Версия для слабовидящих
Глава Романовского района
Глава Романовского районаНауменко Андрей Николаевич
Мы рекомендуем
Прямая линия лесной охраны
Прямая линия лесной охраны

Р Е Ш Е Н И Е 15 мая 2024 года № 12 Об отчете работы контрольно-счетного органа Романовского района Алтайского края за 2023 год

                                             

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОМАНОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Р Е Ш Е Н И Е

         15 мая  2024 года  № 12

 Об   отчете  работы контрольно-счетного органа Романовского района

Алтайского края  за 2023 год

В соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положением о контрольно-счетном органе Романовского района Алтайского края, утвержденного решением Романовского районного Совета депутатов Алтайского края № 66 от 30.11.2021 (в редакции от 28.02.2022 г. № 10), заслушав и обсудив отчет председателя контрольно-счетного органа Романовского района Алтайского края о работе контрольно-счетного органа Романовского района Алтайского края за 2023 года,  районный Совет депутатов  РЕШИЛ:

1.Отчет о работе контрольно-счетного органа Романовского района Алтайского края за 2023 года,  принять к сведению (приложение).

2. Рекомендовать контрольно-счетному органу Романовского района:

продолжать работу  по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, за использованием средств районного бюджета и бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района;

осуществлять контроль, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

3.Настоящее решение  подлежит размещению на официальном сайте администрации  Романовского района Алтайского края.  

 Председатель  Романовского 
 районного  Совета  депутатов                                                В.И. Сергеев

Приложение к

решению Романовского

районного Совета депутатов

от __.__.2024 года № __

Отчет

о работе контрольно-счетного органа

Романовского района Алтайского края за 2023 год.

Отчет о работе контрольно – счетного органа Романовского района Алтайского края подготовлен в соответствии со статьей 19 «Положения о контрольно-счетном органе Романовского района Алтайского края», утвержденного  Романовским районным Советом депутатов Алтайского края 30.11.2021 № 66 (в редакции от 28.02.2022 года  № 10).

Контрольно-счетный орган осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», «Положением о контрольно-счетном органе Романовского района Алтайского края», стандартами внешнего муниципального финансового контроля и на основании Соглашений, подписанных между контрольно-счетном органом  и представительными органами поселений, входящих в состав Романовского района, о передаче контрольно-счетному органу полномочий контрольно-счетных органов поселений.

В представленном отчете отражены основные направления деятельности контрольно-счетного органа в 2023 году, информация о количестве проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, их результатах, о принятых объектами контроля мерах по устранению выявленных нарушений и недостатков.

При оценке выявленных в 2023 году нарушений и недостатков контрольно-счетным органом  использован Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренный Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации 22 декабря 2021 года, протокол № 11-СКСО.

  1. Общие сведения о деятельности контрольно-счетного  органа

Романовского района Алтайского края

Контрольно-счетный орган Романовского района  является постоянно действующим органом внешнего муниципального  финансового контроля, образован Романовским районным Советом  депутатов Алтайского края  и ему подотчетен. Контрольно-счетный орган обладает организационной и функциональной независимостью, осуществляет свою деятельность самостоятельно. Работа контрольно-счетного органа основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа  определяется Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Алтайского края и муниципальными нормативными правовыми актами Романовского района.

Штатная численность на 2023 год утверждена в количестве 3 единиц. Фактическая численность работников контрольно-счетного органа по состоянию на 31 декабря 2023 года составляет 1 штатную единицу (председатель).

Председатель контрольно-счетного органа является  муниципальной должностью. Сотрудник имеет высшее экономическое образование. Повышения квалификации в 2023 году не проходил.

Деятельность контрольно-счетного органа осуществлялась на основании плана работы контрольно-счетного органа на 2023 год, утвержденным распоряжением председателя Контрольно-счетного органа от 28.12.2022 года № 50, который выполнен в полном объеме и в установленные сроки. Предложения и запросы главы Романовского района, а также поручения председателя Романовского районного Совета депутатов о проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в Контрольно-счетный орган в течение 2023 года не поступали.

В целях организации деятельности органа внешнего муниципального финансового контроля в отчетном периоде, была проведена работа по разработке и утверждению стандартов организации деятельности контрольно-счетного органа, которые предназначены для организации методологического обеспечения деятельности, установление общих принципов, правил и процедур планирования работы и порядка  и  правил подготовки  отчета  о  работе контрольно-счетного органа. В течение 2023 года внедрено в работу Контрольно-счетным органом 3 стандарта организации деятельности контрольно-счетного органа.

Реализация возложенных на контрольно-счетный орган полномочий осуществлялась в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

При осуществлении контрольных мероприятий контрольно-счетным органом

обращалось внимание на предотвращение бюджетных потерь и финансовых

нарушений при использовании бюджетных средств;

 при экспертно-аналитических мероприятиях - на предотвращение нарушений бюджетного законодательства.

По итогам 2023 года Контрольно-счетным органом проведено 21 (двадцать одно) контрольных и 30 (тридцать) экспертно-аналитических мероприятий, 55 (пятьдесят пять) экспертиз проектов муниципальных правовых актов.

В 2023 году проводилась работа по повышению профессиональной подготовки и по повышению квалификации контрольно-счетным органом. Председатель контрольно-счетного органа на протяжении отчетного периода принимала участие в семнадцати обучающих семинарах и круглых столах, проводимых в форме видеоконференцсвязи Советом контрольно-счетных органов Алтайского края, Счетной палатой Алтайского края, Советом МКСО при Счетной палате РФ.

На семинарах обсуждались, вопросы, обусловленные, прежде всего, предстоящей внешней проверкой годовых отчетов об исполнении бюджетов и по исполнению полномочий КСО.

В течение 2023 года председатель КСО принимал участие в трех заседаниях Совета муниципальных контрольно-счетных органов Алтайского края по актуальным вопросам деятельности органов внешнего муниципального контроля.

8 декабря 2023 года председатель КСО принял участие в совещании Алтайского Законодательного Собрания, Счетной палаты Алтайского края, представительных и контрольно-счетных органов муниципальных образований Алтайского края.

В целях информационной открытости о результатах своей деятельности

Контрольно-счетным органом систематически размещалась информация на сайте

Администрации Романовского района в разделе «Контрольно-счетный орган»

в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

За 2023 год размещены документы о деятельности контрольно-счетного

органа на сайте Администрации Романовского района в количестве 40 материалов.

Председателем Контрольно-счетного органа на постоянной основе проводится

изучение, анализ, обобщение положительного опыта деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Алтайского края и других субъектов РФ.

По итогам 2023 года Контрольно-счетным органом, в соответствии с планом работы, в целях реализации полномочий контрольно-счетного органа, КСО проведено 106 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия.

Результаты проведенных мероприятий доведены до сведения объектов контроля и направлены главе района, в Романовский районный Совет депутатов, главам сельсоветов района.

  1. Экспертно-аналитическая деятельность

В отчетном периоде контрольно-счетный орган осуществлял экспертно-аналитическую деятельность, которая была направлена на предотвращение потенциальных нарушений и недостатков на стадии экспертизы проектов муниципальных правовых актов, их корректировки с точки зрения законности, целесообразности и эффективности использования средств бюджета муниципальных образований, муниципальной собственности и имущества, недопущения коррупционных проявлений.

В ходе экспертно-аналитической деятельности в 2023 году контрольно-счетным органом выдано  86 экспертных заключений, в том числе 65 - по сельсоветам.

Общая сумма проверенных средств по ним составила 442 601,6 тыс. рублей, в том числе  даны заключения:

на проект районного бюджета  и проекты бюджетов поселений на 2024 год (в первом чтении)  выдано  -13  заключений;

на проекты решений  по изменению доходной и расходной части районного бюджета и бюджета поселений - выдано 32 заключений (5 район, 27 поселений).

Проведен анализ исполнения районного бюджета и бюджетов муниципальных образований поселений за I квартал, полугодие и 9 месяцев 2023 года, выдано 29 заключений (3 район, 26 поселений).

Проведена внешняя проверка 20-ти отчетов по исполнению районного бюджета, ГРБС и бюджетов сельских поселений за 2022 год и даны 13 заключений на проекты решений  по отчету об  исполнении районного бюджета и бюджетов поселений за 2022 год.

Основные нарушения и недостатки, выявленные по результатам внешней проверке бухгалтерской бюджетной отчетности и годовых отчетов об исполнении местных бюджетов носят нефинансовый характер.

В ходе проведения экспертизы и внешних проверок в сельских бюджетах установлены некоторые нарушения Бюджетного законодательства в части осуществления бюджетного процесса при формировании бюджетов поселений и исполнения, выразившиеся в части непредставления одновременно с проектами решений о бюджете прогноза социально экономического развития территорий (что противоречит статье 173 БК РФ). Пояснительные записки чаще носят формальный характер, не раскрывают конкретных подходов к расчетам параметров, специфики местных бюджетов.

При исполнении бюджета в 2023 году администрациями сельсоветов не исполнены нормы ст.264.6 Бюджетного кодекса РФ. Отчеты «Об исполнении бюджета муниципальных образований сельсоветов» утверждены без указания в них фактически полученных доходов, произведенных кассовых расходов, сложившегося объема дефицита (профицита) бюджета и без отдельных приложений (источники финансирования дефицита бюджета по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов, расходы бюджета в ведомственной структуре и по разделам и подразделам).

Аналогичные нарушения установлены в МО при внесении изменений в решение о бюджете.

В нарушение статьи 264.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 4 МО в представительный орган были представлены проекты решений об исполнении бюджетов поселений и приложения к проектам решений, несоответствующие показателям отчета об исполнении бюджета поселения (вместо дефицита утвержден профицит и наоборот; объемы доходов  и  расходов  в  текстовой  части  решения  и  в  приложениях не соответствовали показателям бюджетной отчетности; вместо распределения бюджетных ассигнований по разделам и подразделам утверждено распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов).

Устранение выявленных нарушений и недостатков находится на контроле КСО. 

В ходе проведения внешней проверки годовых отчетов проводился анализ исполнения бюджета по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджетов с отражением результатов в абсолютных и относительных значениях к утвержденному бюджету и к предыдущему периоду.

В ходе проведения анализа расходной части бюджета обращалось внимание на долю содержания органов местного самоуправления в сумме собственных доходов.

Выявлено, что в одиннадцати сельских поселениях большая часть расходов бюджета приходится на обеспечение органов местного самоуправления, в частности на содержание главы и местной администрации (приложение № 2).

Доля расходов на содержание органов местного самоуправления в собственных доходах составляет от 110,1% (Гилёв-Логовском сельсовете) до 447,4 %  (Тамбовском сельсовете), Грано – Маяковском сельсовете – 281,1%, Казанцевском сельсовете - 271,2 %, Рассветовском сельсовете - 260,8%. В Романовском сельсовете этот показатель составляет 50,8 %.

По итогам исполнения районного бюджета за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2023 года контрольно-счетным органом проанализированы объем, динамика и структура доходов и расходов  районного бюджета, безвозмездных поступлений, дефицита  районного бюджета, исполнение муниципальных программ. По результатам экспертно-аналитических мероприятий были  подготовлены аналитические записки «Анализ оперативной отчетности об исполнении районного бюджета».

Одним из основных мероприятий в сфере последующего контроля стала подготовка заключения на проект решения Романовского районного Совета депутатов «Об исполнении районного бюджета за 2022 год». При подготовке данного заключения были использованы материалы внешних проверок годовой бюджетной отчетности семи главных администраторов бюджетных средств и сводной бюджетной отчетности комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Романовского района.

Отчет «Об исполнении районного бюджета за 2022 год» признан достоверным, проект решения - соответствующим требованиям бюджетного законодательства.

В рамках проведения совместного экспертно-аналитического мероприятия  со Счетной палатой Алтайского края «Анализ результативности мер, принимаемых в муниципальном образовании Романовского района Алтайском крае на выявление и сокращение объемов незавершенного строительства» контрольно-счетным органом было проведено одно экспертно-аналитического мероприятие.

Результаты анализа показали, что муниципальным образованием Романовский район системная работа, направленная на сокращение объема и количества ОНС, должным образом не организована. Отмечается ненадлежащие исполнение, поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, рекомендаций Счетной палаты Российской Федерации, направленных на снижение объема и количества ОНС.

Не проведены системные мероприятия по инвентаризации ОНС.

Поэтапный план снижения объемов и количества ОНС не утвержден.

Отсутствует полноценный учет ОНС, включающих информацию об объемах выполненных работ, заказчиках, подрядчиках, основаниях для начала (возобновления) строительства, причинах приостановления строительства и т.п.

Отчетная информация муниципального образования Романовский район Алтайского края, бюджетных (автономных) учреждений является только финансовой и формируется один раз в год, что не представляется достаточным для подготовки и принятия эффективных управленческих решений, в том числе в рамках бюджетного процесса.

В соответствии со статьей 9 Закона о КСО, контрольно-счетный орган  наделен полномочиями осуществлять финансово-экономическую экспертизу проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ; анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование.

В отчетном году в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ, утвержденного постановлением Администрации Романовского района от 06.11.2013 № 547, на экспертизу в контрольно-счетный орган проекты постановлений о внесении изменений в МП представлены ни всеми разработчиками, что является нарушением пункта 7 статьи 8 Решения Романовского  районного Совета депутатов от 30.11.2022 года № 66  « Об утверждении положения  о Контрольно-счетном органе Романовского района Алтайского края» 

За 2023 года продолжается практика  не представления  проектов постановлений о внесении изменений в постановление об утверждении муниципальной программы и проектов постановлений об утверждении муниципальной программы  для проведения финансово-экономической экспертизы.

    В ходе проведения экспертных аналитических  мероприятий проектов решений и отчета об исполнении бюджетов, установлены нарушения Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ. 

 Выявлены нарушения требований необходимости соблюдения разработчиками муниципальных программ требований статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части приведения объемов финансирования муниципальных программ, предусмотренных в их паспортах на 2023 год, в соответствии с решением о бюджете № 6 - CД (с учетом изменений) в срок не позднее 1 апреля текущего финансового года.

При проведении  финансово-экономической экспертизы в трех из восьми проектов постановлений об утверждении муниципальных программ и проектов постановлений о внесении изменений в постановления  об утверждении  муниципальных программ установлено, что в нарушение части 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 3.5. части 3 «Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ» от 21.08.2023 № 282, ответственными исполнителями нарушены сроки разработки и утверждения муниципальной программы.

Две программы включены в «Перечень муниципальных целевых программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств местного бюджета» к проекту районного бюджета на 2024 год, без прохождения финансово-экономической экспертизы.

Представленные Паспорт программы и программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Романовском районе» в текстовой части не отвечают требованиям «Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ» по структуре и содержанию (не соответствуют наименованию разделов).

Подготовлены рекомендации ответственным исполнителям, по недопущению в дальнейшем выявленных нарушений, при формировании годовых отчетов о ходе реализации муниципальных программ с соблюдением требований Порядка и Методических указаний по разработке и реализации муниципальных программ.

Контрольно-счетный орган обращает внимание главных распорядителей бюджетных средств, являющимися исполнителями муниципальных программ, на необходимость приведения муниципальных программ, согласно действующему законодательству, в соответствии с решением о районном бюджете в срок не позднее трех месяцев со дня вступления указанного решения в силу, с 1 января 2024 года не позднее 1 апреля текущего финансового года.

Следует отметить, для увеличения количества проектов правовых актов администрации района, прошедших финансово-экономическую экспертизу, подготавливается проект Порядка реализации некоторых полномочий Контрольно-счетного органа Романовского района Алтайского края.

  1. Контрольные мероприятия, реализация их результатов

Контрольная деятельность контрольно-счетного органа в 2023 году осуществлялась в соответствии с Планом работы.

В рамках проведения совместного контрольного мероприятия  со Счетной палатой Алтайского края «Проверка эффективности использования коммунальной техники, приобретенных за счет средств краевого бюджета и переданных муниципальным районам и городским округам Алтайского края за 2020 –2022 года» контрольно-счетным органом было проведено одно контрольное мероприятие.

Комитет по экономике Администрации Романовского района;

МУП «Водсервис».

Объем проверенных средств 10 000,0 тыс. руб. из них:

  - 10 000,0 тыс. руб. по «Проверке эффективности использования коммунальной техники, приобретенной за счет средств краевого бюджета».

Проверкой установлено:

Право пользования полученной коммунальной техникой (Экскаватор-погрузчик и Автомобиль ГАЗ-САЗ (машина вакуумная, специальная)) в муниципальном образовании по состоянию на 01.10.2023 года передано в хозяйственное ведение МУП «Водсервис».

Решение Романовского районного Совета депутатов Алтайского края «О даче согласия на принятие в муниципальную собственность экскаватора-погрузчика, балансовой стоимостью 5 200,0 тыс. рублей» принято 24 ноября 2020 года, позже срока получения (15.07.2020 г.) на 127 дней.

В нарушение пункта 5 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1507, регистрация экскаватора-погрузчика осуществлена не своевременно (позже установленного срока на 10 календарных дней).

При передаче прав владения на технику в  муниципальном образовании не соблюдены требования  статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», статьи 8 Федерального закона от 29.07.1998 года
№ 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Без проведения оценки рыночной стоимости арендной платы за пользование объектом оценки заключены договоры аренды Администрацией Романовского района с МУП «Водсервис».

Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрена возможность передачи права владения муниципальным имуществом без проведения конкурсных процедур на срок не более 30 дней в течение полугода. При этом указанная норма не была соблюдена, в  результате экскаватор-погрузчик в безвозмездном пользовании находился сверх предельно допустимого срока  22 календарных дней.

Установленная стоимость арендной платы (1 493,75 руб.) за пользование экскаватора-погрузчика ниже суммы амортизационных отчислений и транспортного налога, которые составляют в среднем в месяц 62,1 тыс. рублей.

В результате не использования МУП «Водсервис» экскаватора-погрузчика за период с 15.07.2020 по 01.12.2020 года (находился на ответственном хранении) упущена выгода для районного бюджета на сумму 6,7 тыс. рублей или 135,0 тыс. руб. - исходя из оценки рыночной стоимости арендной платы.

Также, в результате использования МУП  «Водсервис» «Экскаватора-погрузчика JCB» без заключения договора на право аренды, в период с 02.03.2022 года по 16.03.2022 года,  упущена выгода для районного бюджета на сумму 0,7 тыс. рублей или 30,0 тыс. руб. - исходя из оценки рыночной стоимости арендной платы).

В целях принятия надлежащих мер руководителям проверенных объектов внесено 2 представления об устранении выявленных нарушений и недостатков.

В 2023 году председателем контрольно-счетного органа  протоколы об административном правонарушении не составлялись.

Заключение

Вся деятельность контрольно-счетного органа в 2023 году была направлена на защиту государственных интересов в области бюджета, финансов, хозяйственно-экономических и имущественных отношений.

В ходе работы контрольно-счётным органом направлены  информационные письма о порядке представления, рассмотрения и утверждения годового отчета, проектов решений о бюджете  двенадцати сельсоветам  и главным администраторам бюджетных средств.

Поручений  и предложений от Романовского районного Совета депутатов и Совета депутатов поселений района не поступало.

Приоритетными направлениями деятельности контрольно-счетного органа в плане на 2024 год предусмотрено:

1. Осуществление комплекса контрольных, экспертно-аналитических мероприятий, обеспечивающих реализацию задач и функций, возложенных на контрольно-счетный орган Положением «О контрольно-счетном органе Романовского района»;

2. Актуализация нормативно-правовой документации, регламентирующей

деятельность Контрольно-счетного органа;

3. Участие в заседаниях постоянных комиссий, сессий районного Совета депутатов;

4. Проведение контрольных, информационных, консультационных, выездных

и других мероприятий;

5. Взаимодействие контрольно-счетного органа с правоохранительными органами, прокуратурой и другими контролирующими органами Романовского района и Алтайского края.

В 2024 году контрольно-счетный орган продолжит работу по контролю, за планированием и исполнением районного бюджета и сельских поселений,  целевым и эффективным использованием средств районного бюджета и сельских поселений, законностью и эффективностью управления и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе эффективностью использования муниципального имущества муниципальными бюджетными учреждениями. Также важнейшими направлениями остаются экспертиза проектов муниципальных правовых актов, контроль, за устранением нарушений и недостатков, выявленных мероприятиями внешнего муниципального финансового контроля.

Председатель контрольно-счетного органа

Романовского района Алтайского края                                                     О.А. Ткачева

Новости