Версия для слабовидящих
Глава Романовского района
Глава Романовского районаНауменко Андрей Николаевич
Мы рекомендуем
Прямая линия лесной охраны
Прямая линия лесной охраны

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЙ ОРГАН РОМАНОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ 658640, с. Романово, ул. Советская 54, E-mail: ksotoa22@mail.ru ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края «Об исполнении районного бюджета за 2023 год». с. Романово

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЙ ОРГАН 

РОМАНОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

658640, Алтайский край, с. Романово, ул. Советская,54, e-mail: ksotoa22@mail.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на отчет об исполнении районного бюджета за  2023  год .

с. Романово                                                                                                          19.03.2024 года

Основание для проведения внешней проверки:

-  статья 157, 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ);

- Положение о бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края, утвержденное решением Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 24.11.2020 года № 59;

- План работы Контрольно-счетного органа Романовского района на 2024 год.

Предметы внешней проверки:

- годовой отчет об исполнении районного бюджета Романовского района Алтайского края  за 2023 год (далее – годовой отчет об исполнении бюджета);

- бюджетная отчетность главных администраторов бюджетных средств (далее – «ГАБС») за 2023 год;

- иные документы и материалы, характеризующие исполнение бюджета Романовского  района  за 2023 год.

Объекты внешней проверки:

- Администрация Романовского района Алтайского края;

 - комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Романовского района;

- комитет Администрации Романовского района по образованию;

- комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству администрации Романовского района;

- управление сельского  хозяйства и продовольствия администрации Романовского района;

- комитет по социальной политике, культуре и спорту администрации Романовского района;

- комитет по экономике администрации Романовского района.

Цели  и вопросы внешней проверки:

Цель 1.Контроль достоверности годового отчета об исполнении бюджета и бюджетной отчетности ГАБС, законности и результативности деятельности по исполнению местного бюджета в отчетном финансовом году, с учетом имеющихся ограничений.

Вопросы:

1.1. Проверка соответствия годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования и бюджетной отчетности ГАБС требованиям нормативных правовых актов по составу, содержанию и представлению;

1.2. Проверка внутренней согласованности годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования и иных форм бюджетной отчетности / соответствующих форм бюджетной отчетности ГАБС и их соответствие данным бюджетного учета;

1.3. Проверка соответствия плановых показателей, указанных в годовом отчете об исполнении бюджета муниципального образования и в бюджетной отчетности ГАБС, показателям решения представительного органа муниципального образования о бюджете муниципального образования на финансовый год, с учетом изменений, внесенных в ходе исполнения бюджета.

Цель 2.Оценка основных показателей отчета об исполнении районного бюджета.

Вопросы:

2.1. Организация бюджетного процесса в Романовском районе. Общая характеристика исполнения бюджета.

2.2.  Анализ исполнения доходной части бюджета.

2.3.  Анализ исполнения бюджета по расходам:

по разделам и подразделам бюджетной классификации, по ведомственной структуре расходов,

анализ исполнения программной части бюджета.

2.4. Анализ отчетов о расходовании резервного и дорожного фонда.

2.5. Анализ дефицита (профицита) бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, состояния внутреннего долга муниципального образования.

Проверяемый  период: 2023 год.

Сроки проведения внешней проверки: с 01.02.2024 по 20.02.2024- подготовительный этап; с 21.02. по 13.03.2024- основной этап; с 14.03.2024 по 30.03.2024- написание заключения.

Ответственный исполнитель: Председатель контрольно - счетного органа Романовского района Алтайского края О.А. Ткачева.

Отчет об исполнении районного бюджета за 2023 год предоставлен в Контрольно-счетный орган Романовского района Алтайского края (далее - Контрольно-счетный орган) в срок, установленный статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) и статьей 21 «Положения о бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края», утвержденного решением  Романовского районного Совета депутатов от 24 ноября  2020 года № 59  (далее Положение о бюджетном процессе).

Заключение основано на результатах внешних проверок, проведенных  Контрольно-счетным органом в соответствии со статьей 264.4 БК РФ годовой бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита районного бюджета, в том числе комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Романовского района Алтайского края как органа, ответственного за составление и исполнение бюджета муниципального образования Романовский район Алтайского края.

Данные, представленные в отчете об исполнении районного бюджета за 2023 год, согласуются с данными, отраженными в годовой отчетности главных распорядителей, администраторов бюджетных средств за 2023 год.

Экономические условия исполнения районного бюджета в 2023 году

Экономика Романовского района представляет собой многоотраслевой комплекс. Основными видами экономической деятельности являются, сельское  хозяйство, переработка,  розничная торговля.

Развитие Романовского  района в 2023 году проходило в непосредственной зависимости от  общих условий, складывающихся в экономике Алтайского края. В отчетном периоде принимались системные меры по реализации стратегических задач социально-экономического развития района в свете выполнения Послания Президента РФ В.В. Путина  Федеральному Собранию  РФ.

В целом достигнутые за 2023 год основные макроэкономические показатели характеризуются как положительной динамикой экономического развития, так и снижением отдельных показателей.

 В 2023 году структура экономики района не претерпела изменений и состоит из промышленности, сельского хозяйства и потребительского рынка. На территории района функционирует 3 малых предприятий промышленного производства. Результатом деятельности предприятий является  поступление доходов в районный бюджет.

По итогам 2023 года индекс промышленного производства к уровню предыдущего года составил 102,2 %.

Кроме доходов от деятельности промышленного производства на территории района залогом успешного пополнения бюджета  является эффективное управление и распоряжение земельными ресурсами. Для выполнения этой задачи заключено 840 договоров аренды на земельные участки на общую сумму арендной платы 17 982,0 тыс. рублей. Фактические поступления в бюджет района за истекший год составили  18 023,5 тысяч рублей. задолженность на 1 января 2024 года составила 39,0 тыс. руб.

Сельское хозяйство района  является основным видом экономической деятельности. В состав предприятий занимающихся производством продукции сельского хозяйства входят 7 коллективных и 30 крестьянско-фермерских хозяйствами. Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет почти 185,4 тысяч гектаров, в том числе пашни 136,9 тысяч гектаров.

Индекс физического объема продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к уровню предыдущего года составил 81,7 %.

По  основным сельскохозяйственным культурам валовый сбор  в 2023 году составил 103,4 тыс. тонн

В животноводстве уменьшилось поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий на 699 голов и составило 8 262 головы или 92,2 %. Также  снизилось  поголовье коров  в хозяйствах всех категорий к уровню 2022 года  на  236 головы и составило 2 809 голов. Поголовье свиней  в хозяйствах всех категорий составило 2 360 голов или 82,3 % к уровню 2022 года.

Производство мяса скота и птицы на убой  увеличилось на 155 т.  (7,6 %), в 2023 году количество мяса скота и птицы на убой составило 2 188 центнеров. 

Валовый надой молока в хозяйствах всех категорий  по району составил за год 

15 675,0 тонн или 99,9 % к уровню 2022 года.

 На рынке труда численность трудоспособного населения составила 5 399 человек.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников крупных и средних организации – 40 950,00 рублей или прирост составил 18,6 % к 2022 году.

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника в сельскохозяйственных организациях – 47 208,80 рублей или на 21,6 % выше уровня 2022 года.

За отчетный период в районный центр занятости населения в целях поиска работы обратились 277 человек, 66 обратившихся работодателей заявили 302 вакансии. Нашли работу (трудоустроены) за отчетный период 236 человек.

Общие положения

Внешняя проверка годового отчета об исполнении районного бюджета (далее – «годовой отчет») осуществляется Контрольно-счетным органом Романовского района Алтайского края  (далее – КСО) в соответствии со статьёй 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации,   статьёй  9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», статьями 21-22 Положения о бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края (утверждено решением Совета депутатов района от 21.11.2020 года № 59) (далее – «Положение о бюджетном процессе), статьей 8 Положения о Контрольно-счетном органе Романовского района Алтайского края (утверждено решением Совета депутатов района от 24.11.2021 № 66, (в редакции от 28.02.2022 года № 10).

Проверка годового отчета производится совместно с внешней проверкой годовой бюджетной отчётности  главных администраторов бюджетных средств (далее – «ГАБС») за 2023 год.

В соответствии со статьёй 215.1 БК РФ:

а) исполнение районного бюджета обеспечивается  Администрацией Романовского района Алтайского края (далее – «Администрация района»);

б) организация исполнения бюджета возлагается на комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Романовского района (далее - «комитет по финансам»);

в) исполнение районного бюджета организовано  на основе сводной бюджетной росписи;           

 г) кассовое обслуживание исполнения районного бюджета осуществляется через счета, открытые в Отделе № 9 Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю:    

03173000590 - лицевой счет получателя бюджетных средств;

04173000590 - лицевой счет администратора доходов;

08173000590 - лицевой счет администратора источников финансирования дефицита бюджета.

д) бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Бюджетные полномочия  главных администраторов  доходов районного бюджета, главного администратора  источников финансирования дефицита бюджета,  главных распорядителей средств бюджета,  получателей средств бюджета осуществлялись в соответствии с бюджетным законодательством

Решением о районном бюджете на 2023 год утверждены:

- 5 главных администратора доходов районного бюджета;

- 7 главных распорядителя бюджетных средств;

- 4  главных администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета.

I.Контроль достоверности годового отчета об исполнении бюджета и бюджетной отчетности ГАБС, законности и результативности деятельности по исполнению местного бюджета в отчетном финансовом году, с учетом имеющихся ограничений.

1.1. Проверка соответствия годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования и бюджетной отчетности ГАБС требованиям нормативных правовых актов по составу, содержанию и представлению.

В соответствии с требованиями статьи 264.4 Бюджетного кодекса  для проведения внешней проверки  представлена бюджетная отчетность ГАБС и иные документы за 2023 год (приложения 1-3  к настоящему заключению). Отчетность предоставлена в сроки соответствующие статье 22 Положения о бюджетном процессе.

Бюджетная отчетность формировалась согласно приказу Минфина Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» в редакции, действующей на момент составления отчетности (далее - Инструкция №191н).

В соответствии с п. 4 Инструкции № 191н бюджетная отчетность сформирована в виде электронного документа в программе информационно-аналитической системы сбора и свода отчетности Министерства Финансов РФ «Web – Консолидация».

Состав форм отчетности соответствует требованиям Инструкции № 191н. В соответствии с п. 8 Инструкции  №  191н, в  случае, если  отдельные  формы бюджетной отчетности не имеют числовых значений, то формы отчетности не составляются и в составе бюджетной отчетности за  отчетный период не предоставляются. Перечень форм отчетности,  не  включенных в состав бюджетной отчетности, ввиду отсутствия числовых значений показателей указывается в пояснительной записке форма 0503160.

Проверкой правильности оформления  форм годовой бюджетной отчетности в соответствии с требованиями статьи 264.1 Бюджетного кодекса, Инструкции № 191н нарушений не установлено.

Отчетность составлена нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой, что соответствует требованиям Инструкции № 191н.

1.2. Проверка внутренней согласованности годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования и иных форм бюджетной отчетности / соответствующих форм бюджетной отчетности ГАБС и их соответствие данным бюджетного учета.

Показатели форм бюджетной отчетности ГАБС согласуются между собой.

Но имеет место некоторое несоответствие: отдельные показатели бюджетной отчетности ГАБС не соответствуют данным Главной книги.

Пунктом 4 статьи 21 Положения  о бюджетном процессе  установлен перечень приложений к решению Совета депутатов об исполнении бюджета за очередной финансовый год. Состав представленного к внешней проверке проекта решения Совета депутатов соответствует вышеуказанному пункту положения о бюджетном процессе.

Пунктом 5 статьи 21 Положения  о бюджетном процессе  установлен перечень отчетов и сведений, представляемых одновременно с проектом решения Совета депутатов об исполнении бюджета за очередной финансовый год.

В соответствии с данным перечнем не представлены: сведения о выполнении муниципального задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований (п.5.1);

сведения о расходах на осуществление капитальных вложений (подпункт 5 пункта 1).

Показатели приложения 1 «Доходы районного бюджета по кодам классификации доходов бюджета» к проекту решения Совета депутатов «Об исполнении районного бюджета за 2023 год» соответствуют показателям раздела 1. «Доходы бюджета» формы 0503127  ГАБС – комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Романовского района.

Следует отметить, что в нарушение статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, код дохода 303 114 02000 00 0000 440 «Доходы от продажи материальных и не материальных активов)  не закреплены за главным администратором доходов – Администрацией Романовского района.

Показатели приложения 2 «Расходы районного бюджета по ведомственной структуре расходов бюджета»  к проекту решения Совета депутатов «Об исполнении районного бюджета за 2023 год» соответствуют показателям раздела 2. «Расходы бюджета»  формы 0503127 всех ГАБС.

Приложение 3 к проекту решения Совета депутатов «Об исполнении районного бюджета за 2023 год» составлено на основании форм 0503127 ГАБС.

Приложение 4  «Источники финансирования дефицита районного бюджета по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов» составлено на основании раздела 3  «Источники финансирования дефицита бюджета» форм 0503127.

Отчет об объеме и структуре муниципального долга муниципального образования Романовского район Алтайского края на 01января 2024 года не представлен. Информация о муниципальном долге района отражена в пояснительной записке, соответствует данным муниципальной долговой книги (порядок ведения установлен  постановлением Администрации района от 29.12.2020 года № 593).

Отчет о расходах на осуществление  капитальных вложений в объекты муниципальной собственности по объектам, отраслям и направлениям за 2023 и информация о расходовании резервного фонда Администрации района соответствует отчетам ГАБС и распоряжениям Администрации района о расходовании данных средств.

Распределение межбюджетных трансфертов между поселениями (таблицы 1-13) соответствует данным бюджетного учета и отчету 0503127 комитета по финансам.

1.3. Проверка соответствия плановых показателей, указанных в годовом отчете об исполнении бюджета муниципального образования и в бюджетной отчетности ГАБС, показателям решения представительного органа муниципального образования о бюджете муниципального образования на финансовый год, с учетом изменений, внесенных в ходе исполнения бюджета.

Плановые показатели годового отчета об исполнении бюджета, бюджетной отчетности ГАБС, бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета соответствуют решению Совета депутатов района «Об утверждении районного бюджета на 2023 год» с последующими изменениями.

II. Оценка основных показателей отчета об исполнении районного бюджета за 2023 год

2.1.Организация бюджетного процесса в Романовском районе. Общая характеристика исполнения бюджета.

Правовой основой бюджетного процесса в районе являются:

Устав муниципального образования Романовский район Алтайского края (утвержден решением Совета депутатов района от 08.09.2023 года № 52);

Положение о бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края (утверждено решением Совета депутатов района от 21.11.2020 года № 59 (в ред. от 24.11.2023 г.)).

В соответствии со статьей 215.1 БК РФ исполнение районного бюджета должно быть организовано на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Согласно, статей 217 , 217.1, 219.1 БК РФ порядки составления и ведения сводной бюджетной росписи, кассового плана и бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств устанавливаются финансовым органом. Комитетом по финансам утверждены следующие порядки:

- Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей средств районного бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита районного бюджета) и внесения изменений в них согласно приложению (приказ комитета по финансам от 18.12.2018 г. № 62).

- Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи районного бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств районного бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита районного бюджета) (приказ комитета по финансам от 30.12.2019 г. № 59/1).

- Порядок составления и ведения кассового плана исполнения районного бюджета в текущем финансовом году (приказ комитета по финансам от 06.11.2019 № 58).

Пунктом 1 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи районного бюджета предусмотрено включение в роспись распределение:                               

бюджетных ассигнований по расходам районного бюджета в разрезе главных распорядителей средств районного бюджета, включенных в ведомственную струк­туру расходов районного бюджета, и классификации расходов бюджетов (раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов (группа, подгруппа, элемент);

бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита районно­го бюджета в разрезе кодов источников финансирования дефицита районного бюд­жета классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

Главными распорядителями бюджетных средств -  комитетом по образованию и комитетом по социальной политике бюджетные росписи главных распорядителей велись без разбивки по бюджетополучателям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 221 Бюджетного кодекса РФ порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет  муниципальных казенных учреждений   соответствует общим требованиям, установленным приказом Министерства  финансов РФ  от 14.02. 2018 года № 26н  «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений».

Кроме того, комитетом по образованию и комитетом по социальной политике, как главными распорядителями бюджетных средств  в нарушение выше указанных статей федеральных законов не издавались собственные приказы о порядках ведения смет казенных учреждений и планов финансово-хозяйственной деятельности, а использовались  приказы комитета по финансам и постановления Администрации района.

Муниципальное задание на выполнение муниципальных услуг казенным учреждениям (ГАБС) не формировалось. Согласно абзацу 6 пункта 2 статьи 69.1 БК РФ муниципальное задание для казенных учреждений формируется в соответствии с решением главного распорядителя бюджетных средств. Поэтому следовало внести изменения в постановление Администрации района от 15.11.2019 года № 419 о том, что казенным учреждениям муниципальное задание не формируется.

Порядки определения нормативных затрат на выполнение муниципального задания бюджетными и автономными учреждениями своевременно не изменялись, в соответствии с изменениями вносимыми федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими  функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

Первоначально бюджет района на 2023 год утвержден решением Романовским районным Советом депутатов Алтайского края  от 15.12.2022 года № 6-СД. В течение года было внесено 4 изменения в бюджет.

Бюджет муниципального образования Романовский район   за 2023 год в целом исполнен в соответствии с требованиями решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 15 декабря 2022 года № 6-СД «Об утверждении районного бюджете на 2023 год» (далее - решение № 6-СД).

            Решением РРСД № 6-СД на 2023 год  утверждены основные параметры районного бюджета по доходам в сумме 326 308,9 тыс. рублей, по расходам – 320 988,9 тыс. рублей и профицит бюджета – 5 320,0 тыс. рублей.

Таблица 1

Изменение основных параметров районного бюджета в 2023 году

Тыс. рублей

Номера решений Совета депутатов по бюджету

Доходы бюджета

Расходы бюджета

Дефицит бюджета

15.12.2022 г. № 73 (6-СД)

326 308,9

320 988,9

5 320,0

17.02.2023 г. № 6 (1-СД)

328 308,9

326 510,8

1 798,1

26.05.2023 г. № 21 (5-СД)

356 920,3

368 512,2

-11 591,9

11.08.2023 г. № 48 (21-СД)

396 676,2

408 268,1

-11 591,9

26.12.2023 г. № 72 (6-СД)

487 992,2

501 501,2

-13 509,0

фактическое исполнение

488 224,4

488 791,6

-567,2

 Таким образом, с учетом внесенных изменений в течение года план по поступлениям  доходов бюджета увеличился к первоначальному плану на 161 915,5 тыс. руб. (49,6 %), план по расходам бюджета увеличился на 180 512,3 тыс. руб. (56,2 %), дефицит бюджета увеличился и составил 13 509,0 тыс. руб. (11,8 %).

Значительное увеличение плановых параметров районного бюджета обусловлено, главным образом, увеличением объема межбюджетных трансфертов, предоставленных из краевого бюджета (+154 999,8 тыс. рублей).

       Основные показатели районного бюджета за 2023 год и их изменения представлены в таблице.                                                                                                                                                                                              

Основные показатели бюджета МО Романовский район за 2023 год

Показатели

Первоначальный план

тыс. руб.

Уточнен ный план   

тыс. руб.

Фактическое исполнение  тыс. руб.

(ф. 0503117)

изменения

тыс. руб..

%.

Общий объем доходов бюджета

326 308,9

487 992,2

488 224,4

232,2

100,05

- межбюджетные

трансферты

222 571,9

376 011,1

372 919,8

167,6

99,2

-налоговые      и неналоговые доходы

103 737,0

114 239,2

121 105,4

116,7

106,0

из них налоговые  доходы

85 748,0

89 326,0

95 970,3

111,9

107,4

неналоговые доходы

17 989,0

24 913,0

25 135,1

139,7

100,9

Объем расходов

320 988,9

501 501,2

488 791,6

152,3

97,5

Дефицит бюджета(-), профицит(+)

5 320,0

- 13 509,0

- 547,2

11,8%

0,5%

В соответствии со статьей 264.2 БК РФ в течение года рассмотрены на постоянно действующей депутатской комиссии по финансово-экономической  деятельности отчеты об исполнении районного бюджета за  первый квартал, первое полугодие и девять месяцев за 2023 год и утверждены постановлениями Администрации Романовского района Алтайского края (от 26.04.2023 г. № 138, от 20.07.2023 г. № 240, от 20.10.2023 г. № 339). Данные документы представлялись в районный Совет депутатов для сведения.

В связи с участием в реализации краевых программ, корректировкой плановых показателей налоговых доходов и безвозмездных поступлений в ходе исполнения бюджета в решение районного Совета депутатов № 6-СД вносились изменения  и дополнения, которые  повлияли на основные параметры районного  бюджета на 2023 год.

В результате доходы бюджета муниципального образования Романовский район исполнены на 488 224,4 тыс. рублей, расходы бюджета увеличены на 488 791,6 тыс. рублей. При этом сложился дефицит бюджета в сумме 567,2 тыс. рублей.

В соответствии со статьей 264.4 БК РФ проведены внешние проверки бюджетной отчетности за 2023 год главных администраторов, распорядителей и получателей бюджетных средств, результаты которых учтены в настоящем заключении.

Исполнение бюджета МО Романовский район по доходам

 Доходная часть районного бюджета формировалась за счет налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений из краевого бюджета, местных бюджетов и иных источников.

Выполнение плана по налоговым и неналоговым доходам районного бюджета Романовского района за 2023 год составляет 121 105,4 тыс. рублей  или 106,0% от уточненного годового плана (114 239,2 тыс. рублей).

Выполнение доходов в разрезе доходных источников представлена в таблице и выглядит, следующим образом:

Наименование показателя

Годовые назначения

Фактическое исполнение

Факт,

%

Доля, %

Доходы бюджета

487 992,21

488 224,4

100,5

100

Налоговые и неналоговые доходы

114 239,2

121 105,4

106,0

24,8

Налоговые доходы

89 326,0

95 970,3

107,4

19,7

Налог на доходы физических лиц

68 885,0

77 577,3

112,6

15,9

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

7 584,2

7 651,4

100,9

1,6

Налоги на совокупный доход

11 760,0

9 602,0

81,6

2,0

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

5 521,0

5 199,8

94,2

1,1

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

-32,0

Единый сельскохозяйственный налог

5 046,0

3 383,6

67,1

0,7

Налог взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения зачисляемый в бюджеты муниципальных районов

1 193,0

1 050,6

88,1

0,2

Сбор за пользование объектами животного мира (пени по соответствующему платежу)

-

1,1

1,1

-

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

1 097,0

1 138,5

103,8

0,2

Неналоговые доходы

24 913,0

25 135,1

100,9

5,1

ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ  

18 551,0

18 798,3

101,3

3,9

Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и которые расположены в границах поселений, и межселенных территорий муниципальных районов  а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков

17 853,0

18 023,5

101,0

3,7

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении  органов управления муниципальных районов  и созданных ими учреждений

698,0

774,8

111,0

0,2

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

60,0

44,0

73,3

0,01

Доходы от компенсации затрат государства

1 370,0

1 385,3

101,1

0,3

Доходы от реализации имущества, находящегося в собственности муниципальных районов, в части реализации основных средств по указанному имуществу

2 397,0

2 397,6

100,0

0,5

Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений

540,0

540,9

100,2

0,1

Плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности муниципальных районов

40,0

40,2

100,5

0,01

ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

205,0

178,8

87,2

0,04

Инициативные платежи, зачисляемые в бюджеты муниципальных районов

1 750,0

1 750,0

100

0,4

Безвозмездные поступления

377 571,7

370 937,7

98,2

76,0

Возврат прочих остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов муниципальных районов

- 4 203,7

- 4 203,7

100

х

  • налог на доходы физических лиц: при плане 68 885,0 тыс. руб. поступило в бюджет 77 577,3 тыс. руб., что составляет 112,6 %.;
  • доходы от уплаты акцизов на дизельное топливо, моторные масла, автомобильный бензин, прямогонный бензин: при плане 7 584,2 тыс. руб., фактически поступило 7 651,3 тыс. рублей, что составляет 101% и на 460,3 тыс. рублей больше, чем в 2022 году, темп роста составил 106%, в том числе;
  • налоги на совокупный доход: 11 760,0 тыс. рублей поступило в бюджет 9 602,0 тыс. рублей, что составляет 81,6 % и на 9 327,0 тыс. рублей поступило меньше, чем в 2022 году, из них:

- Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения: план – 5521 тыс. рублей поступило в бюджет 5200 тыс. рублей, что составляет 94% и на 249 тыс. рублей больше, чем в 2022 году;

-  единый сельскохозяйственный налог: план – 5 046 тыс. руб. поступило в районный бюджет 3 383,6 тыс. руб., что составляет 67% и на 8 799,4тыс. рублей меньше, чем в 2022 году;

-    Налог, взимаемый с применением патентной системы при плане 1 193,0 тыс. рублей, фактически поступило в бюджет района 1 050,6 тыс. рублей, что составляет 88%,  на 774,4 тыс. рублей меньше чем в 2022 году);

  В 2023 году сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов поступило в консолидированный бюджет  района 1,08 тыс. рублей.

  • государственная пошлина при плане 1 097 тыс. рублей, фактически поступило 1 138,5 тыс.  рублей, что составляет 104% от плана и на 130,3 тыс. рублей больше, чем в 2022 году
  • доходы от использования имущества находящегося в муниципальной собственности: при плане 18 551,0 тыс. рублей, фактически поступило 18 798,3 тыс. рублей, что составляет 101,3%.  Основным источником поступления является арендная плата за землю из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения и аренда имущества, находящегося в муниципальной собственности.
  • платежи при пользовании природными ресурсами план 83,0 тыс. рублей, фактически поступило 94,6 тыс. рублей, выполнение составляет 114%;
  • доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства при плане 1 370,0 тыс. рублей поступило в бюджет 1 385,3 тыс. рублей, что составляет 101% от плана, что на 1 247,3 тыс. рублей больше чем за 2022 год.;
  • доходы от арендной платы за землю, государственная собственность на которые не разграничена, за 2023 год при плане 17 853,0 тыс. рублей поступило в бюджет 18 023,5 тыс. рублей, что составляет 101,0% и на 820,5  тыс. рублей больше, чем в 2022 году;
  • доходы от сдачи в аренду муниципального имущества при плане 836,0 тыс. рублей поступило в бюджет района 843,1 тыс. рублей, что составляет 100,8%;
  • доходы от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности в 2023 году при плане 2 977,0 тыс. рублей, фактически поступило в бюджет 2 978,7 тыс. рублей, что составляет 100% и на 2 458,7 тыс. рублей больше, чем в 2022 году, в том числе:

-Доходов от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности в 2023 году в бюджет  поступило 2 397,6 тыс. рублей, что на 2 245,8 тыс. рублей  больше, чем в 2022 году.

-Доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые находятся в границах поселений, при плане 540,0 тыс. рублей фактически поступило в бюджет 540,9 тыс. рублей, что составляет 100%, что на 173,9 тыс. рублей больше, чем в 2022 году.

  • штрафные санкции, возмещение ущерба: план 205,0 тыс. рублей, фактически поступило 178,8 тыс. рублей, выполнение составляет 87,2 %;
  • инициативные платежи в 2023 году поступили в консолидированный бюджет района в сумме 1 750 000 рублей.

В структуре доходов районного бюджета наибольший удельный вес приходится на безвозмездные поступления – 76,0% (в 2022 году – 76,4%), собственные доходы (налоговые и неналоговые) составляют 24,0% (в 2022 году –23,6%).

В 2023 году собственные доходы составили 121 105,4  тыс. рублей, что на

4 165,0 тыс. рублей больше, чем в 2022 году, темп роста составил 103,6%.

Бюджетообразующим налогом, как и в прежние годы, является налог на доходы физических лиц. В 2023 году сборы по этому виду налога составили 15,9 % в общей структуре доходов бюджета.

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ в общей объеме доходов занимают 1,6 % (в 2022 году – 1,5%).

Налоги на совокупный доход имеют в общих доходах долю в 2,0 %,

что в сумме составляет 9 602,0 тыс. рублей (в 2022 году – 18 928,9 тыс. рублей).

         Исполнение районного бюджета за 2023 год по неналоговым доходам составило 25 135,1 тыс. рублей, что на 5 644,2 тыс. рублей больше, чем в 2022 году. В общем объеме доходов они занимают 5,1 %. Основным источником поступления является арендная плата за землю из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения и аренда имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Платежей от государственных и муниципальных унитарных предприятий не поступало в связи с убытками по итогам 2022 года.    

         В итоге, основным источником  поступлений собственных доходов районного бюджета остаются налоговые доходы, доля которых составила в 2023 году 79,2 %, темп роста налоговых доходов составил 112,6%, доля поступлений неналоговых доходов составила 20,8 %. 

Безвозмездные поступления

В структуре доходов районного бюджета безвозмездные поступления составляют       76,0 %.

          Показатели

Уточненный годовой план

тыс. руб.

Фактическое поступление,          тыс. руб.

Процент

исполнения к уточненному плану

Удельный вес,                    %

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

373 753,0

367 119,0

98,2

Х

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы, из них:

377 571,7

370 937,7

99,2

100,000

Дотации

54 659,0

54 659,0

100

14,7

Субсидии

153 637,5

152 075,5

99,0

41,0

Субвенции

165 449,2

162 940,9

98,5

43,9

Иные межбюджетные трансферты

3 826,0

1 262,3

33,0

0,3

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

385,0

385,0

100

0,1

Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет

- 4 203,7

- 4 203,7

100

Х

Из общего объема безвозмездных поступлений на долю субвенций приходится 43,9 %, субсидий - 41,0%, дотаций – 14,7 %.

В течение года поступило безвозмездных поступлений в сумме 370 937,7 тысяч рублей, в том числе:

          1) дотации в сумме 54 659,0 тыс. рублей;

          2)  субвенции в сумме  162 940,9 тыс. руб.;

          3) субсидии в сумме 152 075,5 тыс. руб., из них субсидия на софинансирование части расходных обязательств местных бюджетов по вопросам местного значения в сумме 28 094,1 тыс. рублей.  Данные средства были использованы строго по целевому назначению на заработную плату работников муниципальных учреждений и уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

4) иные межбюджетные трансферты в сумме 1 262,3тыс. рублей.

Возвращено остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет в сумме 4 203,7 тыс. руб.

 Исполнение районного бюджета по расходам

Исполнение расходов районного бюджета в 2023 году осуществлялось в целом в рамках действующего бюджетного законодательства, на основе реестра расходных обязательств, порядок ведения которого утвержден приказом комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Романовского района.

В соответствии со статьями 217 и 217.1 БК РФ исполнение районного бюджета в 2023 году организовано на основании сводной бюджетной росписи и кассового плана.

По расходам районный бюджет за 2023 год исполнен в сумме 488 791,6 тыс. рублей, что составило 97,5 % от уточненного годового планового назначения  (в 2022 году – 477 013,4 тыс. рублей). В течение года объем расходов по отношению к первоначальному плану, вырос и составил 152,6 %, а по отношению к уровню 2022 года увеличился на 11 778,2 тыс. рублей.

Основная доля расходов бюджета Романовского района реализована в рамках, действующих на территории района, муниципальных   и государственных программ.

Исполнение районного бюджета в разрезе разделов классификации расходов и изменения относительно первоначального плана, а так же структура исполнения районного бюджета по расходам представлена в таблице 2.

Сведения об исполнении расходной части бюджета

 (по разделам, подразделам бюджетной классификации)

тыс. руб.

Раздел

Наименование

Уточненный

годовой план

тыс. рублей

Фактическое исполнение,

тыс. рублей

Процент

исполнения к уточненному плану

Удельный вес,                    %

 
 

ВСЕГО РАСХОДОВ

501 501,2

488 791,6

-12 709,6

99,9

100

 

01

Общегосударственные вопросы

82 992,4

82 874,6

-117,8

99,9

16,95

 

02

Национальная оборона

1 275,4

1 275,4

0

100

0,3

 

03

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 504,5

1 504,5

0

100

0,3

 

04

Национальная экономика

20 262,5

19 972,2

-290,3

98,6

4,1

 

05

Жилищно-коммунальное хозяйство

43 476,6

43 261,5

-215,1

99,5

8,85

 

07

Образование

265 005,2

257 996,3

-7 008,9

97,4

52,8

 

08

Культура, кинематография

44 149,2

44 101,5

-47,7

99,9

9,0

 

10

Социальная политика

17 444,6

12 446,4

-4 998,2

71,3

2,5

 

11

Физическая культура и спорт

6 821,8

6 791,6

-30,2

99,6

1,4

 

12

Обслуживание государственного (муниципального) долга

18,1

18,1

0

100

0,004

 

13

Межбюджетные трансферты

18 550,9

18 549,5

-1,4

99,99

3,8

 

Наименьшую долю в общем объеме расходов бюджета имеют расходы по таким статьям: «Обслуживание муниципального долга» - 0,004%  «Национальная оборона» - 0,3%, «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - 0,3%,  «Социальная политика» - 2,5%, «Национальная экономика» - 4,1%, «Физическая культура и спорт» - 9,0%.

Наибольший удельный вес приходится на «Образование» - 52,8 % от общей суммы расходов районного бюджета.

По разделу 0100 «Общегосударственные вопросы» исполнение составило 82 874,6 тыс. рублей (в 2022 году – 67135,1  тыс. рублей) или 123,4 % к фактическому исполнению 2022 года. По данному разделу средства направлялись на: функционирование органов местного самоуправления, обеспечение деятельности органов финансово-бюджетного надзора, субсидии на софинансирование части расходных обязательств местных бюджетов по вопросам местного значения, а так же отражены денежные средства, поступившие на функционирование административной комиссии.

По разделу 0200 «Национальная оборона» расходы исполнены на 100 % в объеме

1 275,4 тыс. рублей (в 2022 году – 1 110,4 тыс. рублей). Данные средства, поступившие из краевого бюджета в виде субвенций, направлены на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.

     Расходы по разделу 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» профинансированы на 1 504,5 тыс. рублей (в 2022 году – 1 449,6  тыс. рублей) или 103,8% к фактическому исполнению 2022 года. По данному разделу произведены расходы на содержание ЕДДС за счет средств местного бюджета.

Расходные обязательства по разделу 0400 «Национальная экономика» исполнены в сумме 19 972,2 тыс. рублей (в 2022 году – 16 054,9 тыс. рублей) или 124,4% к уровню 2022 года. По данному разделу отражены расходы на «Сельское хозяйство и рыболовство» в сумме 6 461/,9 тыс. рублей.

По подразделу 0409 «Дорожное хозяйство» расходы составили по дорожному хозяйству на содержание и ремонт дорог – 13 013,3 тыс. рублей.

 По подразделу 0412  «Другие расходы в области национальной экономики»  расходы  составили 497,0 рублей.

Расходы по разделу 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» произведены в сумме 43 261,5 тыс. рублей или 99,5% от уточненных плановых назначений (в 2022 году – 48 029,7 тыс. рублей) или 90,1 % к уровню 2022 года:

по подразделу 0502 «Коммунальное хозяйство» в сумме 35 411,1тыс. рублей;

по подразделу 0503 «Благоустройство» направлены средства в размере 7 850,4 тыс. руб.:

- на обеспечение комплексного развития сельских территорий (реализация мероприятий по благоустройству сельских территорий).

- на организацию и содержание мест захоронения (кладбищ) в границах муниципальных образований.

Как было отмечено выше, наибольший удельный вес 52,8 % от общей       суммы расходов районного бюджета приходится на «Образование».

По разделу 0700 «Образование» расходы профинансированы в сумме 257 996,3 тыс. рублей или 97,4% уточненных плановых показателей (в 2022 году – 297 427,2 тыс. рублей).      Из общей суммы расходы на дошкольное образование составили – 36 259,8 тыс. рублей или 14,1%. Расходы на общее образование составили  – 190 343,1   тыс. руб., что составляет 73,8 %.

На дополнительное образование детей расходы составили – 10 353,9 тыс. руб., другие вопросы в области образования – 20 294,3 тыс. рублей (содержание хозяйственной группы, централизованной бухгалтерии).

По всем видам расходов (за исключением «другие вопросы в области образования») по данному разделу в отчетном году произошло снижение расходов к 2022 году. В сравнении с 2022 годом общее снижение расходов по разделу «Образование» составило 39 430,9 тыс. рублей.

Расходы по разделу 0800 «Культура, кинематография» профинансированы в сумме 44 101,5 тыс. рублей (в 2022 году – 23 712,5 тыс. рублей)  или 186,0% к уровню 2022 года.

По разделу 1000 «Социальная политика» расходы составили в сумме 12 446,4 тыс. рублей (в 2022 году – 2 843,0 тыс. рублей) или 437,8 % к уровню 2022 года: 

  - Расходы по подразделу «Социальное обеспечение населения» составили 6 059,7 тыс. рублей (48,7%).

  - Охрана семьи и детства 6 382,2 тыс. рублей.

  Финансирование расходов по разделу 1100 «Физическая культура и спорт» произведено в сумме 6 791,6 тыс. рублей (в 2022 году – 5 742,2 тыс. рублей) или 118,3% к факту за 2022 год, в том числе на спорт высших достижений – 3 566,1 тыс. рублей.

      Расходы по разделу 1400 «Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований общего характера» составили

18 549,5 тыс. рублей (в 2022 году – 6 703,7  тыс. рублей) или 99,99 % от уточненных плановых назначений.

   По разделу 1300 «Обслуживание муниципального долга» проведены расходы в объеме 18,1 тыс. рублей, по сравнению с 2022 годом сумма расходов снизилась на 0,8 тыс. руб.

Расходы по распорядителям бюджетных средств, представлены в следующей таблице.                                                                                           

Анализ исполнения по расходам в разрезе ГРБС за 2023 год

Наименование ГРБС

Фактическое исполнение за 2022 год

Уточненный план на 2023 год

Фактическое исполнение  2023 год

тыс. руб.

уд. вес,

%

тыс. руб.

тыс. руб.

%

уд. вес,

%

Комитет по социальной политике, культуре и спорту администрации Романовского района

42 768,3

99,8

71 924,8

71 830,1

99,9

14,7

Комитет администрации Романовского  района по образованию

298 102,9

96,8

268 813,5

259 324,6

96,5

53,1

 Управление сельского  хозяйства и    продовольствия администрации Романовского района

5 580,0

98,4

6 469,3

6 461,9

99,9

1,3

Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Романовского района

30 545,0

99,2

44 744,9

44 685,9

99,9

9,1

Администрация

Романовского района

48 148,5

97,6

76 060,2

73 071,5

96,1

14,9

Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству администрации Романовского района

39 346,4

94,2

25 310,8

25 310,5

100

5,2

Комитет по экономике администрации Романовского района

12 522,2

98,9

8 177,7

8 107,1

99,1

1,7

ИТОГО

477 013,4

97,1

501 501,2

488 791,6

97,5

100

Согласно отчетным данным по распорядителям бюджетных средств фактические расходы районного бюджета произведены следующим образом:

-Комитет Администрации Романовского района по образованию – выполнение к уточненному плану составило 96,5 % (259 324,6 тыс. рублей);

-Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Романовского района - выполнение к уточненному плану составило 99,9 % (44 685,9 тыс. рублей);

-Администрация Романовского района – выполнение к уточненному плану составило 96,1% (73 071,5 тыс. рублей);

- Комитет по социальной политике, культуре и спорту Администрации Романовского района – выполнение к уточненному плану составило 99,9 % (71 830,1 тыс. рублей);

- Комитет по экономике администрации Романовского района выполнение к уточненному плану составило 99,1% (8 107,1 тыс. рублей);

- Управление сельского  хозяйства и продовольствия администрации Романовского района выполнение к уточненному плану составило 99,9% (6 461,9 тыс. рублей);

- Комитет жилищно-коммунальному хозяйству и строительству Администрации Романовского района выполнение к уточненному плану составило 100 % (25 310,5 тыс. рублей).

В Пояснительной записке ф. 0503160 в составе годовой бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств, не раскрыты причины неисполнения бюджетных назначений по расходам.

В ходе проведения анализа исполнения районного бюджета за 2023 год установлено, что средства бюджета были направлены на оплату экономических санкций в сумме 31,0 тыс. руб. и списание затрат по разработке проектно-сметной документации, которая не востребована, в сумме 13 621,9 тыс. руб.

Указанные произведенные расходы в данном случае нарушают принцип эффективности и результативности использования бюджетных средств, установленный ст. 34 Бюджетного Кодекса РФ. При условии соблюдения норм законодательства при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Обеспечение результативности использования бюджетных средств является бюджетным полномочием ПБС, и учреждению нужно исполнять его надлежащим образом (пп. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ).

Таким образом, данные расходы бюджета являются неэффективными.

В результате списания  дебиторской задолженности по доходам, невозможной к взысканию, упущена выгода для районного бюджета на сумму 490,3 тыс. рублей.

Анализ исполнения муниципальных программ

В соответствии со статьями 179, 179.3 Бюджетного Кодекса Российской Федерации на территории МО Романовский район Алтайского края утверждено 24 муниципальных программы.

Решением о бюджете на 2023 год на реализацию 17 муниципальных программ было предусмотрено бюджетных ассигнований в объеме 275 357,7 тыс. рублей.

  Общий объем расходов за 2023 год исполнен в сумме  268 133,9 тыс. рублей, в том числе за счет районного бюджета 15 287,5 тыс. руб. Мероприятия по реализации муниципальных программ выполнены на 97,4 %    к утвержденным  плановым  назначениям.

В общей структуре расходной части местного бюджета непрограммные расходы утверждены в сумме 226 143,9 тыс. руб. и составляют 45,1 % от общей суммы расходов.

Исполнение плановых показателей непрограммных расходов составило 220 657,7 тыс. руб., или 97,6 %, в общей структуре произведенных расходов занимают 45,1 %.

Анализ об исполнении муниципальных целевых программ представлен в таблице                                                                                                                          

тыс. руб.

Наименование МЦП

План по программе (местный бюджет)

Уточненные бюджетные назначения

Исполнение

В т. ч. районный бюджет

% исполнения

Целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Романовском районе» на 2019-2023

20,0

50,0

50,0

50,0

100

РЦП «Кадровое обеспечение предприятий АПК Романовского района» на 2019-2023 гг

270,0

244,2

244,2

244,2

100

РЦП «Развитие образования в Романовском районе на 2020 - 2024гг»

201 823,6 (10 109,5)

204 399,7

197 410,2

7 381,3

96,6

РЦП «Развитие туризма в Романовском районе на 2021-2025 гг»

172,381

(52,4)

52,4

52,4

52,4

100

МЦП "Улучшение условий и охраны труда в Романовском районе" на 2022-2024 годы

3,090

(90,0)

90,0

90,0

90,0

100

Программа «Развитие культуры на территории Романовского района Алтайского края» на 2023-2027 гг»

18 173,5 (1 976,9)

26 015,3

26 015,3

3 192,8

100

МП «Обеспечение жильем молодых семей в Романовском районе на 2021- 2025гг»

5 633,0

(591,5)

1 411,2

1 411,2

395,1

100

Программа «Развитие физической культуры и спорта в Романовском районе» на 2023-2027 годы

788,3 (590,0)

694,0

674,6

476,3

100

МЦП «Молодежная политика в Романовском районе» на 2022-2024 гг.

100,0

150,0

150,0

150,0

100

МЦП «Профилактика проявлений экстремизма и терроризма в Романовском районе» на 2022-2024 годы

415,0

408,2

408,2

408,2

100

МП «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Романовском районе на 2022-2026 годы»

40,0

13,4

13,4

13,4

100

МП «Повышение безопасности дорожного движения в Романовском районе на 2021-2025 годах»

35,0

0,0

0,0

0,0

-

МП «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» на 2021-2024 годы 

9,0

5,7

5,7

5,7

100

МП «Создание условий для организации и осуществления мероприятий по ГО на территории МО Романовский район Алтайского края на 2022-2024 гг»

50,0

0,0

0,0

0,0

-

МП «Развитие общественного здоровья в МО Романовский район Алтайского края на 2021-2025 гг»

90,0

80,0

80,0

80,0

100

МП «Развитие образования в Романовском районе на 2020 - 2024гг

22 075,0

(11 390,0)

33 366,2

33 151,3

577,6

99,4

МП «Комплексное развитие сельских территорий Романовского района Алтайского края» на 2020-2025 годы

52 285,1

(3 812,93)

8 377,4

8 377,4

2 170,5

100

Итого

301 982,97

275 357,7

268 133,9

15 287,5

97,4

Доля расходов по МП к общему объему расходов, %

х

54,9

54,9

х

х

В течение 2023 года по 2 муниципальным программам, реализуемым на территории Романовского района, к освоению средств не приступали. Низкое освоение средств, к плану по сводной бюджетной росписи 2023 года сложилось по муниципальной программе МП «Развитие образования в Романовском районе на 2020 - 2024гг» (96,6 %). Ниже утвержденных плановых назначений освоение средств, сложилось по МП «Развитие образования в Романовском районе на 2020 - 2024гг (99,4 %). В полном  объеме, освоены средства к плану по сводной бюджетной росписи за 2023 года по тринадцати муниципальным программам (100%).

В нарушении  требований абзаца 4  пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса,  ответственными исполнителями в 14 муниципальных программах,  объемы финансирования муниципальных программ не приведены в соответствие с решением о бюджете, утвержденным Романовским районным Советом депутатов от 15.12.2022 года № 61-СД «Об утверждении районного бюджета на 2023 года»  (в ред. от 26.12.2023 года № 72).

Расхождения составили 13 269,7 тыс. рублей.

Государственные (муниципальные) программы подлежали приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.

По муниципальным программам «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Романовский район Алтайского края на 2021–2025 годы», «Развитие туризма в Романовском районе на 2021-2025 годы» «Развитие культуры на территории Романовского района на 2018-2022 г.» и «Профилактика проявлений экстремизма и терроризма в Романовском районе» на 2022–2024 годы», приняты нормативные правовые акты района, не прошедшие в КСО финансово-экономическую экспертизу (постановления № 135 от 20.04.2023 г., № 334 от 12.10.2023 г. и № 238 от 20.07.2023 г., № 219 от 04.07.2023 г. и т. д).

 

Анализ использования средств муниципального дорожного фонда

Решением  Романовского районного  Совета депутатов Романовского района Алтайского края  от 19.09.2013 года № 29  утверждено Положение о муниципальном дорожном фонде МО Романовский район Алтайского края, которое определяет порядок формирования и использования денежных средств муниципального дорожного фонда (в редакции от 30.12.2015 № 54, от 29.06.2016 № 43).

При формировании первоначального бюджета на 2023 год муниципальный дорожный фонд планировался в размере 6 573,0 тыс. рублей за счет акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации.

Расходы дорожного фонда согласно, представленного отчета составили 7 529,4 тыс. рублей, с учетом переходящего остатка на 01.01.2023 года в объеме 179,0 тыс. рублей, что соответствует переносу бюджетных ассигнований МДФ.

Расходы произведены на содержание действующей сети автомобильных дорог в границах сельских поселений в объеме 6 895,5 тыс. рублей.

За счет субсидии из краевого бюджета  бюджетам муниципальных районов на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования израсходовано 1 775,0 тыс. рублей.

Фактический остаток не использованных в 2023 году средств дорожного фонда на конец отчетного года по данным отчета «О доходах и расходах дорожного фонда МО Романовский район Алтайского края» составил 301,0 тыс. рублей и является переходящим на 1 января очередного финансового года.

Остаток бюджетных ассигнований МДФ на начало отчетного года

Доходы МДФ в отчетном году

Бюджетные ассигнования МДФ на отчетный год

Остаток бюджетных ассигнований МДФ на конец отчетного года

Всего

В т. ч.

Акцизы

Субсидия

Иные

Плановый объем расходов, предусмотренный решением о бюджете

Следовало предусмотреть

Сумма занижения планового объема

Фактические расходы

1

2

3

4

5

6

7 (1+2)

8 (7-6)

9

10(7-9)

179,0

9426,4

7651,4

1 775,0

-

8527,0

9605,4

246,2

9304,4

301,0

Анализ исполнения резервного фонда

В проверяемом периоде порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации района установлен   постановлением администрации района  от  10.03.2021 года  № 65 «Об утверждении Положения о резервном фонде администрации района, порядке формирования и расходования его средств».

Решением Романовского районного Совета депутатов от 15.12.2022 года № 6-СД  «Об утверждении районного бюджета на 2023  год» утвержден объем бюджетных ассигнований резервного фонда в сумме 300,0 тыс. рублей, направляемых на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, что соответствует требованиям п.3  ст.81 Бюджетного кодекса РФ (не более 3 %). Решением о бюджете на 2023 год в редакции от 26.12.2023 г. резервный фонд изменился и составил 170,0 тыс. руб.

В течение 2023 года средства резервного фонда Романовского района направлены на социальное обеспечение и иные выплаты населению в сумме 170,0 тыс. рублей или 100 %, данные соответствуют Отчету об исполнении районного бюджета на 01.01.2024 года (ф.0503117).  Нарушений, согласно п.4 ст.81 Бюджетного кодекса РФ не выявлено.

Анализ исполнения межбюджетных трансфертов

Из районного бюджета сельсоветам выделены межбюджетные трансферты по 7 видам из 7, утвержденным решением «Об утверждении районного бюджете на 2023 год» (плановые показатели по межбюджетным трансфертам в таблице отражены с учетом изменений, внесенных в сводную бюджетную роспись в соответствии с бюджетным законодательством).

Дотации   бюджетам   муниципальных

образований на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных поселений из районного бюджета

Направлено в бюджеты 3 муниципальных

образований 557,0 тыс. рублей или 100%  от запланированного объема

Субвенции    бюджетам      муниципальных

образований на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счет субвенций из краевого бюджета

Направлено в бюджеты 12 муниципальных

образований 1005,5 тыс. рублей или 99,85 % от запланированного объема 1007,0 тыс. рублей

Субвенции на осуществление полномочий

по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты

Направлено в бюджеты 12 муниципальным

образованиям 1 275,4 тыс. рублей или 100 % от запланированного объема.

Межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями на 2023 год

Направлено в бюджеты 12 муниципальным

образованиям 7 085,8 тыс. рублей или 100 % от запланированного объема.

Прочие межбюджетные трансферты, передаваемые муниципальным образованиям

При запланированном объеме 16 986,9 тыс.

рублей в бюджеты 12 муниципальных образований средства профинансированы в сумме 16 986,9 тыс. рублей (100 % от плана)

Трансферты на реализацию проектов развития (создания) общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах (краевой бюджет)

При запланированном объеме 3 509,7 тыс.

рублей в бюджеты 3 муниципальных образований средства профинансированы в сумме 3 460,4 тыс. рублей (98,6 % от плана)

Трансферты на реализацию проектов развития (создания) общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах (инициативные платежи, зачисляемые в бюджет)

При запланированном объеме 1 778,0 тыс.

рублей в бюджеты 3 муниципальных образований средства профинансированы в сумме 1 778, тыс. рублей (100 % от плана)

Анализ состояние муниципального долга   района

Решением Романовского районного Совета депутатов от 15.12.2022 года № 6-СД «Об утверждении районного бюджета на 2023 год» утвержден:

- верхний предел муниципального внутреннего долга по состоянию на 1 января 2023 года в сумме    18 930,0 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям   0  тыс. рублей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 107 Бюджетного кодекса РФ муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете (решением о местном бюджете) устанавливаются верхние пределы муниципального внутреннего долга, муниципального внешнего долга (при наличии у муниципального образования обязательств в иностранной валюте) по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.

Верхний предел муниципального внутреннего долга по состоянию на 1 января 2024  года  составляет 17 000,0 тыс. рублей - бюджетные кредиты.

Предельные объемы расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования Романовский район Алтайского края не должны превышать 15 процентов объема расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с Дополнительным соглашением № 7 от 17.04.2023 года к соглашению о новации от 12.01.2015 № 1/38/2015-Н, погашение задолженности по бюджетным кредитам распределено на период до 2030 года.

В соответствии со ст.120. Бюджетного кодекса РФ, учет и регистрация долговых обязательств осуществляется комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Романовского района Алтайского края.

Ведение муниципальной долговой книги муниципального образования Романовский район Алтайского края в 2023 году осуществлялось комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Романовского района  в соответствии с Порядком ведения муниципальной долговой книги, утвержденным постановлением администрации  Романовского района от 22.07.2010 года № 433.

Фактически, верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января 2024 года составил в сумме 17 000 тыс. рублей.

Муниципальные гарантии в 2023 году не предоставлялись.

Источники финансирования дефицита районного бюджета

Решением Романовского районного Совета депутатов от 15.12.2022 г. № 6-СД «О бюджете МО на 2023 год» утверждены главные администраторы источников финансирования дефицита местного бюджета.

Решением о бюджете на 2023 год в редакции от 26.12.2023 г. утвержден профицит бюджета в сумме 5 320,0 тыс. руб. В результате исполнения бюджета МО, согласно отчету об исполнении бюджета (ф. 0503117), по итогам 2023 года сложился дефицит в сумме 567,2 тыс. рублей.

Согласно приложению 1 к проекту решения, дефицит бюджета в 2023 году по отношению к общему объему доходов бюджета района без учета объема безвозмездных поступлений по отношению к поступившим налоговым и неналоговым доходам (0,5 %) не превышает ограничения, установленного ст.92.1. Бюджетного кодекса РФ.

 Источниками финансирования дефицита бюджета на 2023 год является бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сумме «минус»

1 930,0 тыс. руб. и изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов на 01.01.2024 года в сумме 2 497,2 тыс. рублей.

В результате исполнения бюджета МО, согласно отчету об исполнении бюджета (ф. 0503317), по итогам 2023 года сложился дефицит консолидированного бюджета сумме 2 221,8 рублей.

Данный показатель не превышает значения, указанные в п.3 ст. 92.1 БК РФ.

Состояние кредиторской и дебиторской задолженности

По состоянию на 01.01.2024 года дебиторская задолженность составила 643 017,0 тыс. руб., в том числе долгосрочная - 459 931,4 тыс. рублей, просроченная - 2 774,4 тыс. рублей.

Динамика изменения дебиторской задолженности приведена в таблице.

     

в тыс. рублей

Номер (код) счета бюджетного учета

Сумма задолженности на 01.01.2023г.

Сумма задолженности на 01.01.2024г.

Увеличение (+) уменьшение (-)

0 205 00 000 «Расчеты по доходам»

635 059,1

641 513,4

6 454,3

0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»

13,5

6,7

-6,8

0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты»

0,00

1 496,9

1 496,9

Итого

635 072,7

643 017,0

7 944,3

Как видно из таблицы, дебиторская задолженность на 01.01.2024 г. в сравнении с состоянием задолженности на 01.01.2023 г. увеличилась  на 7 944,3 тыс. руб., при этом, основной прирост наблюдается по счету 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» (6 454,3 тыс. руб.). Просроченная дебиторская задолженность на 01.01.2024 года увеличилась на 1,8 тыс. рублей и составила 2 774,4 тыс. рублей.

Как следует из Пояснительной записки годового отчета об исполнении районного бюджета, задолженность по счету 0 205 00 000 в сумме 641 513,4 тыс. руб. является долгосрочной и распределяется следующим образом:

по счету 1 20521000  «Расчеты по доходам от операционной аренды» - в сумме 4 626,9 тыс. рублей, в том числе просроченная 2 588,9 тыс. рублей;

по счету 1 20523000 «Расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами» -  в сумме 108 604,2 тыс. рублей,    в том числе долгосрочная 108 418,7 тыс. рублей, просроченная 185,5 тыс. рублей.

по счету 1 20535000 «Расчеты по условным арендным платежам» -  в сумме 104,3 тыс. рублей.

по счету 1 20551000 «Расчеты по безвозмездным поступлениям от других бюджетов бюджетной системы РФ» – в сумме 528 178,0 тыс. рублей, в том числе долгосрочная 351512,7 тыс. рублей.

по счету 1 20626000 «Расчеты по авансам по прочим работам, услугам» – в сумме 6,7 тыс. рублей.

по счету 1 303.14 «Расчеты по единому налоговому платежу» -  в сумме 1 496,9 тыс. рублей.

Кредиторская задолженность на 01.01.2024 года составила – 21 452,9 тыс. рублей, в том числе долгосрочная – 17 106,5 тыс. рублей.

Динамика изменения кредиторской задолженности приведена в таблице.

     

в тыс. рублей

кредиторская задолженность

Сумма задолженности на 01.01.2023г.

Сумма задолженности на 01.01.2024г.

Увеличение (+) уменьшение (-)

Итого

28 511,2

21 452,9

-7 058,3

Как видно из таблицы, кредиторская задолженность на 01.01.2024 г. в сравнении с кредиторской задолженностью на 01.01.2023 г уменьшилась – на 7 058,3 тыс. руб., основное снижение наблюдается по счету 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам».

Для снижения уровня кредиторской задолженности  Администрацией района проводится работа по эффективному использованию денежных средств и рациональному использованию площадей муниципальных учреждений района.

В течение финансового периода проводится постоянный мониторинг фонда заработной платы, штатной численности, рационального использования площадей, эффективного использования бюджетных средств учреждениями бюджетной сферы.

На основании проводимых комплексных проверок проводится анализ  и возмещение в бюджет района нецелевого использования средств.

Выводы

Отчет об исполнении районного бюджета за 2023 год представлен Администрацией Романовского района Алтайского края в срок, установленный Бюджетным Кодексом РФ и Положением «О бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края».

             Районный бюджет за 2023 год исполнен в соответствии с решением районного Совета депутатов Алтайского края от 15.12.2022 года № 6-СД «Об утверждении районного бюджета на 2023 год» с изменениями и дополнениями к нему.

В целом фактическое исполнение бюджета в 2023 году показывает хорошую динамику по отношению к 2022 году по видам налогов. В район привлечены дополнительные средства из бюджетов вышестоящих уровней, что позволяет развивать социальную сферу муниципального образования Романовский район Алтайского края.

Большинство мероприятий реализовано в рамках государственных и муниципальных программ по комплексному развитию основных сфер жизнедеятельности территории. Особое внимание в 2023 году уделялось выполнению мероприятий, направленных на укрепление материально-технической базы бюджетных учреждений, развитие инфраструктуры района, сохранение и дальнейшее развитие налогового потенциала Романовского района.

Внешней проверкой годовой бюджетной отчетности ГАБС и годового отчета об исполнении районного бюджета фактов недостоверности не установлено.

Объем отчета об исполнении бюджета муниципального образования Романовский район Алтайского края за 2023 год и срок его предоставления, соответствуют требованиям Бюджетного кодекса РФ и Положения о бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края.

              Таким образом, правовая основа соблюдена, Романовскому районному Совету депутатов, главе Романовского района направлено заключение на отчет об исполнении бюджета муниципального образования Романовский район за 2023 год, проект решения районного Совета депутатов «Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования Романовский район за 2023 год». 

Контрольно-счетный орган Романовского района предлагает районному Совету депутатов Алтайского края рассмотреть и утвердить «Отчет об исполнении районного бюджета за 2023 год» по доходам в сумме 488 224,4 тыс. рублей, по расходам в сумме 488 791,6  тыс. рублей, с превышением расходов над доходами (дефицит) в сумме 567,2 тыс. рублей.

Председатель   контрольно-счетного органа

Романовского района Алтайского края                                                             О.А. Ткачева

Новости