КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЙ ОРГАН РОМАНОВСКОГО РАЙОНА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
658640, с. Романово, ул. Советская 54, E-mail: ksotoa22@mail.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Романовского районного Совета депутатов
Алтайского края «О внесении изменений в Решение Романовского районного Совета депутатов от 15.12.2022г. № 6-СД «Об утверждении районного бюджета
на 2023 год»».
с. Романово 10 августа 2023 года
Контрольно-счетным органом Романовского района Алтайского края проведена экспертиза проекта решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края «О внесении изменений в решение «Об утверждении районного бюджета на 2023 год» от 15.12.2022 г. № 6 –СД», по результатам экспертизы составлено настоящее заключение.
Основание для проведения экспертизы: Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 157), Федеральный закон от 07.02.2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» (ст.9 ч.2 п.2), положение «О бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края», положение «О контрольно-счетном органе Романовского района Алтайского края», утвержденное решением Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 30.11.2021года № 66 (ст.9 ч.1 п. 7), план работы контрольно-счетного органа Романовского района на 2023 год (пункт 1.1.3).
Цель экспертизы: определение достоверности и обоснованности расходных обязательств районного бюджета Романовского района и проекта решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края «О внесении изменений в решение Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 15.12.2022г. № 6 - СД «Об утверждении районного бюджета на 2023 год»» нормам бюджетного законодательства, оценка обоснованности изменений доходной и расходной части районного бюджета, в связи с принятием проекта решения.
Предмет экспертизы: проект решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края «О внесении изменений в Решение Романовского районного Совета депутатов от 15.12.2022г. № 6 - СД «Об утверждении районного бюджета на 2023 год»»;
решение Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 15.12.2022г. № 6 - СД «Об утверждении районного бюджета на 2023 год» (в редакции от 26.05.2023 года № 5-СД).
Проект решения Романовского районного Совета депутатов о внесении изменений в решение от 15.12.2022г. № 6 - СД «Об утверждении районного бюджета на 2023 год» (далее – проект Решения) представлен на экспертизу в контрольно-счетный орган Романовского района Алтайского края (далее - контрольно-счетный орган) 8 августа 2023 года в электронном виде.
С проектом представлена пояснительная записка, все приложения к проекту решения соответствуют Бюджетному Кодексу Российской Федерации.
Администрацией Романовского района Алтайского края, на основании статьи 12 Положения «О бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края», подготовлен проект решения.
Прогнозируемый объем доходов районного бюджета рассчитан с учетом увеличения налоговых и неналоговых доходов, уточнения безвозмездных поступлений.
тыс. рублей
показатели |
2023 год |
Доходы бюджета |
+39 755,9 |
Расходы бюджета |
+ 39 755,9 |
Дефицит бюджета |
0,0 |
Представленным проектом решения предлагается изменить основные характеристики бюджета муниципального образования Романовский район на 2023 год в том числе:
-доходы районного бюджета на 2023 год, по сравнению первоначально утвержденными доходами решением № 6 - СД от 15.12.2022 (в редакции от 26.05.2023 года № 5-СД), увеличатся на сумму 39 755,9 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из краевого бюджета в сумме 39 755,9 тыс. рублей, и составят 396 676,2 тыс. рублей.
-расходы районного бюджета на 2023 год увеличатся на сумму 39 755,9 тыс. рублей и составят 408 268,2 тыс. рублей.
-дефицит районного бюджета на 2023 год не изменится и составит 11 591,9 тыс. рублей, при первоначально утвержденном профиците в сумме 5 320,0 тыс. руб.
С учетом изменений основные характеристики районного бюджета 2023 год представлены в таблице:
Изменение доходной части бюджета
тыс. рублей
показатели |
Решение районного Совета народных депутатов № 6-СД от 15.12.2022 |
Проект решения |
||||
На 2023 |
изменения |
|
||||
|
тыс. руб. |
доля, % |
тыс. руб. |
доля, % |
тыс. руб. |
|
Доходы, всего |
356 920,3 |
100 |
396 676,2 |
100 |
39 755,9 |
|
собственные доходы, из них |
105 487,0 |
29,6 |
105 487,0 |
26,6 |
0,0 |
|
- налоговые доходы |
85 748,0 |
24,0 |
85 748,0 |
21,9 |
- |
|
- неналоговые доходы |
17 989,0 |
5,0 |
17 989,0 |
4,5 |
- |
|
-инициативные платежи |
1 750,0 |
0,5 |
1 750,0 |
0,4 |
0,0 |
|
межбюджетные трансферты |
251 433,3 |
70,4 |
291 189,2 |
73,4 |
39 755,9 |
|
Расходы, всего |
368 512,2 |
х |
408 268,1 |
х |
39 755,9 |
|
Профицит (+), дефицит (-) |
-11 591,9 |
10,99 |
-11 591,9 |
10,99 |
0,0 |
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Уставом муниципального образования Романовского район Алтайского края, Положением о бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края» комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Романовского района предлагается увеличение доходной части бюджета за счет безвозмездных поступлений от вышестоящих уровней бюджетов.
Объем собственных доходов не меняется.
Исходя из анализа поступления доходов в районный бюджет по состоянию на 1 июля 2023 года Контрольно-счетный орган отмечает, что на указанную дату с превышением на 836,9 % годового плана исполнены доходы от продажи материальных и нематериальных активов (план на 2023 год - 255,0 тыс. рублей, факт - 2 134,04 тыс. рублей), при этом корректировка по данному доходному источнику проектом решения не предусматривается.
По сравнению с решением № 6 - СД (в ред. № 5-СД) в проекте решения общий объем бюджетных ассигнований за счет средств краевого бюджета прогнозируется с ростом на 39 755,9 тыс. рублей (15,8 %) или с 251 433,3 тыс. рублей до 291 189,2 тыс. рублей, их доля в общем объеме доходов составит 73,4 %.
Прогнозируется увеличения объема субсидий на 23 806,7 тыс. руб., в том числе:
-субсидии на реализацию мероприятий по капитальному ремонту Сидоровской СОШ – 7 650,00 тыс. руб.;
-субсидии на организацию отдыха и оздоровления детей – 133,7 тыс. руб.;
-субсидии бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по капитальному ремонту объектов муниципальной собственности – МФКЦ – 13 500,0 тыс. руб.;
-субсидия на обеспечение расчетов за топливно-энергетические ресурсы – 2 523,0 тыс. руб.
Субвенций на осуществление полномочий по составлению (изменению) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации - -52,8 тыс. руб. (возврат)
Дотаций на 16 002,0 тыс. руб., в том числе:
-дотации бюджетам муниципальных образований на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов - 16 002,0 тыс. руб.
Изменение расходной части бюджета
Общий объем расходов районного бюджета по сравнению с ранее утвержденным, в том числе, с учетом отражения дополнительно поступивших межбюджетных трансфертов в районный бюджет, увеличивается на 39 755,2 тыс. рублей (10,8 %) и составит 408 268,1 тыс. рублей. Согласно, пояснительной записки к проекту решения, представленной в материалах к нему, бюджетные ассигнования планируется направить на реализацию проектов развития (создания) общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах, на реализацию мероприятий муниципальных программ.
Из 11 разделов классификации расходов бюджета корректировка законодательно утвержденных в районном бюджете бюджетных ассигнований предусматривается по семи разделам в сторону увеличения плановых ассигнований на общую сумму 39 755,9 тыс. рублей.
Раздел |
Наименование |
Первоначальный план, тыс. рублей |
Уточненный план тыс. рублей |
Проект решения, тыс. рублей |
Процент изменения к уточненному плану |
Удельный вес, % |
ВСЕГО РАСХОДОВ |
320 988,9 |
368 512.2 |
408 268.1 |
110,8 |
100,0 |
|
1 |
Общегосударственные вопросы |
61 138,7 |
60042,0 |
61 260,6 |
102,0 |
15,0 |
2 |
Национальная оборона |
1 275,4 |
1 275,4 |
1 275,4 |
100,0 |
0,3 |
3 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 191,0 |
1 191,0 |
1 191,0 |
100,0 |
0,3 |
4 |
Национальная экономика |
15 976,2 |
16 242,2 |
16 242,2 |
100,0 |
4,0 |
5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
15 328,1 |
15 328,1 |
26 154,0 |
170,6 |
6,4 |
7 |
Образование |
225 519,0 |
226 089,7 |
235 150,7 |
104,0 |
57,6 |
8 |
Культура, кинематография |
16 770,2 |
16 835,5 |
31 823,3 |
189,0 |
7,8 |
10 |
Социальная политика |
16 772,8 |
16 772,8 |
16 772,8 |
100,0 |
4,1 |
11 |
Физическая культура и спорт |
4 616,5 |
4 851,2 |
4 891,2 |
100,8 |
1,2 |
13 |
Обслуживание государственного (муниципального) долга |
19,0 |
19,0 |
19,0 |
100,0 |
0,004 |
14 |
Межбюджетные трансферты |
9 605,3 |
9 865,3 |
13 487,9 |
136,7 |
3,3 |
Наибольшее увеличение расходов в денежном выражении предусмотрено по разделам «Культура, кинематография» (на 14 987,8 тыс. рублей), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (на 10 825,9 тыс. рублей), «Межбюджетные трансферты» (на 3 622,6 тыс. рублей).
Изменения в решение № 6-СД вносятся за счет безвозмездных поступлений.
Изменение доли расходов в разрезе разделов и подразделов в общих расходах бюджета зависит от объёма предусмотренных по ним бюджетных ассигнований при уточнении расходной части районного бюджета.
Как и прежде, в структуре расходов районного бюджета наибольшую долю по разделам занимают бюджетные ассигнования на «Образование» (57,6 %) и «Общегосударственные вопросы» (15,0 %).
Бюджетные ассигнования, предусмотренные в разрезе разделов и подразделов классификации расходов бюджетов, по целевым статьям (муниципальным программам Романовского района и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов районного бюджета соответствуют объемам средств, представленных в ведомственной структуре расходов районного бюджета.
Таким образом, из 7 главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) изменения бюджетных ассигнований в сторону увеличения предусмотрены по всем главным распорядителям бюджетных средств на общую сумму 39 755,9 тыс. рублей (10,8 % от планового показателя по расходам, предусмотренным данным главным распорядителям).
Наименование ГРБС |
Первоначальный план, тыс. рублей |
Уточненный план тыс. рублей |
Проект решения |
Динамика |
|
тыс. руб. |
% |
||||
Комитет по социальной политике, культуре и спорту Администрации Романовского района |
28 513,1 |
37 198,9 |
52 429,6 |
15 239,7 |
140,9 |
Управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Романовского района |
3 339,0
|
3 341,1 |
3 607,1 |
266,0 |
108,0 |
Комитет Администрации Романовского района по образованию |
218 312,4 |
229 881,0 |
239 512,7 |
9 631,7 |
104,2 |
Комитет по финансам, налоговой и кредит ной политике Администрации Романовского района |
21 185,2 |
29 687,4 |
36 821,6 |
7 134,2 |
124,0 |
Комитет по экономике Администрации Романовского района |
5 854,8 |
5 895,7 |
6 070,9 |
175,2 |
103,0 |
Администрация Романовского района |
38 237,6 |
43 019,7 |
51 204,8 |
8 185,1 |
119,0 |
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству Администрации Романовского района |
5 546,8 |
7 795,4 |
18 621,4 |
10 826,0 |
238,9 |
ИТОГО |
320 988,9 |
368 512,2 |
408 268,1 |
39 755,9 |
110,8 |
В денежном выражении более 90 % от объема увеличения бюджетных ассигнований районного бюджета приходится на 5 главных распорядителей бюджетных средств: Комитет по социальной политике, культуре и спорту (на 15 239,7тыс. руб.);
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству (на 10 826,0 тыс. рублей);
Комитет Администрации Романовского района по образованию (на 9 631,7 тыс. рублей);
Администрация Романовского района по образованию (на 8 185,1 тыс. рублей);
Комитет по финансам, налоговой и кредит ной политике (на 7 134,2 тыс. рублей).
Исходя из проведенного анализа объемов исполнения расходов районного бюджета за первое полугодие 2023 года, Контрольно-счетный орган Романовского района обращает внимание на необходимость принятия главными распорядителями бюджетных средств мер по своевременному и качественному освоению бюджетных ассигнований.
Проектом решения, уточнены целевые статьи расходов (ЦСР), внесены изменения в приложения № 3, 4, 5, 12 и 15 решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 15.12.2022 r. № 6 - СД «Об утверждении районного бюджета на 2023 год» (с учетом изменений).
Районный бюджет исполняется в программном формате. Согласно проекту Решения, общий объем финансирования расходов 17 муниципальных программ Романовского района увеличивается с 14 517,6 тыс. рублей до 17 362,1 тыс. руб. (на 2 844,5 тыс. рублей или на 19,6 %), их доля в объеме расходов районного бюджета возрастает на 0,3 процентного пункта и составит 4,2 %.
В процентном соотношении наибольшее увеличение приходится на муниципальные программы «Развитие культуры на территории Романовского района Алтайского края» на 2023-2027 годы» на 270,0 %, «Развитие образования в Романовском районе на 2020- 2024 годы» - на 10,8 %, «Комплексное развитие сельских территорий Романовского района Алтайского края» на 2020-2025 годы» на 19,2 %, «Развитие туризма в Романовском районе на 2021-2025 гг» на 4,8 %..
В денежном выражении увеличение предусмотрено на муниципальные программы «Развитие культуры на территории Романовского района Алтайского края» на 2023-2027 годы» на 1 527,7 тыс. руб., «Развитие образования в Романовском районе на 2020- 2024 годы» - на 964,4 тыс. руб., «Комплексное развитие сельских территорий Романовского района Алтайского края» на 2020-2025 годы» на 350,0 тыс. руб., «Развитие туризма в Романовском районе на 2021-2025 гг» на 2,4 тыс. рублей.
Контрольно - счетный орган Романовского района Алтайского края обращает внимание на необходимость соблюдения разработчиками муниципальных программ требований статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части приведения объемов финансирования муниципальных программ, предусмотренных в их паспортах на 2023 год, в соответствии с решением о бюджете (с учетом изменений) в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления указанного решения в силу.
Дефицит бюджета и источники его финансирования
Дефицит бюджета не изменится и составит 11 591,9 тыс. рублей. Источником внутреннего финансового дефицита, являются изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета в сумме 13 521,9 тыс. руб. и погашение бюджетами муниципальных районов кредитов от других бюджетов бюджетной системы РФ в сумме -1 930,0 тыс. руб. Размер дефицита превышает установленный предел пункта 3статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Выводы и предложения
С учетом выше изложенного, проект решения соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Алтайского края и Романовского района, направлен на обеспечение сбалансированности районного бюджета и оптимизации действующих расходных обязательств.
По результатам экспертизы проекта решения замечания и предложения отсутствуют.
Контрольно-счетный орган Романовского района Алтайского края предлагает рассмотреть представленный в Романовский районный Совет депутатов Алтайского края, проект решения «О внесении изменений в решение «Об утверждении районного бюджета на 2023 год» от 15.12.2022 года № 6 - СД».
Председатель Контрольно-счетного органа
Романовского района Алтайского края О.А. Ткачева