«Ваш родственник попал в беду» — мошенники используют классическую схему обмана
«Ваш родственник попал в беду» — мошенники используют классическую схему обмана
Жительнице района позвонил на стационарный телефон неизвестный, шокировав женщину новостью, что её близкий родственник попал в беду, и срочно необходимы деньги, чтобы спасти его жизнь. Собеседник «держал на проводе» женщину, вплоть до момента, пока она добровольно перевела 115 тысяч рублей на продиктованный номер банковской карты. Один из мошенников умудрился сымитировать голос, якобы родственника, и тем самым убедить женщину. Обман вскрылся практически сразу, как только у заявительницы появилась возможность позвонить близким, после чего она сообщила о произошедшем в полицию. Потерпевшая знала о существующих схемах обмана. Участковые уполномоченные полиции проводили с ней беседы в целях профилактики с предупреждениями не поддаваться на уговоры мошенников, однако все же женщина попалась на их уловку.
Условно подобную мошенническую схему можно назвать: «Ваш родственник попал в беду». Требование по телефону денег за решение разного рода проблем, в том числе за возможность избежать наказания за противоправное деяние, является одним из самых распространенных способов обмана. Звонить может как сам «родственник», так и человек, представляющийся адвокатом или сотрудником правоохранительных органов. Причины могут называться разные: совершил ДТП, избил человека, задержан с наркотиками и т.д., но итог разговора всегда одинаков – для «решения» вопроса требуется определенная сумма денег. Деньги просят передать либо курьеру, или перевести их на конкретный телефонный номер.
В случае, если вы получили подобный звонок, прежде всего, успокойтесь. Под любым предлогом прервите разговор и сами перезвоните родственнику, от имени которого или о котором идет речь. Если его телефон отключен, то перезвоните другим родственникам. Позвонив в отдел полиции, можно узнать действительно ли родственник находится в отделе полиции. Поинтересуйтесь именем и должностью собеседника, местом нахождения вашего родственника, на которого тот ссылается, и его личными данными. Как правило, этих нехитрых мер достаточно, чтобы мошенник утратил к вам интерес. Также незамедлительно сообщите сотрудникам полиции о совершаемых в отношении вас мошеннических действиях.
«С вами говорит сотрудник службы безопасности банка…»
Мошенники изобретают все новые способы, чтобы выманивать у людей деньги. Злоумышленники могут использовать разные предлоги, чтобы уговорить клиента перечислить деньги в другой банк: от «выгодных инвестиций» до «риска сохранности средств». Злоумышленники могут представиться сотрудниками службы безопасности банка и под предлогом, что на него или его близких родственников мошенники пытаются оформить кредит, злоумышленник требует назвать ваши персональные данные. Во время разговора звонящий узнает, услугами каких банков пользуется жертва, а чтобы войти в доверие интересуется, не терял ли гражданин документы, удостоверяющие личность, и не передавал ли кому-либо паспортные данные.
Банки не компенсируют деньги, которые человек добровольно перевел мошенникам. Чтобы не лишиться своих сбережений, всегда нужно соблюдать основные правила безопасности:
- Если вам звонят якобы из банка и пугают, что ваши деньги вот-вот украдут, нужно положить трубку и самому перезвонить в банк. Телефон «горячей линии» можно найти на обратной стороне любой карты банка. Номер надо набрать вручную. Нельзя перезванивать по телефону, с которого вам только что звонили. В этом случае вы снова попадете к тем же мошенникам.
- Не торопитесь. Если банк выявляет подозрительную операцию, он приостанавливает ее на два дня. У вас есть время не только перезвонить в банк, но и дойти до отделения и там все выяснить. Злоумышленники требуют сделать все как можно скорее, чтобы не дать вам времени спокойно все обдумать и заподозрить обман.
- Не выполняйте никаких инструкций незнакомцев: не переводите деньги на указанные ими счета, не переходите по ссылкам из сообщений «от банка», не устанавливайте по их требованию мобильные приложения.
- Никому не сообщайте личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код (три цифры с обратной стороны карты), коды подтверждения операций из СМС, ПИН-коды.
Инспектор НАПиУ ОП по Романовскому району
Д.П. Любчич