« НазадМуниципальная программа «Развитие культуры на территории Романовского района Алтайского края на 2023 - 2027 годы» от 25.11.2022 №347 16.12.2022 14:05
УТВЕРЖДЕНА постановлением Администрации Романовского района от 25.11.2022 № 347
Муниципальная программа«Развитие культуры на территории Романовского района Алтайского края на 2023 - 2027 годы»
Романово 2023
«Развитие культуры на территории Романовского района Алтайского края на 2023-2027 годы»
Общая характеристика сферы реализации программы
Деятельность учреждений культуры и искусства является одной из важнейших составляющих современной культурной жизни. Библиотеки, музеи, культурно-досуговые центры выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе, способствуют формированию его нравственно-эстетических основ, духовных потребностей и ценностных ориентиров. Учреждения культуры являются также одной из основных форм информационного обеспечение общества. Собранные и сохраняемые ими фонды, коллекции представляют собой часть культурного наследия и информационного ресурса района. Неотъемлемым компонентом культурной среды района выступают музыкальные творческие коллективы и объединения. Проводимая в последние годы в муниципальном образовании последовательная политика выведения отрасли культуры на новый качественный уровень позволила продолжить работу по реализации долгосрочных перспективных проектов в сфере культуры и искусства, направленных на дальнейшее развитие отрасли, достичь положительных результатов по ряду ведущих направлений деятельности. В 2018 – 2022 годах решены некоторые проблемы в сфере культуры и искусства муниципального образования Романовский район, связанные с пополнением и сохранением библиотечных фондов, компьютеризацией библиотек, пополнением фонда музыкальных инструментов и оборудования детской школы искусств. В 2021-2022 годах МБУК «Многофункциональный культурный центр» Романовского района предоставлена субсидия на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с численностью жителей до 50 тысяч человек, на проведение текущего ремонта: Закладинского КДЦ – филиала 3000,0 тыс. рублей, Гуселетовского КДЦ-филиала 4950,0 тыс. рублей, Тамбовского КДЦ-филиала 6801,0 тыс. рублей. В 2021 году в рамках регионального проекта «Культурная среда» Национального проекта «Культура» произведен капитальный ремонт здания бывшего кинотеатра «Космос» для размещения детской школы искусств. В октябре 2019 г. Романовский район стал победителем краевого конкурса среди муниципальных образований Алтайского края на лучшую организацию деятельности органов местного самоуправления в сфере культуры и искусства по итогам 2018 года и получил субсидию на улучшение материально-технической базы учреждений культуры в размере 250 920,0 рублей. В рамках Проекта поддержки местных инициатив – 2021году отремонтирована кровля Гуселетовского КДЦ-филиала, оконные и дверные блоки, в 2022 году за счет средств местного бюджета кровля Сидоровского КДЦ-филиала, оконные блоки Тамбовского КДЦ-филиала. В 2020 году учреждения культуры района стали победителем краевого конкурса «Земля целинная» и получена субсидия в размере 100,0 тыс. рублей, ежегодно МБУК «МфКЦ» Романовского района принимает участие в краевом конкурсе Грантов Губернатора Алтайского края в сфере культуры за период 2019 и 2021 годы поддержано 3 проекта на сумму 346400,0 рублей. В период 2019-2022 годы ежегодно была выделена субсидия на поддержку отрасли культуры (Государственная поддержка лучших работников сельских учреждений культуры) в размере 50 тыс. рублей и 2021-2022 годах получена Государственная поддержка лучших сельских учреждений культуры по 101010,0 рублей ежегодно. В 2018 году на территории района открыт 3D – кинозал, из средств федерального бюджета на эти цели выделено 4999800,0 рублей. Проводится большая работа по сохранению объектов культурного наследия. В 2020 году произведено благоустройство прилегающей территории памятников воинам-односельчанам, погибшим в годы ВОВ (1941-1945 гг.) в селах Гилев-Лог и Гуселетово на сумму 1073,0 тыс. рублей. По программе «Поддержка местных инициатив» отремонтированы памятники в п. Майский, с. Гилев-Лог Романовского района. Созданы возможности для участия молодых дарований и учреждений культуры в значимых региональных фестивалях и конкурсах. Несмотря на достигнутые позитивные результаты, остается целый ряд нерешенных проблем, в их числе: - необходимость дополнительного проведения работ по текущему и капитальному ремонту объектов культурного наследия, а также благоустройству территорий памятников; - неудовлетворительное состояние зданий учреждений культуры, находящихся в ведении муниципальных образований района; - дефицит квалифицированных кадров; - недостаточный объем финансирования поддержки творческих коллективов, мероприятий по оснащению учреждений культуры необходимым оборудованием, снижению степени износа материально-технической базы. Реализация программы расширит доступ населения к культурным ценностям и информации, обеспечит поддержку всех форм творческой самореализации личности, создаст условия для дальнейшей модернизации деятельности муниципальных учреждений культуры и образовательной организации в области искусств. Комплексный подход к решению проблемы приведения в надлежащее состояние мемориальных объектов для создания условий их сохранности на территории муниципального образования, проведение мероприятий обеспечит увековечивание памяти о защитниках Отечества. Процесс сохранения памятников военной истории составляет основу патриотического воспитания граждан и требует постоянного внимания и поддержки. Программно-целевой метод позволит направить финансовые ресурсы на поддержку и развитие культуры и искусства муниципального образования, обеспечит большую эффективность использования бюджетных ресурсов и достижение планируемых результатов.
и задачи, описание основных ожидаемых
1.1. Приоритетные направления реализации муниципальном программы
Приоритетные направления реализации муниципальной программы в сфере культуры и искусства на период до 2025 года основываются на следующих основных документах: -Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; -Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»; - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; - Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации 03.04.2012 № Пр-827; - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662- р; - Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р; - закон Алтайского края от 12.05.2005 № 32-ЗС «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае»; - закон Алтайского края от 10.04.2007 № 22-ЗС «О библиотечном деле в Алтайском крае»; - постановление Администрации Алтайского края от 26.05.2010 № 228 «Об утверждении концепции сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия в Алтайском крае на период до 2020 года»; - Концепция развития дополнительного образования детей в Алтайском крае на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Администрации Алтайского края от 22.09.2015 № 267-р; - приказ Алтайархивкультуры от 22.08.2018 № 226 «О Концепции развития системы непрерывного художественного образования в Алтайском крае на период до 2022 года». Реализация программы будет осуществляться в соответствии со следующими основными приоритетами: - обеспечение максимальной доступности культурных ценностей для населения муниципального образования, повышение качества и разнообразия культурных услуг, в том числе: - создание культурного пространства муниципалитета (развитие гастрольной, выставочной, фестивальной деятельности, внедрение информационных технологий, создание инфраструктуры, обеспечивающей доступ населения к электронным фондам музея и библиотек муниципального образования и информационным ресурсам); - создание благоприятных условий для творческой самореализации граждан, совершенствование и развитие форм и методов работы по патриотическому их воспитанию; - развитие системы непрерывного профессионального образования в сфере культуры; - повышение социального статуса работников культуры, в том числе путем повышения уровня оплаты их труда; - формирование нормативной правовой базы, регламентирующей развитие сферы культуры муниципалитета; - сохранение, охрана, популяризация и эффективное использование объектов культурного наследия, в том числе: - сохранение и пополнение библиотечного, музейного, кино-, фото-, видео- и аудиофондов муниципалитета; - возрождение и развитие народных художественных ремесел, декоративно-прикладного творчества, поддержка самодеятельных художественных коллективов; - создание устойчивого культурного образа муниципального образования Романовский район Алтайского края как территории культурных традиций и творческих инноваций; - поддержка этнокультурных объединений района, развитие центров немецкой культуры, центра украинской культуры - развитие инфраструктуры отрасли, в том числе: - реконструкция и строительство новых объектов культуры и искусства; капитальный ремонт, техническая и технологическая модернизация учреждений культуры и образовательных организаций в области искусств.
Целью программы является сохранение и развитие культуры и искусства на территории Романовского района. К числу задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся: сохранение культурного и исторического наследия, расширение доступа населения к культурным ценностям и информации; создание условий для сохранения и развития исполнительских искусств, поддержка народного творчества; модернизация системы художественного образования, подготовка кадров в сфере культуры и искусства; создание современных условий для реализации программных мероприятий, работы муниципальных учреждений культуры.
В результате реализации программы к 2027 году предполагается: - количество посещений организаций культуры по ношению к уровню 2017 года увеличиться в целом на 5%; - количество участников клубных формирований 1330 человек - количество учащихся ДШИ 120 человек - соотношение средней заработной платы работников Романовского района к уровню средней заработной платы в Алтайском крае 100% Важнейшим ожидаемым конечным результатом реализации программы является устойчивое развитие культуры, что характеризуется ростом количественных показателей и качественной оценкой изменений, происходящих в отрасли. Индикаторы и их значения по годам представлены в таблице 1.
Программа реализуется в период с 2023 по 2027 годы без деления на этапы.
Программа предусматривает мероприятия, реализуемые в рамках наиболее актуальных и перспективных направлений в сфере культуры и искусства Романовского района. Для достижения целей программы предусматриваются меры, направленные на сохранение и популяризацию исторического и культурного наследия, усиление и расширение влияния российской культуры, создание условий для развития культуры и формирование новой модели культурной политики. Перечень мероприятий программы представлен в таблице 2.
Общий объем финансирования программы составляет 2420,0 тыс. рублей, в том числе: из местного бюджета - 2270,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2023 – 470,0 тыс. руб. 2024 – 450,0 тыс. руб. 2025 – 450,0 тыс. руб. 2026 – 450,0 тыс. руб. 2027 – 450,0 тыс. руб. Из внебюджетных источников: 2023 – 30,0 тыс. руб. 2024 – 30,0 тыс. руб. 2025 – 30,0 тыс. руб. 2026 – 30,0 тыс. руб. 2027 – 30,0 тыс. руб.
Объемы финансирования программы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о муниципальном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы, представлен в таблице 3.
При реализации настоящей программы и для достижения поставленных ею целей необходимо учитывать возможные макроэкономические, социальные, операционные и прочие риски. Важнейшими условиями успешной реализации программы являются минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных направлений и показателей программы. По характеру влияния на ход и конечные результаты реализации программы существенными являются следующие риски: нормативно- правовые, организационные и управленческие риски (непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, влияющих на мероприятия программы, недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках программы, недостаточная подготовка управленческого потенциала, неадекватность системы мониторинга реализации программы, отставание от сроков реализации программных мероприятий). Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации программы, обеспечением мониторинга ее осуществления и оперативного внесения необходимых изменений. Макроэкономические риски связаны с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста национальной экономики, уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, кризисом банковской системы. Реализация данных рисков может вызвать необоснованный рост стоимости услуг в сфере культуры и искусства, снизить их доступность и сократить объем инвестиций в инфраструктуру отрасли. Вероятность реализации финансовых рисков в значительной степени связана с возможностью реализации макроэкономических рисков. Однако, учитывая практику программного бюджетирования, охватывающего среднесрочную перспективу, данные риски можно оценить как умеренные. К числу частично управляемых рисков относится дефицит в отрасли культуры высококвалифицированных кадров для внедрения программноцелевых методов и механизмов управления, ориентированных на результат. Наибольшее отрицательное влияние на выполнение программы может оказать реализация макроэкономических рисков и связанных с ними финансовых рисков. В рамках программы отсутствует возможность управления этими рисками. Вероятен лишь оперативный учет последствий их проявления. Минимизация финансовых рисков возможна на основе регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий программы, разработки дополнительных мер государственной поддержки сферы культуры, своевременной корректировки перечня мероприятий и показателей программы. Минимизация указанных рисков достигается в ходе регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий программы.
В соответствии с действующими нормативными правовыми актами организацию выполнения мероприятий программы и контроль за их реализацией осуществляет Комитет по социальной политике, культуре и спорту администрации Романовского района. Мониторинг реализации программы осуществляется ежеквартально. Объектом мониторинга является выполнение мероприятий программы в установленные сроки, сведения о финансировании программы на отчетную дату, степень достижения плановых значений индикаторов программы. Финансирование программы производится в порядке, установленном для исполнения муниципального бюджета. Комитет по социальной политике, культуре и спорту: организует реализацию программы, принимает решение о внесении изменений в программу в соответствии с установленными порядком и требованиями; контролирует выполнение программных мероприятий, выявляет несоответствие результатов их реализации плановым показателям, устанавливает причины не достижения ожидаемых результатов и определяет меры по их устранению; запрашивает у исполнителей и участников программы информацию, необходимую для проведения мониторинга и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности программы; рекомендует исполнителям программы осуществлять разработку отдельных мероприятий, планов их реализации; формирует бюджетные заявки на финансирование соответствующих мероприятий программы; обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию соответствующих мероприятий программы; разрабатывает правовые акты, касающиеся реализации мероприятий программы; подготавливает ежеквартальные и годовой отчеты о ходе реализации программы. Участники программы: осуществляют реализацию мероприятий программы, в отношении которых они являются исполнителями или в реализации которых предполагается их участие; обеспечивают формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий программы, подготовку обоснований для отбора первоочередных работ, финансируемых в рамках реализации программы; вносят ответственному исполнителю предложения о необходимости внесения изменений в программу; обеспечивают эффективное и целевое расходование средств, выделяемых на реализацию программы; обеспечивают методическое сопровождение программных мероприятий, непрерывный мониторинг и оценку эффективности реализации программы; разрабатывают правовые акты, касающиеся реализации мероприятий программы. Исполнители мероприятий программы представляют информацию о ходе ее реализации в Комитет ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Комитет ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет сводный отчет о ходе выполнения программы в комитет по экономике администрации Романовского района Алтайского края в установленном порядке.
Оценка эффективности программы осуществляется в целях достижения оптимального соотношения связанных с ее реализацией затрат и достигаемых в ходе реализации результатов, целесообразности и адресности использования средств местного бюджета их целевому назначению. Комплексная оценка эффективности программы осуществляется согласно приложению 2 к постановлению администрации Романовского района Алтайского края от 06.11.2013 года № 547 «Об утверждение порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования Романовский район Алтайского края».
Таблица 1 СВЕДЕНИЯ об индикаторах муниципальной программы «Развитие культуры на территории Романовского района Алтайского края на 2023-2027 годы» и их значениях
Таблица 2 ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий муниципальной программы «Развитие культуры на территории Романовского района Алтайского края на 2023-2027 годы»
Таблица 3
ОБЪЕМ финансовых ресурсов, необходимых для реализации на 2023-2027 годы»
|