Версия для слабовидящих
Глава Романовского района
Глава Романовского районаНауменко Андрей Николаевич
Мы рекомендуем
Прямая линия лесной охраны
Прямая линия лесной охраны

ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект решения Совета депутатов Рассветовского сельсовета Романовского района Алтайского края «О бюджете муниципального образования Рассветовский сельсовет Романовского района Алтайского края на 2025 год»

КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЙ ОРГАН

РОМАНОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

658640, с. Романово, ул. Советская 54, E-mail: ksotoa22@mail.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект решения Совета депутатов Рассветовского сельсовета Романовского района Алтайского края «О бюджете муниципального образования Рассветовский сельсовет Романовского района Алтайского края на 2025 год»

с. Романово                                                                                            29 ноября 2024 года

 Заключение Контрольно–счётного органа Романовского района Алтайского края (далее – Контрольно-счётный орган) на проект решения Совета депутатов Рассветовского сельсовета Романовского района Алтайского края «О бюджете муниципального образования Рассветовский сельсовет Романовского района Алтайского края на 2025 год» (далее – проект бюджета поселения) подготовлено в соответствии со ст.157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, «Положением о бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании Рассветовский сельсовет Романовского района Алтайского края» от 21.06.2022 № 10 (далее - Положение о бюджетном процессе), «Положением о Контрольно-счетном органе Романовского района Алтайского края», утвержденным решением Романовского районного Совета депутатов  от 30.11.2021 № 66, «Соглашением о передаче полномочий Контрольно-счетного органа муниципального образования Рассветовский сельсовет Романовского района Алтайского края по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля Контрольно-счетному органу Романовского района Алтайского края» от 31.05.2022 года. 

Основание для проведения экспертного мероприятия: пункт 1.1.2 Плана работы Контрольно-счётного органа Романовского района Алтайского края на 2024 год.

Цель проведения экспертизы: определение достоверности и обоснованности показателей формирования проекта решения о бюджете на 2025 год, определение соответствия данного проекта бюджета, документов представленных с проектом бюджета действующему бюджетному законодательству и Положению о бюджетном процессе муниципального образования Рассветовский сельсовет Романовского района Алтайского края.

Предмет экспертного мероприятия: проект решения Совета депутатов Рассветовского сельсовета Романовского района Алтайского края «О бюджете муниципального образования Рассветовский сельсовет Романовского района Алтайского края на 2025 год» (далее – проект бюджета).

Общие положения

Администрацией Рассветовского сельсовета Романовского района проект бюджета поселения представлен на рассмотрение в контрольно - счетный орган Романовского района Алтайского края 18 ноября 2024 года, что не соответствует срокам, предусмотренным статьей 185 БК РФ, п. 2 ст.12 Положения о бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании Рассветовский сельсовет Романовского района Алтайского края.

Пунктом 1 статьи 9 «Положения о бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании Рассветовский сельсовет Романовского района Алтайского края» (далее – Положение о бюджетном процессе) установлено, что проект бюджета поселения составляется и утверждается сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

В нарушение п. 2 ст. 169 Бюджетного кодекса РФ, подготовка проекта решения о бюджете, материалов и документов к проекту решения осуществлялась без утверждения Порядка о составлении проекта бюджета поселения на 2025 год.

При этом в нарушение требований п. 4 ст.169 Бюджетного кодекса РФ, проект бюджета администрацией муниципального образования разработан и предлагается к утверждению только на один год. В случае если проект бюджета составляется и утверждается на один финансовый год, администрация МО разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план, проект которого, в документах и материалах  к проекту решения о бюджете МО на 2025 год приложен.    

Структура и состав показателей проекта решения о бюджете, в основном соответствует требованиям статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ.

Проект бюджета, а также документы и материалы, предоставляемые одновременно с ним, в соответствии со статьей 185 Бюджетного кодекса РФ, поступили в Контрольно-счетный орган Романовского района на бумажном носителе. Состав документов и материалов, предоставленных одновременно с проектом бюджета, в целом соответствуют перечню, установленному статьей 184.2 Бюджетного кодекса РФ, ст. 11 Положения о бюджетном процессе муниципального образования Рассветовский сельсовет Романовского района Алтайского края.

В нарушение соблюдения принципа открытости и гласности в соответствии
требованиями ст. 36 Бюджетного кодекса РФ и п. 6 ст. 52 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 5 ст. 50 Устава муниципального образования
Рассветовский сельсовет Романовского района, проект бюджета поселения с приложениями не размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

1.Общая характеристика проекта бюджета поселения

        Представленный проект бюджета поселения содержит следующие основные характеристики:

прогнозируемый общий объем доходов бюджета поселения в сумме   1 139,6 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов, в сумме 379,6 тыс. рублей;

прогнозируемый общий объем расходов бюджета поселения в сумме 1 139,6 тыс. рублей;

верхний предел муниципального внутреннего долга по состоянию на 1 января 2025 года, в сумме 0,0 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям в сумме 0,0 тыс. рублей;

дефицит бюджета поселения в сумме – 0,0 тыс. рублей.

Основные характеристики проекта бюджета поселения представлены в таблице №1:                                                                                                                         тыс. рублей                                                                                             

Наименование показателя

Бюджет на 2024 год

Проект бюджета на 2025 год

тыс. рублей

%

Общий объем доходов бюджета

778,0

1 139,6

361,6

146,5

Общий объем расходов бюджета

778,0

1 139,6

361,6

146,5

Дефицит(-),профицит (+) бюджета

0,0

0,0

-

-

 Проектом решения о бюджете поселения в 2025 году прогнозируется рост доходов и расходов к утвержденным данным 2024 года на 361,6 тыс. рублей (на 46,5 %) соответственно.

 Дефицит бюджета поселения в 2025 году утверждается в сумме 0,0 тыс. рублей, что не противоречит требованиям ст.92.1 Бюджетного кодекса РФ.

 Верхний предел муниципального долга на 2025 год предлагается установить - 0,0 тыс. руб., в том числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям в сумме 0,0 тыс. рублей, что соответствует п.5 ст.107 Бюджетного кодекса РФ, муниципальный долг по заимствованиям не планируются. Муниципальный долг на 01.01.2025 год отсутствует (0,0 тыс. рублей).

  Анализ соответствия текстовой части проекта решения о бюджете нормам бюджетного законодательства Российской Федерации показал, что проект решения о бюджете в основном   не противоречит  бюджетному законодательству Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Алтайского края и Романовского района, однако в текстовой части проекта решения в пункте 3 статьи 1, не верно отражена дата:

 1) в соответствии с п. 3 ст. 184.1 Бюджетного кодекса РФ  решением утверждается верхний предел муниципального внутреннего  долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), то есть на 01.01.2026 года, в связи с чем, следует уточнить дату и объем верхнего предела муниципального внутреннего  долга.

2) не верно отражен срок в статье 6 «Приведение решений и иных нормативных правовых актов муниципального образования Рассветовский сельсовет Романовского района в соответствие с настоящим Решением» следует уточнить срок приведения «в срок не позднее 1 апреля текущего финансового года».

При проверке соответствия текста проекта решения о бюджете на  2025 год его табличной части расхождения не установлены.

 Расходы, планируемые за счет целевых средств из бюджета вышестоящего уровня отражены в бюджете поселения в том же объеме, в каком отражены поступления на указанные цели.

Значения основных характеристик бюджета, указанные в текстовой части проекта решения о бюджете, соответствуют значениям этих показателей в табличной части проекта (кроме приложения № 1).

    Нумерация приложений к проекту решения соответствует его текстовой части.

               2. Доходы проекта бюджета поселения

  Доходы бюджета МО сформированы с учетом нормативных правовых актов Алтайского края, Романовского района и муниципального образования Рассветовский сельсовет Романовского района Алтайского края.

 В таблице № 2 представлена динамика и структура доходной части бюджета поселения на 2024 и 2025 годы.

Бюджет 2024 год

Проект бюджета на 2025 год

динамика

тыс. руб.

доля, %

тыс. руб.

доля, %

тыс. руб.

%

Налоговые и неналоговые доходы

501,0

64,4

760,0

66,7

259,0

151,7

Налоговые доходы

436,0

56,0

697,0

61,2

261,0

159,9

Неналоговые доходы

65,0

8,4

63,0

5,5

- 2,0

96,9

Безвозмездные поступления

277,0

35,6

379,6

33,3

102,6

137,0

Итого доходов:

778,0

100

1 139,6

100

361,6

146,5

 Проектом бюджета поселения прогнозируется увеличение поступлений в 2025 году, по сравнению с утвержденным бюджетом 2024 года от налоговых и неналоговых доходов на 259,0 тыс. рублей или на 51,7%.

По безвозмездным поступлениям прогнозируется рост  2025 года к 2024 году на 102,6 тыс. рублей или 37,0 %.  

3. Налоговые доходы бюджета поселения

  В проекте решения бюджета поселения объем налоговых доходов на 2025 год спрогнозирован в сумме 697,0 тыс. рублей, что составляет 61,2 % от общей суммы доходов.

  Структура и динамика налоговых доходов по видам представлены в таблице №3:

Вид налога

Бюджет 2024 год

Проект бюджета на 2025 год

динамика

 

тыс. руб.

тыс. руб.

Доля, %

тыс. руб.

%

Налог на доходы физических лиц

42,0

65,0

9,3

23,0

154,8

Налог на имущество физических лиц

28,0

35,0

5,0

7,0

125,0

Земельный налог

265,0

261,0

37,4

- 4,0

98,5

Единый сельскохозяйственный налог

101,0

336,0

48,2

235,0

332,7

Итого налоговых поступлений

436,0

697,0

100

261,0

159,9

             

           Основную долю в поступлениях налоговых доходов 48,2 % в 2025 году будет занимать единый сельскохозяйственный налог. На 2025 год планируется поступление указанного налога в сумме 336,0 тыс. руб. на 232,7 % больше, чем утвержденный бюджет поступления в 2024году.

 Налог на имущество физических лиц, прогнозируется в 2025 году в сумме 35,0 тыс. рублей, что больше первоначального плана 2024 года на 7,0 тыс. рублей (на 25,0 %).

 Поступление налога на доходы физических лиц прогнозируется в 2025 году в сумме 65,0 тыс. рублей, что больше утвержденного бюджета на 2024 году на 23,0 тыс. рублей или на 54,8 %.        

Причины роста или снижения прогноза поступлений по неналоговым доходам в пояснительной записке не раскрыты, расчет доходов отсутствует.      

4. Неналоговые доходы бюджета поселения

  Неналоговые доходы бюджета поселения на 2025 год планируются в объеме 63,0 тыс. рублей, что на 3,1 процента меньше уровня утвержденного плана на 2024год.

Структура в разрезе видов неналоговых доходов бюджета поселения представлена в следующей таблице №4:                                                                                           тыс. рублей

Наименование показателя

Бюджет 2024 год

Проект бюджета на 2025 год

Изменения,

тыс. руб.

%

Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов поселений

60,0

60,0

-

100,0

Доля, %

92,3

95,2

2,9

х

Доходы, поступающие в порядке возмещения затрат

5,0

3,0

- 2,0

60,0

Доля, %

7,7

4,8

- 2,9

х

Итого неналоговых доходов

65,0

63,0

- 2,0

96,9

Доля, %

100

100

-

х

           

 Как видно из таблицы, весь объем в неналоговых доходах приходится на прочие доходы от компенсации затрат бюджета поселения (95,2 %).           

 Удельный вес неналоговых доходов в структуре доходов составляет 5,5 %.

5. Безвозмездные поступления бюджета поселения

В 2025 году объем безвозмездных поступлений в бюджет поселения планируется в общей сумме 379,6 тыс. рублей (на момент проведения экспертизы), что больше утвержденных показателей уровня 2024 года на 102,6 тыс. рублей (на 37,0 %).

В структуре безвозмездных поступлений на 2025 год межбюджетные трансферты  прогнозируется 143,7 тыс. рублей.

Субвенции в 2025 году составят долю 13,0 %, прогнозное поступление в сумме 49,3 тыс. рублей, что меньше уровня 2024 года на 32,8 тыс. рублей (на 40,0 %).

Дотации в 2025 году составят долю 39,2 %, прогнозное поступление в сумме 148,7 тыс. рублей, что выше уровня 2023 года на 113,6 тыс. рублей или в 4,2 раза.  

 Удельный вес безвозмездных поступлений в структуре доходов составляет 33,3 %.

Суммы безвозмездных поступлений в проекте решения соответствуют суммам, предусмотренным для муниципальных образований поселений в проекте бюджета муниципального образования Романовский район Алтайского края.

6. Расходы проекта бюджета поселения

Формирование объема и структуры расходов бюджета муниципального образования на 2025 год осуществляется с учетом следующих особенностей:

объемы  бюджетных ассигнований по оплате труда работников муниципальных учреждений и на выплату денежного содержания муниципальных служащих рассчитываются на уровне оплаты труда 2024 года;

при формировании проекта бюджета будет предусмотрена индексация заработной платы;

- отдельных категорий работников, подпадающих под действие указов Президента Российской Федерации – на 13,2 процента с 1 января 2025 года;

- работников бюджетного сектора экономики района, на которых не распространяется действие указов - 4,5 процента с 1 октября 2025 года.

Минимальный размер оплаты труда с 1 января 2025 года увеличится на 16,6  процента и составит 22 440 рубля.

- объем расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг на 2025 год рассчитан исходя из установленных тарифов на коммунальные услуги с 01.07.2025 года и с учетом прогнозируемого роста тарифов с 01.07.2025 года на основании данных об объеме фактически потребленных в 2024 году воды, тепловой энергии, электрической энергии, угля.

 - остальные расходы прогнозируются исходя из необходимости повышения эффективности использования бюджетных средств и оптимизации структуры бюджетных расходов, прогнозный уровень инфляции 4,5%.

Администрацией сельсовета не представлены расчеты обоснования показателей проекта бюджета (таблица расходов по КОСГУ на исполнение собственных полномочий поселения,  проекты штатных расписаний на 2025 год и т. д.).

 Общая сумма планируемых расходов бюджета поселения на 2025 год составляет

1 139,6 тыс. рублей, что больше на 361,6 тыс. рублей (на 46,5 %) к утвержденному уровню 2024 года – 778,0 тыс. рублей.

Динамика изменений расходов по проекту бюджета МО на 2025 год к уровню плановых ассигнований, утвержденных решением Совета депутатов Рассветовского сельсовета Романовского района Алтайского края от 21.12.2023 г. № 13, в разрезе разделов классификации расходов бюджетов представлены в таблице  6:   

Таблица 6                                                                                                   

   тыс. рублей

Наименование показателя

Бюджет 2024 год

Проект бюджета на

2025 год

01 Общегосударственные расходы

533,1

906,1

прирост (снижение) к

предыдущему году

тыс. руб.

х

373,0

в %

х

167,0

02 Национальная оборона

82,1

49,3

прирост (снижение) к

предыдущему году

тыс. руб.

х

- 32,8

в %

х

60,0

04 Национальная экономика

136,5

143,7

прирост (снижение) к

предыдущему году

тыс. руб.

х

7,2

в %

х

105,3

05 Жилищно – коммунальное хозяйство

26,3

40,5

прирост (снижение) к

предыдущему году

тыс. руб.

х

14,2

в %

х

154,0

Итого расходов

778,0

1 139,6

прирост (снижение) к

предыдущему году

тыс. руб.

х

361,6

в %

х

146,5

         

 По сравнению с 2024 годом проектом решения на 2025 год вносятся изменения по 4 разделам классификации расходов бюджета. Увеличение бюджетных ассигнований предусматривается по 3 разделам на общую сумму 394,4 тыс. рублей, снижение по 1 разделу на общую сумму 32,8 тыс. рублей.  В 2025 году наибольшее увеличение в денежном выражении предусмотрено по разделу «Общегосударственные расходы», снижение по разделу «Национальная оборона». Структура расходов проекта бюджета поселения на 2025 год по сравнению со структурой 2024 года по разделам классификации расходов представлена в таблице № 7.

Таблица 7

Наименование

Бюджет на 2024 год

Проект бюджета

на 2025 год

тыс. руб.

доля, %

тыс. руб.

доля, %

Общегосударственные вопросы

533,1

68,5

906,1

79,5

Национальная оборона

82,1

10,6

49,3

4,3

Национальная экономика

136,5

17,5

143,7

12,6

Жилищно-коммунальное хозяйство

26,3

3,4

40,5

3,6

Всего

778,0

100

1 139,6

100

 Основная доля в общем объеме расходов в 2025 году приходится на «Общегосударственные вопросы» (79,5 %).

Распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам расходов классификации бюджета МО на 2025год сложилось следующим образом:

на «Общегосударственные расходы» (раздел 01 00) запланированы средства в сумме 906,1 тыс. руб., 170,0 % от утвержденных расходов на 2024 год, из них:

на содержание органов местного самоуправления (подразделы 01 02, 01 04) – 601,1 тыс. руб. (или 66,3 %). Расходы запланированы на оплату труда с отчислениями главы сельсовета, специалиста администрации, оплату коммунальных расходов, услуги связи, оплата налогов, а также прочих хозяйственных расходов, расчеты с контрагентами за поставленные товары и оказанные услуги, минимально необходимые  для обеспечения функционирования администрации сельсовета;

Установлена недостаточность ассигнований на ФОТ главы сельсовета (раздел 01 02) на 2025 год.

на формирование резервного фонда (подраздел 01 11) запланировано в сумме 1,0 тыс. рублей;

на другие общегосударственные расходы (подраздел 01 13) предусмотрены расходы на 2025 год в объеме 304,0 тыс. рублей (33,6 %).

При формировании проекта бюджета МО на 2025 год предусмотрены расходы на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты. Расходы по подразделу 02 03 «Мобилизационная и вневойсковая подготовка» запланированы за счет субвенции из краевого бюджета в сумме 49,3 тыс. рублей.

По разделу 04 00 «Национальная экономика» проектом бюджета поселения запланировано на 2025 год в сумме 143,7 тыс. рублей, что на 7,2 тыс. рублей больше запланированной суммы 2024 года. Общая сумма расходов предусмотрена по подразделу 04 09 «Дорожное хозяйство».

В соответствии с нормами части 5 статьи 179.4 БК РФ в проекте бюджета поселения предусмотрен объем бюджетных ассигнований на содержание автомобильных дорог общего пользования в границах поселения  на 2025 год,  что соответствует  ассигнованиям из муниципального дорожного фонда в сумме 143,7 тыс. рублей,  за счет поступлений межбюджетных трансфертов из районного бюджета в бюджет МО.

По подразделу 05 03 «Благоустройство» в проекте бюджета МО на 2025 год запланированы расходы в сумме 40,5 тыс. рублей. Запланированные средства будут направлены на основные мероприятия в области благоустройства территории села.

По группам видов расходов в 2025 году наибольший объем бюджетных ассигнований направлен на расходы на оплату труда – 734,2 тыс. рублей (64,4 %);

на коммунальные услуги – 40,9 тыс. рублей (3,6 %);

на материальные затраты и прочие расходы – 364,5 тыс. рублей (32,0 %). 

Резервный фонд поселения на 2025 год сформирован в пределах ограничений, установленных статьей 81 БК РФ, и составит 0,1 % от общего объема расходов бюджета поселения или 1,0 тыс. рублей. Бюджетные ассигнования из резервного фонда направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Бюджет сельского поселения на 2025 год планируется принять бездефицитным. Это свидетельствует о том, что при формирование бюджета определен такой объем расходов, который соответствует прогнозу поступлений собственных (налоговых и неналоговых) доходов и поступлений из других уровней бюджетной системы РФ.

7. Выводы и предложения

В целях соблюдения принципа открытости и гласности в соответствии с требованиями ст. 36 Бюджетного кодекса РФ и п. 6 ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава муниципального образования, проект бюджета муниципального образования с приложениями размещен на информационном стенде администрации Рассветовского сельсовета, публичные слушания не назначены.

Сроки внесения проекта решения на рассмотрение Совету депутатов Рассветовского сельсовета Романовского района Алтайского края соответствуют статье 185 Бюджетного кодекса РФ.

При формировании бюджета на 2025 год учтены изменения налогового и бюджетного законодательства в части формирования доходов с 1 января 2025 года.

Бюджет муниципального образования на 2025 год планируется принять без дефицита.

Доходная часть бюджета сформирована с соблюдением ст. 20. 41. 42, 61.5. 62 Бюджетного кодекса РФ.

Принципы сбалансированности бюджета и достоверности доходной части бюджета  согласно ст. 33, 37 Бюджетного кодекса РФ соблюдены.

Расходы, отраженные в проекте бюджета муниципального образование, отнесены к соответствующим кодам бюджетной классификации (главного распорядителя бюджетных средств, раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов) с соблюдением требований ст. 21 Бюджетного кодекса РФ.

Текстовая часть проекта решения о бюджете муниципального образование, все представленные для экспертизы документы по структуре и содержанию в основном соответствуют действующему бюджетному законодательству.

Следует отметить, что при формировании проекта бюджета муниципального образования на 2025 год, не в полном объеме выполнены требования 184.1, 184.2 Бюджетного кодекса РФ, и статей 9, 11, 12, 15 Положения о бюджетном процессе Рассветовского сельсовета Романовского района Алтайского края в части подготовки и предоставления документов и материалов к проекту бюджета.

Контрольно-счетный орган Романовского района рекомендует Совету депутатов и администрации муниципального образования Рассветовский сельсовет продолжить   соблюдать нормативы   численности   органов   местного самоуправления сельских поселений (предельную численность работников, замещающих должности муниципальной службы), утвержденные распоряжением Правительства Алтайского края от 27.12.2022 года № 418-р и нормативы формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих, установленных Постановлением администрации Алтайского края от 22 июня 2023 года N 224 (в действующей редакции);

- содействовать формированию устойчивой собственной доходной базы бюджета МО Рассветовского сельсовета;

- для увеличения налоговых доходов поселения за счет поступлений от земельного налога выявлять и вводить в оборот бесхозяйные земельные участки, которые не участвуют в формировании налогооблагаемой базы;

- продолжить работу по участию в национальных проектах (программах), государственных и муниципальных программах, проектах поддержки местных инициатив;

- максимально обеспечивать выполнение доходной части бюджета поселения и эффективное использование бюджетных средств, всех уровней бюджетной системы.

 

По результатам экспертизы проекта бюджета поселения, документов и материалов к нему, Контрольно-счетный орган предлагает рассмотреть представленный в Совет депутатов Рассветовского сельсовета Романовского района Алтайского края проект решения «О бюджете муниципального образования Рассветовский сельсовет Романовского района Алтайского края на 2025 год» с учетом замечаний, содержащихся в заключении.  

Председатель контрольно-счетного органа

Романовского района Алтайского края                   ____________        О.А. Ткачева

Новости