КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЙ ОРГАН
РОМАНОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
658640, с. Романово, ул. Советская 54, E-mail: ksotoa22@mail.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Совета депутатов Дубровинского сельсовета Романовского района Алтайского края «О бюджете муниципального образования Дубровинский сельсовет Романовского района Алтайского края на 2024 год»
с. Романово 01.12.2023 года
Заключение Контрольно–счётного органа Романовского района Алтайского края (далее – Контрольно-счётный орган) на проект решения Совета депутатов Дубровинского сельсовета Романовского района Алтайского края «О бюджете муниципального образования Дубровинский сельсовет Романовского района Алтайского края на 2024 год» (далее – проект бюджета поселения) подготовлено в соответствии со ст.157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, «Положением о бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании Дубровинский сельсовет Романовского района Алтайского края» от 21.06.2022 № 8 (далее - Положение о бюджетном процессе), «Положением о Контрольно-счетном органе Романовского района Алтайского края», утвержденным решением Романовского районного Совета депутатов от 30.11.2021 № 66, «Соглашением о передаче полномочий Контрольно-счетного органа муниципального образования Дубровинский сельсовет Романовского района Алтайского края по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля Контрольно-счетному органу Романовского района Алтайского края.
Основание для проведения экспертного мероприятия: пункт 1.1.2 Плана работы Контрольно-счётного органа Романовского района Алтайского края на 2023 год.
Цель проведения экспертизы: определение достоверности и обоснованности показателей формирования проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, определение соответствия данного проекта бюджета, документов представленных с проектом бюджета действующему бюджетному законодательству и Положению о бюджетном процессе муниципального образования Дубровинский сельсовет Романовского района Алтайского края.
Предмет экспертного мероприятия: проект решения Совета депутатов Дубровинского сельсовета Романовского района Алтайского края «О бюджете муниципального образования Дубровинский сельсовет Романовского района Алтайского края на 2024 год» (далее – проект бюджета).
Общие положения
Администрацией Дубровинского сельсовета Романовского района проект бюджета поселения представлен на рассмотрение в контрольно - счетный орган Романовского района Алтайского края 24 ноября 2023 года, что не соответствует срокам, предусмотренным статьей 185 БК РФ, п. 2 ст.12 Положения о бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании Дубровинский сельсовет Романовского района Алтайского края.
Пунктом 1 статьи 9 «Положения о бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании Дубровинский сельсовет Романовского района Алтайского края» (далее – Положение о бюджетном процессе) установлено, что проект бюджета поселения составляется и утверждается сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.
При этом в нарушение требований п.4 ст.169 Бюджетного кодекса РФ, проект бюджета администрацией муниципального образования разработан и предлагается к утверждению только на один год. В случае если проект бюджета составляется и утверждается на один финансовый год, администрация МО разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план, проект которого, в документах и материалах к проекту решения о бюджете МО на 2024 год отсутствует.
В нарушение статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджете МО расходы по разделу «Условно утвержденные расходы» не запланированы. Условно утвержденные расходы на первый плановый год должны быть предусмотрены не менее 2,5%, на второй плановый год не менее 5% от общего объема расходов (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение).
В нарушение п.3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ, структура и состав показателей, представляемых для утверждения, не соответствует требованиям.
В текстовой части проекта решения отсутствует утверждение распределение бюджетных ассигнований:
- по разделам и подразделам классификации расходов бюджета сельского поселения на очередной финансовый год и плановый период;
- по разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов очередной финансовый год и плановый период.
В нарушение статьи 184.2 Бюджетного кодекса РФ, ст. 11 Положения о бюджетном процессе одновременно с проектом решение о бюджете не представлены следующие документы:
- предварительные итоги социально-экономического развития муниципального образования за 9 месяцев 2023 года;
- прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета);
- оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий год;
- основные направления бюджетной и налоговой политики на 2024 год;
- реестр источников доходов муниципального образования;
- реестр расходных обязательств.
В целях соблюдения принципа открытости и гласности в соответствии
требованиями ст. 36 Бюджетного кодекса РФ и п. 6 ст. 52 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.5 ст. 50 Устава муниципального образования Дубровинский сельсовет Романовского района, проект бюджета поселения не размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
1.Общая характеристика проекта бюджета поселения
Представленный проект бюджета поселения на 2024 год содержит следующие основные характеристики:
прогнозируемый общий объем доходов бюджета поселения в сумме 987,1 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов, в сумме 102,2 тыс. рублей;
прогнозируемый общий объем расходов бюджета поселения в сумме 987,1 тыс. рублей;
верхний предел муниципального внутреннего долга по состоянию на 1 января 2025 года, в сумме 0,0 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям в сумме 0,0 тыс. рублей;
дефицит бюджета поселения в сумме – 0,0 тыс. рублей.
Основные характеристики проекта бюджета поселения представлены в таблице №1: тыс. рублей
Наименование показателя |
Бюджет на 2023 год |
Проект решения на 2024 год |
тыс. рублей |
% |
Общий объем доходов бюджета |
1 098,2 |
987,1 |
- 111, 1 |
89,9 |
Общий объем расходов бюджета |
1 098,1 |
987,1 |
- 111, 1 |
89,9 |
Дефицит(-),профицит (+) бюджета |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
Дефицит бюджета поселения в 2024 году утверждается в сумме 0,0 тыс. рублей, что не противоречит требованиям ст.92.1 Бюджетного кодекса РФ.
Верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января 2024 года предлагается установить - 0,0 тыс. руб., в том числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям в сумме 0,0 тыс. рублей, что соответствует п.5 ст.107 Бюджетного кодекса РФ, муниципальный долг по заимствованиям не планируются. Муниципальный долг на 01.01.2024 год должен быть 0,0 тыс. рублей.
Текстовая часть проекта решения соответствует действующему бюджетному законодательству. Нумерация приложений к проекту соответствует его текстовой части.
2. Доходы проекта бюджета поселения
Доходы бюджета МО сформированы с учетом нормативных правовых актов Алтайского края, Романовского района и муниципального образования Дубровинский сельсовет Романовского района Алтайского края.
В таблице № 2 представлена структура доходной части бюджета поселения на 2023 год и 2024 год.
|
Бюджет 2023 год
|
Проект решения на 2024 год |
||
тыс. руб. |
доля, % |
тыс. руб. |
доля, % |
|
Налоговые доходы |
518,0 |
47,2 |
540,0 |
54,7 |
192,0 |
17,5 |
168,0 |
17,0 |
|
Налоговые и неналоговые доходы |
710,0 |
64,7 |
708,0 |
71,7 |
Безвозмездные поступления |
388,2 |
35,3 |
279,1 |
28,3 |
Итого доходов: |
1 098,2 |
100 |
987,1 |
100 |
Проектом бюджета поселения прогнозируется увеличение поступлений в 2024 году, по сравнению с утвержденным бюджетом 2023 года от налоговых доходов на 22,0 тыс. рублей или на 4,2 %, по неналоговом доходам снижение на 24,0 тыс. рублей или на 12,5 %. По безвозмездным поступлениям прогнозируется уменьшение 2024 года к 2023 году на 109,1 тыс. рублей или на 28,1 %.
3. Налоговые доходы бюджета поселения
В проекте решения бюджета поселения объем налоговых доходов на 2024 год спрогнозирован в сумме 540,0 тыс. рублей, что составляет 54,7% от общей суммы доходов.
Структура (в %) и динамика налоговых доходов (в тыс. рублей) по видам представлены в таблице №3:
Бюджет 2023 год
|
Проект решения на 2024 год |
|
|||
тыс. руб. |
Доля, % |
тыс. руб. |
Доля, % |
||
Налог на доходы физических лиц |
45,0 |
8,7 |
48,0 |
8,9 |
|
Единый сельскохозяйственный налог |
34,0 |
6,6 |
46,0 |
8,5 |
|
Налог на имущество физических лиц |
17,0 |
3,3 |
18,0 |
3,3 |
|
Земельный налог |
422,0 |
81,5 |
428,0 |
79,3 |
|
Итого налоговых поступлений |
518,0 |
100 |
540,0 |
100 |
|
Основную долю в поступлениях налоговых доходов 79,3 % в 2024 году по-прежнему будет составлять земельный налог. На 2024 год планируется поступление указанного налога на 1,4 % больше, чем утвержденный бюджет поступления в 2023 году.
Налог на имущество физических лиц, прогнозируется в 2024 году на сумме 18,0 тыс. рублей, что больше первоначального плана 2023 года на 1,0 тыс. рублей (на 5,9 %).
Поступление налога на доходы физических лиц прогнозируется в 2024 году в сумме 48,0 тыс. рублей, что больше утвержденного бюджета на 2023 году на 3,0 тыс. рублей или на 6,7%.
4. Неналоговые доходы бюджета поселения
Неналоговые доходы бюджета поселения на 2024 год планируются в объеме 192,0 тыс. рублей, что на 4,0 тыс. рублей (на 2,1%) больше утвержденного плана на 2023 год (188,0 тыс. рублей).
Структура в разрезе видов неналоговых доходов бюджета поселения представлена в следующей таблице №4: тыс. рублей
Наименование показателя |
Бюджет 2023 год
|
Проект решения на 2024 год |
|
Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов поселений |
192,0 |
168,0 |
|
Доля, % |
100,0 |
100,0 |
|
Итого неналоговых доходов |
192,0 |
168,0 |
|
Доля, % |
100 |
100 |
|
Как видно из таблицы, весь объем в неналоговых доходах приходится на прочие доходы от компенсации затрат бюджета поселения, на 2024 год прогнозируется уменьшение к уровню 2023 года данного доходного источника на 24,0 тыс. рублей.
Удельный вес неналоговых доходов в структуре доходов составляет 17,0 %.
5. Безвозмездные поступления бюджета поселения
В 2024 году объем безвозмездных поступлений в бюджет поселения планируется в общей сумме 279,1 тыс. рублей (на момент проведения экспертизы), что меньше утвержденных показателей уровня 2023 года на 109,1 тыс. рублей (на 28,1 %).
В структуре безвозмездных поступлений на 2024 год межбюджетные трансферта прогнозируется в сумме 176,9 62,8 тыс. рублей или 68,7 % от уровня 2023 года. Субвенции в 2024 году составят долю 24,0 %, прогнозное поступление в сумме 67,0 тыс. рублей, что больше уровня 2023 года на 4,2 тыс. рублей (на 6,7 %). Дотации в 2024 году составят долю 36,4%, прогнозное поступление в сумме 35,2 тыс. рублей, что ниже уровня 2023 года на 0,7 тыс. рублей (1,9 %).
Структура доходов бюджета поселения в разрезе видов межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы.
таблица №5
Наименование показателя |
Бюджет 2023 год
|
Проект решения на 2024 год |
Дотации, тыс. рублей |
35,9 |
35,2 |
Доля, % |
9,2 |
12,6 |
Субвенции, тыс. рублей |
62,8 |
67,0 |
Доля, % |
16,2 |
24,0 |
Межбюджетные трансферты, тыс. рублей |
257,4 |
176,9 |
Доля, % |
66,3 |
63,4 |
32,1 |
0 |
|
Доля, % |
8,3 |
- |
Итого, тыс. рублей |
388,2 |
279,1 |
Доля, % |
100 |
100 |
Удельный вес безвозмездных поступлений в структуре доходов составляет 28,3 %.
6. Расходы проекта бюджета поселения
Формирование бюджета муниципального образования на 2024 год осуществлялось на основе бюджетных ассигнований 2023 года с учетом следующих особенностей:
- предусмотрена индексация заработной платы: отдельных категорий работников, подпадающих под действие указов Президента РФ – на 9,5 процента с 1 января 2024 года;
- работников бюджетного сектора экономики поселения, на которых не распространяется действие Указов, - 4,5 процента с 1 октября 2024 года;
Оплата труда запланирована с учетом нового прогнозируемого размера MPOT с 01.01.2024 года в размере 24 052,50 рублей с учетом индекса роста потребительских цен (с 01.01.2024 - 19 242 руб., с районным коэффициентом 25% - 24 052,50 рублей).
Расходы на оплату электроэнергии и связи, на приобретение материальных запасов (уголь, дрова и т.д.) запланированы с учетом прогноза роста цен.
Общая сумма планируемых расходов бюджета поселения на 2024 год составляет 808,7 тыс. рублей, что меньше на 412,1 тыс. рублей (на 33,8%) к утвержденному уровню 2023 года – 1220,8 тыс. рублей.
Резервный фонд поселения на 2024 год сформирован в пределах ограничений, установленных статьей 81 БК РФ, и составит 0,6 % от общего объема расходов бюджета поселения или 5,0 тыс. рублей. Бюджетные ассигнования из резервного фонда направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Динамика изменений расходов по проекту бюджета МО на 2024 год к уровню плановых ассигнований, утвержденных решением Совета депутатов Дубровинского сельсовета Романовского района Алтайского края от 23.12.2022 г. № 22, в разрезе разделов классификации расходов бюджетов представлены в таблице 6:
Таблица 6
тыс. рублей
Бюджет 2023 год |
Проект решения 2024 год |
||
01 Общегосударственные расходы |
745,9 |
743,2 |
|
прирост (снижение) к предыдущему году |
тыс. рублей |
х |
- 2,7 |
в % |
х |
99,6 |
|
62,6 |
67,0 |
||
прирост (снижение) к предыдущему году |
тыс. рублей |
х |
+4,2 |
в % |
х |
106,7 |
|
257,4 |
176,9 |
||
прирост (снижение) к предыдущему году |
тыс. рублей |
х |
- 80,5 |
в % |
х |
68,7 |
|
32,1 |
0 |
||
прирост (снижение) к предыдущему году |
тыс. рублей |
х |
- 32,1 |
в % |
х |
- |
|
Итого расходов |
1 098,2 |
987,1 |
|
прирост (снижение) к предыдущему году |
тыс. рублей |
х |
- 111,1 |
в % |
х |
89,9 |
По сравнению с 2023 годом проектом решения на 2024 год вносятся изменения по 4 разделам классификации расходов бюджета. Увеличение бюджетных ассигнований предусматривается по 1 разделам на общую сумму 4,2 тыс. рублей, снижение по 3 разделам на общую сумму 115,3 тыс. рублей. В 2023 году наибольшее уменьшение в денежном выражении предусмотрено по разделу «Национальная экономика». Структура расходов проекта бюджета поселения на 2024 год по сравнению со структурой 2023 года по разделам классификации расходов представлена в таблице №7.
Таблица 7
Наименование |
Бюджет 2023 год |
Проект решения на 2024 год
|
||
тыс. руб. |
доля, % |
тыс. руб. |
доля, % |
|
Общегосударственные вопросы |
745,9 |
67,9 |
743,2 |
75,3 |
Национальная оборона |
62,8 |
5,7 |
67,0 |
6,8 |
Национальная экономика |
257,4 |
23,4 |
176,9 |
17,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
32,1 |
2,9 |
- |
- |
Всего |
1 098,2 |
100 |
987,1 |
100 |
Основная доля в общем объеме расходов в 2024 году приходится на «Общегосударственные вопросы» (75,3 %), при этом наблюдается снижение в сравнении с 2023 годом на 2,7 тыс. рублей или на 0,4 %. Расходы по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» на момент проведения экспертизы, не планируются.
В соответствии с нормами части 5 статьи 179.4 БК РФ в проекте бюджета поселения предусмотрен объем бюджетных ассигнований на содержание автомобильных дорог общего пользования в границах поселения на 2024 год в размере 176,9 тыс. рублей, что соответствует прогнозу выделения из муниципального дорожного фонда за счет поступлений межбюджетных трансфертов из районного бюджета в бюджет МО в проекте решения о районном бюджете на 2024 год.
По группам видов расходов в 2024 году наибольший объем бюджетных ассигнований на расходы на оплату труда – 651,8 тыс. рублей (66,0 %); на коммунальные услуги – 78,9 тыс. рублей (7,9 %); на материальные затраты и прочие расходы – 256,4 тыс. рублей (26,0%).
7. Дефицит бюджета поселения и источники его финансирования
Дефицит бюджета поселения на 2024 год проектом бюджета поселения планируется в размере – 0,0 тыс. рублей, что не противоречит ограничениям установленным статьей 92.1 Бюджетного кодекса РФ.
Источники финансирования дефицита бюджета поселения, согласно приложению №1 к проекту решения о бюджете поселения соответствуют требованиям статьи 96 БК РФ.
8. Выводы и предложения
В целях соблюдения принципа открытости и гласности в соответствии с требованиями ст. 36 Бюджетного кодекса РФ и п. 6 ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава муниципального образования, проект бюджета муниципального образования с приложениями размещен на информационном стенде, публичные слушания не назначены.
Сроки внесения проекта решения на рассмотрение Совету депутатов Дубровинского сельсовета Романовского района Алтайского края соответствуют статье 185 Бюджетного кодекса РФ.
При формировании бюджета на 2024 год учтены изменения налогового и бюджетного законодательства в части формирования доходов с 1 января 2024 года.
Бюджет муниципального образования на 2024 год планируется принять без дефицита. Доходная часть бюджета сформирована с соблюдением ст. 20. 41. 42, 61.5. 62 Бюджетного кодекса РФ. Принципы сбалансированности бюджета и достоверности доходной части бюджета согласно ст. 33, 37 Бюджетного кодекса РФ соблюдены.
Расходы, отраженные в проекте бюджета муниципального образование, отнесены к соответствующим кодам бюджетной классификации (главного распорядителя бюджетных средств, раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов) с соблюдением требований ст. 21 Бюджетного кодекса РФ.
Текстовая часть проекта решения о бюджете муниципального образование, все представленные для экспертизы документы по структуре и содержанию соответствуют действующему бюджетному законодательству.
Следует отметить, что при формировании проекта бюджета муниципального образования на 2023 год, не в полном объеме выполнены требования ст. 169, 184.1, 184.2 Бюджетного кодекса РФ, и статей 9, 11, 12, 15 Положения о бюджетном процессе Дубровинского сельсовета Романовского района Алтайского края в части подготовки и предоставления документов и материалов к проекту бюджета.
Контрольно-счетный орган Романовского района рекомендует Совету депутатов и администрации муниципального образования Дубровинский сельсовет:
- продолжить соблюдать: а) нормативы численности органов местного самоуправления сельских поселений (предельную численность работников, замещающих должности муниципальной службы), утвержденные распоряжением Правительства Алтайского края;
- нормативы формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих, установленных Постановлением администрации Алтайского края от 22 июня 2023 года N 224 (в действующей редакции);
- содействовать формированию устойчивой собственной доходной базы бюджета МО Дубровинского сельсовета;
- для увеличения налоговых доходов поселения за счет поступлений от земельного налога выявлять и вводить в оборот бесхозяйные земельные участки, которые не участвуют в формировании налогооблагаемой базы;
- содействовать развитию предпринимательства;
- продолжить работу по участию в национальных проектах (программах), государственных и муниципальных программах, проектах поддержки местных инициатив;
- максимальное обеспечение выполнения доходной части бюджета поселения и эффективное использование бюджетных средств, всех уровней бюджетной системы.
По результатам экспертизы проекта бюджета поселения, документов и материалов к нему, Контрольно-счетный орган предлагает рассмотреть представленный в Совет депутатов Дубровинского сельсовета Романовского района Алтайского края проект решения «О бюджете муниципального образования Дубровинский сельсовет Романовского района Алтайского края на 2024 год» с учетом замечаний, содержащихся в заключении.
Председатель контрольно-счетного органа
Романовского района Алтайского края ____________ О.А. Ткачева