Версия для слабовидящих
Глава Романовского района
Глава Романовского районаНауменко Андрей Николаевич
Мы рекомендуем
Прямая линия лесной охраны
Прямая линия лесной охраны

ЗАКЛЮЧЕНИЕ на отчет об исполнении районного бюджета за 2022 год .

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЙ ОРГАН 

РОМАНОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

658640, Алтайский край, с. Романово, ул. Советская,54, e-mail: ksotoa22@mail.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на отчет об исполнении районного бюджета за  2022  год .

с. Романово                                                                                                          30.03.2023 года

Общие положения

Отчет об исполнении районного бюджета за 2022 год предоставлен в Контрольно-счетный орган Романовского района Алтайского края (далее - Контрольно-счетный орган) в срок, установленный статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) и статьей 21 «Положения о бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края», утвержденного решением  Романовского районного Совета депутатов от 24 ноября  2020 года № 59  (далее Положение о бюджетном процессе).

Заключение основано на результатах внешних проверок, проведенных  Контрольно-счетным органом в соответствии со статьей 264.4 БК РФ годовой бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита районного бюджета, в том числе комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Романовского района Алтайского края как органа, ответственного за составление и исполнение бюджета муниципального образования Романовский район Алтайского края.

Данные, представленные в отчете об исполнении районного бюджета за 2022год, согласуются с данными, отраженными в годовой отчетности главных распорядителей, администраторов бюджетных средств за 2022 год.

Экономические условия исполнения районного бюджета в 2022 году

Экономика Романовского района представляет собой многоотраслевой комплекс. Основными видами экономической деятельности являются, сельское  хозяйство, переработка,  розничная торговля.

Развитие Романовского  района в 2022 году проходило в непосредственной зависимости от  общих условий, складывающихся в экономике Алтайского края . В отчетном периоде принимались системные меры по реализации стратегических задач социально-экономического развития района в свете выполнения Послания Президента РФ В.В. Путина  Федеральному Собранию  РФ  .

В целом достигнутые за 2022год основные макроэкономические показатели характеризуются как положительной динамикой экономического развития, так и снижением отдельных показателей.

 В 2022 году структура экономики района не претерпела изменений и состоит из промышленности, сельского хозяйства и потребительского рынка. На территории района функционирует 3 малых предприятий промышленного производства. Результатом деятельности предприятий является  поступающие доходов в районный бюджет.

По итогам 2022 года индекс промышленного производства к уровню предыдущего года составил 104,4 %.

Кроме доходов от деятельности промышленного производства на территории района залогом успешного пополнения бюджета  является эффективное управление и распоряжение земельными ресурсами. Для выполнения этой задачи заключено 830 договоров аренды на земельные участки. Фактические поступления в бюджет района за истекший год составили 

17 203,0 тысяч рублей.

Сельское хозяйство района  является основным видом экономической деятельности. В состав предприятий занимающихся производством продукции сельского хозяйства входят 7 коллективных и 30 крестьянско-фермерских хозяйствами. Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет почти 185,4 тысяч гектаров, в том числе пашни 136,9 тысяч гектаров.

Индекс физического объема продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к уровню предыдущего года составил 95,4 %.

По  основным сельскохозяйственным культурам валовый сбор  в 2022 году составил 126,5 тыс. тонн.

В животноводстве увеличилось поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий на 102,1%, и составило 8961 головы, снизилось  поголовье коров  в хозяйствах всех категорий к уровню 2021 года  на  133 головы и составило 3045 голов. Поголовье свиней  в хозяйствах всех категорий составило 2866 голов или 95,8 % к уровню 2021 года.

Производство мяса скота и птицы на убой (в живом весе) на 0,7%., в 2022 году количество мяса скота и птицы на убой составило 1010,5 центнеров. 

Валовый надой молока в хозяйствах всех категорий  по району составил за год  15683,0 тонн.

 На рынке труда численность трудоспособного населения составила 5399 человек, тогда как в 2021 году численность составляла 5406 человек.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников крупных и средних организации – 34 516,00 рублей или прирост составил 10,4 % к 2021 году.

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника в сельскохозяйственных организациях – 41 374,00 рублей или на 34,8 % выше уровня 2021 года.

За отчетный период в районный центр занятости населения в целях поиска работы обратились 344 человека. Нашли работу (трудоустроены) за отчетный период 263 человек.

      Общие итоги исполнения районного бюджета за 2022 год

Бюджет муниципального образования Романовский район   за 2022 год в целом исполнен в соответствии с требованиями решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 17 декабря 2021 года № 11-СД «Об утверждении районного бюджете на 2022 год» (далее - решение № 11-СД).

            При исполнении районного бюджета в 2022 году основными целями и  задачами бюджетной и налоговой политики являлись:

продолжение взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с главными администраторами налоговых и неналоговых доходов бюджета в целях улучшения качества администрирования доходов;

сохранение стабильности налоговой нагрузки и полноты выявления плательщиков;

сохранение и дальнейшее развитие налогового потенциала;

безусловное исполнение принятых обязательств перед работниками бюджетной сферы, в том числе в части индексации оплаты труда;

повышение финансовой дисциплины органов исполнительной власти района и органов местного самоуправления;

реализация программно-целевого принципа формирования районного бюджета;

повышение качества взаимодействия между органами исполнительной власти района и органами местного самоуправления как инструмента сохранения устойчивости и сбалансированности местных бюджетов в условиях изменения бюджетного законодательства;

сохранение оптимальной долговой нагрузки и обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств;

совершенствование действующей практики реализации проектов по развитию общественной инфраструктуры, направленной на увеличение привлеченных источников, средств местных бюджетов, бизнеса, населения;

соблюдение открытости и прозрачности бюджетного процесса, финансовой грамотности граждан, поддержки и развития общедоступных информационно-аналитических ресурсов.

Решением РСД №11-СД на 2022 год  утверждены основные параметры районного бюджета по доходам в сумме 293 367,1 тыс. рублей, по расходам – 300 872,5 тыс. рублей и дефицит бюджета – 7 505,4 тыс. рублей.

       Основные показатели районного бюджета за 2022 год и их изменения представлены в таблице.                                                                                                                                                                                              

Основные показатели бюджета МО Романовский район за 2022год

Показатели

Первоначальный план на 2022 г. (решение РСД № 11-СД  от 17.12.21),

тыс. руб.

Уточнен ный план   на 2022 г. (решение РСД от 7-СД 27.12.22),

тыс. руб.

Фактическое исполнение  за 2022 год, тыс. руб. (ф. 0503117)

Процент исполнения, %

к пер- вонач. плану 2022г.

к уточ- ненному плану на

2022г.

Общий объем доходов бюджета

293 367,1

488 834,1

489 860,2

166,98

100,2

- межбюджетные

трансферты

197 413,1

376 011,1

372 919,8

188,9

99,2

-налоговые      и неналоговые доходы

95 954,0

112 820,0

116 940,4

116,9

103,7

из них налоговые  доходы

74 066,0

94 927,0

97 449,5

131,6

102,6

Объем расходов

300 872,5

491 013,7

477 013,4

158,5

97,1

Дефицит бюджета(-), профицит(+)

- 7 505,4

- 2 179,6

12 846,8

х

х

В соответствии со статьей 264.2 БК РФ в течение года рассмотрены на постоянно действующей депутатской комиссии по бюджету, налоговой и экономической политике отчеты об исполнении районного бюджета за  первый квартал, первое полугодие и девять месяцев за 2022 год и утверждены постановлениями Администрации Романовского района Алтайского края (от 29.04.2022 №148, от 19.07.2022   № 236, от 20.10.2022 № 312). Данные документы представлялись в районный Совет депутатов для сведения.

В связи с участием в реализации краевых программ, корректировкой плановых показателей налоговых доходов и безвозмездных поступлений в ходе исполнения бюджета в решение районного Совета депутатов № 11-СД вносились изменения  и дополнения (от 29.03.2022 №  2 - СД, от 27.12.2022 № 7-СД), которые  повлияли на основные параметры районного  бюджета на 2022год.

В результате доходы бюджета муниципального образования Романовский район увеличены на 195 467,0 тыс. рублей, расходы бюджета увеличены на 190 141,2 тыс. рублей. При этом сложился дефицит бюджета в сумме 2 179,6 тыс. рублей.

Так же в соответствии со статьей 264.4 БК РФ проведены внешние проверки бюджетной отчетности за 2022 год главных администраторов, распорядителей и получателей бюджетных средств, результаты которых учтены в настоящем заключении.

Исполнение бюджета МО Романовский район по доходам

 Доходная часть районного бюджета формировалась за счет налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений из краевого бюджета, местных бюджетов и иных источников.

Выполнение плана по налоговым и неналоговым доходам районного бюджета Романовского района за 2022 год составляет 116 940,4 тыс. рублей  или 103,6% от уточненного годового плана (112 891,0тыс. рублей).

Выполнение доходов в разрезе доходных источников представлена в таблице и выглядит, следующим образом:

Наименование показателя

Годовые назначения

Фактическое исполнение за 2021 год

Факт,

%

Доля, %

Доходы бюджета

488 834,1

489 860,2

100,2

100

Налоговые и неналоговые доходы

112 891,0

116 940,4

103,6

23,9

Налоговые доходы

94 927,0

97 449,5

102,7

19,9

Налог на доходы физических лиц

67 846,0

70 320,7

103,6

14,4

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

7 032,0

7 191,1

102,3

1,5

Налоги на совокупный доход

19 042,0

18 928,9

99,4

3,9

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

5 049,0

4 951,2

98,1

1,0

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

-30,2

Единый сельскохозяйственный налог

12 178,0

12 182,9

100,0

2,5

Налог взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения зачисляемый в бюджеты муниципальных районов

1 815,0

1 825,0

100,5

0,4

Сбор за пользование объектами животного мира (пени по соответствующему платежу)

0,5

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

1 007,0

1 008,2

100,1

0,2

Неналоговые доходы

17 964,0

19 490,9

108,5

4,0

ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ  

16 607,0

18 046,1

108,7

3,7

Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и которые расположены в границах поселений, и межселенных территорий муниципальных районов  а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков

15 771,0

17 203,0

109,1

3,5

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении  органов управления муниципальных районов  и созданных ими учреждений

836,0

843,1

100,8

0,2

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

83,0

94,6

114,0

0,02

Доходы от компенсации затрат государства

121,0

137,8

113,9

0,03

Доходы от реализации имущества, находящегося в собственности муниципальных районов, в части реализации основных средств по указанному имуществу

150,0

151,8

101,2

0,03

Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений

366,0

366,8

100,2

0,07

Плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности муниципальных районов

2,0

1,5

75,0

ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

292,0

349,3

119,6

0,07

Инициативные платежи, зачисляемые в бюджеты муниципальных районов

343,0

343,0

100

0,07

Безвозмездные поступления

376 011,1

372 987,8

99,2

76,1

Возврат прочих остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов муниципальных районов

-68,0

-68,0

  • налог на доходы физических лиц: при плане 67 846,0 тыс. рублей, фактически поступило 70 320,7 тыс. рублей, выполнение составляет 103,6%;
  • доходы от уплаты акцизов на дизельное топливо, моторные масла, автомобильный бензин, прямогонный бензин: при плане 7 032,0 тыс. рублей, фактически поступило 7191,1 тыс. рублей, выполнение составляет 102,3%;
  • налоги на совокупный доход: при плане 19 042,0 тыс. рублей, фактически     поступило 18 928,9 тыс. рублей, выполнение составляет 99,4%; из них:

- Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения: план – 5049,0 тыс. руб., факт – 4951,2 тыс. руб. (98,1%);

- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: план – 0,0 тыс. руб., факт – -30,2 тыс. руб.;

 -  единый сельскохозяйственный налог: план – 12 178,0 тыс. руб., факт – 12 182,9 тыс. руб. (100%);

-    Налог, взимаемый с применением патентной системы: план – 1 815,0 тыс. руб., факт – 1825,0 тыс. руб. (100,5%);

  - Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых: план – 0,0 тыс. руб., факт – 0,5 тыс. руб.;

  • государственная пошлина: при плане 1007,0 тыс. рублей, фактически поступило 1008,3 тыс. рублей, выполнение составляет 100,1%;
  • доходы от использования имущества находящегося в муниципальной собственности: план -  16 607,0 тыс. рублей, фактически поступило 18 046,1 тыс. рублей, выполнение составляет 108,7%;
  • платежи при пользовании природными ресурсами план 83,0 тыс. рублей, фактически поступило 94,6 тыс. рублей, выполнение составляет 114%;
  • доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства план 121,0 тыс. рублей, фактически поступило 137,8 тыс. рублей, выполнение составляет 113,9%;
  • доходы от арендной платы за землю, государственная собственность на которые не разграничена, за 2022 год при плане 15 771,0 тыс. рублей поступило в бюджет 17 203,0 тыс. рублей, что составляет 109,1% и на 630, 5 тыс. рублей больше, чем в 2021 году;
  • доходы от сдачи в аренду муниципального имущества при плане 836,0 тыс. рублей поступило в бюджет района 843,1 тыс. рублей, что составляет 100,8%;
  • доходы от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности в 2022 году в бюджет  поступило 151,8 тыс. рублей, что на 815,3 тыс. рублей меньше чем в 2021 году. Причины снижения: уменьшение материальных и нематериальных активов в количественном и стоимостном выражении, по 1 объекту торги не состоялись, повторно выставлены на торги, по 2 объектам на торги выставлялись по нескольку раз, нет участников торгов;
  • доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые находятся в границах поселений, при плане 366,0 тыс. рублей фактически поступило в бюджет 366,8 тыс. рублей, что составляет 100,2%, и на 100,3 тыс. рубля больше, чем в 2021году.
  • штрафные санкции, возмещение ущерба: план 292,0 тыс. рублей, фактически поступило 349,3 тыс. рублей, выполнение составляет 119,6 %;
  • инициативные платежи в 2022 году поступили в консолидированный бюджет района в сумме 343 000 рублей.

В структуре доходов районного бюджета наибольший удельный вес приходится на безвозмездные поступления – 76,1% (в 2021 году – 76,4%), собственные доходы (налоговые и неналоговые) составляют 23,9% (в 2021 году –23,6%). В доходной части бюджета безвозмездные поступления при плане 376 011,1 тыс. рублей, поступили

   372 919,8 тыс. рублей, что на 66 093,1 тыс. рублей больше, чем в 2021 году.

В 2022 году собственные доходы составили 116 940,4 тыс. рублей, что на

21 931,7 тыс. рублей больше, чем в 2021году, темп роста составил 123%.

Налоговые доходы районного бюджета в отчетном году поступили в объеме 97 449,5 тыс. рублей (в 2021 году – 75 832,6 тыс. рублей). Доля налоговых доходов в структуре доходов районного бюджета составила 19,4% (в 2021 году – 18,9%).

Бюджетообразующим налогом, как и в прежние годы, является налог на доходы физических лиц. В 2022 году сборы по этому виду налога составили 14,4% в общей структуре доходов бюджета (в 2021г. – 56 267,4 тыс. рублей и 14,0%, соответственно).

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ в общей объеме доходов занимают 1,5% (в 2021 году – 1,5%).

Налоги на совокупный доход имеют в общих доходах долю в 3,9%,

что в сумме составляет 18 928,9 тыс. рублей (в 2021 году – 12 475,5 тыс. рублей).

Государственная пошлина в 2022 году поступила в доходную часть районного бюджета на 60,4 тыс. рублей меньше, чем в 2021 году  и составляет 0,2% в общих доходах  бюджета.

         Исполнение районного бюджета за 2022 год по неналоговым доходам составило 19 490 ,9 тыс. рублей, что на 314,8 тыс. рублей больше, чем в 2021 году. В общем объеме доходов они занимают 4,0%. Основным источником поступления является арендная плата за землю из фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения и аренда имущества, находящегося в муниципальной собственности.

     Доходов от арендной платы за землю, государственная собственность на которые не разграничена, за 2022 год поступило в бюджет на 630,5 рублей больше, чем в 2021 году. В течение 2022 года проводилась претензионная, исковая работа и индивидуальная работа в отношении арендаторов-должников по снижению недоимки в бюджет района. В результате  проведенных мероприятий в бюджет района погашена задолженность прошлых лет.

       Доходов от сдачи в аренду муниципального имущества поступило в бюджет района на 280,9 рубля больше поступлений 2021 года. Причины увеличения платежей: взыскание задолженности прошлых лет.

      Платежей от государственных и муниципальных унитарных предприятий не поступало в связи с убытками по итогам 2021 года.    

         В итоге, основным источником  поступлений собственных доходов районного бюджета остаются налоговые доходы, доля которых составила в 2022 году 83%, темп роста налоговых доходов составил 128%, доля поступлений неналоговых доходов составила 17%. 

Общий объем поступлений собственных доходов  районного бюджета за 2022год  по сравнению с 2021 годом увеличился на 21 931,7 тыс. рублей, темп роста составил 123%.

При этом, сумма налоговых доходов в 2022 году увеличилась на 21 616,9 тыс. рублей, а неналоговых доходов на сумму 314,8 тыс. рублей к уровню    2021 года.

Безвозмездные поступления

В структуре доходов районного бюджета безвозмездные поступления составляют       77,5%.

          Показатели

Уточненный годовой план

(по кассовому плану по доходам с учетом уведомлений и возвратов),

тыс. руб.

Фактическое поступление,          тыс. руб.

Процент

исполнения к уточненному плану

Удельный вес,                    %

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

376 011,1

372 919,8

99,2

Х

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы, из них:

376 011,1

372 987,8

99,2

100,000

Дотации

46 114,7

46 079,8

99,9

12,4

Субсидии

174 562,7

172 764,0

99,0

46,3

Субвенции

155 333,7

154 144,0

99,2

41,3

Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет

-68,0

Х

Из общего объема безвозмездных поступлений на долю субвенций приходится 41,3 %, субсидий - 46,3%, дотаций – 12,4 %.

В течение года поступило безвозмездных поступлений в сумме 372 919,8 тысяч рублей, в том числе:

          1) дотации в сумме 46 079,8 тыс. рублей:

          2)  субвенции в сумме  154 144,0 тыс. руб.,

          3) субсидии в сумме 172 764,0 тыс. руб., из них субсидия на софинансирование части расходных обязательств местных бюджетов по вопросам местного значения в сумме 28 094,1 тыс. рублей.  Данные средства были использованы строго по целевому назначению на заработную плату работников муниципальных учреждений и уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

 Исполнение районного бюджета по расходам

Исполнение расходов районного бюджета в 2022 году осуществлялось в целом в рамках действующего бюджетного законодательства, на основе реестра расходных обязательств, порядок ведения которого утвержден приказом комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Романовского района.

В соответствии со статьями 217 и 217.1 БК РФ исполнение районного бюджета в 2022 году организовано на основании сводной бюджетной росписи и кассового плана.

По расходам районный бюджет за 2022 год исполнен в сумме 477 013,4 тыс. рублей, что составило 97,1 % от уточненного годового планового назначения  (в 2021 году – 402 795,4 тыс. рублей). В течение года объем расходов по отношению к первоначальному плану, снизился и составил 97,1% (на 14 000,3 тыс. рублей), а по отношению к уровню 2021 года увеличился на 74 218,0 тыс. рублей.

Основная доля расходов бюджета Романовского района реализована в рамках, действующих на территории района, муниципальных   и государственных программ.

Исполнение районного бюджета в разрезе разделов классификации расходов и изменения относительно первоначального плана, а так же структура исполнения районного бюджета по расходам представлена в таблице 2.

Сведения об исполнении расходной части бюджета

 (по разделам, подразделам бюджетной классификации)

тыс. руб.

Раздел

Наименование

Уточненный

годовой план

(по данным

Сводной бюджетной росписи),

тыс. рублей

Фактическое исполнение,

тыс. рублей

Процент

исполнения к уточненному плану

Удельный вес,                    %

 
 

ВСЕГО РАСХОДОВ

491 013,7

477 013,4

-14 000,3

97,1

100

 

01

Общегосударственные вопросы

67 580,4

67 135,1

-445,3

99,3

14,1

 

02

Национальная оборона

1 110,4

1 110,4

0

100

0,2

 

03

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 594,9

1 449,6

-145,3

90,9

0,3

 

04

Национальная экономика

16 160,4

16 054,9

-105,5

99,3

3,7

 

05

Жилищно-коммунальное хозяйство

50 462,1

48 029,7

-2 432,4

95,2

10,1

 

07

Образование

306 504,0

297 427,2

-9 076,8

97,0

62,3

 

08

Культура, кинематография

23 731,8

23 712,5

-19,3

99,9

5,0

 

10

Социальная политика

11 358,9

9 629,2

-1 729,7

84,8

2,0

 

11

Физическая культура и спорт

5 782,4

5 742,2

-40,2

99,3

1,2

 

12

Обслуживание государственного (муниципального) долга

19,0

18,9

-0,1

99,5

0,003

 

13

Межбюджетные трансферты

6 709,4

6 703,7

-5,7

99,9

1,4

 

Наименьшую долю в общем объеме расходов бюджета имеют расходы по таким статьям: «Обслуживание муниципального долга» - 0,003%  «Национальная оборона» - 0,2%, «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - 0,3%,  «Социальная политика» - 2,0%, «Национальная экономика» - 3,4%, «Физическая культура и спорт» - 1,2%.

Наибольший удельный вес приходится на «Образование» - 62,4% от общей суммы расходов районного бюджета.

По разделу 0100 «Общегосударственные вопросы» исполнение составило 67135,1 тыс. рублей (в 2021 году – 47 000,9 тыс. рублей) или 142,3% к фактическому исполнению 2021 года. По данному разделу средства направлялись на: функционирование органов местного самоуправления, обеспечение деятельности органов финансово-бюджетного надзора, субсидии на софинансирование части расходных обязательств местных бюджетов по вопросам местного значения, а так же отражены денежные средства, поступившие на функционирование административной комиссии.

По разделу 0200 «Национальная оборона» расходы исполнены на 100% в объеме

1 110,4 тыс. рублей (в 2021 году – 1 047,0тыс. рублей). Данные средства, поступившие из краевого бюджета в виде субвенций, направлены на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.

     Расходы по разделу 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» профинансированы на 1 449,6 тыс. рублей (в 2021 году – 1 332,1  тыс. рублей) или 108,8% к фактическому исполнению 2021 года. По данному разделу произведены расходы на содержание ЕДДС за счет средств местного бюджета.

Расходные обязательства по разделу 0400 «Национальная экономика» исполнены в сумме 16 054,9 тыс. рублей (в 2021 году – 13 699,9 тыс. рублей) или 117,2% к уровню 2021 года. По данному разделу отражены расходы на «Сельское хозяйство и рыболовство» в сумме 5 366,9 тыс. рублей.

По подразделу 0409 «Дорожное хозяйство» расходы составили по дорожному хозяйству на содержание и ремонт дорог – 10 207,1тыс. рублей.

 По подразделу 0412  «Другие расходы в области национальной экономики»  расходы  составили 480,9 рублей в том числе.

Расходы по разделу 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» произведены в сумме 48 029,7 тыс. рублей или 95,2% от уточненных плановых назначений (в 2021 году – 43 126,3 тыс. рублей) или 111,4% к уровню 2021 года.

По подразделу 0502 «Коммунальное хозяйство» в сумме 45 184,1тыс. рублей

По подразделу 0503 «Благоустройство» направлены средства в размере 2 845,6 тыс. руб.:

- на обеспечение комплексного развития сельских территорий (реализация мероприятий по благоустройству сельских территорий).

- на организацию и содержание мест захоронения (кладбищ) в границах муниципальных образований.

Как было отмечено выше, наибольший удельный вес 62,4% от общей       суммы расходов районного бюджета приходится на «Образование».

По разделу 0700 «Образование» расходы профинансированы в сумме 297 427,2 тыс. рублей или 97,0% уточненных плановых показателей (в 2021 году – 257 426,7 тыс. рублей).      Из общей суммы расходы на дошкольное образование составили – 33 698,2 тыс. рублей или 11,3%. Расходы на общее образование составили  – 238 011,3   тыс. руб., что составляет 80,0%.

     На дополнительное образование детей расходы составили – 9 871,8тыс. руб., другие вопросы в области образования – 14 888,1тыс. рублей (содержание хозяйственной группы, централизованной бухгалтерии).

    По всем видам расходов (за исключением «другие вопросы в области образования») по данному разделу в отчетном году произошло увеличение расходов к 2021 году. В сравнении с 2021 годом общее увеличение расходов по разделу «Образование» составило 40 000,5 тыс. рублей.

    Расходы по разделу 0800 «Культура, кинематография» профинансированы в сумме 23 712,5 тыс. рублей (в 2021 году – 20 264,2 тыс. рублей)  или 117,0% к уровню 2021 года.

       По разделу 10 00 «Социальная политика» расходы составили в сумме 2 843,0 тыс. рублей (в 2021 году – 4 058,0 тыс. рублей) или 70,1% к уровню 2021 года. 

  Расходы по подразделу «Социальное обеспечение населения» составили 2 843,0 тыс. рублей (100%).

  Иные вопросы в области социальной политики 48,0 тыс. рублей.

    Финансирование расходов по разделу 1100 «Физическая культура и спорт» произведено в сумме 5 742,2 тыс. рублей (в 2021 году – 4 675,7 тыс. рублей) или 122,8% к факту за 2021 год, в том числе на спорт высших достижений – 91,5 тыс. рублей.

      Расходы по разделу 1400 «Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований общего характера» составили

6 703,7 тыс. рублей (в 2021 году – 4 833,1 тыс. рублей) или 99,9% от уточненных плановых назначений.

   По разделу 1300 «Обслуживание муниципального долга» проведены расходы в объеме 18,9 тыс. рублей, по сравнению с 2021 годом сумма расходов не изменилась.

Расходы по распорядителям бюджетных средств, представлены в следующей таблице.                                                                                            

Анализ исполнения по расходам в разрезе ГРБС за 2022 год

Наименование ГРБС

Фактическое исполнение за   2021 год

тыс. руб.

Уточненный план  на 2022 год

Фактическое исполнение в 2022 году

тыс. руб.

доля, %

тыс. руб.

доля,

%

факт,

%

Комитет Администрации Романовского  района по образованию

220 283,7

307 950,3

62,7

298 102,9

62,5

96,8

Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Романовского района

20 910,9

30 802,2

6,3

30 545,0

6,4

99,2

Администрация

Романовского района

22 084,6

49 321,0

10,0

48 148,5

10,1

97,6

Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству администрации Романовского района

34 327,8

41 778,7

8,5

39 346,4

8,2

94,2

 Управление сельского  хозяйства и продовольствия администрации Романовского района

5 179,0

5 668,9

1,2

5 580,0

1,2

98,4

Комитет по экономике администрации Романовского района

18 731,4

12 656,9

2,6

12 522,2

2,6

98,9

Комитет по социальной политике, культуре и спорту администрации Романовского района

81 278,0

42 835,7

8,7

42 768,3

9,0

99,8

ИТОГО

402 795,4

491 013,7

100

477 013,4

100

97,1

Согласно отчетным данным по распорядителям бюджетных средств фактические расходы районного бюджета произведены следующим образом:

-Комитет Администрации Романовского района по образованию – выполнение к уточненному плану составило 96,8% (298 102,9 тыс. рублей);

-Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Романовского района - выполнение к уточненному плану составило 99,2% (30 545,0 тыс. рублей);

-Администрация Романовского района – выполнение к уточненному плану составило 97,6% (48 148,5 тыс. рублей);

- Комитет по социальной политике, культуре и спорту Администрации Романовского района – выполнение к уточненному плану составило 99,8% (42 768,3 тыс. рублей);

- Комитет по экономике администрации Романовского района выполнение к уточненному плану составило 98,9% (12 522,2 тыс. рублей);

- Управление сельского  хозяйства и продовольствия администрации Романовского района выполнение к уточненному плану составило 98,4% (5 580,1 тыс. рублей);

- Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству Администрации Романовского района выполнение к уточненному плану составило 94,2% (39 346,4 тыс. рублей). В Пояснительной записке ф. 0503160 в составе годовой бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств, не раскрыты причины неисполнения бюджетных назначений по расходам.

В ходе проведения анализа исполнения районного бюджета за 2022 год установлено, что средства бюджета в сумме 817,6 тыс. руб. были направлены на оплату экономических санкций – штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах, а также штрафов за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров).

Произведенные расходы на уплату штрафных санкций в данном случае нарушают принцип эффективности и результативности использования бюджетных средств, установленный ст. 34 Бюджетного Кодекса РФ. При условии соблюдения норм законодательства о налогах и сборах, а также законодательства о страховых взносах, утвержденные бюджетные назначения могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств. Таким образом, данные расходы бюджета являются неэффективными.

Анализ исполнения муниципальных программ

В соответствии со статьями 179, 179.3 Бюджетного Кодекса Российской Федерации на территории МО Романовский район Алтайского края утверждено 24 муниципальных программы.

Решением о бюджете на 2022 год на реализацию 14 муниципальных программ было предусмотрено бюджетных ассигнований в объеме 301 159,4 тыс. рублей.

  Общий объем расходов за 2022 год исполнен в сумме  289 642,0 тыс. рублей.    Мероприятия по реализации муниципальных программ выполнены на 96,2 %    к утвержденным  плановым  назначениям.

В общей структуре расходной части местного бюджета непрограммные расходы утверждены в сумме 189 854,3 тыс. руб. и составляют 38,7% от общей суммы расходов.

Исполнение плановых показателей составило 187 381,9 тыс. руб., или 98,7%, в общей структуре произведенных расходов занимают 39,3%.

Анализ об исполнении муниципальных целевых программ представлен в таблице                                                                                                                         

тыс. руб.

Наименование МЦП

План по программе (местный бюджет)

Уточненные бюджетные назначения

Исполнение

Отклонение исполнения от уточненного плана

% исполнения

РЦП "Кадровое обеспечение предприятий АПК Романовского района" на 2019-2023 годы

265,0

263,5

263,5

0

100

МЦП «Профилактика проявлений экстремизма и терроризма в Романовском районе» на 2019-2021 годы

10,0

7,4

7,4

0

100

МП «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Романовский район»

5185,0 (631,0)

27 002,9

24 570,6 (2977,08)

-2 432,3

91,0

МП «Развитие культуры на территории Романовского района» на 2018-2022 гг

7685,6 (1354,1)

7 704,3

7 704,3  (1166,04)

0

100

МЦП «Комплексное развитие сельских территорий» на 2020-2025 годы

49187,8

(3812,13)

9034,3

9034,3 (926,9)

0

100

МП «Развитие образования в Романовском районе» на 2020-2024 годы

156443,2 (5295,9)

254 826,3

245 782,6 (14573,2)

-90 437,7

96,5

МП «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Романовском районе на 2022-2026 годы»

40,0

10,0

0,0

-10,0

МП «Развитие туризма в Романовском районе на 2021-2025 годы»

150,0 (40,0)

42,4

42,4 (42,4)

0

100

МП «Обеспечение жильем молодых семей в Романовском районе на 2021-2025 годы»

4814,0 (303,0)

1495,0

1495,0 (303,0)

0

100

МЦП «Молодежная политика в Романовском районе на 2022-2024 годы»

100,0

100,0

100,0

0

100

МЦП «Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту в Романовском районе» на 2019-2023 годы

20,0

20,0

20,0

0

100

МП «Развитие физической культуры и спорта в Романовском районе на 2018-2022 годы»

450,0

613,0

582,1 (491,5)

-11,9

98,3

МЦП "Улучшение условий и охраны труда в Романовском районе" на 2022-2024 годы

2930,0 (80,0)

30,0

29,8

-0,2

99,3

МП "Повышение безопасности дорожного движения в Романовском районе на 2021-2025 годах"

35,0

10,3

10,3

0

100

ИТОГО:

233 005,6

301 159,4

289 641,5

-11 517,4

96,2

Доля расходов по МП к общему объему расходов, %

х

61,3

60,7

х

х

В течение 2022 года по 1 муниципальной программе, реализуемой на территории Романовского района, к освоению средств не приступали. Низкое освоение средств, к плану по сводной бюджетной росписи 2022 года сложилось по муниципальной программе МП «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Романовский район» (91,0 %). Ниже утвержденных плановых назначений освоение средств, сложилось по МП «Развитие образования в Романовском районе» на 2020-2024 годы (96,5 %), МП «Развитие физической культуры и спорта в Романовском районе на 2018-2022 годы» (98,3%), МЦП "Улучшение условий и охраны труда в Романовском районе" на 2022-2024 годы (99,3%). В полном  объеме, освоены средства к плану по сводной бюджетной росписи за 2022 года по девяти муниципальным программам (100%).

   В нарушении  требований абзаца 4  пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса,  ответственными исполнителями в 11 муниципальных программах,  объемы финансирования муниципальных программ не приведены в соответствие с решением о бюджете, утвержденным Романовского районного Совета депутатов от 17.12.2021 года №11-СД «Об утверждении районного бюджета на 2022 года»  (в ред. от 29.03.2022 № 2-СД).

Расхождения составили 14 966,7 тыс. рублей.

Государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.

По трем муниципальным программам «Развитие физической культуры и спорта в Романовском районе» на 2018-2022 годы», «Развитие культуры на территории Романовского района на 2018-2022 г.» и «Создание условий для организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне на территории муниципального образования Романовский район Алтайского края на 2022 – 2024 годы», приняты нормативные правовые акты района, не прошедшие в Контрольно-счетном органе финансово-экономическую экспертизу (постановления № 89 от 17.03.2022 г., № 220 от 01.07.2022 г. и № 229 от 12.07.2022 г.).         

Анализ использования средств муниципального дорожного фонда

Решением  Романовского районного  Совета депутатов Алтайского края  от 19.09.2013 № 29  утверждено Положение о муниципальном дорожном фонде МО Романовский район Алтайского края, которое определяет порядок формирования и использования денежных средств муниципального дорожного фонда (в редакции от 30.12.2015 № 54, от 29.06.2016 № 43).

Остаток муниципального дорожного фонда на 01 января 2022 года составил 507,8 тыс. рублей, за 2022 год поступило 7 191,1 тыс. рублей за счет акцизов  по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, при утвержденном первоначальном плане в сумме 6 232,0 тыс. рублей.

            Фактические расходы муниципального дорожного фонда, за счет акцизов на нефтепродукты, составили  7 537,6  тыс. рублей, с учетом переходящего остатка на 01.01.2022 года. Расходы произведены на содержание действующей сети автомобильных дорог в границах сельских поселений в объеме 6 879,9 тыс. рублей.

За счет субсидии из краевого бюджета, бюджетом муниципального района на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования израсходовано 1 223,0 тыс. рублей. Сведения об использовании бюджетных средств муниципального дорожного фонда представлены в таблице.

Остаток средств муниципального дорожного фонда на 01 января 2023 года составил 179,0 тыс. рублей, который образовался в связи с тем, что акцизы на нефтепродукты поступили в бюджет после срока завершения кассовых операций по исполнению районного бюджета. Неиспользованные бюджетные ассигнования МДФ направлены на увеличение бюджетных ассигнований МДФ в 2023 году. Сведения об использовании бюджетных средств муниципального дорожного фонда представлены в таблице.

Остаток бюджетных ассигнований МДФ на начало отчетного года

Доходы МДФ в отчетном году

Бюджетные ассигнования МДФ на отчетный год

Остаток бюджетных ассигнований МДФ на конец отчетного года

Всего

В т. ч.

Акцизы

Субсидия

Иные

Плановый объем расходов, предусмотренный решением о бюджете

Следовало предусмотреть

Сумма занижения планового объема

Фактические расходы

1

2

3

4

5

6

7 (1+2)

8 (7-6)

9

10(7-9)

525,5

8414,1

7191,1

1 223,0

-

8255,0

8939,6

684,6

8760,6

179,0

Анализ исполнения межбюджетных трансфертов

Из районного бюджета сельсоветам выделены межбюджетные трансферты по 7 видам из 7, утвержденным решением «Об утверждении районного бюджете на 2022 год» (плановые показатели по межбюджетным трансфертам в таблице отражены с учетом изменений, внесенных в сводную бюджетную роспись в соответствии с бюджетным законодательством).

Дотации   бюджетам   муниципальных

образований на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных поселений из районного бюджета

Направлено в бюджеты 3 муниципальных

образований 423,0 тыс. рублей или 100%  от запланированного объема

Субвенции    бюджетам      муниципальных

образований на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счет субвенций из краевого бюджета

Направлено в бюджеты 12 муниципальных

образований 922,8 тыс. рублей или 99,4 % от запланированного объема 928,5 тыс. рублей

Субвенции на осуществление полномочий

по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты

Направлено в бюджеты 12 муниципальным

образованиям 1 110,4 тыс. рублей или 100 % от запланированного объема 1 110,4 тыс. рублей.

Трансферты   на содержание, ремонт,        реконструкцию автомобильных     дорог бюджетам поселений

При запланированном объеме 6 886,5 тыс.

рублей в бюджеты 12 муниципальных образований средства профинансированы в сумме 6879,9 тыс. рублей (99,9 % от плана) (не исполнены по 1 поселению - 97,3%)..

Трансферты на реализацию проектов развития (создания) общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах (краевой бюджет)

При запланированном объеме 1 266,0 тыс.

рублей в бюджеты 1 муниципального образования средства профинансированы в сумме 1265,9 тыс. рублей (99,99 % от плана)

Трансферты на реализацию проектов развития (создания) общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах (инициативные платежи, зачисляемые в бюджет)

При запланированном объеме 185,0 тыс.

рублей в бюджеты 1 муниципального образования средства профинансированы в сумме 185,0 тыс. рублей (100 % от плана)

Прочие межбюджетные трансферты передаваемые муниципальным образованиям на 2022 год

Запланированы расходы в сумме 5 357,9

тыс. рублей в бюджеты 12 муниципальных образований, фактически расходы составили 5 357,9 тыс. рублей или 100 % от плана.

Состояние муниципального долга   района

     В соответствии со ст.120. Бюджетного кодекса РФ учет и регистрация долговых обязательств  осуществляется Комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Романовского района Алтайского края.

Ведение муниципальной долговой книги МО Романовский район Алтайского края в 2022 году осуществлялось комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Романовского района  в соответствии с «Порядком ведения муниципальной долговой книги, утвержденным постановлением администрации  Романовского района» от 22.07.2010 № 433.

 Муниципальный долг районного бюджета на 1  января 2023 года составляет 18 930,0 тыс. рублей, и не превышает значений, указанных в ст. 107 Бюджетного кодекса РФ.

          В течение 2022 года муниципальные внутренние заимствования не привлекались и   муниципальные гарантии не предоставлялись.

Резервный фонд

Решением Романовского районного Совета депутатов от 17.12.2021 № 11-СД «Об утверждении районного бюджета на 2022 год» утвержден объем бюджетных ассигнований резервного фонда в сумме 300,0 тыс. рублей, направляемых на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, что соответствует требованиям п.3 ст.81 Бюджетного кодекса РФ (не более 3%). Бюджетные ассигнования резервного фонда не использовались.

   

Источники финансирования дефицита районного бюджета

         За 2022 год районный бюджет исполнен с превышением доходов над расходами в сумме 12 846,8 тыс. рублей, при плановом дефиците – 2 179,6 тыс. рублей.

        Источники финансирования дефицита районного бюджета соответствуют составу, установленному для местного бюджета статьей 96 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и утвержденному решением районного Совета депутатов от 28.12.2021 № 13-СД. Данный показатель не превышает значений, указанных в п.2 ст. 92.1 БК РФ.

Состояние кредиторской и дебиторской задолженности

По состоянию на 01.01.2023 года дебиторская задолженность составила

635 072,7 тыс. руб., кредиторская задолженность – 28 511,2  тыс. руб.

Дебиторская задолженность на 01.01.2023 г. в сравнении с состоянием задолженности на 01.01.2023 г. значительно увеличилась – на 179 257,0 тыс. руб., при этом, основной прирост наблюдается по счету 0 205 00 000 «Расчеты по доходам». Просроченная дебиторская задолженность на 01.01.2023 года увеличилась на 166,5 тыс. рублей и составила 2 772,6 тыс. рублей.

Кредиторская задолженность на 01.01.2023 г. в сравнении с показателем задолженности на 01.01.2022 г уменьшилась – на 15 977,8 тыс. руб., основное снижение в сумме 17 863,1 тыс. руб. наблюдается по счету 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам».

Кредиторская и дебиторская задолженности, отраженные на начало и конец 2022 года в бюджетной отчетности об исполнении районного бюджета, соответствуют своду данных отчетности главных распорядителей средств районного бюджета.

Для снижения уровня просроченной кредиторской задолженности  Администрацией района проводится работа по эффективному использованию денежных средств и рациональному использованию площадей муниципальных учреждений района.

Контрольно-счетный орган полагает необходимым главным   администраторам средств районного бюджета принять меры по сокращению кредиторской задолженности.

Выводы

Отчет об исполнении районного бюджета за 2022 год представлен Администрацией Романовского района Алтайского края в срок, установленный Бюджетным Кодексом РФ и Положением «О бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края».

             Районный бюджет за 2022 год исполнен в соответствии с решением районного Совета депутатов Алтайского края от 17.12.2021 года №11-СД «О районном бюджете на 2022 год» с изменениями и дополнениями к нему.

В целом фактическое исполнение бюджета в 2022 году показывает хорошую динамику по отношению к 2021 году по видам налогов. В район привлечены дополнительные средства из бюджетов вышестоящих уровней, что позволяет развивать социальную сферу Романовского района.

Большинство мероприятий реализовано в рамках государственных и муниципальных программ по комплексному развитию основных сфер жизнедеятельности территории. Особое внимание в 2022 году уделялось выполнению мероприятий, направленных на укрепление материально-технической базы бюджетных учреждений, развитие инфраструктуры района, сохранение и дальнейшее развитие налогового потенциала Романовского района.

Внешней проверкой годовой бюджетной отчетности ГАБС и годового отчета об исполнении районного бюджета фактов недостоверности не установлено.

Объем отчета об исполнении бюджета муниципального образования Романовский район Алтайского края за 2022 год и срок его предоставления, соответствуют требованиям Бюджетного кодекса РФ и Положения о бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края.

              Распоряжением Администрации Романовского района от 20.03.2023 № 96-р было назначено проведение публичных слушаний об исполнении бюджета муниципального образования Романовский район за 2022 год, проведение которых,  назначены на 24.03.2023 года. Публичные слушания проведены 24 марта 2023 года, которые признаны состоявшимися.

Таким образом, правовая основа соблюдена, Романовскому районному Совету депутатов, главе Романовского района направлено заключение на отчет об исполнении бюджета муниципального образования Романовский район за 2022 год, проект решения районного Совета депутатов «Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования Романовский район за 2022 год». 

Контрольно-счетный орган Романовского района предлагает районному Совету депутатов Алтайского края рассмотреть и утвердить «Отчет об исполнении районного бюджета за 2022 год» по доходам в сумме 489 860,2 тыс. рублей, по расходам в сумме 477 013,4  тыс. рублей, с превышением доходов над расходами (профиците) в сумме 12 846,8 тыс. рублей.

                                                                                                                        

Председатель   контрольно-счетного органа

Романовского района Алтайского края                                                              О.А. Ткачева

Новости