ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края «О внесении изменений в решение районного Совета депутатов от 17.12.2021 г. № 11 -СД «Об утверждении районного бюджета на 2022 год»
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЙ ОРГАН РОМАНОВСКОГО РАЙОНА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
658640, с. Романово, ул. Советская 54, E-mail: ksotoa22@mail.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края «О внесении изменений в решение районного Совета депутатов от 17.12.2021 г. № 11 -СД «Об утверждении районного бюджета на 2022 год»
с. Романово 21.12.2022 года
Контрольно-счетным органом Романовского района Алтайского края проведена экспертиза на проект решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края «О внесении изменений в решение «Об утверждении районного бюджета на 2022 год« от 17.12.2021 г. № 11 –СД», по результатам экспертизы составлено настоящее заключение.
Основание для проведения экспертизы: Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (ст. 9 ч.2), «Положение о контрольно-счетном органе Романовского района Алтайского края», утвержденное решением Романовского районного Совета депутатов от 30.11.2021года № 66 (ст.9 п. 7), План работы контрольно-счетного органа Романовского района на 2022 год, пункт 1.1.3.
Цель экспертизы: определение соответствия проекта решения Романовского районного Совета депутатов «О внесении изменений в решение «Об утверждении районного бюджета на 2022 год« от 17.12.2021 г. № 11 –СД» нормам бюджетного законодательства, оценить обоснованность изменений доходной и расходной части районного бюджета, в связи с принятием проекта решения.
Предмет экспертизы: проект решения Романовского районного Совета депутатов о внесение изменений в решение «Об утверждении районного бюджета на 2022 год» от 17.12.2021 г. № 11 –СД.
Проект решения Романовского районного Совета депутатов «О внесении изменений в решение «Об утверждении районного бюджета на 2022 год» от 17.12.2021 г. № 11 -СД представлен на экспертизу в контрольно-счетный орган Романовского района Алтайского края (далее - контрольно-счетный орган) 16 декабря 2022 года в электронном виде.
С проектом представлена пояснительная записка, все приложения к проекту соответствуют Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Следует отметить, что согласно пояснительной записке, проектом Решения предлагается дополнить перечень расходов районного бюджета, подлежащих обязательному казначейскому сопровождению, утвержденный статьей 4 решения Романовского районного Совета депутатов «Об утверждении районного бюджета на 2022 год« от 17.12.2021 года № 11-СД, предоставив право Администрации Романовского района Алтайского края устанавливать направления расходования средств бюджета, подлежащие казначейскому сопровождению, в целях осуществления своевременных расчетов за потребляемые товары, работы (услуги) в рамках заключенных муниципальных контрактов (договоров).
Проектом решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края «О внесении изменений в решение Романовского районного Совета депутатов Алтайского края «Об утверждении районного бюджета на 2022 год» (далее — «проект Решения») вносятся изменения в основные характеристики районного бюджета на 2022 год, утвержденные статьей 1 решения № 11-CД'.
Проектом Решения вносятся изменения в основные характеристики бюджета на 2022 год, в том числе:
тыс. рублей
показатели |
изменения |
Доходы бюджета |
+195 467,0 |
Расходы бюджета |
+190 141,2 |
Дефицит бюджета |
5 325,8 |
Согласно представленному проекту Решения прогнозируемый общий объем доходов районного бюджета на 2022 год увеличивается на 195 467,0 тыс. рублей (66,6%), в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов других уровней, на 178 598,0 тыс. рублей (90,5%) и составят 488 834,1 тыс. рублей и 376 011,1 тыс. рублей соответственно.
С учетом изменений основные характеристики бюджета на 2022 представлены в таблице:
тыс. рублей
показатели |
2022 год |
Доходы бюджета |
488 834,1 |
в т. ч. межбюджетные трансферты |
376 011,1 |
Расходы бюджета |
491 013,7 |
Дефицит |
- 2 179,6 |
Доходная часть районного бюджета уточняется на сумму налоговых и неналоговых доходов, дополнительных безвозмездных поступлений.
В таблице представлена динамика, структура доходной части районного бюджета на 2022 год.
показатели |
Решение районного Совета народных депутатов №11-СД от 17.12.2021 |
Проект решения |
||||
на 2022 |
изменения |
|
||||
|
тыс. руб. |
доля, % |
тыс. руб. |
доля, % |
тыс. руб. |
|
Доходы, всего |
293 367,1 |
100 |
488 834,1 |
100 |
195 467,0 |
|
собственные доходы, из них |
91 792,0 |
31,3 |
112 891,0 |
23,1 |
21 099,0 |
|
- налоговые доходы |
74 066,0 |
25,2 |
94 927,0 |
19,4 |
20 861,0 |
|
- неналоговые доходы |
17 726,0 |
6,0 |
17 964,0 |
3,7 |
238,0 |
|
межбюджетные трансферты |
197 413,1 |
67,3 |
376 011,1 |
76,9 |
178 598,0 |
|
Расходы, всего |
300 872,5 |
х |
491 013,7 |
х |
190 141,2 |
|
Дефицит |
- 7 505,4 |
8,2 |
- 2 179,6 |
1,9 |
5 325,8 |
Прогнозируется общее увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов на 21 099,0 тыс. рублей (23,0%) или с 91 792,0 тыс. рублей до 112 891,0 тыс. рублей, их доля в общем объеме доходов составит 23,1%.
Налоговые доходы увеличиваются с 74 066,0 тыс. рублей до 94 927,0 тыс. рублей (их доля в общем объеме составит 19,4%) или на 20 861,0 тыс. рублей (28,2%), в том числе за счет увеличения прогноза поступлений доходов от налогов на совокупный доход (7 542,0 тыс. руб.) и налога на доходы физических лиц (12 673,0 тыс. руб.).
Неналоговые доходы прогнозируются с ростом плановых назначений на 238,0 тыс. рублей (1,3 %) или с 17 726,0 тыс. рублей до 17 964,0 тыс. рублей, их доля в общем объеме доходов составит 3,7%.
Объем неналоговых доходов корректируется за счет увеличения доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, - на 270,0 тыс. рублей.
По сравнению с решением № 11-СД в проекте решения общий объем бюджетных ассигнований за счет средств краевого бюджета прогнозируется с ростом на 178 598,0 тыс. рублей (90,5%) или с 197 413,1 тыс. рублей до 376 011,1 тыс. рублей, их доля в общем объеме доходов составит 76,9%.
В доходной части районного бюджета за счет средств краевого бюджета дополнительно предусматриваются: - дотации бюджетам муниципальных образований на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов (32 184,0 тыс. руб.);
- дотации в целях стимулирования органов местного самоуправления за достижение показателей деятельности на реализацию социально значимых проектов (4 877,9 тыс. руб.);
- прочие дотации бюджетам муниципальных образований (5 561,0 тыс. руб.).
Проектом решения предусматривается увеличение объемов поступлений субсидий на 116 435,5 тыс. рублей или в 3 раза;
субвенций на 6 380,2 тыс. рублей или на 4,6%;
- иные межбюджетные трансферты (субвенции бюджетам муниципальных образований на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций) на сумму 11 718,0 тыс. рублей.
Общий объем расходов районного бюджета увеличивается на 190 141,2 тыс. рублей (63,2%) и составит 491 013,7 тыс. рублей. Основные направления вносимых изменений по расходам районного бюджета изложены в характеристике основных показателей к проекту решения, представленной в материалах к нему.
Согласно проекту Решения объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств (пункт 2 статьи 3 решения № 11-СД), на 2022 год составит 5374,6 тыс. рублей, что меньше законодательно утвержденного объема на 203,4 тыс. рублей (3,6%).
В структуре общих расходов районного бюджета расходные обязательства на исполнение публичных нормативных обязательств занимают 1,1% (что на 0,8 процентного пункта меньше уровня в решении № 11-СД).
Вносится изменение в пункт 4 статьи 3 решения № 11-СД, предусматривающее объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда Романовского района на 2022 год в сумме 8 255,0 тыс. рублей, вместо 6232,0 тыс. рублей, увеличение составит 2 023,0 тыс. рублей или 32,5 % (за счет доходов от уплаты акцизов за нефтепродукты и субсидии на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения).
Из 11 разделов классификации расходов бюджетов корректировка законодательно утвержденных в районном бюджете бюджетных ассигнований предусматривается по всем разделам за исключением раздела «Обслуживание государственного (муниципального) долга». Увеличиваются плановые ассигнования по 9 разделам на общую сумму 190 226,5 тыс. рублей, уменьшаются по 1 разделам па общую сумму 85,0 тыс. рублей.
Раздел |
Наименование |
Первоначальный план, тыс. рублей |
Проект решения, тыс. рублей |
Процент исполнения к уточненному плану |
Удельный вес, % |
|
ВСЕГО РАСХОДОВ |
300 872,5 |
491 014,0 |
163,2 |
100,0 |
||
01 |
Общегосударственные вопросы |
35 728,1 |
64 005,0 |
179,1 |
13,0 |
|
02 |
Национальная оборона |
1 046,9 |
1 110,0 |
106,0 |
0,3 |
|
03 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 680,0 |
1 595,0 |
94,9 |
0,3 |
|
04 |
Национальная экономика |
11 311,0 |
16 066,0 |
142,0 |
3,3 |
|
05 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
22 490,2 |
48 446,0 |
215,4 |
9,9 |
|
07 |
Образование |
197 201,0 |
306 241,0 |
155,3 |
62,4 |
|
08 |
Культура, кинематография |
15 320,0 |
25 047,0 |
163,5 |
5,1 |
|
10 |
Социальная политика |
9 726,8 |
15 339,0 |
157,7 |
3,1 |
|
11 |
Физическая культура и спорт |
4 998,0 |
6 474,0 |
129,5 |
1,3 |
|
12 |
Обслуживание государственного (муниципального) долга |
19,0 |
19,0 |
100,0 |
0,003 |
|
13 |
Межбюджетные трансферты |
1 351,5 |
6 672,0 |
493,9 |
1,6 |
Наибольшее увеличение расходов в денежном выражении предусмотрено по разделам «Образование» (на 109 040,0 тыс. рублей), «Общегосударственные вопросы» (на 28 276,9 тыс. рублей) и «Жилищно-коммунальное хозяйство» (на 25 955,8 тыс. рублей), уменьшение по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (на 85,0 тыс. рублей).
Изменения в решение № 11-СД вносятся за счет дополнительных доходов районного бюджета в связи с увеличением прогноза поступлений налоговых и неналоговых доходов в 2022 году, безвозмездных поступлений, в том числе из краевого бюджета, уменьшения (исключения) отдельных целевых межбюджетных трансфертов, а также за счет перераспределения бюджетных ассигнований по разделам и подразделам бюджетной классификации, исходя из фактической потребности.
Как и прежде, в структуре расходов районного бюджета наибольшую долю по разделам занимают бюджетные ассигнования на «Образование» (62,4 %), «Общегосударственные вопросы» (13,0%), (Жилищно-коммунальное хозяйство» (9,9%), и «Культура, кинематография» (5,1%), по подразделам - расходы на общее образование (50,2%), коммунальное хозяйство (9,3 %), другие общегосударственные вопросы (7,4%) и дошкольное образование (6,9%).
Бюджетные ассигнования, предусмотренные в разрезе разделов и подразделов классификации расходов бюджетов, по целевым статьям (муниципальным программам Романовского района и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов районного бюджета соответствуют объемам средств, представленных в ведомственной структуре расходов районного бюджета.
тыс. рублей
Наименование ГРБС |
Решение № 11-СД от 17.12.2021 |
Проект решения |
Динамика |
|
тыс. руб. |
% |
|||
Отдел по социальной политике, культуре и спорту Администрации Романовского района |
31 060,80
|
45 326,0 |
14 265,2 |
1145,9 |
Управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Романовского района |
3 646,00
|
5 633,0 |
1 987,0 |
1154,5 |
Комитет Администрации Романовского района по образованию |
199 971,0 |
307 117,0 |
107 146,0 |
1153,6 |
Комитет по финансам, налоговой и кредит ной политике Администрации Романовского района |
16 121,40
|
28 690,0 |
12 568,6 |
1178,0 |
Комитет по экономике Администрации Романовского района |
5 180,10 |
12 486,0 |
7 305,9 |
2241,0 |
Администрация Романовского района |
23 303,00
|
52 000,0 |
28 697,0 |
2223,1 |
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству Администрации Романовского района |
21 590,20
|
39 672 |
18 081,8 |
1183,8 |
ИТОГО |
300872.5 |
491 014,0 |
190 141,5 |
63,2 |
Из 7 главных распорядителей бюджетных средств изменения бюджетных ассигнований в сторону увеличения предусмотрены по всем 7 главным распорядителям бюджетных средств на общую сумму 190 141,5 тыс. рублей (63,2 % от планового показателя по расходам, предусмотренным данным главным распорядителям).
В денежном выражении более 80 % от объема увеличения бюджетных ассигнований районного бюджета приходится на 3 главных распорядителей бюджетных средств: Комитет Администрации Романовского района по образованию (на 107 146,0 тыс. рублей), Администрация Романовского района (на 28 697,0 тыс. рублей), Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству Администрации Романовского района (на 18 081,8тыс. рублей).
Исходя из проведенного анализа исполнения районного бюджета за 9 месяцев текущего года, Контрольно-счетный орган Романовского района обращает внимание на необходимость принятия главными распорядителями бюджетных средств мер по своевременному и качественному освоению бюджетных ассигнований.
Районный бюджет исполняется в программном формате. Согласно проекту Решения, общий объем финансирования расходов на 17 муниципальных программ (в том числе 2 подрограмм) Романовского района увеличивается с 7 319,4 тыс. рублей до 26 463,1 тыс. рублей (на 19 143,7 тыс. рублей или в 3,6 раза), их доля в объеме расходов районного бюджета возрастает на 3,0 процентного пункта и составит 5,4%.
Изменения бюджетных ассигнований в сторону увеличения предусмотрены по 11 муниципальным программам на общую сумму 18 853,3 тыс. рублей (264,1 % к плановому показателю по расходам, предусмотренным на данные программы), в сторону снижения - по 2 программам на общую сумму 209,6 тыс. рублей (40,3 % от планового показателя по расходам, предусмотренным на данные программы), по остальным (4) программам объемы бюджетных ассигнований не корректируются.
В процентном соотношении наибольшее увеличение приходится на муниципальную программу ««Развитие образования в Романовском районе на 2020- 2024 годы»» - на 445,6%, «Культура Романовского района на 2018-2022 годы» - на 344,2%.
В денежном выражении наибольшее увеличение предусмотрено на муниципальные программы «Развитие образования в Романовском районе на 2020- 2024гг» - на 15 886,0 тыс. рублей, «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Романовский район на 2021-2025» - на 1 304,3 тыс. рублей, «Культура Романовского района на 2018-2022 гг» - на 1307,9 тыс. рублей.
Наибольшее снижение расходов предусмотрено по муниципальным программам «Обеспечение жильем молодых семей в Романовском районе на 2021- 2025гг» на 197,0 тыс. рублей (39,4%), «Профилактика проявлений экстремизма и терроризма в Романовском районе" на 2022-2024 годы» - на 12,6 тыс. рублей (63,0%).
Контрольно - счетный орган Романовского района Алтайского края обращает внимание на необходимость соблюдения разработчиками муниципальных программ требований статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части приведения объемов финансирования муниципальных программ, предусмотренных в их паспортах на 2022 год, в соответствие с решением № 11-CД (с учетом изменений) в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления указанного решения с изменениями в силу.
С внесением изменений в проект Решения, дефицит бюджета Романовского района изменится и составит 2 179,6 тыс. рублей, снижаются по показателю «изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов» - на 5 325,8 тыс. рублей.
Источником внутреннего финансового дефицита являются изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета. Размер дефицита соответствует ограничениям п. 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что в течение 9 месяцев 2022 года в районный бюджет кредиты не привлекались, расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Романовского района остается на прежнем уровне 19,0 тыс. рублей.
Уточняется пункт 3 статьи решения № 11-СД: верхний предел муниципального внутреннего долга на 01 января 2023 года в сумме 18 930,0 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям 0,0 тыс. рублей.
Соответствующие корректировки вносятся в программу государственных внутренних заимствований на 2022 год в статью 8, дополнив словами «Утвердить программу муниципальных гарантий Романовского района Алтайского края предусмотренных на 2022 год, согласно приложению 13/1 к настоящему Решению».
Предельные объемы муниципального долга Романовского района и расходов на его обслуживание, определенные статьями 107 и 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выдержаны.
Выводы и предложения.
С учетом выше изложенного, проект решения соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Алтайского края и Романовского района, направлен на обеспечение сбалансированности районного бюджета и оптимизацию действующих расходных обязательств.
По результатам экспертизы проекта Решения, Контрольно-счетный орган Романовского района Алтайского края предлагает рассмотреть представленный в Романовский районный Совет депутатов Алтайского края, проект решения «О внесении изменений в решение «Об утверждении районного бюджета на 2022 год» от 17.12.2021 года № 11-СД».
Председатель контрольно-счетного органа
Романовского района Алтайского края О.А. Ткачева