КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЙ ОРГАН РОМАНОВСКОГО РАЙОНА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
с. Романово № 1
на отчет об исполнении районного бюджета за 2021 год
Общие положения
Отчет об исполнении районного бюджета за 2021 год и проект решения районного Совета депутатов «Об утверждении отчета об исполнении районного бюджета за 2021 год» (далее – проект Решения РСД) предоставлены в Контрольно-счетный орган в срок, установленный статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) и статьей 21 «Положения о бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании Романовский район», утвержденного решением Романовского районного Совета депутатов от 24 ноября 2020 года № 59 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края» (далее Положение о бюджетном процессе).
Состав проекта решения Романовского районного Совета депутатов «Об исполнении районного бюджета за 2021 год» (далее по тексту – проект решения), перечень документов, представленных одновременно с проектом решения, соответствуют статье 21 Положения о бюджетном процессе в Романовском районе Алтайского края).
Заключение основано на результатах внешних проверок, проведенных Контрольно-счетным органом в соответствии со статьей 264.4 БК РФ годовой бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита районного бюджета, в том числе комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Романовского района Алтайского края как органа, ответственного за составление и исполнение бюджета муниципального образования Романовский район.
Данные, представленные в отчете об исполнении районного бюджета за 2021 год, согласуются с данными, отраженными в годовой отчетности главных распорядителей, администраторов бюджетных средств за 2021 год.
Общие итоги исполнения районного бюджета за 2021 год
Бюджет муниципального образования Романовский район за 2021 год в целом исполнен в соответствии с требованиями решения районного Совета депутатов от 11 декабря 2020 года №17-СД «Об утверждении районного бюджете на 2021 год» (далее - решение №17-СД).
При исполнении районного бюджета в 2021 году основными целями и задачами бюджетной и налоговой политики являлись:
продолжение взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с главными администраторами налоговых и неналоговых доходов бюджета в целях улучшения качества администрирования доходов;
сохранение стабильности налоговой нагрузки и полноты выявления плательщиков;
сохранение и дальнейшее развитие налогового потенциала;
безусловное исполнение принятых обязательств перед работниками бюджетной сферы, в том числе в части индексации оплаты труда;
повышение финансовой дисциплины органов исполнительной власти района и органов местного самоуправления;
реализация программно-целевого принципа формирования районного бюджета;
повышение качества взаимодействия между органами исполнительной власти района и органами местного самоуправления как инструмента сохранения устойчивости и сбалансированности местных бюджетов в условиях изменения бюджетного законодательства;
сохранение оптимальной долговой нагрузки и обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств;
совершенствование действующей практики реализации проектов по развитию общественной инфраструктуры, направленной на увеличение привлеченных источников, средств местных бюджетов, бизнеса, населения;
соблюдение открытости и прозрачности бюджетного процесса, финансовой грамотности граждан, поддержки и развития общедоступных информационно-аналитических ресурсов.
Решением РСД №17-СД на 2021 год утверждены основные параметры районного бюджета по доходам в сумме 248815,2 тыс. рублей, по расходам – 257241,4 тыс. рублей и дефицит бюджета – 8426,2 тыс. рублей.
Основные показатели районного бюджета за 2021 год и их изменения представлены в таблице.
Основные показатели бюджета МО Романовский район за 2021год
Показатели |
Первоначальный план на 2021г. (реше- ние РСД №17-СД от 11.12.20), тыс.руб. |
Уточнен ный план на 2021г. (решение РСД от 13-СД 28.12.21), тыс.руб. |
Фактическое исполнение за 2021 год, тыс.руб. (по отчетности) |
Процент исполнения, % |
|
к пер- вонач. плану 2021г. |
к уточ- ненному плану на 2021г. |
||||
Общий объем доходов бюджета |
248815,2 |
410992,3 |
401832,4 |
161,49 |
97,7 |
- межбюджетные трансферты |
163553,2 |
315251,4 |
306826,7 |
187,6 |
97,3 |
-налоговые и неналоговые доходы |
85262,0 |
95740,9 |
95008,7 |
111,3 |
99,2 |
из них налоговые доходы |
70347,0 |
85362,7 |
77803,3 |
110,6 |
91,1 |
Объем расходов |
257241,4 |
416192,2 |
402795,4 |
156,6 |
96,8 |
Дефицит бюджета(-), профи- цит(+) |
- 8426,2 |
- 5199,9 |
-963,0 |
|
|
В соответствии со статьей 264.2 БК РФ в течение года рассмотрены на постоянно действующей депутатской комиссии по бюджету, налоговой и экономической политике отчеты об исполнении районного бюджета за первый квартал 2021 года (№119 от 28.04.2021 года). Отчеты об исполнении бюджетов за первое полугодие и девять месяцев рассмотрены на комиссии и утверждены решением районного Совета депутатов (№267 от 30.07.21, №365 от 26.10.21). Данные документы представлялись в районный Совет депутатов для проверки и ознакомления.
В связи с участием в реализации краевых программ, корректировкой плановых показателей налоговых доходов и безвозмездных поступлений в ходе исполнения бюджета в решение районного Совета депутатов № 17-СД вносились изменения и дополнения (от 25.02.2021 № 1-СД, от 23.03.2021 № 2-СД, от 29.06.2021 № 5-СД, от 20.08.2021 № 6-СД, от 30.11.2021 № 7-СД, от 28.12.2021 № 13-СД), которые повлияли на основные параметры районного бюджета на 2021 год.
В результате доходы бюджета муниципального образования Романовский район увеличены на 162177,1 тыс. рублей, расходы бюджета увеличены на 158950,8,1 тыс. рублей. При этом сложился дефицит бюджета в сумме 5199,9 тыс. рублей.
Так же в соответствии со статьей 264.4 БК РФ проведены внешние проверки бюджетной отчетности за 2021 год главных администраторов, распорядителей и получателей бюджетных средств, результаты которых учтены в настоящем заключении.
Исполнение бюджета МО Романовский район по доходам
Доходная часть районного бюджета формировалась за счет налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений из краевого бюджета, местных бюджетов и иных источников.
Выполнение плана по налоговым и неналоговым доходам районного бюджета Романовского района за 2021 год составляет 95008,7 тыс. рублей или 111,3% от уточненного годового плана (84262,0 тыс. рублей).
Выполнение доходов в разрезе доходных источников выглядит, следующим образом:
- налог на доходы физических лиц план 51906,0 тыс. рублей, фактически поступило 56267,4 тыс. рублей, выполнение составляет 108%;
- доходы от уплаты акцизов на дизельное топливо, моторные масла, автомобильный бензин, прямогонный бензин план 5906,0 тыс. рублей, фактически поступило 6019,48 тыс. рублей, выполнение составляет 102%;
- налоги на совокупный доход план 11 523,0 тыс. рублей, фактически поступило 12 475,5 тыс. рублей, выполнение составляет 107%; из них:
- Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения: план – 4813,0 тыс. руб., факт – 5 342,8 тыс. руб. (111%);
- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: план – 488,0 тыс. руб., факт – 495,4 тыс. руб. (101%);
- единый сельскохозяйственный налог: план – 4 413,0 тыс. руб., факт – 4 423,5 тыс. руб. (100%);
- Налог, взимаемый с применением патентной системы: план – 1 809,0 тыс. руб., факт – 2 213,8 тыс. руб. (122%);
- Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых: план – 1,0 тыс. руб., факт – 1,6 тыс. руб. (160%);
- государственная пошлина план 1011,0 тыс. рублей, фактически поступило 1068,6 тыс. рублей, выполнение составляет 106%;
- доходы от использования имущества находящегося в муниципальной собственности: план - 16 839,0 тыс. рублей, фактически поступило 17 205,4 тыс. рублей, выполнение составляет 102%;
- платежи при пользовании природными ресурсами план 65,0 тыс. рублей, фактически поступило 75,5 тыс. рублей, выполнение составляет 115%;
- доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства план 168,0 тыс. рублей, фактически поступило 180,5 тыс. рублей, выполнение составляет 107,2%;
- доходы от арендной платы за землю, государственная собственность на которые не разграничена, за 2021 год при плане 16 237,0 тыс. рублей поступило в бюджет 16 572,6 тыс. рублей, что составляет 102% и на 681, 8 тыс. рублей больше, чем в 2020 году
- доходы от сдачи в аренду муниципального имущества при плане 532,0 тыс. рублей поступило в бюджет района 562,2 тыс. рублей, что составляет 105%.
- платежи от государственных и муниципальных унитарных предприятий поступили в сумме 87 589 рублей, начислено по акту проверки счетной палаты.
- доходы от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности в 2021 году в бюджет поступило 967,1 тыс. рублей, что на 504,8 тыс. рублей больше чем в 2020 году.
- доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые находятся в границах поселений, при плане 266,0 тыс. рублей фактически поступило в бюджет 266,5 тыс. рублей, что составляет 100%, и на 158,4 тыс. рубля больше, чем в 2020году.
- штрафные санкции, возмещение ущерба: план 284,0 тыс. рублей, фактически поступило 300,1 тыс. рублей, выполнение составляет 106 %;
- инициативные платежи в 2021 году поступили в консолидированный бюджет района в сумме 177 200 рублей.
В структуре доходов районного бюджета наибольший удельный вес приходится на безвозмездные поступления – 76,4% (в 2020 году – 71,8%), собственные доходы (налоговые и неналоговые) составляют 23,6% (в 2020 году –28,2%). В доходной части бюджета безвозмездные поступления при плане 163553,2 тыс. рублей, поступили 306826,7 тыс. рублей, что на 73365,3 тыс. рублей больше, чем в 2020 году.
В 2021году собственные доходы составили 95008,7 тыс. рублей, что на 7359,7 тыс. рублей больше, чем в 2020году.
Рисунок 1 – Виды доходов бюджета МО Романовский район в сравнении за 2020-2021гг., тыс. рублей
Налоговые доходы районного бюджета в отчетном году поступили в объеме 77803,3 тыс. рублей (в 2020 году – 71044,0 тыс. рублей). Доля налоговых доходов в структуре доходов районного бюджета составила 19,4% (в 2020 году – 22,2%).
Бюджетообразующим налогом, как и в прежние годы, является налог на доходы физических лиц. В 2021 году сборы по этому виду налога составили в сумме 56267,4 тыс. рублей или 14,0% в общей структуре доходов бюджета (в 2020г. – 54560,0 тыс. рублей и 17,0%, соответственно).
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ в общей объеме доходов занимают 1,2%, что в сумме составляет 6019,4 тыс. рублей (в 2020 году – 5134,3 тыс. рублей).
Налоги на совокупный доход имеют в общих доходах долю в 3,1%,
что в сумме составляет 12 475,5 тыс. рублей (в 2020 году – 9 427,0 тыс. рублей).
Государственная пошлина в 2021 году поступила в доходную часть районного бюджета в сумме 1068,6 тыс. рублей (в 2020 году – 974,0 тыс. рублей) и составляет 0,3% в общих доходах бюджета.
Как видно из проведенного анализа доходов в целом налоговые доходы в 2021 году по отношению к 2020 возросли на 7359,7,4 тыс. рублей. Существенно снизился единый налог на вмененный доход на 2 813,1 тыс. рублей, по причине перерасчетов, в связи с отменой данного налога.
Исполнение районного бюджета за 2021 год по неналоговым доходам составило 17 205 ,4 тыс. рублей (в 2020 году – 16606,0 тыс. рублей). В общем объеме доходов они занимают 4,3%. Основным источником поступления является арендная плата за землю из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения и аренда имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Доходов от арендной платы за землю, государственная собственность на которые не разграничена, за 2021 год при плане 16 237,0 рублей поступило в бюджет 16 572,5 рублей, что составляет 102% и на 681,8 рублей больше, чем в 2020 году. В течение 2021 года проводилась претензионная, исковая работа и индивидуальная работа в отношении арендаторов-должников по снижению недоимки в бюджет района. В результате проведенных мероприятий в бюджет района погашена задолженность прошлых лет.
Доходов от сдачи в аренду муниципального имущества при плане 532,0 рублей поступило в бюджет района 562,2 рублей, что составляет 105%, что на 171,3 рубля меньше поступлений 2020 года. Причины снижения платежей: уменьшение арендуемых площадей, в связи с их продажей, недоимка.
Платежей от государственных и муниципальных унитарных предприятий поступило 87 589 рублей, начислено по акту проверки счетной палаты.
Платежей за пользование природными ресурсами при плане 65,0 тыс. рублей, фактически поступило в бюджет 75,4 тыс. рублей, что составляет 115%, что на 36,6 тыс. рублей больше, чем за 2020 год. Увеличили отчисления на 41,0 тыс. руб. сельхозпроизводители района.
Доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства за 2021 год при плане 168,0 тыс. рублей поступило в бюджет 180,5 тыс. рублей, что составляет 107,2 % от плана, что на 46,6 тыс. рубля больше, чем в 2020 году.
Доходов от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности в 2021 году в бюджет поступило 967,1 тыс. рублей, что на 504,9 тыс. рублей больше чем в 2020 году.
Доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые находятся в границах поселений, при плане 266,0 тыс. рублей фактически поступило в бюджет 266,5 тыс. рублей, что составляет 100%, и на 158,5 тыс. рублей больше, чем в 2020 году.
Административных штрафов при плане 284,0 тыс. рублей, поступило в бюджет района 300,1 тыс. рублей, что составляет 106%, или на 70,0 тыс. рублей больше чем за 2020 год.
Инициативных платежей в 2021 году поступило в консолидированный бюджет района 177 200 рублей.
В итоге, в 2021 году налоговые и неналоговые доходы составили 95008,7 тыс. рублей, что на 7 359,7 тыс. рублей больше, чем в 2020 году. При этом, сумма налоговых доходов в 2020 году увеличилась на 6760,3 тыс. рублей, а неналоговых доходов на сумму 599,4 тыс. рублей к уровню 2020 года.
Исполнение районного бюджета по расходам
Исполнение расходов районного бюджета в 2021 году осуществлялось в целом в рамках действующего бюджетного законодательства, на основе реестра расходных обязательств, порядок ведения которого утвержден приказом комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Романовского района.
В соответствии со статьями 217 и 217.1 БК РФ исполнение районного бюджета в 2021 году организовано на основании сводной бюджетной росписи и кассового плана.
По расходам районный бюджет за 2021 год исполнен в сумме 402795,4 тыс. рублей (в 2020 году – 318 183,6 тыс. рублей). В течение года объем расходов по отношению к первоначальному плану, снизился и составил 96,8% (на 13 396,8 тыс. рублей), а по отношению к уровню 2020 года увеличился на 84 611,8 тыс. рублей.
Основная доля расходов бюджета Романовского района реализована в рамках, действующих на территории района, муниципальных и государственных программ.
Исполнение районного бюджета в разрезе разделов классификации расходов и изменения относительно первоначального плана, а так же структура исполнения районного бюджета по расходам представлена в таблице 2.
Наименьшую долю в общем объеме расходов бюджета имеют расходы по таким статьям: «Обслуживание муниципального долга» - 0,004% «Национальная оборона» - 0,25%, «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - 0,33%, «Национальная экономика» - 3,4%, «Социальная политика» - 2,33%, «Культура и кинематография» - 1,16%.
Наибольший удельный вес приходится на «Образование» - 63,9% от общей суммы расходов районного бюджета.
По разделу 0100 «Общегосударственные вопросы» исполнение составило 47 000,9 тыс. рублей (в 2020 году – 49 674,3 тыс. рублей) или 94,6% к фактическому исполнению 2020 года. По данному разделу средства направлялись на: функционирование органов местного самоуправления, обеспечение деятельности органов финансово-бюджетного надзора, субсидии на софинансирование части расходных обязательств местных бюджетов по вопросам местного значения, а так же отражены денежные средства, поступившие на функционирование административной комиссии.
По разделу 0200 «Национальная оборона» расходы исполнены на 100% в объеме 1 047,0 тыс. рублей (в 2020 году – 1 015,7 тыс. рублей). Данные средства, поступившие из краевого бюджета в виде субвенций, направлены на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.
Расходы по разделу 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» профинансированы на 1 332,1 тыс. рублей (в 2020 году – 1 181,1 тыс. рублей) или 112,7% к фактическому исполнению 2020 года. По данному разделу произведены расходы на содержание ЕДДС за счет средств местного бюджета в сумме 1332,1 тыс. рублей.
Расходные обязательства по разделу 0400 «Национальная экономика» исполнены в сумме 13 699,9 тыс. рублей (в 2020 году – 10 124,1 тыс. рублей) или 135,3% к уровню 2020 года. По данному разделу отражены расходы на Сельское хозяйство и рыболовство в сумме 4 572,0 тыс. рублей,
По подразделу 0409 «Дорожное хозяйство» расходы составили по дорожному хозяйству на содержание и ремонт дорог – 8 595,6 тыс. рублей.
По подразделу 0412 «Другие расходы в области национальной экономики» расходы составили 532,3 рублей в том числе.
Расходы по разделу 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» произведены в сумме 43 126,3 тыс. рублей или 94,5% от уточненных плановых назначений (в 2020 году – 49 162,4 тыс. рублей) или 87,7% к уровню 2020 года.
По подразделу 0502 «Коммунальное хозяйство» в сумме 30 264,8 тыс. рублей
По подразделу 0503 «Благоустройство» направлены средства в размере 12 794,5тыс. руб.:
- на обеспечение комплексного развития сельских территорий (реализация мероприятий по благоустройству сельских территорий).
- на организацию и содержание мест захоронения (кладбищ) в границах муниципальных образований.
Как было отмечено выше, наибольший удельный вес 63,9% от общей суммы расходов районного бюджета приходится на «Образование». По разделу 0700 «Образование» расходы профинансированы в сумме 257 426,7 тыс. рублей или 99,1% уточненных плановых показателей (в 2020 году – 170 639,0 тыс. рублей).
Из общей суммы расходы на дошкольное образование составили – 32 222,2 тыс. рублей или 12,5%. Расходы на общее образование составили – 165 158,9 тыс. руб., что составляет 64,2%.
На дополнительное образование детей расходы составили – 46 065,4 тыс. руб., другие вопросы в области образования – 13 202,4 тыс. рублей (содержание хозяйственной группы, централизованной бухгалтерии).
По всем видам расходов (за исключением «другие вопросы в области образования») по данному разделу в отчетном году произошло увеличение расходов к 2020 году. В сравнении с 2020 годом общее увеличение расходов по разделу «Образование» составило 86 787,7 тыс. рублей.
Расходы по разделу 0800 «Культура, кинематография» профинансированы в сумме 20 264,2 тыс. рублей (в 2020 году – 17 139,3 тыс. рублей) или 118,2% к уровню 2020 года.
По разделу 10 00 «Социальная политика» расходы составили в сумме 9 388,6 тыс. рублей (в 2020 году – 7 803,4 тыс. рублей) или 120,3% к уровню 2020 года.
Расходы по подразделу «Социальное обеспечение населения» составили 4 178,0 тыс. рублей (44,5%).
По подразделу «Охрана семьи и детства» - 5 207,0 тыс. рублей (55,4%).
Другие вопросы в области социальной политики 3,6 тыс. рублей.
Финансирование расходов по разделу 1100 «Физическая культура и спорт» произведено в сумме 4 675,7 тыс. рублей (в 2020 году – 4997,7 тыс. рублей) или 93,5% к факту за 2020 год, в том числе на спорт высших достижений – 9,5 тыс. рублей.
Расходы по разделу 1400 «Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований общего характера» составили 4 833,1 тыс. рублей (в 2020 году – 4 464,4 тыс. рублей) или 100,0% от уточненных плановых назначений.
По разделу 1300 «Обслуживание муниципального долга» проведены расходы в объеме 18930,2 тыс. рублей, бюджетные кредиты.
Расходы по распорядителям бюджетных средств, представлены в следующей таблице.
Анализ исполнения по расходам в разрезе ГРБС за 2021 год
Наименование ГРБС |
Фактическое исполнение за 2020 год |
Уточненный план на 2021 год (решение РСД №13-СД от 28.12.2021) |
Фактическое исполнение в 2021 году |
|||
тыс. руб. |
уд. вес, % |
тыс.руб. |
уд. вес, % |
тыс.руб. |
уд. вес, % |
|
Комитет Администрации Романовского района по образованию |
172 939,2
|
54,3 |
223 777,2
|
53,8 |
220 283,7
|
54,7 |
Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Романовского района |
20 017,9
|
6,3 |
20 937,0
|
5,0 |
20 910,9
|
5,2 |
Администрация Романовского района |
15 144,9
|
4,8 |
22 592,4
|
5,4 |
22 084,6
|
5,5 |
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству администрации Романовского района |
1 462,3
|
0,5 |
36 274,8
|
8,7 |
34 327,8
|
8,5 |
Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Романовского района |
5 081,6
|
1,6 |
5 380,5
|
1,3 |
5 179,0
|
1,3 |
Комитет по экономике администрации Романовского района |
72 937,9
|
22,9 |
24 907,5
|
6,0 |
18 731,4
|
4,6 |
Комитет по социальной политике, культуре и спорту администрации Романовского района |
30 599,8
|
9,6 |
82 322,8
|
19,8 |
81 278,0
|
20,2 |
ИТОГО |
318 183,6
|
100 |
416 192,2
|
100 |
402 795,4
|
100 |
Согласно отчетным данным по распорядителям бюджетных средств фактические расходы районного бюджета произведены следующим образом:
-Комитет Администрации Романовского района по образованию – выполнение к уточненному плану составило 98,4% (220 283,7 тыс. рублей);
-Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Романовского района - выполнение к уточненному плану составило 99,9% (20 910,9 тыс. рублей);
-Администрация Романовского района – выполнение к уточненному плану составило 97,8% (22 084,6 тыс. рублей);
- Комитет по социальной политике, культуре и спорту Администрации Романовского района – выполнение к уточненному плану составило 98,7% (81 278,0 тыс. рублей);
- Комитет по экономике администрации Романовского района выполнение к уточненному плану составило 75,2% (18 734,4 тыс. рублей);
- Управление сельского хозяйства и продовольствия администрации Романовского района выполнение к уточненному плану составило 96,3% (5 179,0 тыс. рублей);
- Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству Администрации Романовского района выполнение к уточненному плану составило 94,6% (34 327,8 тыс. рублей).
Анализ использования средств муниципального дорожного фонда
Решением Романовского районного Совета депутатов Романовского района Алтайского края от 19.09.2013 № 29 утверждено Положение о муниципальном дорожном фонде МО Романовский район Алтайского края, которое определяет порядок формирования и использования денежных средств муниципального дорожного фонда (в редакции от 30.12.2015 № 54, от 29.06.2016 № 43).
На 2021 год муниципальный дорожный фонд планировался в размере 5 906,0 тыс. рублей за счет акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации.
Фактические расходы дорожного фонда составили 6 719,6 тыс. рублей, с учетом переходящего остатка на 01.01.2021 года в объеме 2,6 тыс. рублей. Расходы произведены на содержание действующей сети автомобильных дорог в границах сельских поселений в объеме 4 153,2 тыс. рублей, 1 223,0 тыс. рублей получена субсидия из краевого бюджета и направлена на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования.
Фактический остаток не использованных в 2021 году средств дорожного фонда на конец отчетного года составил 525,6 тыс. рублей и является переходящим на 1 января очередного финансового года. Сведения об использовании бюджетных средств муниципального дорожного фонда представлены в таблице 3.
Состояние муниципального долга района
В соответствии со ст.120. Бюджетного кодекса РФ учет и регистрация долговых обязательств осуществляется комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Романовского района.
Ведение муниципальной долговой книги МО Романовский район Алтайского края в 2021 году осуществлялось комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Романовского района в соответствии с «Порядком ведения муниципальной долговой книги, утвержденным постановлением администрации Романовского района» от 22.07.2010 № 433.
Муниципальный долг районного бюджета на 1 января 2022 года составляет 18 930,0 тыс. рублей, и не превышает значений, указанных в ст. 107 БК РФ.
Резервный фонд
Решением Романовского районного Совета депутатов от 11.12.2020 № 17-СД «Об утверждении районного бюджета на 2021 год» утвержден объем бюджетных ассигнований резервного фонда в сумме 300,0 тыс. рублей, направляемых на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, что соответствует требованиям п.3 ст.81 Бюджетного кодекса РФ (не более 3%). Бюджетные ассигнования резервного фонда не использовались (таблица 4,5).
Муниципальные гарантии в 2021 году не предоставлялись.
Источники финансирования дефицита районного бюджета
За 2021 год районный бюджет исполнен с превышением расходов над доходами в сумме 963, тыс. рублей, при плановом дефиците – 8426,2 тыс. рублей.
Источники финансирования дефицита районного бюджета соответствуют составу, установленному для местного бюджета статьей 96 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и утвержденному решением районного Совета депутатов от 28.12.2021 № 13-СД. Данный показатель не превышает значений, указанных в п.2 ст. 92.1 БК РФ.
Анализ исполнения муниципальных программ
В соответствии со статьями 179,179.3 Бюджетного Кодекса Российской Федерации на территории МО Романовский район Алтайского края действовало 11 программ. В общий объем расходов за 2021 год составил 132 975,6 тыс. рублей. Мероприятия по реализации муниципальных программ выполнены на 92,2 % к утвержденным плановым назначениям. Анализ исполнения программ за 2021 год представлен в таблице 6.
Состояние кредиторской и дебиторской задолженности
Кредиторская задолженность на 01.01.2022 года составила – 47 733,5 тыс. рублей, в том числе долгосрочная – 13 846,2 тыс. рублей, просроченная составила – 20 577 тыс. рублей.
Кредиторская и дебиторская задолженности, отраженные на начало и конец 2021 года в бюджетной отчетности об исполнении районного бюджета, соответствуют своду данных отчетности главных распорядителей средств районного бюджета.
Для снижения уровня просроченной кредиторской задолженности Администрацией района проводится работа по эффективному использованию денежных средств и рациональному использованию площадей муниципальных учреждений района.
Контрольно-счетный орган полагает необходимым главным администраторам средств районного бюджета принять меры по сокращению кредиторской задолженности.
В целом фактическое исполнение бюджета в 2021 году показывает хорошую динамику по отношению к 2020 году по видам налогов. В район привлечены дополнительные средства из бюджетов вышестоящих уровней, что позволяет развивать социальную сферу Романовского района.
Большинство мероприятий реализовано в рамках государственных и муниципальных программ по комплексному развитию основных сфер жизнедеятельности территории. Особое внимание в 2021 году уделялось выполнению мероприятий, направленных на укрепление материально-технической базы бюджетных учреждений, развитие инфраструктуры района, сохранение и дальнейшее развитие налогового потенциала Романовского района.
Выводы
Отчет об исполнении районного бюджета за 2021 год представлен Администрацией Романовского района Алтайского края в срок, установленный Бюджетным Кодексом РФ и Положением «О бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании Романовский район».
Районный бюджет за 2021 год исполнен в соответствии с решением районного Совета депутатов от 11.12.2020 года №17-СД «О районном бюджете на 2021 год» с изменениями и дополнениями к нему.
Внешней проверкой годовой бюджетной отчетности ГАБС и годового отчета об исполнении районного бюджета фактов недостоверности не установлено.
Объем отчета об исполнении бюджета муниципального образования Романовский район за 2021 год и срок его предоставления, соответствуют требованиям Бюджетного кодекса РФ и Положения о бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании Романовский район Алтайского края.
Распоряжением Администрации Романовского района №113-р от 10.03.2022 было назначено проведение публичных слушаний об исполнении бюджета муниципального образования Романовский район за 2021 год, проведение которых, назначены на 25.03.2022 года. Решение о проведении публичных слушаний было опубликовано 19.03.2022 г. в районной газете «Горизонт» №11.
Таким образом, правовая основа соблюдена, районному Совету депутатов, главе района направлено заключение на отчет об исполнении бюджета муниципального образования Романовский район за 2021 год, проект решения районного Совета депутатов «Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования Романовский район за 2021 год».
Контрольно-счетный орган Романовского района предлагает районному Совету депутатов рассмотреть и утвердить «Отчет об исполнении районного бюджета за 2021 год» по доходам в сумме 401832,2 тыс. рублей, по расходам в сумме 402795,4 тыс. рублей, с превышением расходов над доходами (дефиците) в сумме 963,0 тыс. рублей.
Председатель
контрольно-счетного органа О.А. Ткачева
Заключение составлено в 3-х экземплярах:
1 экземпляр - Главе Романовского района Алтайского края А.Н. Науменко
2 экземпляр – Заместителю председателя Романовского районного Совета депутатов Алтайского края В.И. Сергееву
3 экземпляр - Председателю Контрольно-счетного органа Романовского района
Алтайского края О.А. Ткачевой
Таблица 2
Сведения об исполнении расходной части бюджета
(по разделам, подразделам бюджетной классификации)
Тыс. руб
Наименование показателей |
Уточненные бюджетные назначения, уточненный план |
Фактические показатели годовой бюджетной отчетности,
|
Процент исполнения |
|
|
Отклонение исполнения от уточненного плана |
к уточненному плану % |
||
Раздел 0100 Общегосударственные вопросы |
47 066,2
|
47 000,9 |
-65,3 |
99,9 |
Раздел 0200 Национальная оборона |
1 047,0 |
1 047,0 |
0 |
100 |
Раздел 0300 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 332,1 |
1 332,1 |
0 |
100 |
Раздел 0400 Национальная экономика |
14 539,8
|
13 699,9 |
-839,9 |
94,2 |
Раздел 0500 Жилищно-коммунальное хозяйство |
51 079,5
|
43 126,3 |
-7 953,2 |
84,4 |
Раздел 0700 Образование |
261 253,3
|
257 426,7 |
-3 826,6 |
98,5 |
Раздел 0800 Культура, кинематография |
20 287,9
|
20 246,2 |
-41,7 |
99,8 |
Раздел 1000 Социальная политика |
10 033,6
|
9 388,6 |
-645,0 |
93,6 |
Раздел 1100 Физическая культура и спорт |
4 700,7
|
4 675,7 |
-25,0 |
99,5 |
Раздел 1300 Обслуживание государственного и муниципального долга |
19,0
|
18,9 |
-0,1 |
99,5 |
Раздел 1400 Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации |
4 833,1
|
4 833,1 |
0 |
100,0 |
Всего расходов |
416192,2 |
402795,4 |
-13 396,8 |
96,8 |
Таблица 4
Сведения об использовании средств резервного фонда Администрацией
Наименование показателя |
Значение показателя |
Резервный фонд, предусмотренный решением о бюджете, тыс. руб. |
300,0 |
Принято по распоряжениям об использовании резервного фонда |
0,00 |
Исполнено, % |
0,00 |
Неиспользованные ассигнования, тыс. руб. |
300,0 |
Таблица 5
Сведения об использовании средств резервного фонда местной администрации
Наименование показателя |
Распределение по НПА об использовании средств резервного фонда |
Исполнено |
Удельный вес исполнения каждого мероприятия в общей сумме исполнения,% |
Резервный фонд, всего (тыс. руб.) |
0,00 |
0,00 |
|
В том числе по мероприятиям: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
таблица 6
Сведения об исполнении муниципальных целевых программ
тыс. руб.
Наименование МЦП |
Уточненные бюджетные назначения |
Исполнение |
Отклонение исполнения от уточненного плана |
% исполнения |
РЦП «Кадровое обеспечение предприятий АПК Романовского района» на 2019-2023 годы |
244,2 |
244,2 |
0 |
100 |
МЦП «Профилактика проявлений экстремизма и терроризма в Романовском районе» на 2019-2021 годы |
10,0 |
10,0 |
0 |
100 |
МП «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Романовский район» |
29181,5 |
27349,0 |
-1832,5 |
93,7 |
МП «Развитие культуры на территории Романовского района» на 2018-2022 гг |
45976,1 |
45012,7 |
-963,4 |
97,9 |
МЦП «Комплексное развитие сельских территорий» на 2020-2025 годы |
21156,8 |
15037,5 |
-6119,3 |
71,1 |
МП «Развитие образования в Романовском районе» на 2020-2024 годы |
44071,9 |
41764,1 |
-2307,8 |
97,8 |
МП «Развитие туризма в Романовском районе на 2021-2025 годы» |
29,8 |
29,8 |
0 |
100 |
МП «Обеспечение жильем молодых семей в Романовском районе на 2021-2025 годы» |
2732,5 |
2732,5 |
0 |
100 |
МЦП «Молодежная политика в Романовском районе на 2019-2021 годы» |
80,0 |
80,0 |
0 |
100 |
МЦП «Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту в Романовском районе» на 2019-2023 годы |
20,0 |
20,0 |
0 |
100 |
МП «Развитие физической культуры и спорта в Романовском районе на 2018-2022 годы» |
707,7 |
695,8 |
-11,9 |
98,3 |
ИТОГО: |
144210,5 |
132975,6 |
-11234,9 |
92,2 |
Таблица 10
Сведения об использовании бюджетных средств муниципального дорожного фонда (МДФ)
тыс. руб.
Остаток бюджетных ассигнований МДФ на начало отчетного года
|
Доходы МДФ в отчетном году |
Бюджетные ассигнования МДФ на отчетный год
|
Остаток бюджетных ассигнований МДФ на конец отчетного года |
||||||
Всего
|
В т.ч. |
||||||||
Акцизы
|
Субсидия |
Иные
|
Плановый объем расходов, предусмотренный решением о бюджете
|
Следовало предусмотреть
|
Сумма занижения планового объема
|
Фактические расходы
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 (1+2) |
8 (7-6) |
9 |
10(7-9) |
2,6 |
7242,4 |
6019,4 |
1 223,0 |
- |
5906,0 |
7245,0 |
1339,0 |
6719,6 |
525,4 |