КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЙ ОРГАН РОМАНОВСКОГО РАЙОНА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
658640, с. Романово, ул. Советская 54, E-mail: ksotoa22@mail.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края «О внесении изменений в Решение Романовского районного Совета депутатов от 15.12.2023 г. № 26-СД «Об утверждении районного бюджета на 2024 год»».
с. Романово 26 декабря 2024 года
Контрольно-счетным органом Романовского района Алтайского края проведена экспертиза проекта решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края «О внесении изменений в решение «Об утверждении районного бюджета на 2024 год» от 15.12.2023 года № 26 –СД», по результатам экспертизы составлено настоящее заключение.
Основание для проведения экспертизы: Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 157), Федеральный закон от 07.02.2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ, федеральных территорий и муниципальных образований» (ст.9 ч.2 п.2), положение «О бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края», положение «О контрольно-счетном органе Романовского района Алтайского края», утвержденное решением Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 30.11.2021 года № 66 (ст.9 ч.1 п. 7), план работы контрольно-счетного органа Романовского района на 2024 год (пункт 1.1.3).
Цель экспертизы: определение достоверности и обоснованности расходных обязательств районного бюджета Романовского района и проекта решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края «О внесении изменений в решение Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 15.12.2023 г. № 26 - СД «Об утверждении районного бюджета на 2024 год»» нормам бюджетного законодательства, оценка обоснованности изменений доходной и расходной части районного бюджета, в связи с принятием проекта решения.
Предмет экспертизы: проект решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края «О внесении изменений в Решение Романовского районного Совета депутатов от 15.12.2023 г. № 26 - СД «Об утверждении районного бюджета на 2024 год»»;
решение Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 30.10.2024 года № 8-СД «О внесении изменений в Решение Романовского районного Совета депутатов от 15.12.2023 г. № 26 - СД «Об утверждении районного бюджета на 2024 год»»;
решение Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 11.06.2024 года № 5-СД «О внесении изменений в Решение Романовского районного Совета депутатов от 15.12.2023 г. № 26 - СД «Об утверждении районного бюджета на 2024 год»»;
решение Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 21.02.2024 года № 1-СД «О внесении изменений в Решение Романовского районного Совета депутатов от 15.12.2023 г. № 26 - СД «Об утверждении районного бюджета на 2024 год»»;
решение Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 15.12.2023 года № 26 - СД «Об утверждении районного бюджета на 2024 год».
Общая часть.
Администрацией Романовского района Алтайского края, на основании статьи 12 Положения «О бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края», подготовлен проект решения.
Проект решения Романовского районного Совета депутатов о внесении изменений в решение от 15.12.2023 г. № 26 - СД «Об утверждении районного бюджета на 2024 год» (далее – проект Решения) представлен на экспертизу в контрольно-счетный орган Романовского района Алтайского края (далее - контрольно-счетный орган) 24 декабря 2024 года на электронном носителе.
Проведенной оценкой текстовой части проекта решения о внесении изменений установлено, что его структура и состав в полном объеме соответствуют требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положения о бюджетном процессе.
В соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса РФ в проекте решения содержатся прогнозируемые основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит (профицит) бюджета.
Проектом бюджета в соответствии с пунктом 3 статьи 184.1 БК РФ вносятся изменения в приложение № 3, 4, 5, 7, 12 и 15 к проекту решения и в приложение № 1 к пояснительной записке путем изложения данных в новой редакции.
Следует отметить, что в пояснительной записке к проекту решения о бюджете раскрыты основные направления предлагаемых изменений в районный бюджет, в связи с необходимостью увеличения основных характеристик бюджета на сумму 31 984,1 тыс. рублей.
тыс. рублей
показатели |
июнь 2024 г. |
Доходы бюджета |
+ 31 984,1 |
Расходы бюджета |
+ 31 984,1 |
Дефицит бюджета |
+ 0,0 |
Представленным проектом решения предлагается изменить основные характеристики бюджета муниципального образования Романовский район на 2024 год в том числе:
- доходы районного бюджета на 2024 год, по сравнению с утвержденными доходами решением № 26 - СД от 15.12.2023 года (в ред. от 30.10.2024 г. № 8-СД) увеличиваются на сумму 31 984,1 тыс. рублей и составят 757 842,1 тыс. рублей;
-расходы районного бюджета на 2024 год увеличатся на сумму 31 984,1 тыс. рублей и составят 768 942,1 тыс. рублей;
-дефицит районного бюджета на 2024 год не меняется и составит 11 100,0 тыс. рублей, при первоначально утвержденном дефиците в сумме 6 900,0 тыс. руб.
Изменение доходной части бюджета.
С учетом изменений основные характеристики районного бюджета 2024 год представлены в таблице: тыс. рублей
показатели |
Решение районного Совета народных депутатов № 26-СД от 15.12.2023 г. (в ред. от 30.10.2024 г. № 8-СД) |
Проект решения |
||||
декабрь 2024 г. |
изменения |
|
||||
|
тыс. руб. |
доля, % |
тыс. руб. |
доля, % |
тыс. руб. |
|
Доходы, всего |
725 858,0 |
100 |
757 842,1 |
100 |
31 984,1 |
|
Собственные доходы, из них |
111 000,0 |
15,3 |
144 782,2 |
19,1 |
33 782,2 |
|
- налоговые доходы |
91 239,0 |
12,6 |
117 660,2 |
15,5 |
26 421,2 |
|
- неналоговые доходы |
19 313,0 |
2,7 |
27 122,0 |
3,6 |
7 809,0 |
|
-инициативные платежи |
448,0 |
0,1 |
0,0 |
- |
- 448,0 |
|
Межбюджетные трансферты |
602 692,0 |
83,0 |
613 059,9 |
80,9 |
10 367,9 |
|
Прочие безвозмездные поступления в бюджеты муниципальных районов |
12 166,0 |
1,7 |
0,0 |
- |
- 12 166,0 |
|
Расходы, всего |
736 958,0 |
х |
768 942,1 |
х |
31 984,1 |
|
Профицит (+), дефицит (-) |
-11 100,0 |
10,00 |
-11 100,0 |
10,00 |
0,0 |
Проектом решения, по сравнению с решением № 26 – СД (в редакции от 30.10.2024 г. № 8-СД), общий объем доходов районного бюджета увеличивается. Изменения в проект бюджета прогнозируются в сумме 31 984,1 тыс. рублей, в том числе за счет собственных доходов на 33 782,2 тыс. рублей, межбюджетных трансфертов из краевого бюджета на 10 367,9 тыс. рублей.
Прочие безвозмездные поступления в бюджеты муниципальных районов в сумме 12 166,0 тыс. рублей исключены.
Изменение собственной доходной части бюджета (тыс. руб.)
Показатели |
Решение районного Совета народных депутатов № 26-СД от 15.12.2023 г. (в ред. от 30.10.2024 г. № 8-СД)
|
Проект решения |
Сумма изменения |
Процент изменения , % |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
91 239,0 |
117 660,2 |
26 421,2 |
129,0 |
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) |
70 851,0 |
91 508,0 |
20 657,0 |
129,2 |
Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ (Акцизы) |
7 571,0 |
8 113,2 |
542,2 |
107,2 |
Налоги на совокупный доход, из них: |
11 707,0 |
16 225,0 |
4 518,0 |
138,6 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
5 059,0 |
5 849,0 |
790,0 |
115,6 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
- |
9,0 |
9,0 |
- |
Единый сельскохозяйственный налог |
3 814,0 |
7 482,0 |
3 668,0 |
196,2 |
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы |
2 834,0 |
2 885,0 |
115,1 |
101,8 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
0,00 |
- |
- |
- |
Государственная пошлина |
1 110,0 |
1 814,0 |
704,0 |
163,4 |
Прочие неналоговые доходы |
448,0 |
0,0 |
- |
- |
Общий объем собственных доходов районного бюджета по сравнению с ранее утвержденным бюджетом, увеличивается на 33 782,2 тыс. рублей (30,4 %) и составит 144 782,2,0 тыс. рублей, в том числе за счет отражения дополнительно поступивших в районный бюджет налогов и сборов в сумме 26 421,2 тыс. рублей и неналоговых доходов в сумме 7 809,0 тыс. рублей.
Наибольшее увеличение доходов в денежном выражении предусмотрено по статьям «Налог на доходы физических лиц» (на 20 657,0 тыс. рублей), а также по разделам «Налоги на совокупный доход» (на 4 518,0 тыс. рублей) и «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности» (на 6 950,0 тыс. рублей).
Рост налоговых доходов по сравнению с ранее утвержденным бюджетом, увеличивается на 29,0 % и составит 117 660,2 тыс. рублей.
По отношению к уточненному плану на 2024 года сумма неналоговых доходов увеличились на 40,4 %.
Как и прежде, в структуре собственных доходов районного бюджета наибольшую долю будут занимать Налог на доходы физических лиц в размере 63,2 %, Налоги на совокупный доход - 11,2 % и Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 17,8 %.
В проекте решения учтены требования статьи 32 Бюджетного кодекса РФ, по изменению размера налоговых назначений собственных доходов по всем доходным источникам с учетом фактического их поступления на дату составления проекта бюджета.
Изменение расходной части бюджета.
Общий объем расходов районного бюджета по сравнению с ранее утвержденным бюджетом, увеличивается на 31 984,1 тыс. рублей (4,4 %) и составит 757 842,0 тыс. рублей, в том числе за счет фактического поступления собственных доходов и отражения дополнительно поступивших межбюджетных трансфертов в районный бюджет.
Из 11 разделов классификации расходов бюджета корректировка законодательно утвержденных в районном бюджете бюджетных ассигнований предусматривается по десяти разделам в сторону увеличения и уменьшения плановых ассигнований на общую сумму 31 984,1 тыс. рублей.
тыс. руб.
Раздел |
Наименование |
Уточненный план |
Проект решения |
Изменения |
Изменения, % |
Удельный вес, % |
ВСЕГО РАСХОДОВ |
736 958,0 |
736 958,0 |
31 984,1 |
104,4 |
100,0 |
|
01 |
Общегосударственные вопросы |
70 565,7 |
73 128,9 |
2 563,2 |
103,6 |
9,5 |
02 |
Национальная оборона |
1 479,70 |
1 479,70 |
- |
100,0 |
0,2 |
03 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 717,9 |
1 716,9 |
- 1,0 |
99,9 |
0,2 |
04 |
Национальная экономика |
19 694,1 |
20 986,8 |
1 292,7 |
106,6 |
2,7 |
05 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
51 211,7 |
54 522,2 |
3 310,5 |
106,5 |
7,1 |
07 |
Образование |
433 005,1 |
441 002,5 |
7 997,4 |
101,8 |
57,3 |
08 |
Культура, кинематография |
123 971,0 |
136 977,2 |
13 006,2 |
110,5 |
17,8 |
10 |
Социальная политика |
16 957,0 |
17 196,7 |
239,7 |
101,4 |
2,2 |
11 |
Физическая культура и спорт |
9 619,2 |
9 843,9 |
224,7 |
102,3 |
1,3 |
13 |
Обслуживание государственного (муниципального) долга |
19,0 |
16,1 |
- 2,9 |
84,7 |
0,002 |
14 |
Межбюджетные трансферты |
8 717,6 |
12 071,2 |
3 353,6 |
138,5 |
1,6 |
Наибольшее увеличение расходов в денежном выражении предусмотрено по разделу «Культура, кинематография» (на 13 006,2 тыс. рублей), а также по разделам «Образование» (на 7 997,4 тыс. рублей) и «Жилищно-коммунальное хозяйство» (на 3 310,5 тыс. рублей).
Снижение расходов в денежном выражении предусмотрено по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» на 1,0 тыс. руб. и «Обслуживание государственного (муниципального) долга» на 2,9 тыс. руб..
Также изменения в решение № 26-СД (в редакции от 30.10.2024 г. № 8-СД) вносятся за счет дополнительно поступивших межбюджетных трансфертов в районный бюджет на общую сумму 3 353,6 тыс. рублей (приложение № 12).
Межбюджетные трансферты будут направлены на реализацию проектов развития (создания) общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах.
Изменение доли расходов в разрезе разделов и подразделов в общих расходах бюджета зависит от объёма предусмотренных по ним бюджетных ассигнований при уточнении расходной части районного бюджета.
Как и прежде, в структуре расходов районного бюджета наибольшую долю по разделам занимают бюджетные ассигнования на «Образование» (57,3 %), «Культура, кинематография» (17,8 %) и «Общегосударственные вопросы» (9,5 %).
Бюджетные ассигнования, предусмотренные в разрезе разделов и подразделов классификации расходов бюджетов, по целевым статьям (муниципальным программам Романовского района и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов районного бюджета соответствуют объемам средств, представленных в ведомственной структуре расходов районного бюджета.
Таким образом, из семи главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) изменения бюджетных ассигнований в сторону увеличения предусмотрены по семи главным распорядителям бюджетных средств на общую сумму 31 984,1 тыс. рублей (4,4 % от планового показателя по расходам, предусмотренным указанным главным распорядителям).
Наименование ГРБС |
Уточненный план, тыс. рублей |
Проект решения |
Доля, % |
Динамика |
|
тыс. руб. |
% |
||||
Комитет по социальной политике, культуре и спорту Администрации Романовского района |
149 947,3 |
165 618,9 |
21,5 |
15 671,6 |
110,4 |
Комитет Администрации Романовского района по образованию |
435 468,9 |
443 429,0 |
57,7 |
7 960,1 |
101,8 |
Управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Романовского района |
5 715,1 |
6 902,6 |
0,9 |
1 187,5 |
120,8 |
Комитет по финансам, налоговой и кредит ной политике Администрации Романовского района |
36 969,8 |
37 710,2 |
4,9 |
740,4 |
102,0 |
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству Администрации Романовского района |
49 478,3 |
52 288,9 |
6,8 |
2 810,6 |
105,7 |
Комитет по экономике Администрации Романовского района |
6 816,3 |
8 021,4 |
1,0 |
1 205,1 |
117,7 |
Администрация Романовского района |
52 562,3 |
54 971,1 |
7,1 |
2 408,8 |
104,6 |
ИТОГО |
736 958,0 |
768 942,1 |
100 |
31 984,1 |
104,4 |
В денежном выражении более 80 % от объема увеличения бюджетных ассигнований районного бюджета приходится на трех главных распорядителей бюджетных средств:
Комитет по социальной политике, культуре и спорту Администрации Романовского района (на 15 671,6 тыс. руб.);
Комитет Администрации Романовского района по образованию (на 7 960,1 тыс. руб.);
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству Администрации Романовского района (на 2 810,6 тыс. руб.).
Проектом решения, уточнены целевые статьи расходов (ЦСР), внесены изменения в приложения № 3, 4, 5 решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края от 15.12.2023 r. № 26 - СД «Об утверждении районного бюджета на 2024 год» (в редакции от 30.10.2024 г. № 8-СД).
Районный бюджет исполняется в программном формате. Согласно проекту Решения, общий объем финансирования расходов 17 муниципальных программ Романовского района увеличивается с 519 000,0 тыс. рублей до 527 896,5 тыс. руб. (на 8 896,5 тыс. рублей или на 1,7 %), их доля в объеме расходов районного бюджета составит 68,6 %.
В процентном соотношении наибольшее увеличение приходится на муниципальную программу «Развитие культуры на территории Романовского района на 2023 - 2027 годы» - на 8,8 %.
В денежном выражении увеличение предусмотрено на муниципальные программы «Развитие культуры на территории Романовского района на 2023 - 2027 годы» - на 8 894,4 тыс. руб., «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Романовский район» 2021-2025» - на 1 430,7 тыс. руб..
Контрольно - счетный орган Романовского района Алтайского края обращает внимание на необходимость соблюдения разработчиками (основными исполнителями) муниципальных программ требований статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части своевременного приведения объемов финансирования муниципальных программ, предусмотренных в их паспортах на 2024 год, в соответствие с решением о районном бюджете (с учетом изменений) в установленные сроки.
Дорожный фонд
Пунктом 4 статьи 3 «Решения о районном бюджете» от 15.12.2023 года № 26-СД общий объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда Романовского района Алтайского края на 2024 год, с учетом субсидии бюджетам муниципальных районов на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов (2 487,0 тыс. руб.), утвержден в сумме 10 058,0 тыс. рублей..
Уточненный объем муниципального дорожного фонда согласно внесенным изменениям в бюджет на 2024 год от 21.02.2024 года № 1-СД, с учетом переходящего остатка на 01.01.2024 года в объеме 301,0 тыс. руб., утвержден в сумме 10 359,0 тыс. рублей.
Проектом решения предлагается Приложение № 7 «Информация о формировании объемов дорожного фонда на 2024 год» к решению от 15.12.2023 года № 26-СД изложить в новой редакции, ассигнования муниципального дорожного фонда увеличиваются с 10 359,0 тыс. руб. до 10 600,20 тыс. рублей.
В нарушение требований п.5 ст. 179.4 Бюджетного Кодекса РФ увеличение средств муниципального дорожного фонда на 241,2 тыс. рублей прогнозируется без отражения в текстовой части проекта решения (замечания устранены в период проведения мероприятия).
Резервный фонд
Пунктом 5 статьи 3 Решения о районном бюджете на 2024 год утвержден резервный фонд Романовского района по главному распорядителю бюджетных средств районного бюджета администрации Романовского района в общей сумме 300,00 тыс. рублей (0,05 %).
Уточненный план резервного фонда на 2024 год в редакции от 30.10.2024 г. изменился и составил 870,0 тыс. рублей (0,12 %).
В соответствии с прогнозируемым внесением изменений в приложение 4, 5 к решению от 15.12.2023 года № 26-СД, размер Резервного фонда составит 1 151,0 тыс. рублей (0,15 %).
Следует отметить что, в нарушение пункта 3 статьи 81 Бюджетного Кодекса РФ в текстовой части проекта решения не прогнозируется внесение изменений объема «Резервного фонда» в п. 5 ст. 3 Решения о районном бюджете (замечания устранены в период проведения мероприятия).
Размер «Резервного фонда» соответствует требованиям статьи 81 Бюджетного Кодекса РФ и не превышает установленного ограничения в размере 3 % расходов районного бюджета.
Дефицит бюджета и источники его финансирования.
С внесением изменений дефицит бюджета не изменится и составит 11 100,0 тыс. рублей (7,7 %). Источниками внутреннего финансового дефицита, являются изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета в сумме 13 000,0 тыс. руб. и погашение бюджетами муниципальных районов кредитов от других бюджетов бюджетной системы РФ в сумме -1 900,0 тыс. руб.
Размер дефицита не превышает установленный предел пункта 3статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Выводы и предложения.
С учетом выше изложенного, проект решения соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Алтайского края и Романовского района, направлен на обеспечение сбалансированности районного бюджета и оптимизации действующих расходных обязательств.
По результатам экспертизы проекта решения замечания и предложения отсутствуют.
Контрольно-счетный орган Романовского района Алтайского края предлагает рассмотреть представленный в Романовский районный Совет депутатов Алтайского края, проект решения «О внесении изменений в решение «Об утверждении районного бюджета на 2024 год» от 15.12.2023 года № 26 - СД» (в ред. от 30.10.2024 года № 8-СД).
Председатель Контрольно-счетного органа
Романовского района Алтайского края О.А. Ткачева