0 |
43,6 |
Налог на имущество физических лиц |
9,3 |
112,0 |
33,9 |
30,3 |
6,4 |
Земельный налог |
160,6 |
1 169,0 |
196,2 |
16,8 |
37,2 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
24,4 |
41,0 |
16,2 |
39,6 |
3,1 |
Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов сельских поселений |
24,4 |
41,0 |
16,2 |
39,6 |
100 |
Прочие неналоговые доходы |
- |
- |
- |
- |
|
ИТОГО |
479,4 |
1691,0 |
528,0 |
31,2 |
100 |
Исполнение по налоговым доходам за девять месяцев 2024 года составило 511,8 тыс. рублей или 31 % годового плана. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года налоговые доходы увеличились на 12,5 %.
Налог на доходы физических лиц, имеющий наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета, в отчетном периоде поступил в местный бюджет в сумме 245,0 тыс. рублей. Увеличение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 8,6 %.
Налоги на совокупный доход зачислены в бюджет сельсовета за девять месяцев 2024 года в сумме 36,7 тыс. рублей и представлен единым сельскохозяйственным налогом. В общем объеме собственных доходов Единый сельскохозяйственный налог имеет долю в размере 7,0 %, что на 38,4 % меньше по отношению к поступлениям аналогичного периода 2023 года.
По неналоговым доходам поступления в бюджет поселения за отчетный период составили 16,2 тыс. рублей. По отношению к поступлению за аналогичный период 2023 года сумма неналоговых доходов уменьшилась на 8,2 тыс. рублей.
Анализ исполнения бюджета по безвозмездным поступлениям
Согласно данным Отчета, исполнение бюджета за девять месяцев 2024 года по безвозмездным поступлениям составило 2 603,0 тыс. рублей или 65,3 % годовых бюджетных назначений, утвержденных кассовым планом по доходам на 2023 год.
Анализ исполнения бюджета по безвозмездным поступлениям
Показатели |
Уточненный годовой план (по данным кассового плана по доходам с учетом уведомлений и возвратов), тыс. руб. |
Фактическое поступление, тыс. руб. |
Процент исполнения к уточненному плану |
Удельный вес, % |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
2 773,2 |
2 603,0 |
93,9 |
Х |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы, из них: |
2 773,2 |
2 603,0 |
93,9 |
100,0 |
Дотации |
267,1 |
256,5 |
96,0 |
9,9 |
Субсидии |
- |
- |
- |
|
Субвенции |
164,2 |
123,2 |
75,0 |
4,7 |
Иные межбюджетные трансферты |
1 971,7 |
1 853,0 |
94,0 |
71,2 |
Прочие безвозмездные перечисления |
370,2 |
370,2 |
100 |
14,2 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ за девять месяцев 2024 года поступили в размере 2 603,0 тыс. рублей или 93,9 % уточенного годового плана, из них:
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности – 256,5 тыс. рублей (96,0 % годового плана);
- субвенции на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты – 123,2 тыс. рублей (75,0 % годового плана);
- иные межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам муниципальных образований на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями – 1 853,0 тыс. рублей (94,0 % годового плана);
- Прочие безвозмездные перечисления – 370,2 тыс. руб. или 100 %.
Анализ исполнения местного бюджета по расходам
Согласно данным Отчета по состоянию на 01.10.2024 года бюджет поселения по расходам исполнен в сумме 3 305,2 тыс. рублей или 71,1 % к уточненной годовой бюджетной росписи. По отношению к исполнению за девять месяцев 2023 года, снижение кассовых расходов бюджета составил 29,9 %.
Анализ исполнения бюджета по расходам в разрезе разделов классификации расходов бюджета
Раздел |
Наименование |
Факт за 9 месяцев 2023 г |
Уточненный годовой план (по данным Сводной бюджетной росписи), тыс. рублей |
Фактическое исполнение, тыс. рублей |
Процент исполнения к уточненному плану |
Удельный вес, % |
|
ВСЕГО РАСХОДОВ |
4 711,7 |
4 650,3 |
3 305,2 |
71,1 |
100,0 |
||
01 |
Общегосударственные вопросы |
1 188,3 |
2 104,0 |
1 718,1 |
81,7 |
52,0 |
|
02 |
Национальная оборона |
94,3 |
164,2 |
123,1 |
75,0 |
3,7 |
|
04 |
Национальная экономика |
2 980,7 |
968,7 |
907,2 |
93,6 |
27,4 |
|
05 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
425,7 |
632,5 |
523,9 |
82,8 |
15,9 |
|
08 |
Культура, кинематография |
22,7 |
780,9 |
32,9 |
4,2 |
1,0 |
Из вышеприведенной таблицы видно, что уровень исполнения расходов бюджета поселения по разделам бюджетной классификации Российской Федерации составил от 4,2 % до 93,6 % от утвержденных плановых ассигнований.
Основная сумма расходов за девять месяцев 2024 года направлена на «Общегосударственные вопросы».
По разделу 0100 «Общегосударственные вопросы» расходы в целом за девять месяцев 2024 года сложились в сумме 1 718,1 тыс. руб., что составило 52,0 % в объеме всех расходов за отчетный период, исполнение составляет 81,7 %.
В сравнении с аналогичным отчетным периодом прошлого года, расходы по разделу 0100 «Общегосударственные вопросы» увеличились на 529,8 тыс. руб., или на 44,6 %.
Основную долю расходов по данному разделу составили расходы по подразделу 0113, связанные с другими общегосударственными вопросами - это 44,5 % всех расходов по разделу 0100, что в суммовом выражении составляет 765,1 тыс. руб., в суммовом выражении 479,8 тыс. руб. (27,9 %), занимают расходы по подразделу 0104, направленные на функционирование местной администрации.
По разделу 0200 «Национальная оборона» в отчетном периоде расходы осуществлялись в рамках подраздела 0203 «Мобилизационная и вневойсковая подготовка» в сумме 123,1 тыс. руб., что составило 3,7 % в объеме всех расходов за отчетный период, исполнение составляет 75,0 %.
По разделу 0400 «Национальная экономика» исполнение за девять месяцев 2024 года составило 93,6 % к утвержденным годовым назначениям.
В отчетном периоде расходы в сумме 907,2 тыс. руб., по данному разделу осуществлены за счет средств дорожного фонда по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» и были направлены на оплату расходов связанных с содержанием автомобильных дорог в сумме 794,73 тыс. руб., и оплату расходов связанных с освещением в сумме 112,5 тыс. руб.
По разделу 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» расходы за девять месяцев 2024 года сложились в сумме 523,9 тыс. руб., что составило 15,9 % в объеме всех расходов за отчетный период, исполнение составляет 82,8 %.
Всю долю расходов по данному разделу составили расходы по подразделу 0503 «Благоустройство», что составляет 100,0 % от всех расходов по разделу 0500.
По разделу 08 «Культура, кинематография» исполнение составило 32,9 тыс. рублей или 1,0 % всех расходов.
На низком уровне (менее 75,0 %) исполнены расходы по одному виду расходов. Наиболее низкий уровень исполнения допущен по расходам «Культура, кинематография» – 4,2 %.
Анализ исполнения бюджета резервного фонда
Решением о бюджете резервный фонд Администрации Сидоровского сельсовета Романовского района на 2024 год утвержден в сумме 10,0 тыс. рублей.
В течение девяти месяцев 2024 года средства резервного фонда не расходовались. Включенные в Отчет данные (в части фактического исполнения) соответствуют Отчету об исполнении бюджета на 01.10. 2024 года (ф.0503117).
Анализ исполнения бюджета дорожного фонда
Решением о бюджете на 2024 год объем муниципального дорожного фонда на 2024 год утвержден в сумме 968,7 тыс. рублей (межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам муниципальных образований на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями). Согласно, отчета об исполнении муниципального дорожного фонда на 01.10.2024 года израсходовано в сумме 907,2 тыс. рублей на работы по содержанию автомобильных работ и уличное освещение или 93,6 % от утвержденных бюджетных назначений. Данные отчета соответствуют Отчету об исполнении бюджета на 01.10.2024 года (ф.0503117).
Анализ исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета.
Первоначальный бюджет на 2024 год был принят без дефицита (профицита) в сумме 0,0 тыс. руб. или 0 % утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утверждённого объёма безвозмездных поступлений.
Изменения в решение о бюджете в отчетном периоде вносились два раза, дефицит бюджета утвержден в сумме 186,1 тыс. руб..
Бюджет поселения за девять месяцев 2024 года исполнен с превышением расходов бюджета над его доходами (дефицитом бюджета) в сумме 174,2 тыс. руб. (33,0 %), за аналогичный отчетный период 2023 года бюджет поселения был также исполнен с дефицитом в сумме 248,6,0 тыс. руб. (51,9 %).
Превышение дефицита местного бюджета над ограничениями, установленными статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществлено в пределах суммы снижения средств на счетах по учету средств муниципального бюджета.
Анализ исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета
Наименование |
Уточненный годовой план (по данным Сводной бюджетной росписи), тыс. руб. |
Фактическое исполнение, тыс. руб. |
Процент исполнения к уточненному плану |
|
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА ВСЕГО |
186,1 |
174,2 |
98,8 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
источники внутреннего финансирования бюджета |
|
|
|
|
из них: |
|
|
|
|
Изменение остатков средств |
186,1 |
174,2 |
- |
|
Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов |
186,1 |
174,2 |
- |
|
Увеличение остатков средств бюджетов |
- 4 464,2 |
- 3 131,0 |
70,1 |
|
Уменьшение остатков средств бюджетов |
4 650,3 |
3 305,2 |
71,1 |
При проведении анализа Отчета об исполнении бюджета» путем арифметического просчета в разделе «Источники финансирования дефицита бюджета» несоответствия не установлены. Указанные показатели соответствуют показателям Отчета об исполнении бюджета на 01.10.2024 года (ф.0503117).
Анализ показателей муниципального долга
Муниципальный долг МО Сидоровский сельсовет Романовского района по состоянию на 01.01.2024 и 01.10.2024 года отсутствует.
Муниципальные гарантии МО Сидоровский сельсовет Романовского района в отчетном периоде не выдавались.
Выводы:
В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 264.2 БК РФ, «Отчет об исполнении бюджета МО за девять месяцев 2024 года» предоставлен в Контрольно-счетный орган для осуществления полномочий по внешнему государственному финансовому контролю.
За отчетный период текущего года, в бюджет МО Сидоровский сельсовет Романовского района поступило доходов в сумме 3 131,0 тыс. рублей, что по отношению к утвержденным параметрам кассового плана по доходам на 2024 год составило 70,1 %.
Расходы бюджета произведены в сумме 3 305,2 тыс. рублей и к утвержденным годовым показателям сводной бюджетной росписи по расходам на 2024 год, исполнены на 71,1 %.
Результатом исполнения бюджета за отчетный период является дефицит в объеме 174,2 тыс. рублей.
Доходная часть бюджета в отчетном периоде сформирована за счет налоговых доходов в размере 16,4 %, неналоговых доходов – 0,5 %, безвозмездных поступлений – 83,1 %.
Предложения
В целях исполнения бюджета поселения, контрольно-счетный орган предлагает администрации Сидоровского сельсовета Романовского района:
- принять необходимые меры по обеспечению выполнения плановых назначений по доходам и расходам бюджета;
- обратить внимание на низкий уровень исполнения плановых показателей расходной части бюджета;
- проекты нормативных правовых актов администрации Сидоровского сельсовета Романовского района Алтайского края, в том числе проекты решений о внесении изменений в решение о бюджете поселения, своевременно направлять в контрольно-счетный орган для проведения внешнего государственного финансового контролю.
По результатам проведенной экспертизы «Отчета об исполнении бюджета поселения за девять месяцев 2024 года», утвержденного распоряжением администрации Сидоровского сельсовета Романовского района Алтайского края от 31.10.2024 года № 44 Р, Контрольно-счетным органом фактов недостоверности показателей отчета не выявлено.
Исполнение бюджета МО сельсовета за девять месяцев 2024 года осуществлялось в соответствии с решением Совета депутатов Сидоровского сельсовета Алтайского края от 20.12.2023 года № 13 (в редакции от 30.09.2024 года № 13).
Председатель контрольно-счетного органа
Романовского района Алтайского края О.А. Ткачева