КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЙ ОРГАН
РОМАНОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
658640, с. Романово, ул. Советская 54, E-mail: ksotoa22@mail.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Экспертиза
проекта решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края
«Об утверждении районного бюджета на 2023»».
с. Романово 6 декабря 2022 г.
Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: пункт 1.1.1 плана работы контрольно-счетного органа Романовского района Алтайского края на 2022 год.
Цель экспертно-аналитического мероприятия: определение достоверности и обоснованности показателей формирования проекта решения о бюджете на очередной финансовый год, соответствия проекта решения Романовского районного Совета депутатов «Об утверждении районного бюджета на 2023 год» нормам бюджетного законодательства. Оценить объемы, динамику и структуру доходов и расходов районного бюджета, межбюджетных трансфертов, дефицита районного бюджета.
Предмет экспертно-аналитического мероприятия: Проект решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края «Об утверждении районного бюджета на 2023 год».
1. Общие положения
Заключение контрольно-счетного органа Романовского района Алтайского края на проект решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края «Об утверждении районного бюджета на 2023 год» (далее – проект бюджета) подготовлено в соответствии со статьей 157 Бюджетного кодексом Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс РФ), Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Уставом Романовского района Алтайского края, Положением о бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края, утвержденным решением районного Совета депутатов от 24.11.2020 № 59, Положением о контрольно-счетном органе Романовского района Алтайского края, утвержденным решением Романовского районного Совета депутатов от 02.10.2019 № 66.
Администрацией Романовского района Алтайского края (далее – Администрация) проект решения “Об утверждении районного бюджета на 2023 год” представлен в контрольно-счетный орган 15 ноября 2022 года, что соответствует статье 14 Положения «О бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края».
Одновременно с проектом бюджета Администрацией представлены следующие документы и материалы:
основные направления бюджетной политики Романовского района Алтайского края на 2023 год;
основные направления налоговой политики Романовского района Алтайского края на 2023 год;
долговая политика Романовского района Алтайского края на 2023 год;
расчет дотаций поселениям на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, предоставляемых за счет субвенций краевого бюджета на 2023 год;
расчет дотаций поселениям на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, предоставляемых за счет собственных доходов бюджета муниципального района на 2023 год;
реестр источников доходов районного бюджета на 2023-2025годы;
пояснительная записка к проекту районного бюджета Романовского района Алтайского края на 2023 год.
В нарушение статьи 184.2 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), и статьи 13 Положения о бюджетном процессе в Романовском районе одновременно с проектом решения о бюджете не в полном объеме представлены документы и материалы, в том числе не представлены паспорта утвержденных муниципальных программ.
Состав показателей и характеристик (приложений), в представленном пакете документов, устанавливаемый проектом решения соответствует требованиям статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В представленном заключении используется данные:
- решения районного Совета депутатов от 17.12.2021 № 11-СД «Об утверждении районного бюджета на 2022 год»;
- решения районного Совета депутатов от 11 декабря 2020 года №17-СД «Об утверждении районного бюджете на 2021 год»;
- отчета об исполнении районного бюджета за 2021 год и постановление администрации Романовского района № 312 от 20.10.2022 года «Об исполнении районного бюджета за девять месяцев 2022г.»;
- оценка ожидаемого исполнения районного бюджета за 2022 год;
- прогнозный план приватизации муниципального имущества Романовского района на 2023 год;
- прогноз социально-экономического развития Романовского района на 2023-2025 годы.
В ходе проведения экспертизы проверена обоснованность показателей проекта бюджета на основе расчетов, представленных в составе документов и материалов к проекту.
Проект решения Романовского районного Совета депутатов «Об утверждении районного бюджета на 2023 год» подготовлен в соответствии с требованиями статьи ст.172, 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации; принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике; основными направлениями бюджетной и налоговой политики Романовского района, а также федеральным и краевым бюджетным и налоговым законодательством, нормативными правовыми актами Романовского района.
В составе материалов к проекту решения о бюджете представлены основные направления бюджетной и налоговой политики Романовского района на 2023 год.
Реализация бюджетной и налоговой политики района соответствует основным направлениям бюджетной и налоговой политики Российской Федерации и Алтайского края на 2023 год.
В проекте бюджета на 2023 годы распределение бюджетных ассигнований производится по муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности.
Формирование доходов и расходов районного бюджета произведено в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 июня 2019 года № 85н «О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структуре и принципах назначения» (в редакции от 21.03.2022).
2. Прогноз социально-экономического развития Романовского района на 2023-2025 годы
Проект районного бюджета на 2023 год сформирован на основе прогноза социально-экономического развития Романовского района на 2023-2025 годы в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 169 БК РФ, проект решения «Об утверждении районного бюджета на 2023 год» составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год), что не противоречит пункту 11 Положения о бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе.
При этом в соответствии с п.4 ст.169 Бюджетного кодекса РФ администрация муниципального образования разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план муниципального образования, проект которого представлен в Контрольно-счетный орган по запросу.
В соответствии п.3 ст.173 БК РФ и Распоряжения администрации района от 26.08.2022 № 372-р «Об утверждении плана мероприятий по разработке прогноза социально – экономического развития Романовского района, проекта решения районного бюджета на 2023 год и среднесрочного финансового плана муниципального образования Романовский район на 2023 – 2025 годы» прогноз социально-экономического развития района одобрен Главой Романовского района. (Распоряжение администрации от 14.11.2022г № 520-р).
Приоритеты социально-экономического развития района определены в «Стратегии социально-экономического развития Романовского района до 2035 года».
«Стратегия социально-экономического развития района до 2035 года» утверждена решением Романовского районного Совета депутатов Алтайского края 27 апреля 2021 года № 20. В Стратегии отражены Перечень Муниципальных программ, действующих на территории муниципального образования Романовского район, а также Перечень планируемых к реализации инвестиционных проектов.
В среднесрочной перспективе прогнозируется, что численность населения Романовского района ежегодно будет сокращаться и к 2025 году составит 10,6 тыс. человек. Следовательно, ожидается существенное сокращение численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, которое обеспечивает основные поступления налога на доходы физических лиц в районный бюджет (формируют примерно 64% всех налоговых поступлений в районный бюджет).
Среднемесячная зарплата по кругу крупных и средних организаций по оценке 2022 года составит 33230,20 рублей.
Ожидаемые итоги развития экономики Романовского района в 2023 году в сравнении с прогнозом предполагается умеренный рост промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиций, ввода жилья, оборота розничной торговли и общественного питания.
Таким образом, в среднесрочной перспективе социально-экономическое развитие района будет зависеть как от внешних факторов, связанных с нестабильной геополитической ситуацией в стране и действием экономических санкций, так и от внутренних факторов, сокращение численности населения, ввиду отсутствия рабочих мест, выезд наиболее активного трудоспособного населения за пределы района, низкий уровень вовлечения населения и хозяйствующих субъектов в инвестиционные процессы.
Проект районного бюджета на 2023 год подготовлен в соответствии с законом Алтайского края “О бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае” от 03.09.2007 года №75-ЗС (с изменениями и дополнениями), исходя из положений Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положения о бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края, с учетом основных параметров прогноза социально-экономического развития Романовского района на 2023-2025 годы и данных оценки районного бюджета за 10 месяцев 2022 года.
3. Основные характеристики проекта районного бюджета на 2023 год.
Предложенный на рассмотрение проект районного бюджета на 2023 год характеризуются следующими основными показателями:
- общий объем доходов районного бюджета в сумме 294 019,7 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов, в сумме 190 282,7 тыс. рублей;
- общий объем расходов районного бюджета в сумме 294 019,7 тыс. рублей;
- верхний предел муниципального долга по состоянию на 01.01.2023 года в сумме 18 930 тыс. рублей, в том числе предельный объем обязательств по муниципальным гарантиям в сумме 0,0 тыс. рублей
- дефицит районного бюджета в сумме 0,0 тыс. рублей.
Источниками внутреннего финансирования дефицита районного бюджета являются остатки средств на счетах по учету средств бюджета.
В соответствии со статьей 33 Бюджетного Кодекса РФ принцип сбалансированности соблюден.
Динамика доходов, расходов и дефицита районного бюджета Романовского района по проекту решения о бюджете на очередной финансовый год по отношению к ожидаемому исполнению 2022 года приведена в Таблице № 1.
Таблица № 1 (тыс. рублей)
Наименование |
Исполнение 2021 год |
Бюджет на 2022 год |
Проект бюджета на 2023 год |
Динамика доходов бюджета 2023 года к 2022 году, % |
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА |
401835,4 |
293 367,1 |
294 019,7 |
100,22 |
Налоговые и неналоговые Доходы всего: в т. ч. |
95 008,7 |
91 454,0 |
103 737,0 |
113,43 |
Налоговые доходы |
75832,7 |
74 066,0 |
85 748,0 |
115,77 |
Неналоговые доходы |
19 176,0 |
17 726,0 |
17 989,0 |
101,48 |
Безвозмездные поступления |
306826,7 |
197413,1 |
190 282,7 |
107,90 |
РАСХОДЫ БЮДЖЕТА |
402795,4 |
300 872,5 |
294 019,7 |
106,63 |
Дефицит (-), профицит (+) |
-963,0 |
-7 505,4 |
0,0 |
х |
Анализ изменений основных планируемых параметров районного бюджета Романовского района показал, что в 2023 году прогнозируется увеличение собственных доходов на 13,43% от планируемых собственных доходов в 2022 году. По оценке ожидаемого исполнения районного бюджета за 2022 год в части собственных доходов ожидается превышение запланированных доходов на 0,46% или на 425,0 тыс. рублей.
Проведенной оценкой текстовой части проекта решения в целом, установлено, что его структура и состав соответствуют требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Алтайского края и Романовского района.
4. Доходы районного бюджета на 2023 год.
Доходная часть бюджета Романовского района Алтайского края сформирована на основании показателей «Прогноза социально-экономического развития Романовского района Алтайского края на 2023-2025 годы», на основании положений Налогового и Бюджетного кодексов Российской Федерации, а также с учетом закона Алтайского края о бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае от 03.09.2007 № 75-ЗС.
Основные подходы к формированию налоговых доходов районного бюджета изложены в основных направлениях бюджетной и налоговой политики Романовского района на 2023 год, представленных в материалах к проекту решения.
По данным проекта решения в расчетных показателях доходов районного бюджета главными администраторами доходов учитывались изменения бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации и Алтайского края, вводимые в действие с 1 января 2023 года.
Доходы, отраженные в проекте решения, отнесены к группам, подгруппам, статьям и подстатьям (кодам) классификации доходов бюджетов Российской Федерации по видам доходов с соблюдением положений статей 20, 41, 42, 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Прогнозируемые объемы доходов районного бюджета на 2023 год определены исходя из ожидаемой оценки по поступлению налоговых и неналоговых доходов и других обязательных платежей в 2022 году, а также на основании данных администраторов доходов.
В представленном проекте районного бюджета структура доходов бюджета запланирована следующим образом: доля налоговых и неналоговых доходов составляет 35,28% от общей суммы доходов 2023 года,
4.1 Налоговых доходов
Общий объем поступлений налоговых доходов в районный бюджет Романовского района Алтайского края на 2023 год прогнозируется в сумме 103 737,0 тыс. рублей это на 13,4% больше прогноза 2022 года, удельный вес налоговых доходов в собственных доходах районного бюджета составляют 82,7%. Таблица № 2
Таблица № 2 (тыс. рублей)
Вид налога |
Прогноз поступлений в 2022 году |
Прогноз поступлений в 2023году |
Темп роста, % |
Налог на доходы физических лиц |
55173 |
64971 |
117,76 |
Акцизы на нефтепродукты |
6232 |
6573 |
105,47 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН) |
5049 |
5521 |
109,34 |
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) |
4321 |
5415 |
125,32 |
Доходы, взимаемые в связи с применением патентной система налогообложения |
2130 |
2193 |
102,96 |
Налог на добычу общераспространённых полезных ископаемых |
0 |
0 |
0 |
Государственная пошлина |
1161 |
1075 |
92,59 |
Основную долю в поступлениях налоговых доходов 75,8 % в 2023 году по-прежнему будет составлять налог на доходы физических лиц.
Прогноз поступления налога на доходы физических лиц на 2023 год рассчитан в соответствии с положениями Главы 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Сумма налога на доходы физических лиц определена исходя из прогнозируемого на 2023 год размера фонда оплаты труда и реальной оценки поступлений налога на доходы физических лиц в 2022 году.
На 2023 год планируется поступление указанного налога в сумме 64 971,0 тыс. рублей, что больше, чем план районного бюджета 2022 года на 17,8 %.
Анализ поступления налога на доходы физических лиц в районный бюджет показывает стабильную положительную динамику.
Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции) и доходов от уплаты акцизов в 2023 году прогнозируется в сумме 6 573,0 тыс. рублей, что составляет 105,2 % к прогнозу на 2022 год.
Поступление налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в 2023 году прогнозируется в сумме 5 521,0 тыс. рублей, что на 9,3 % больше бюджета на 2022 год.
Единый сельскохозяйственный налог на 2023 год предусматривается в общей сумме 5 415,0 тыс. рублей (6,3% от суммы налоговых доходов) или на 25,3% больше к утвержденному решению о бюджете за 2022 год (1 094,0 тыс. рублей).
Согласно статье 61.1 Бюджетного кодекса РФ норматив зачисления единого сельскохозяйственного налога в бюджет района составляет 66% от налога, взимаемого на территориях сельских поселений.
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения на 2023 год предусмотрен в сумме 2 193,0 тыс. рублей или на 63,0 тыс. рублей больше к утвержденному решению о бюджете за 2022 год.
Объем поступления государственной пошлины в бюджет района на 2023 год определен на основании ожидаемых показателей 2022 года, объема фактических поступлений за прошедшие периоды, а также с учетом прогнозируемых изменений величины поступлений в очередном финансовом году. Прогноз поступления государственной пошлины составляет 1 075,0 тыс. рублей или ниже прогноза 2022 года на 7,4%.
Кроме того, в налоговых доходах бюджета района на 2023 год не предусмотрено поступление налога на добычу полезных ископаемых.
4.2 Неналоговые доходы
Общий объем поступлений неналоговых доходов в районный бюджет Романовского района по прогнозу на 2023 год составляет 17 989,0 тыс. рублей это на 1,48% больше прогноза 2022 года, удельный вес неналоговых доходов в собственных доходах районного бюджета – 17,3%.
Неналоговые доходы районного бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 Бюджетного кодекса РФ, данные представлены в таблице № 3.
Таблица № 3 (тыс. рублей)
Вид дохода |
Прогноз поступлений на 2022 год |
Прогноз поступлений на 2023 год |
Темп роста, % |
Аренда земли |
15200,0 |
15460,0 |
101,71 |
Аренда имущества |
1132,0 |
1860,0 |
164,31 |
Негативное воздействие на окружающую среду |
73,0 |
60,0 |
82,19 |
Доходы от компенсации затрат государства |
178,0 |
103,0 |
57,86 |
Реализация имущества (по прогнозному плану приватизации) |
350,0 |
150,0 |
45,86 |
Продажа земельных участков |
200,0 |
100,0 |
50,0 |
Штрафы, возмещение ущерба |
245,0 |
251,0 |
102,45 |
По предоставленным расчетам администратора доходов бюджета, комитета по экономике администрации Романовского района плановые назначения на 2023 год по доходам, получаемых в виде Доходов от продажи материальных и нематериальных активов, ниже плана на 2022 год на 300,0 тыс. руб. или 54%..
4.3 Безвозмездные поступления
Доля безвозмездных поступлений в предлагаемом проекте районного бюджета составляет 190 282,7 тыс. рублей или 64,7% от общей суммы доходов районного бюджета на 2023 год, это на 2,3% меньше запланированной суммы безвозмездных поступлений на 2022 год.
Следует отметить, что распределение значительного объема федеральных и краевых средств производиться в течение финансового года. Так в 2022 году уточненный план по бюджетной росписи на 01.10.2022 года безвозмездных поступлений превысил первоначальный прогноз на 39,2%.
Изменение плановых объемов безвозмездных поступлений из бюджета Алтайского края в доходной части районного бюджета Романовского района Алтайского края на 2023 год представлены в таблице № 4
Таблица № 4 (тыс. рублей)
Наименование |
Бюджет на 2022 год |
Проект бюджета на 2023 год |
отклонение |
||
Тыс. руб. |
% |
||||
Безвозмездные поступления: всего, в т. ч. |
197 413,1
|
190 282,7 |
-7 130,4 |
96,4 |
|
Дотации бюджетам на выравнивание бюджетной обеспеченности |
3 491,8 |
0,0 |
-3 491,8 |
х |
|
Субсидии |
137 235,5 |
165 102,5 |
27 867,0 |
120,3 |
|
Субвенции |
56 685,8 |
25 180,2 |
-31 505,6 |
44,4 |
|
Иные межбюджетные трансферты |
0,0 |
0,0 |
|
х |
Субсидии в 2023 году планируются по следующим направлениям:
- субсидий между бюджетами муниципальных образований на организацию отдыха и оздоровления детей в рамках государственной программы Алтайского края «Развитие образования» в Алтайском крае» на 2023 год - 274,5тыс. рублей;
- Субсидий между бюджетами муниципальных образований по обеспечению бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья муниципальных – 661,0 тыс. рублей;
- субсидий между бюджетами муниципальных образований на обеспечение расчетов за топливно-энергетические ресурсы, потребляемые муниципальными учреждениями на 2023 год – 8 093,0 тыс. рублей;
- субсидий между бюджетами муниципальных образований на строительно-монтажные и пусконаладочные работы для подключения оборудования, приобретенного в целях реализации мероприятий по обеспечению развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций, на 2023 год – 8712,2 тыс. рублей;
- Субсидии бюджетам муниципальных районов на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения – 1775,0 тыс. рублей;
- субсидий между бюджетами муниципальных образований на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях Алтайского края, на 2023 год - 5664,5 тыс. рублей.
Субвенции в 2023 году планируются по следующим направлениям:
- субвенций между бюджетами муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях - 23 715,0тыс. рублей;
- субвенций между бюджетами муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в общеобразовательных организациях - 116 756,0тыс. рублей;
- субвенций за счет средств федерального бюджета между бюджетами муниципальных образований на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных организаций Алтайского края, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы, на 2023 год – 12 206,0тыс. рублей;
- субвенций между бюджетами муниципальных районов и городских округов на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) и приемной семье, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю - 8 071,0 тыс. рублей.
5. Расходы районного бюджета на 2023 год.
Формирование расходов проекта бюджета муниципального образования Романовский район Алтайского края осуществляется в соответствии с расходными обязательствами района.
Динамика расходов проекта районного бюджета на 2023 год в сравнении с планируемыми расходами в 2022 году сложилась следующим образом:
Общий объем расходов районного бюджета на 2023 год прогнозируется в сумме 294 019,7 тыс. рублей, это на 2,28% меньше запланированных расходов на 2022 год.
Расходы бюджета района будут уточняться в 2023 году
на сумму средств, предусмотренных району дополнительно в ходе исполнения из краевого бюджета.
Формирование объема и структуры расходов бюджета района на 2023 год осуществляется с учетом следующих основных подходов:
при формировании проекта бюджета будет предусмотрена индексация заработной платы;
- отдельных категорий работников, подпадающих под действие указов Президента Российской Федерации – на 9,2 процента с 1 января 2023 года;
- работников бюджетного сектора экономики района, на которых не распространяется действие указов - 5,5 процента с 1 октября 2023 года.
Минимальный размер оплаты труда с 1 января 2023 года увеличится на 6,3 процента и составит 16 242 рубля.
Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам Романовского района и непрограммным направлениям деятельности), группам, подгруппам видов расходов классификации районного бюджета на 2023 год представлено в приложениях № 3-5 к проекту решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края «Об утверждении районного бюджета на 2023 год».
Структура проекта районного бюджета по функциональной классификации расходов на 2023 год выглядит следующим образом (таблица № 5):
тыс. руб., %
Наименование ГРБС |
Первонач. решение на 2022 г. № 11-СД от 17.12.2021 |
Проект на 2023 г. |
Увеличение (+), умень- шение (-) |
||
Комитет по социальной политике, культуре и спорту Администрации Романовского района |
31 060,80
|
10,3 |
22 823,0
|
7,9 |
-8237,8 |
Управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Романовского района |
3 646,00
|
1,2 |
2 863,00
|
1,0 |
-783,0 |
Комитет Администрации Романовского района по образованию |
199 971,00
|
66,5 |
208 258,20
|
72,1 |
8 287,2 |
Комитет по финансам, налоговой и кредит ной политике Администрации Романовского района
|
16 121,40
|
5,4 |
19 337,80
|
6,7 |
3216,4 |
Комитет по экономике Администрации Романовского района |
5 180,10
|
1,7 |
4 479,10 |
1,6 |
-701,0 |
Администрация Романовского района |
23 303,00 |
7,7 |
20 445,60 |
7,1 |
-2 857,4 |
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству Администрации Романовского района
|
21 590,20
|
7,2 |
10 493, 0
|
3,6 |
-11 097,2 |
ИТОГО |
300872.5 |
100 |
288 699,70 |
100 |
-12 172,8 |
Как видно из таблицы, доля плановых расходов по главным распорядителям бюджетных средств по сравнению с бюджетом на 2022 год изменяется незначительно. Предусмотрено на 2023 год расходов меньше на 12 172,8 (6852,8) тыс. рублей или на 2,3%.
Распределение бюджетных ассигнований по разделам функциональной классификации расходов районного бюджета Романовского района на 2023 год представлены в таблице № 6:
Таблица № 6 (тыс. рублей)
Наименование |
Бюджет на 2022 год |
Проект на 2023 год |
сумма |
% |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
32 728,10 |
34 608,80 |
1880,7 |
105,7 |
Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования |
1 437,00 |
1 138,00 |
-299,0 |
79,2 |
Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций |
18 761,00 |
15 190,00 |
-3571,0 |
81,0 |
Судебная система |
36,10 |
1,80 |
-34,3 |
5,0 |
Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора |
4 885,00 |
4 105,60 |
-779,4 |
84,0 |
Резервные фонды |
300,00 |
300,00 |
0 |
100 |
Другие общегосударственные вопросы |
10 009,00 |
13 873,40 |
3864,4 |
138,6 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
1 046,90 |
1 275,40 |
228,5 |
121,8 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
1 680,00 |
1 172,00 |
-508,0 |
69,8 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
11 311,00 |
11 386,00 |
75,0 |
100,7 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
3 646,00 |
2 863,00 |
-783,0 |
78,5 |
Дорожное хозяйство (дорожные фонды) |
7 455,00 |
8 348,00 |
908,0 |
112,0 |
Другие вопросы в области национальной экономики |
210,00 |
175,00 |
-35,0 |
83,3 |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО |
22 490,20 |
10 493,00 |
-11997,21 |
46,7 |
Коммунальное хозяйство |
21 590,20 |
9 593,00 |
-11997» |
44,4 |
Благоустройство |
900,00 |
900,00 |
0 |
100 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
197 201,00 |
202 617,20 |
5416,2 |
102,7 |
Дошкольное образование |
31 005,00 |
31 164,00 |
159,0 |
100,5 |
Общее образование |
145 414,90 |
153 520,70 |
8105,8 |
105,6 |
Дополнительное образование детей |
7 926,00 |
7 113,00 |
-813,0 |
89,7 |
Молодежная политика и оздоровление детей |
883,10 |
445,00 |
-438,1 |
50,4 |
Другие вопросы в области образования |
11 972,00 |
10 374,50 |
-1597,5 |
86,6 |
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ |
15 320,00 |
12 388,00 |
-2932,0 |
80,9 |
Культура |
14 900,00 |
12 068,00 |
-2832,0 |
81,0 |
Другие вопросы в области культуры, кинематографии |
420,00 |
320,00 |
-100,0 |
76,2 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
9 726,80 |
9 332,30 |
-394,5 |
95,95 |
Социальное обеспечение населения |
3 415,80 |
450,00 |
-2965,8 |
13,2 |
Охрана семьи и детства |
6 307,00 |
8 878,00 |
2571,0 |
140,8 |
Другие вопросы в области социальной политики |
4,00 |
4,30 |
0,30 |
107,5 |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ |
4 998,00 |
3 844,00 |
-1154,0 |
76,9 |
ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ДОЛГА |
19,00 |
19,00 |
0 |
100 |
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА БЮДЖЕТАМ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
1 351,50 |
1 564,00 |
212,5 |
115,7 |
ИТОГО: |
300 872,50 |
288 699,70 |
-12172,8 |
|
По разделу 01 00 «Общегосударственные вопросы» согласно представленному проекту районного бюджета расходы на 2023 год составят 34 608,8 тыс. рублей, планируемые проектом бюджета бюджетные ассигнования по указанному разделу увеличились по отношению к бюджету на 2022 год на 1 880,7 тыс. рублей или на 5,7%.
По разделу 02 00 «Национальная оборона» проектом районного бюджета в 2023 году запланированы бюджетные ассигнования в сумме 1 275,4 тыс. рублей, что на 21,8 % выше запланированных в 2022 году. Расходы запланированы в пределах выделенной субвенции вышестоящих бюджетов на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.
По разделу 03 00 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» проектом районного бюджета предлагаются расходные обязательства в размере 1 172,0 тыс. рублей, которые по отношению к плановым показателям бюджета 2022 года уменьшены на 508,0 тыс. рублей. Расшифровка затрат содержится в пояснительной записке к проекту районного бюджета на 2023 год.
По разделу 04 00 «Национальная экономика» проектом районного бюджета запланировано на 2023 год 11 386,0 тыс. рублей, что на 75,0 тыс. рублей больше запланированной суммы 2022 года. Увеличение суммы прогнозируется за счет увеличения суммы дорожного фонда на 908,0 тыс. рублей и за счет уменьшения расходов по подразделам «Сельское хозяйство и рыболовство» на 783,0 тыс. рублей и «Другие вопросы в области национальной экономики» на 35,0 тыс. рублей.
По разделу 05 00 «Жилищно-коммунальное хозяйство» проектом районного бюджета в 2023 году запланированы бюджетные ассигнования в сумме 10 493,0 тыс. рублей, что на 11 997,21 тыс. рублей меньше чем в 2022 году. Сокращение прогнозируется по подразделу 05 02 “Коммунальное хозяйство” на 55,6%.
По разделу 07 00 «Образование» предусматриваются расходы на реализацию приоритетных направлений государственной политики в области образования, молодежной политики и оздоровления детей. В структуре расходов районного бюджета Романовского района Алтайского края расходы на образование в 2023 году составят 70,2%. Увеличение прогнозируется по подразделам 07 01 “Дошкольное образование”, 07 02 “Общее образование”. По подразделу 07 03 «Дополнительное образование» предусмотрено снижение ассигнований на 813, тыс. рублей, по подразделу 07 07 “Молодежная политика и оздоровление детей” отмечается снижение расходов на 438,1 тыс. рублей.
По разделу 08 00 «Культура и кинематография» проектом районного бюджета на 2023 год предусмотрены ассигнования в сумме 22 348,2 тыс. рублей, что составляет 4,54% от общей суммы расходов районного бюджета. В сравнении с плановыми показателями 2022 года объем ассигнований по данному разделу сократился на 2 649,4 тыс. рублей.
По разделу 10 00 «Социальная политика» бюджетные ассигнования на 2023 год планируются в сумме 12 388,0 тыс. рублей. В структуре расходов районного бюджета расходы на социальную политику составят 4,3% от общей суммы расходов районного бюджета. По подразделам «Социальное обеспечение населения» прогнозируется снижение расходов на 86,8%..
По разделу 11 00 «Физическая культура и спорт» проектом районного бюджета на 2023 год предусмотрены ассигнования в сумме 3 844,0 тыс. рублей, что ниже плановых показателей 2022 года на 1 154,0 тыс. рублей.
По разделу 14 00 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» проектом районного бюджета на 2023 год предлагаются расходные обязательства в размере 1 564,0 тыс. рублей, что на 212,5 тыс. рублей больше плановых показателей 2022 года. Распределение дотаций на выравнивание бюджетам сельских поселений Романовского района рассчитано на основании Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 89-ЗС “О порядке распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и расчета субсидий из бюджетов поселений в краевой бюджет”.
В приложениях 3 -5 проекта Решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края “Об утверждении районного бюджета на 2023 год ” целевые статьи указаны в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 № 85н (в ред. от 21.03.2022 года).
6. Межбюджетные трансферты
Согласно проекту решения в рамках межбюджетных трансфертов из районного бюджета в бюджеты сельских поселений предусмотрено направить в виде дотаций в 2023 году – 1 564,0 тыс. рублей; субвенций –1 275,4 тыс. рублей, иные межбюджетные трансферты – 5 094,4тыс. рублей.
Данные о бюджетных ассигнованиях, предусмотрены сельским поселениям и распределены следующим образом:
«Дотации на выравнивание из районного бюджета» в сумме 557,0тыс. рублей;
«Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счет субвенций из краевого бюджета» - 1 007,0 тыс. рублей.
Межбюджетные трансферты бюджетам поселений на дорожную деятельность – 5 094,4 тыс. рублей;
Формирование межбюджетных отношений определялось в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 9 решения Романовского районного Совета депутатов от 11.06.2020 № 30 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе», в соответствии с Законом Алтайского края от 03.11.2005 № 92-ЗС «О районных фондах финансовой поддержки поселений» в основу которого заложено формирование финансовой помощи бюджетам сельских поселений, принцип выравнивания бюджетной обеспеченности на душу населения с учетом объективных условий, влияющих на стоимость предоставления бюджетных услуг в расчете на одного жителя.
7. Муниципальные программы
В Романовском районе Алтайского края действуют 18 муниципальных программ. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ представлено в таблице № 7. (приложение №15 к проекту Решения).
Таблица № 7 (тыс. рублей)
№ п/п |
Наименование программы |
План потребности на 2023 год по программам |
Проект бюджета |
% |
1. |
Целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Романовском районе» на 2019-2023 гг |
50,0
|
20,0 |
40,0 |
2. |
РЦП «Кадровое обеспечение предприятий АПК Романовского района» на 2017-2022 гг |
203,0 |
203,0 |
100 |
3. |
РЦП «Развитие образования в Романовском районе на 2020- 2024гг» |
2735,0 |
1500,0 |
54,8 |
4. |
РЦП «Развитие туризма в Романовском районе на 2021-2025 гг» |
50,0 |
20,0 |
40,0 |
5. |
МЦП "Улучшение условий и охраны труда в Романовском районе" на 2022-2024 годы |
90,0 |
20,0 |
22,2 |
6. |
Программа «Культура Романовского района на 2018-2022 гг» |
430,0 |
300,0 |
69,8 |
7 |
МП «Обеспечение жильем молодых семей в Романовском районе на 2021- 2025гг» |
500,0 |
300,0 |
60,0 |
8. |
Программа «Развитие физической культуры и спорта в Романовском районе» на 2018-2022 годы |
500,0 |
300,0 |
60,0 |
10. |
МЦП "Молодежная политика в Романовском районе" на 2022-2024 гг. |
150,0 |
80,0 |
53,3 |
11 |
МЦП "Профилактика проявлений экстремизма и терроризма в Романовском районе" на 2022-2024 годы |
10,0 |
10,0 |
100 |
12 |
Программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Романовском районе на 2022 - 2025 годы» |
50,0 |
25,0 |
50,0 |
13 |
МП "Повышение безопасности дорожного движения в Романовском районе на 2021-2025 годах" |
35,0 |
35,0
|
100 |
14 |
МП «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» на 2021-2024 годы |
41,0 |
20,0 |
48,8 |
15 |
МП «Создание условий для организации и осуществления мероприятий по ГО на территории МО Романовский район Алтайского края на 2022-2024 гг» |
50,0 |
15,0 |
30,0 |
16 |
МП «Развитие общественного здоровья в МО Романовский район Алтайского края на 2021-2025 гг» |
80,0 |
20,0 |
25,0 |
17 |
МП «Реализация государственной национальной политике в Романовском районе на 2023-2027 гг» |
100,0 |
0 |
0 |
18 |
МП «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Романовский район" 2021-2025 |
2 464,0
|
1000,0 |
40,6 |
|
ИТОГО |
7 538,0 |
3 868,0 |
51,3 |
Расходы бюджета сформированы по программным и непрограммным расходам. Из действующих муниципальных программ в проекте бюджета на 2023 год предусмотрено финансирование 17 программ. На реализацию муниципальных и ведомственных целевых программ предусмотрено 3 868,0 тыс. руб. или 51,3% ассигнований, предусмотренных по муниципальным программам, что составляет 1,3 процента от общего прогнозируемого объема расходов районного бюджета.
В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства должны быть основаны на принятых муниципальных правовых актах, в том числе постановлениях по утверждению муниципальных программ и объемов финансирования мероприятий муниципальных программ. Согласно статье 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае утверждения Решением о бюджете распределения бюджетных ассигнований по государственным программам и непрограммным направлениям деятельности к проекту Решения о бюджете представляются паспорта государственных программ (проекты изменений в указанные паспорта). В материалах к проекту решения представлена таблица, включающая в себя информацию по 18 муниципальным программам в виде наименования программ и общих объемов ассигнований на программы на 2023 год.
Таким образом, не представление паспортов муниципальных программ в Контрольно-счетный орган существенно затрудняет проведение анализа обеспеченности мероприятий муниципальных программ финансовыми ресурсами.
В результате проведения экспертно – аналитического мероприятия выявлено, что не все паспорта муниципальных программ Романовского района соответствуют проекту районного бюджета на 2023 год (в части объемов финансирования). Так в паспортах 13
муниципальных программ на 2023 год указан объем финансирования больше, чем предусмотрено проектом бюджета. Процент ассигнований составляет от 22,2% до 68,9 % от годовой потребности.
Пунктом 4 статьи 3 проекта Решения предлагается утвердить общий объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда Романовского района Алтайского края на 2023 год в сумме 6 573,0 тыс. рублей (приложение № 7 к проекту решения).
Информация о формировании объемов дорожного фонда на 2023 год представлена в таблице № 8.
(тыс. руб.) |
|
|
Наименование источников формирования дорожного фонда |
бюджет на 2022 год |
план на 2023 год |
Объем доходов бюджета направляемых в дорожный фонд муниципального образования Романовский район Алтайского края из них: |
6 232,00 |
6 573,00 |
Доходы от уплаты акцизов на дизельное топливо, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации |
1766,00 |
1 766,00 |
Доходы от уплаты акцизов на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты* |
12,40 |
12,40 |
Доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты* |
4453,6 |
4 794,60 |
Доходы от уплаты акцизов на прямогонный бензин, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты* |
0 |
0 |
Субсидии бюджетам муниципальных районов на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов |
1223,0 |
1775 |
ИТОГО |
7 455,00 |
8 348,00 |
Прогноз объема доходов бюджета направляемых в дорожный фонд от уплаты акцизов на 2023 год увеличился по сравнению с бюджетом 2022 года на 341,0 тыс. руб. или 5,5%. Также увеличены субсидии бюджетам муниципальных районов на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов на 45,1%.
9. Резервный фонд
В расходной части районного бюджета на 2023 год предусматривается резервный фонд Романовского района по главному распорядителю бюджетных средств районного бюджета администрации Романовского района в общей сумме 300,00 тыс. рублей.
Размер «Резервного фонда» соответствует требованиям статьи 81 Бюджетного Кодекса РФ и Положения о бюджетном процессе в Романовского районе и не превышает установленного ограничения в размере 3% расходов районного бюджета.
Бюджетные средства резервного фонда необходимы на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
10. Муниципальный долг
Проектом решения о бюджете предлагается установить верхний предел муниципального долга в размере 18 930,0 тыс. рублей на 1 января 2023 год, также предлагаются к утверждению расходы на обслуживание муниципального долга Романовского района Алтайского края в сумме19,0 тыс. рублей, которые соответствуют требованиям пунктов 2,5,7 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
11. Источники финансирования дефицита бюджета
Проектом районного бюджета на 2023 год сформирован бездефицитным, в размере 0,0 тыс. рублей, что соответствует ограничениям, установленным статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В рассматриваемом проекте районного бюджета на 2023 год источниками финансирования дефицита бюджета является изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета (приложение №1 к проекту Решения о бюджете).
12. Выводы и предложения
В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия проанализирована работа Администрации Романовского района, а также оценено состояние нормативной правовой и методической базы, регулирующей порядок формирования и расчетов основных показателей проекта бюджета.
В соответствии со ст. 184.2 Бюджетного кодекса РФ, ст. 12. Положения о бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовский район Алтайского края, одновременно с проектом решения в Контрольно-счетный орган Романовского района были представлены необходимые документы и материалы.
Структура предложенного Администрацией Романовского района проекта решения Романовского районного Совета депутатов Романовского района «Об утверждении районного бюджета на 2023 год» соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ, Закона Алтайского края «О бюджетном процессе в Алтайском крае», Положения «О бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края».
Проект районного бюджета на 2023 год сформирован в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ;
требованиями федерального и краевого бюджетного и налогового законодательства;
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Положением о бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края;
- на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования Романовский район на 2023 — 2025 годы;
- с учетом изменений налогового и бюджетного законодательства с 1 января 2023 года;
-с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования Романовский район на 2023 — 2025 годы;
-с учетом объема собственных доходов, безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы на 2023 год.
В целях соблюдения принципа открытости и гласности, в соответствии с требованиями статьи 36 Бюджетного кодекса РФ и пункта 6 статьи 52 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», проект решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края «Об утверждении районного бюджета на 2023 год» размещен на официальном сайте Администрации Романовского района.
Распоряжением Администрации Романовского района № 533-р от 21.11.2022 «О назначении публичных слушаний», были назначены публичные слушания на 13 декабря 2022 года. Объявление о проведении публичных слушаний размещено на официальном сайте Администрации Романовского района и опубликовано в Романовской районной газете «Горизонт» от 3 декабря 2022 г. № 48 .
Сроки внесения проекта решения “О районном бюджете на 2023 год ” на рассмотрение районным Советом депутатов соответствуют статье 185 Бюджетного кодекса РФ и ст. 13 Положения «О бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края».
Доходная часть бюджета сформирована с соблюдением ст. 20, 41, 42, 61, 62 Бюджетного кодекса РФ. Принцип достоверности доходной части бюджета, согласно ст. 37 Бюджетного кодекса РФ соблюдён. Расходы, отраженные в проекте бюджета муниципального образования, отнесены к соответствующим кодам бюджетной классификации (главного распорядителя бюджетных средств, раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов) с соблюдением требований ст. 21 Бюджетного кодекса РФ.
К рассмотрению районного Совета депутатов (на момент проведения экспертизы) предлагается бездефицитный бюджет, что не противоречит ст.92.1 Бюджетного кодекса РО.
Текстовая часть проекта решения о районном бюджете соответствует действующему бюджетному законодательству.
Не все паспорта муниципальных программ Романовского района соответствуют проекту районного бюджета на 2023 год (в части объемов финансирования). В связи с этим, руководствуясь статьей 179 Бюджетного кодекса РФ, Контрольно-счетный орган Романовского района рекомендует привести муниципальные программы и их паспорта в соответствие с решением о районном бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу. Учитывая, что в течение года объемы финансирования по программным направлениям могут корректироваться в зависимости от изменения доходной части бюджета и объема поступлений дотаций, субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ, рекомендуем своевременно вносить изменения в муниципальные программы и паспорта муниципальных программ.
Также рекомендуется проведение мер, обеспечивающих:
формирование устойчивой собственной доходной базы районного› бюджета, создание стимулов по ее наращиванию;
соблюдение органами местного самоуправления бюджетного законодательства и ограничений, в том числе соблюдение нормативов формировании расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных районов, утвержденных Правительством Алтайского края и соблюдение нормативов на оплату труда муниципальных служащих, установленных Постановлением администрации Алтайского крал от 31 января 2008 года N45 (в действующей редакции) и Постановлением администрации Алтайского края от 19 декабря 2012 года № 701 (в действующей редакции), принятых в целях соблюдения ст.136 Бюджетного кодекса РФ;
обеспечение публичности, прозрачности бюджета, бюджетного процесса и принятия решений в области бюджетной политики;
повышение эффективности, экономичности и результативности бюджетных расходов.
Все необходимые муниципальные правовые акты для разработки проекта районного бюджета на 2023 год приняты, правовая основа соблюдена.
13 Заключение.
Предложенный Администрацией Романовского района проект Решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края “Об утверждении районного бюджета на 2023 год” соответствует требованиям Бюджетного Кодекса Российской Федерации, Закону Алтайского края “О бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае”, «Положению о бюджетном процессе и финансовой контроле в Романовском районе Алтайского края”.
На основании изложенного Контрольно-счетный орган Романовского района предлагает рассмотреть и принять проект решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края “ Об утверждении районного бюджета на 2023 год ” с учетом замечаний, содержащихся в заключении.
Председатель Контрольно-счетного органа
Романовского района Алтайского края О.А. Ткачева