ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект решения Совета депутатов Казанцевского сельсовета Романовского района Алтайского края «О бюджете муниципального образования Казанцевский сельсовета Романовского района Алтайского края на 2023 год».
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЙ ОРГАН
РОМАНОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
658640, с. Романово, ул. Советская 54, E-mail: ksotoa22@mail.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект решения Совета депутатов Казанцевского сельсовета Романовского района Алтайского края «О бюджете муниципального образования
Казанцевский сельсовета Романовского района
Алтайского края на 2023 год».
с. Романово 2 декабря 2022
Заключение контрольно-счетного органа Романовского района Алтайского края на проект решения Совета депутатов Казанцевского сельсовета Романовского района Алтайского края «О бюджете муниципального образования Казанцевский сельсовет Романовского района Алтайского края на 2023 год» подготовлено в соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс РФ), Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Уставом муниципального образования Казанцевский сельсовет Романовского района, «Порядком составления и рассмотрения проекта бюджета поселения, утверждения и исполнения бюджета поселения, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета поселения», утвержденным решением Совета депутатов Казанцевского сельсовета Романовского района Алтайского крал № 9 от 12.08.2020 года, «Положением о контрольно-счетном органе Романовского района Алтайского края», утвержденным решением Романовского районного Совета депутатов Алтайского крал № 66 от 30.11.2021 года и Соглашением о передаче контрольно-счетному органу Романовского района Алтайского края полномочий контрольно-счетного органа Казанцевского сельсовета Романовского района Алтайского края по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля от 05.06.2022г.
Основание для проведения экспертного мероприятия: пункт 1.1.2 Плана работы Контрольно-счётного органа Романовского района Алтайского края на 2022 год.
Цель проведения экспертизы: определение достоверности и обоснованности показателей формирования проекта решения о бюджете на очередной финансовый год, определение соответствии данного проекта бюджета, документов представленных с проектом бюджета действующему бюджетному законодательству и Порядку составления и рассмотрения проекта бюджета поселения, утверждения и исполнения бюджета поселения, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета поселения.
Предмет экспертного мероприятия: Проект решения Совета депутатов Казанцевский сельского Романовского района Алтайского края «О бюджете муниципального образования Казанцевский сельсовета Романовского района Алтайского края на 2023 год» (далее – проект бюджета).
Основные положения
Администрацией Казанцевского сельсовета Романовского района проект бюджета поселения представлен на рассмотрение в контрольно - счетный орган Романовского района Алтайского края 25 ноября 2022 года, что не соответствует срокам, предусмотренным статьей 185 Бюджетного кодекса РФ.
Подпунктом 2 статьи 5 «Порядка составления и рассмотрения проекта бюджета поселения, утверждения и исполнения бюджета поселения, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета поселения» (далее – Порядок о бюджетном процессе) установлено, что проект бюджета поселения составляется и утверждается сроком на один финансовый год.
При этом в соответствии с п.4 ст.169 Бюджетного кодекса РФ администрация муниципального образования разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план муниципального образования, проект которого, в документах и материалах к проекту решения о бюджете МО на 2023 год прилагается.
На рассмотрение представлен проект решения Совета депутатов Казанцевского сельсовета (далее по тексту - проект решение) «О бюджете муниципального образования Казанцевский сельсовет Романовского района Алтайского края на 2023 год», включающий в себя:
основные характеристики бюджета муниципального образования на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов;
перечень главных администраторов доходов источников финансирование дефицита бюджета муниципального образования;
особенности исполнения бюджета муниципального образования;
муниципальные внутренние заимствования муниципального образования и предоставление муниципальных гарантий муниципального образование.
Статьей 184.1 Бюджетного кодекса РФ установлены общие требования к структуре и содержанию проекта решения о бюджете. Частью 1 данной статьи определено, что в решении о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относится общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета, дефицит (профицит) бюджета. Все вышеперечисленные параметры бюджета поселения определены п. 1 ст. 1 проектом решения о бюджете, в объемах, представленных в таблице 1 заключение.
В структуре проекта решения в нарушение п.2 ст. 184.1 Бюджетного кодекса РФ, п.2 ст. 14 Порядка о бюджетном процессе, отсутствует раздел утверждения нормативов отчислений доходов в бюджет поселения.
В нарушение ст. 184.2 Бюджетного кодекса РФ, п.2, 3, 7 ст. 15 Порядка о бюджетном процессе, одновременно с проектом решение о бюджете не представлены следующие документы:
- предварительные итоги социально-экономического развития муниципального образования за 9 месяцев 2022 года;
- прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета);
оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий год;
Предложенный на рассмотрение проект бюджета содержит следующие основные характеристики бюджета поселения на 2023 год:
прогнозируемый общий объем доходов бюджета поселения в сумме 512,0 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов, в сумме 137,0 тыс. рублей;
общий объем расходов бюджета поселения в сумме 512,0 тыс. рублей;
верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января 2024 года в сумме 0.0 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям в сумме 0,0 тыс. рублей;
дефицит бюджета поселения на 2023 год в сумме 0,0 тыс. рублей.
Итоговая характеристика бюджета Казанцевского сельсовета представлена в таблице 1.
Таблица 1
тыс. руб.
|
2022 год |
2023 год |
динамика |
Общий объем доходов бюджета поселения |
602,1 |
512,0 |
- 90,1 |
Общий объем расходов бюджета поселения |
602,1 |
512,0 |
- 90,1 |
Дефицит (-), профицит (+) бюджета поселения |
0,0 |
0,0 |
- |
Текстовая часть проекта решения соответствует действующему бюджетному законодательству. Нумерация приложений к проекту соответствует его текстовой части.
Проект бюджета поселения по доходам на 2023 год
Поступление доходов в бюджет поселения в 2023 году планируется в сумме 512,0 тыс. рублей, в том числе: собственных (налоговых и неналоговых) доходов прогнозируется в сумме 375.0 тыс. руб., что на 113,2 тыс. руб. меньше фактических доходов 2021 года. Безвозмездные поступления планируются в объеме 137,0 тыс. рублей. Собственные доходы бюджета поселения на 72,6% сформированы за счет налоговых доходов в объеме 372,0 тыс. руб. и на 0,6% за счет неналоговых в объеме 3,0 тыс. рублей.
В составе доходов бюджета поселения доля собственных доходов составляет 73,2%, доля безвозмездных поступлений - 26,8% от общего объема доходов. При этом, сравнивая фактические поступления доходов за 2021 год и за 10 месяцев 2022 год, происходит снижение собственной доходной базы и все более увеличивающиеся объемы безвозмездных поступлений, и как следствие, зависимости бюджета поселения от других уровней бюджетной системы.
В структуре доходов бюджета на налоговые доходы приходится 72,6%, в том числе на налог на доходы физических лиц - 3,7,%, налог на имущество физических лиц - 3,2%, земельный налог - 92,2%.
Прогнозируемый объем налоговых доходов на 2023 год запланирован на 6.3% больше фактического исполнения в 2021 году, но меньше на 6,0% плана 2021 года, а также на 1,1% ниже первоначального плана на 2022 год. Все это указывает на систематическое снижение собственной налоговой доходной базы.
Неналоговые доходы бюджета поселения на 2023год планируются в объеме 137,0 тыс. рублей, что на 84,1 тыс. рублей (на 38,0%) меньше утвержденного плана на 2022 год (221,1 тыс. рублей).
Анализ изменения плановых доходов представлен в приложение 1.
Расчет поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет поселения на 2023 год произведен, исходя из ожидаемого поступления налога за 2022 год, а также уже поступившего дохода за 2021год по нормативу (2%) и прогнозируемых показателей социально—экономического развития муниципального образования Казанцевский сельсовет Романовского района Алтайского края на 2023год. Поступление налога на доходы физических лиц прогнозируется в сумме 14,0 тыс. рублей.
Объем поступлений от налога на имущество физических лиц прогнозируется на основании решения Совета депутатов № 13 от 30.09.2019 года «О ставках налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования Казанцевский сельсовет Романовского района Алтайского края». Норматив зачисления в бюджет поселения налога на имущество физических лиц составляет 100%. Поступление налога на имущество физических лиц прогнозируется в сумме 12,0 тыс. рублей.
Сумма поступлений от земельного налога определяется на основании решения Совета депутатов № 15 от 24.10.2019 года «О введении земельного налога на территории муниципального образование Казанцевский сельсовет Романовского района Алтайского края». Норматив зачисления в бюджет поселения земельного налога составляет 100%. Поступление Налога в 2023 году спрогнозировано в объеме 346,0 тыс. рублей.
Проектом бюджета на 2023 год прогнозируется поступление неналоговых доходах в сумме 3,0 тыс. рублей. Весь объем в сумме 3,0 тыс. рублей приходится на доходы от компенсации затрат бюджета, что меньше плана 2022 года на 2,0 тыс. рублей.
Удельный вес неналоговых доходов в структуре доходов составляет 0,3%.
Безвозмездные поступления запланированы на 2023 год в сумме 137,0 тыс. рублей, в том числе:
дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в сумме 81,0 тыс. руб.;
дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в сумме 24,5;
субвенция бюджетам поселений на осуществление первичному воинскому учету в сумме 31,5 тыс. рублей;
межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам сельских поселений из бюджетов муниципальных районов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями - 0,0 тыс. рублей.
Суммы безвозмездных поступлений в проекте решения соответствуют суммам, предусмотренным для муниципальных образований в проекте районного бюджета Романовского района.
Проект бюджета поселения по расходам на 2023 год.
Анализ изменений плановых расходов представлен в приложении 2.
Расходы бюджета сельского поселения на 2023 год планируются в сумме 512,0 тыс. рублей.
Формирование расходов бюджета МО на 2023 год осуществлялось на основе бюджетных ассигнований 2022 года с учетом следующих особенностей:
- предусмотрена индексация заработной платы: отдельных категорий работников, подпадающих под действие указов Президента РФ – на 9,2 процента с 1 января 2023 года;
- работников бюджетного сектора экономики поселения, на которых не распространяется действие Указов, - 5,5 процента с 1 октября 2023 года;
Оплата труда запланирована с учетом нового прогнозируемого размера MPOT в размере 20473,75 рублей (с 01.01.2023 - 16 242 руб. + районный коэффициент 25% = 20 302.50 руб. и индекса роста цен 105,5% (к предыдущему году)); расходы на оплату электроэнергии и связи, расходы на приобретение материальных запасов (уголь, дрова и т.д.) запланированы с учетом прогноза роста цен.
Расходы средств бюджета поселения сложилась следующим образом:
На «Общегосударственные расходы» (раздел 01 00) запланированы средства на 2023 год в сумме 450,5 тыс. руб., основную долю расходов (88,0% от всех расходов). В том числе: на содержание органов местного самоуправления (подраздел 01 02, 01 04) на 2023 год - 399,7 тыс. руб. (или 88,7%). Расходы запланированы на оплату труда с отчислениями главы сельсовета, специалиста администрации, оплату коммунальных расходов, услуги связи, оплата налогов, а также прочих хозяйственных расходов, расчеты с контрагентами за поставленные товары и оказанные услуги, расходы на приобретение ГСМ и техническое содержание автомобиля минимально необходимые для обеспечения функционирования администрации Казанцевского сельсовета:
на формирование резервного фонда (подраздел 01 11) запланированы в сумме 4,0 тыс. руб.;
на другие общегосударственные расходы (подраздел 01 13) предусмотрены расходы на 2023 год в объеме 46,8 тыс. рублей.
При формировании проекта бюджета сельского поселения на 2023 год предусмотрены расходы на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты. Расходы по подразделу 0203 «Мобилизационная и вневойсковая подготовка» запланированы за счет субвенции из краевого бюджета в сумме 31,5 тыс. руб..
По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» подраздел 0503 «Благоустройство» в проекте бюджета сельского поселения на 2023 год запланированы расходы в сумме 30,0 тыс. рублей.
Бюджет сельского поселения на 2023 год планируется принять без дефицита бюджета. Это свидетельствует о том, что при формировании бюджета определен такой объем расходов, который соответствует прогнозу поступлений собственных (налоговых и неналоговых) доходов и поступлений из других уровней бюджетной системы РФ.
Выводы и предложения.
В нарушение ст. 184.2 Бюджетного кодекса РФ, одновременно с проектом решение, в Контрольно-счетный орган Романовского района были представлены не все необходимые документы и материалы.
В целях соблюдения принципа открытости и гласности в соответствии требованиями ст. 36 Бюджетного кодекса РФ и п. 6 ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава поселения, проект бюджета муниципального образование с приложениями размещен на сайте Администрации Романовского района в разделе «сельские поселения»/Казанцево/бюджет и на информационном стенде сельсовета, публичные слушания назначены.
Проект бюджета сельского поселения на 2023 год сформирован в соответствии с
требованиями Бюджетного кодекса РФ и налогового законодательства;
Федеральным законом от 06. 10.2003 № l3l-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
«Порядком составления и рассмотрения проекта бюджета поселения, утверждения и исполнения бюджета поселения, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета поселения»;
на основе прогноза социально-экономического развития сельского поселения на 2023 — 2025 годы:
с учетом изменений налогового и бюджетного законодательства с 1 января 2023 года:
основных направлений бюджетной и налоговой политики сельского поселения на 2023- 2025 годы:
среднесрочного финансового плана на 2023 - 2025 годы.
Сроки внесения проекта решения на рассмотрение Совету депутатов Казанцевского сельсовета Романовского района Алтайского края соответствуют статье 185 Бюджетного кодекса РФ.
Необходимые муниципальные правовые акты для разработки проекта бюджета на 2023 год приняты, правовая основа соблюдена.
Бюджет сельского поселения на 2023год планируется принять без дефицита, что не противоречит требованиям ст. 92.1 Бюджетного кодекса РФ.
Доходная часть бюджета сформирована с соблюдением ст. 20. 41, 42. 61.5, 62 Бюджетного кодекса РФ. Принцип сбалансированности и достоверности доходной части бюджета согласно ст. 33, 37 Бюджетного кодекса РФ соблюдён.
Расходы, отраженные в проекте бюджета муниципального образование, отнесены к соответствующим кодам бюджетной классификации (главного распорядителя бюджетных средств, раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов) с соблюдением требований ст. 21 Бюджетного кодекса РФ.
Текстовая часть проекта решение о бюджете муниципального образования, представленные для экспертизы документы, по структуре и содержанию соответствуют действующему бюджетному законодательству, составлены информативно.
Контрольно-счетный орган Романовского района рекомендует Совету депутатов и администрации муниципального образования Казанцевский сельсовет:
продолжить соблюдать: - нормативы численности органов местного самоуправления сельских поселений (предельную численность работников, замещающих должности муниципальной службы), утвержденные распоряжением Правительства Алтайского края;
- нормативы формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих, установленных Постановлением администрации Алтайского крал от 31 января 2008 года N 45 (в действующей редакции);
- содействовать формированию устойчивой собственной доходной базы бюджета Казанцевского сельсовета;
- для увеличения налоговых доходов поселения, выявлять и вводить в оборот бесхозяйные земельные участки, которые не участвуют в формировании налогооблагаемой базы;
- содействовать развитию предпринимательства;
- продолжить работу по участию в национальных проектах (программах), государственных и муниципальных программах, проектах поддержки местных инициатив;
- максимальное обеспечение выполнения доходной части бюджета МО и эффективное использование бюджетных средств всех уровней бюджетной системы.
На основании изложенного, Контрольно-счетный орган Романовского района предлагает Совету депутатов Казанцевского сельсовета утвердить проект бюджета муниципального образования Казанцевский сельсовет на 2023 год решением Совета депутатов Казанцевского сельсовета с учетом замечаний, содержащихся в заключении.
Приложение на 2 листах.
Председатель
контрольно-счетного органа
Романовского района Алтайского края О.А. Ткачева