КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЙ ОРГАН
РОМАНОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
658640, с. Романово, ул. Советская 54, E-mail: ksotoa22@mail.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Экспертиза
проекта решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края
«Об утверждении районного бюджета на 2025 год».
с. Романово 26 ноября 2024 года
Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: пункт 1.1.1 плана работы контрольно-счетного органа Романовского района Алтайского края на 2024 год.
Цель экспертно-аналитического мероприятия: определение достоверности и обоснованности показателей формирования проекта решения о бюджете на очередной финансовый год, соответствия проекта решения Романовского районного Совета депутатов «Об утверждении районного бюджета на 2025 год» нормам бюджетного законодательства. Оценить объемы, динамику и структуру доходов и расходов районного бюджета, межбюджетных трансфертов, дефицита районного бюджета.
Предмет экспертно-аналитического мероприятия: Проект решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края «Об утверждении районного бюджета на 2025 год» (первое чтение).
1. Общие положения
Заключение контрольно-счетного органа Романовского района Алтайского края на проект решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края «Об утверждении районного бюджета на 2025 год» (далее – проект бюджета) подготовлено в соответствии со статьей 157 Бюджетного кодексом Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс РФ), Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований», Уставом Романовского района Алтайского края, Положением о бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края, утвержденным решением районного Совета депутатов от 24.11.2020 года № 59, Положением о контрольно-счетном органе Романовского района Алтайского края, утвержденным решением Романовского районного Совета депутатов от 30.11.2021 года № 66.
Администрацией Романовского района Алтайского края (далее – Администрация) проект решения “Об утверждении районного бюджета на 2025 год” представлен в контрольно-счетный орган 14 ноября 2024 года, что соответствует статье 14 Положения «О бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края».
Одновременно с проектом бюджета Администрацией представлены следующие документы и материалы:
основные направления налоговой и бюджетной политики Романовского района Алтайского края на 2025 год;
долговая политика Романовского района Алтайского края на 2024 год;
расчет дотаций поселениям на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, предоставляемых за счет субвенций краевого бюджета на 2025 год;
расчет дотаций поселениям на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, предоставляемых за счет собственных доходов бюджета муниципального района на 2025 год;
реестр источников доходов районного бюджета на 2025-2027 годы;
пояснительная записка к проекту районного бюджета Романовского района Алтайского края на 2025 год.
Состав показателей и характеристик (приложений), в представленном пакете документов, устанавливаемый проектом решения соответствует требованиям статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В нарушение статьи 184.2 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) и статьи 13 Положения о бюджетном процессе в Романовском районе одновременно с проектом решения о бюджете не в полном объеме представлены документы и материалы, в том числе не представлены паспорта утвержденных муниципальных программ.
В представленном заключении используется данные:
- решения районного Совета депутатов от 15.12.2022 № 6-СД «Об утверждении районного бюджета на 2023 год»;
- решения районного Совета депутатов от 15.12.2023 № 26-СД «Об утверждении районного бюджета на 2024 год»;
- отчета об исполнении районного бюджета за 2023 год и постановление администрации Романовского района от 16.10.2024 года № 310 «Об исполнении районного бюджета за девять месяцев 2024 г.»;
- оценка ожидаемого исполнения районного бюджета за 2024 год;
- прогнозный план приватизации муниципального имущества Романовского района на 2025 год;
- прогноз социально-экономического развития Романовского района на 2025-2027 годы.
В ходе проведения экспертизы проверена обоснованность показателей проекта бюджета на основе расчетов главных администраторов доходов, представленных в составе документов и материалов к проекту.
Проект решения Романовского районного Совета депутатов «Об утверждении районного бюджета на 2025 год» подготовлен в соответствии с требованиями статьи ст.172, 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике;
основными направлениями бюджетной и налоговой политики Романовского района, а также федеральным и краевым бюджетным и налоговым законодательством, нормативными правовыми актами Романовского района.
В составе материалов к проекту решения о бюджете представлены основные направления бюджетной и налоговой политики Романовского района на 2025 год.
Реализация бюджетной и налоговой политики района соответствует основным направлениям бюджетной и налоговой политики Российской Федерации и Алтайского края на 2025 год.
В проекте бюджета на 2025 годы распределение бюджетных ассигнований производится по муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности.
Формирование доходов и расходов районного бюджета произведено в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 мая 2022 года № 82н «О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структуре и принципах назначения» (в редакции от 15.04.2024 г.).
2. Прогноз социально-экономического развития Романовского района на 2025-2027 годы
Проект районного бюджета на 2025 год сформирован на основе прогноза социально-экономического развития Романовского района на 2025-2027 годы в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 169 БК РФ, проект решения «Об утверждении районного бюджета на 2025 год» составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год), что не противоречит пункту 11 Положения о бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края.
При этом в соответствии с п.4 ст.169 Бюджетного кодекса РФ администрация муниципального образования разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план муниципального образования, проект которого представлен в Контрольно-счетный орган по запросу.
В соответствии п.3 ст.173 БК РФ и постановления администрации Романовского района от 29.04.2016 г. № 121 «Об утверждении порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в Романовском районе» прогноз социально-экономического развития муниципального образования Романовский район на 2025 – 2027 годы» одобрен Главой Романовского района. (Распоряжение администрации от 16.10.2024 года № 417-р).
Приоритеты социально-экономического развития района определены в «Стратегии социально-экономического развития Романовского района до 2035 года».
«Стратегия социально-экономического развития района до 2035 года» утверждена решением Романовского районного Совета депутатов Алтайского края 27 апреля 2021 года № 20. В Стратегии отражены Перечень Муниципальных программ, действующих на территории муниципального образования Романовского район, а также Перечень планируемых к реализации инвестиционных проектов.
В среднесрочной перспективе прогнозируется, что численность населения Романовского района ежегодно будет сокращаться и к 2027 году составит 10,1 тыс. человек. Следовательно, ожидается существенное сокращение численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, которое обеспечивает основные поступления налога на доходы физических лиц в районный бюджет (формируют 66,2 % всех налоговых поступлений в районный бюджет).
Среднемесячная зарплата по кругу крупных и средних организаций в 2023 году составила 40 950 рублей, что на 18,6 %, выше, чем в 2022 году. По оценке 2024 года составит 46 500,00 рублей.
Ожидаемые итоги развития экономики Романовского района в 2025 году в сравнении с прогнозом предполагается умеренный рост промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиций, ввода жилья, оборота розничной торговли и общественного питания.
Таким образом, в среднесрочной перспективе социально-экономическое развитие района будет зависеть как от внешних факторов, связанных с нестабильной геополитической ситуацией в стране и действием экономических санкций, так и от внутренних факторов, сокращение численности населения, ввиду отсутствия рабочих мест, выезд наиболее активного трудоспособного населения за пределы района, низкий уровень вовлечения населения и хозяйствующих субъектов в инвестиционные процессы.
Проект районного бюджета на 2025 год подготовлен в соответствии с решением Романовского районного Совета депутатов Алтайского края “ Об утверждении Положения о бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края ” от 24.11.2020 года № 59, исходя из положений Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закона Алтайского края “О бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае” от 03.09.2007 года №75-ЗС, с учетом основных параметров прогноза социально-экономического развития Романовского района и данных оценки районного бюджета за 10 месяцев 2024 года.
3. Основные характеристики проекта районного бюджета на 2025 год.
Предложенный на рассмотрение проект районного бюджета на 2025 год (в первом чтении) характеризуются следующими основными показателями:
- общий объем доходов районного бюджета в сумме 394 988,2 тыс. рублей, в том числе объем налоговых и неналоговых доходов бюджета района в сумме 133 039,0 тыс. рублей и объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов, в сумме 261 949,2 тыс. рублей;
- общий объем расходов районного бюджета в сумме 396 888,2 тыс. рублей;
- верхний предел муниципального долга по состоянию на 01.01.2026 года в сумме 15 100 тыс. рублей, в том числе предельный объем обязательств по муниципальным гарантиям в сумме 0,0 тыс. рублей;
- дефицит районного бюджета в сумме 1 900,0 тыс. рублей.
Источниками внутреннего финансирования дефицита районного бюджета на 2025 год согласно приложению 1 к настоящему Решению является погашение бюджетных кредитов, получаемых от других бюджетов и объем переходящих остатков на погашение бюджетом муниципального образования кредитов от других бюджетов бюджетной системы РФ в сумме 1 900,0 тыс. рублей.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации утверждается перечень главных администраторов доходов бюджета района и перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета района отдельным НПА.
Статья 3 решения в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает:
распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам классификации расходов бюджета района, распределение бюджетных ассигнований в ведомственной структуре расходов бюджета района, а также по целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов.
Кроме того, данной статьей решения предлагается утвердить общий объем ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств в 2025 году, а также в соответствии с частью 5 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации - объем бюджетных ассигнований дорожного фонда МО Романовский район Алтайского края на 2025 год.
Частью 1 статьи 4 решения в соответствии с частью 8 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации и решением Романовского районного Совета депутатов от 24 ноября 2020 года № 59 «Об утверждении Положения о бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании Романовский район Алтайского края». (с изменениями), установлены особенности исполнения бюджета района, предусматривающие дополнительные основания для внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи в ходе исполнения бюджета. Часть 2 определяет бюджетные ассигнования, уменьшение которых для увеличения иных бюджетных ассигнований без внесения изменений в решение о бюджете района не допускается.
Статьи 5,6,7 решения устанавливает Порядок контроля за использованием и соблюдением условий предоставления средств районного бюджета поселениям.
Статья 8 решения предусматривает утверждение в соответствии с требованиями статьи 110.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации программы муниципальных внутренних заимствований на 2025 год.
При осуществлении предварительного контроля формирования районного бюджета уделено внимание соблюдению принципов бюджетной системы Российской Федерации, определенных в главе 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Динамика доходов, расходов и дефицита районного бюджета Романовского района по проекту решения о бюджете на очередной финансовый год по отношению к плану 2024 года приведена в Таблице № 1.
Таблица № 1 (тыс. рублей)
Наименование |
Бюджет 2023 год |
Бюджет на 2024 год |
Проект бюджета на 2025 год |
Динамика доходов бюджета 2025 года к 2024 году, % |
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА |
326 308,9 |
573 748,3 |
394 988,20 |
68,8 |
Налоговые и неналоговые - всего: в т. ч. |
103 737,0 |
110 552,0 |
133 039,0 |
120,3 |
Налоговые доходы |
85 748,0 |
91 239,0 |
111 736,0 |
122,5 |
Неналоговые доходы |
17 989,0 |
19 313,0 |
21 303,0 |
110,3 |
Безвозмездные поступления |
222 571,9 |
463 196,3 |
261 949,20 |
56,6 |
РАСХОДЫ БЮДЖЕТА |
320 988,9 |
580 648,3 |
396 888,2 |
68,4 |
Дефицит (-), профицит (+) |
5 320,0 |
-6 900,0 |
-1 900,0 |
х |
Анализ изменений основных планируемых параметров районного бюджета Романовского района показал, что в 2025 году прогнозируется увеличение собственных доходов на 20,3 % от планируемых собственных доходов в 2024 году. По оценке ожидаемого исполнения районного бюджета за 2024 год в части налоговых доходов ожидается превышение запланированных доходов на 7,0 %.
Анализ соответствия текстовой части проекта решения о бюджете нормам бюджетного законодательства Российской Федерации показал, что проект решения о бюджете в основном не противоречит бюджетному законодательству Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Алтайского края и Романовского района.
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ в проекте решения о бюджете на 2025 не предусмотрены «Условно утвержденные расходы».
Не распределенные в плановом периоде бюджетные ассигнования по целевым статьям (муниципальным программам и не программным направлениям деятельности), группам, видов расходов классификации расходов бюджета района, на момент проведения экспертизы, отсутствуют.
При проверке соответствия текста проекта решения о районном бюджете на 2025 год его табличной части расхождения не установлены.
Значения основных характеристик бюджета, указанные в текстовой части проекта решения о районном бюджете, соответствуют значениям этих показателей в табличной части проекта.
Расходы, планируемые за счет целевых средств из бюджета вышестоящего уровня, отражены в районном бюджете в том же объеме, в каком отражены поступления на указанные цели.
4. Доходы районного бюджета на 2025 год.
Доходная часть бюджета Романовского района Алтайского края сформирована на основании показателей «Прогноза социально-экономического развития Романовского района Алтайского края на 2025 - 2027 годы», на основании положений Налогового и Бюджетного кодексов Российской Федерации, а также с учетом Положения о бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края.
Основные подходы к формированию налоговых доходов районного бюджета изложены в основных направлениях бюджетной и налоговой политики Романовского района на 2025 год, представленных в материалах к проекту решения.
По данным проекта решения в расчетных показателях доходов районного бюджета главными администраторами доходов учитывались изменения бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации и Алтайского края, вводимые в действие с 1 января 2025 года.
Доходы, отраженные в проекте решения, отнесены к группам, подгруппам, статьям и подстатьям (кодам) классификации доходов бюджетов Российской Федерации по видам доходов с соблюдением положений статей 20, 41, 42, 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Прогнозируемые объемы доходов районного бюджета на 2025 год определены исходя из ожидаемой оценки по поступлению налоговых и неналоговых доходов и других обязательных платежей в 2024 году, а также на основании данных главных администраторов доходов бюджетных средств.
В представленном проекте районного бюджета структура доходов бюджета запланирована следующим образом: доля налоговых и неналоговых доходов составляет 33,7 % и доля безвозмездных поступлений 66,3 % от общей суммы доходов районного бюджета на 2025 год.
4.1 Налоговых доходов
Общий объем поступлений налоговых доходов в районный бюджет Романовского района на 2025 год прогнозируется в сумме 111 736,0 тыс. рублей это на 22,5 % больше прогноза 2024 года, удельный вес налоговых доходов в собственных доходах районного бюджета составляют 84,0 %.
Таблица № 2 (тыс. рублей)
Вид налога |
План на 2024 год |
Прогноз поступлений в 2025 году |
Темп роста,
|
||
Тыс. руб. |
% |
||||
Налоговые доходы - всего |
91 239,0 |
111 736,0 |
100 |
20 497,0 |
122,5 |
Налог на доходы физических лиц |
70 851,0 |
87 077,0 |
77,9 |
16 226,0 |
122,9 |
Акцизы на нефтепродукты |
7 571,0 |
7 680,0 |
6,9 |
109,0 |
101,4 |
Налоги на совокупный доход в т.ч. |
11 707,0 |
15 814,0 |
14,2 |
4 107,0 |
135,1 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН) |
5 059,0 |
5 766,0 |
5,2 |
707,0 |
114,0 |
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) |
3 814,0 |
5 314,0 |
4,8 |
1 500,0 |
139,3 |
Доходы, взимаемые в связи с применением патентной система налогообложения |
2 834,0 |
4 734,0 |
4,2 |
1 900,0 |
167,0 |
Налог на добычу общераспространённых полезных ископаемых |
0 |
0 |
- |
- |
- |
Государственная пошлина |
1 110,0 |
1 165,0 |
1,0 |
55,0 |
105,0 |
Основную долю в поступлениях налоговых доходов 77,9 % в 2025 году по-прежнему будет составлять налог на доходы физических лиц.
Прогноз поступления налога на доходы физических лиц на 2025 год рассчитан в соответствии с положениями Главы 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Сумма налога на доходы физических лиц определена исходя из прогнозируемого на 2025 год размера фонда оплаты труда, и реальной оценки поступлений налога на доходы физических лиц в 2024 году.
На 2025 год планируется поступление указанного налога в сумме 87 077,0 тыс. рублей, что больше, чем план 2024 года на 22,9 %.
Анализ поступления налога на доходы физических лиц в районный бюджет показывает стабильную положительную динамику.
Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции) и доходов от уплаты акцизов в 2025 году прогнозируется в сумме 7 680,0 тыс. рублей, что составляет 101,4 % к уровню на 2024 год.
Поступление налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в 2025 году прогнозируется в сумме 5 766,0 тыс. рублей, что на 4,7 % больше ожидаемого поступления в текущем году (по оценке МРИ ФНС России № 4 по Алтайскому краю). Рост к уровню прошлого года составило 707,0 тыс. рублей.
Единый сельскохозяйственный налог на 2025 год предусматривается в общей сумме 5 314,0 тыс. рублей (4,8 % от суммы налоговых доходов) или на 39,9 % выше к утвержденному решению о бюджете за 2024 год (3 814,0 тыс. рублей).
Согласно статье 61.1 Бюджетного кодекса РФ норматив зачисления единого сельскохозяйственного налога в бюджет района составляет 66 % от налога, взимаемого на территориях сельских поселений.
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения на 2025 год предусмотрен в сумме 4 734,0 тыс. рублей или на 1 623,0 тыс. рублей больше к утвержденному решению о бюджете за 2024 год.
Объем поступления государственной пошлины в бюджет района на 2025 год определен на основании ожидаемых показателей 2024 года, объема фактических поступлений за прошедшие периоды, а также с учетом прогнозируемых изменений величины поступлений в очередном финансовом году. Прогноз поступления государственной пошлины составляет 1 165,0 тыс. рублей или больше прогноза 2024 года на 5,0 %. В прогнозе не учтены изменения, предусмотренные Законом от 12.07.2024 № 176-ФЗ, с 01.01.2025 года размеров госпошлины, уплачиваемой за различные действия.
Кроме того, в налоговых доходах бюджета района на 2025 год не предусмотрено поступление налога на добычу полезных ископаемых.
4.2 Неналоговые доходы
Общий объем поступлений неналоговых доходов в районный бюджет Романовского района по прогнозу на 2025 год составляет 21 303,0 тыс. рублей, это на 10,3 % больше ожидаемого прогноза 2024 года, удельный вес неналоговых доходов в собственных доходах районного бюджета – 16,0 %.
Неналоговые доходы районного бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 Бюджетного кодекса РФ, данные представлены в таблице № 3.
Таблица № 3 (тыс. рублей)
Вид дохода |
Прогноз поступлений на 2024 год |
Прогноз поступлений на 2025 год |
Темп роста, % |
Неналоговые доходы – всего: |
19 313,0 |
21 303,0 |
110,3 |
Аренда земли |
17 500,0 |
19 600,0 |
112,0 |
Доля, % |
90,6 |
92,0 |
|
Аренда имущества |
958,0 |
900,0 |
93,9 |
Доля, % |
5,0 |
4,2 |
х |
Негативное воздействие на окружающую среду |
60,0 |
68,0 |
113,3 |
Доходы от компенсации затрат государства |
116,0 |
116,0 |
100,0 |
Реализация имущества (по прогнозному плану приватизации) |
150,0 |
150,0 |
100,0 |
Продажа земельных участков |
220,0 |
150,0 |
68,1 |
Плата за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности |
10,0 |
20,0 |
200,0 |
Штрафы, возмещение ущерба |
299,0 |
299,0 |
100,0 |
По предоставленным расчетам администратора доходов бюджета, комитета по экономике администрации Романовского района плановые назначения на 2025 год по доходам от сдачи в аренду имущества, выше плана на 2024 год на 2 042,0 тыс. руб. или на 11,1 %..
Причины роста прогноза поступлений по данному доходному источнику в расчете доходов к пояснительной записке не раскрыты.
Прогноз на 2025 год по доходам от продажи материальных и нематериальных активов составляет 300,0 тыс. рублей, в том числе 150,0 тыс. руб. – от приватизации нефинансовых активов имущества казны района и 150,0 тыс. руб. – от продажи земельных участков.
Проектом решения «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества МО Романовский район на 2025 год» предлагается к утверждению
прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества, в котором определены плановые значения поступления доходов в бюджет от приватизации муниципального имущества на 2025 год в сумме 150,0 тыс. рублей.
Таким образом, плановые значения доходов от продажи материальных и нематериальных активов на 2025 год соответствуют предлагаемому к утверждению прогнозного плана (программы) приватизации.
4.3 Безвозмездные поступления
Доля безвозмездных поступлений в предлагаемом проекте районного бюджета составляет 261 949,2 тыс. рублей или 66,3 % от общей суммы доходов районного бюджета на 2025 год, это на 7,2 % больше запланированной суммы безвозмездных поступлений на 2024 год.
Следует отметить, что распределение значительного объема федеральных и краевых средств производиться в течение финансового года. Так в 2024 году уточненный план по бюджетной росписи на 01.10.2024 года безвозмездных поступлений превысил первоначальный прогноз на 13,1 %.
Изменение плановых объемов безвозмездных поступлений из бюджета Алтайского края в доходной части районного бюджета Романовского района Алтайского края на 2025 год представлены в таблице № 4
Таблица № 4 (тыс. рублей)
Наименование |
Бюджет на 2024 год |
Проект бюджета на 2025 год |
отклонение |
||
Тыс. руб. |
% |
||||
Безвозмездные поступления: всего, в т. ч. |
463 196,3 |
261 949,2 |
-201 247,1 |
56,6 |
|
Дотации бюджетам на выравнивание бюджетной обеспеченности |
0,0 |
0,0 |
- |
х |
|
Субсидии |
174 892,1 |
189 842,0 |
14 949,9 |
55,7 |
|
Субвенции |
284 393,2 |
71 010,2 |
-213 383,0 |
108,5 |
|
Иные межбюджетные трансферты |
3 911,0 |
1 097,0 |
-2 814,0 |
28,0 |
Субсидии в 2025 году планируются по следующим направлениям:
- субсидий между бюджетами муниципальных образований на организацию отдыха и оздоровления детей в рамках государственной программы Алтайского края «Развитие образования» в Алтайском крае» - 835,2 тыс. рублей;
- Субсидий между бюджетами муниципальных образований по обеспечению бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья муниципальных – 791,0 тыс. рублей;
- субсидий между бюджетами муниципальных образований на обеспечение расчетов за топливно-энергетические ресурсы, потребляемые муниципальными учреждениями – 10 472,0 тыс. рублей;
- субсидий между бюджетами муниципальных образований на реализацию мероприятий направленных на обеспечение стабильного водоснабжения населения – 42 209,6 тыс. рублей;
- Субсидии бюджетам муниципальных районов на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения – 2 493,0 тыс. рублей;
- субсидий между бюджетами муниципальных образований на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях Алтайского края, на 2024 год - 5 399,8 тыс. рублей;
- субсидии бюджетам муниципальных образований на обновление материально-технической базы для организации учебно-исследовательской, научно-практической, творческой деятельности, занятий физической культурой и спортом в образовательных организациях - 5 102,9 тыс. рублей.
Субвенции в 2025 году планируются по следующим направлениям:
- субвенций между бюджетами муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях - 24 665,0 тыс. рублей;
- субвенций между бюджетами муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в общеобразовательных организациях – 138 979,0 тыс. рублей;
- субвенций за счет средств федерального бюджета между бюджетами муниципальных образований на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных организаций Алтайского края, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы – 12 157,0 тыс. рублей;
- субвенций между бюджетами муниципальных районов и городских округов на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) и приемной семье, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю - 7 758,0 тыс. рублей.
Общий объем доходов бюджета района на 2025 год определен в сумме 394 988,2 тыс. рублей, что на 178 760,1 тыс. рублей меньше плана 2024 года.
5. Расходы районного бюджета на 2025 год.
Формирование расходов проекта бюджета муниципального образования Романовский район Алтайского края осуществляется в соответствии с расходными обязательствами района.
Динамика расходов проекта районного бюджета на 2025 год в сравнении с планируемыми расходами в 2024 году сложилась следующим образом:
Общий объем расходов районного бюджета на 2025 год прогнозируется в сумме 396 888,2 тыс. рублей, это на 31,6 % меньше запланированных расходов на 2024 год.
Расходы бюджета района будут уточняться в 2025 году
на сумму средств, предусмотренных району дополнительно в ходе исполнения из краевого бюджета.
Формирование объема и структуры расходов бюджета района на 2025 год осуществляется с учетом следующих основных подходов:
при формировании проекта бюджета будет предусмотрена индексация заработной платы;
- отдельных категорий работников, подпадающих под действие указов Президента Российской Федерации – на 13,2 процента с 1 января 2025 года;
- работников бюджетного сектора экономики района, на которых не распространяется действие указов - 4,5 процента с 1 октября 2025 года.
Минимальный размер оплаты труда с 1 января 2025 года увеличится на 16,6 процента и составит 22 440 рубля.
- объем расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг на 2025 год рассчитан исходя из установленных тарифов на коммунальные услуги с 01.07.2024 года и с учетом прогнозируемого роста тарифов с 01.07.2025 года на основании данных об объеме фактически потребленных в 2024 году воды, тепловой энергии, электрической энергии, угля.
- остальные расходы прогнозируются исходя из необходимости повышения эффективности использования бюджетных средств и оптимизации структуры бюджетных расходов, прогнозный уровень инфляции 4,5%.
Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам Романовского района и непрограммным направлениям деятельности), группам, подгруппам видов расходов классификации районного бюджета на 2025 год представлено в приложениях № 3-5 к проекту решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края «Об утверждении районного бюджета на 2025 год».
Ведомственная структура проекта районного бюджета по функциональной классификации расходов на 2025 год выглядит следующим образом (таблица № 5):
тыс. руб., %
Наименование ГРБС |
Первоначальный Бюджет на 2024 г. (№ 26-СД от 15.12.2023 г.) |
Проект на 2025 г. |
Рост (+), снижение (-) |
||
Комитет по социальной политике, культуре и спорту Администрации Романовского района |
89 495,9 |
15,4 |
33 683,0
|
8,5 |
-55812,9 |
Комитет Администрации Романовского района по образованию |
374 196,7 |
64,4 |
243 215,8 |
61,3 |
-130980,9 |
Управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации Романовского района |
4 787,0
|
0,8 |
4 121,5
|
1,0 |
-665,5 |
Комитет по финансам, налоговой и кредит ной политике Администрации Романовского района
|
21 661,0 |
3,7 |
22 227,7 |
5,6 |
566,7 |
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству Администрации Романовского района
|
33 422,6 |
5,8 |
50 540,5
|
12,7 |
17117,9 |
Комитет по экономике Администрации Романовского района |
6 038,1 |
1,0 |
5 605,0 |
1,4 |
-433,1 |
Администрация Романовского района |
51 047,0 |
8,8 |
37 494,7 |
9,4 |
-13552,3 |
ИТОГО |
580 648,3 |
100 |
396 888,2 |
100 |
-183760,1 |
Как видно из таблицы, доля плановых расходов по главным распорядителям бюджетных средств по сравнению с бюджетом на 2024 год изменяется:
по Комитет по социальной политике, культуре и спорту Администрации Романовского района уменьшается на 6,9 пунктов.
по Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству увеличивается на 6,9%. Предусмотрено на 2025 год расходов меньше на 183 760,1 тыс. рублей или на 31,6 %.
Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам функциональной классификации расходов районного бюджета Романовского района на 2025 год представлены в таблице № 6:
Таблица № 6 (тыс. рублей)
Наименование |
Бюджет на 2024 год |
Проект на 2025 год |
динамика |
|
сумма |
% |
|||
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
62 740,8 |
50 032,0 |
-12 708,8 |
79,7 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
1 477,5 |
1 677,2 |
199,7 |
113,5 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
1 628,0 |
1 614,6 |
-13,4 |
99,2 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
15 195,0 |
14 419,5 |
-775,5 |
94,9 |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО |
34 922,6 |
51 240,5 |
16 317,9 |
146,7 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
369 577,0 |
239 514,7 |
-130 062,3 |
64,8 |
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ |
13 848,0 |
16 334,5 |
2 486,5 |
118,0 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
15 781,6 |
11 027,0 |
-4 754,6 |
69,9 |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ |
5 154,0 |
6 744,5 |
1590,5 |
130,9 |
ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ДОЛГА |
19,00 |
19,00 |
0 |
100 |
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА БЮДЖЕТАМ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
2 464,5 |
4 264,7 |
1 800,2 |
173,0 |
ИТОГО: |
580 648,3 |
396 888,2 |
-183 760,1 |
68,4 |
По разделу 01 00 «Общегосударственные вопросы» согласно представленному проекту районного бюджета расходы на 2025 год составят 50 032,0 тыс. рублей, из них:
на содержание органов местного самоуправления (подразделы 01 02, 01 04) на 2025 год прогнозируются ассигнования в сумме 23 812,5 тыс. руб. (или 47,6 %).
В общем объеме расходов в 2025 году на «Общегосударственные вопросы» приходится 12,6 %, при этом наблюдается снижение, в сравнении с 2024 годом на 12 708,8 тыс. рублей или на 20,3 процентов.
По разделу 02 00 «Национальная оборона» проектом районного бюджета в 2025 году запланированы бюджетные ассигнования в сумме 1 677,2 тыс. рублей, что на 13,5 % выше запланированных в 2024 году. Расходы запланированы в пределах выделенной субвенции вышестоящих бюджетов на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.
По разделу 03 00 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» проектом районного бюджета предлагаются расходные обязательства в размере 1 614,6 тыс. рублей, которые по отношению к плановым показателям бюджета 2024 года уменьшены на 13,4 тыс. рублей. Расшифровка затрат содержится в пояснительной записке к проекту районного бюджета на 2025 год.
По разделу 04 00 «Национальная экономика» проектом районного бюджета запланировано на 2025 год 14 419,5 тыс. рублей, что на 775,5 тыс. рублей меньше запланированной суммы 2024 года. Снижение прогнозируется за счет увеличения суммы дорожного фонда на 115,0 тыс. рублей и уменьшения по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» на 665,4 тыс. рублей и расходов по подразделу «Другие вопросы в области национальной экономики» на 225,0 тыс. рублей.
По разделу 05 00 «Жилищно-коммунальное хозяйство» проектом районного бюджета в 2025 году запланированы бюджетные ассигнования в сумме 51 240,5 тыс. рублей, что на
16 317,9 тыс. рублей больше чем в 2024 году. Рост ассигнований прогнозируется по подразделу 05 02 “Коммунальное хозяйство” на 46,2 %.
По разделу 07 00 «Образование» предусматриваются расходы на реализацию приоритетных направлений государственной политики в области образования, молодежной политики и оздоровления детей. В структуре расходов районного бюджета Романовского района Алтайского края расходы на образование в 2025 году составят 60,3 %.
Увеличение прогнозируется по подразделам 07 03 “ Дополнительное образование ” на 1 667,6 тыс. рублей и 07 01 “Дошкольное образование” на 904,6 тыс. рублей.
Предусмотрено снижение ассигнований на 2025 год по подразделу 07 02 “Общее образование” на 131 733,6 тыс. рублей, по подразделу 07 09 «Другие вопросы в области образования» на 827,0 тыс. рублей.
По разделу 08 00 «Культура и кинематография» проектом районного бюджета на 2025 год предусмотрены ассигнования в сумме 16 334,5 тыс. рублей, что составляет 4,1 % от общей суммы расходов районного бюджета. В сравнении с плановыми показателями 2024 года объем ассигнований по данному разделу сократился на 54 780,1 тыс. рублей.
По разделу 10 00 «Социальная политика» бюджетные ассигнования на 2025 год планируются в сумме 11 027,0 тыс. рублей. В структуре расходов районного бюджета расходы на социальную политику составят 2,8 % от общей суммы расходов районного бюджета. По подразделам «Социальное обеспечение населения» прогнозируется снижение расходов на 68,0 %..
По разделу 11 00 «Физическая культура и спорт» проектом районного бюджета на 2025 год предусмотрены ассигнования в сумме 6 744,5 тыс. рублей, что выше плановых показателей 2024 года на 1 590,5 тыс. рублей.
По разделу 14 00 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» проектом районного бюджета на 2025 год предлагаются расходные обязательства в размере 4 264,7 тыс. рублей, что на 1 800,2 тыс. рублей больше плановых показателей 2024 года. Распределение дотаций на выравнивание бюджетам сельских поселений Романовского района рассчитано на основании Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 89-ЗС “О порядке распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и расчета субсидий из бюджетов поселений в краевой бюджет” (в ред. от 02.10.2023 года № 61-ЗС).
В приложениях 3 -5 проекта Решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края “Об утверждении районного бюджета на 2025 год ” целевые статьи указаны в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.05.2022 № 82н (в ред. от 15.04.2024 года).
6. Межбюджетные трансферты
Согласно проекту решения в рамках межбюджетных трансфертов из районного бюджета в бюджеты сельских поселений предусмотрено направить в виде дотаций в 2025 году – 1 631,0 тыс. рублей, субвенций –1 677,2 тыс. рублей, иных межбюджетных трансфертов – 1 500,0 тыс. рублей.
Данные о бюджетных ассигнованиях, предусмотрены сельским поселениям и распределены следующим образом:
«Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счет субвенций из краевого бюджета» - 1 133,7 тыс. рублей.
Межбюджетные трансферты бюджетам поселений на дорожную деятельность – 5 680,0 тыс. рублей;
Формирование межбюджетных отношений определялось в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 9 решения Романовского районного Совета депутатов от 11.06.2020 № 59 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе», в соответствии с Законом Алтайского края от 03.11.2005 № 92-ЗС «О районных фондах финансовой поддержки поселений» (в ред. от 05.10.2020 г. № 66-ЗС) в основу которого заложено формирование финансовой помощи бюджетам сельских поселений, принцип выравнивания бюджетной обеспеченности на душу населения с учетом объективных условий, влияющих на стоимость предоставления бюджетных услуг в расчете на одного жителя.
7. Муниципальные программы
В Романовском районе Алтайского края действуют 23 муниципальные программы. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ представлено в таблице (приложение № 15 к проекту Решения).
Таблица (тыс. рублей)
№ п/п |
Наименование программы |
План потребности на 2025 год по программам |
Проект бюджета на 2025 год |
% |
1. |
Целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Романовском районе» на 2024-2028 гг |
50,0 |
25,0 |
50,0 |
2. |
РЦП «Кадровое обеспечение предприятий АПК Романовского района» на 2024-2027 гг |
85,0 |
175,0 |
205,9 |
3. |
РЦП «Развитие образования в Романовском районе на 2020- 2024 гг» (не утверждена) |
- |
187075,7 |
- |
4. |
РЦП «Развитие туризма в Романовском районе на 2021-2025 гг» |
40,0 |
20,0 |
50,0 |
5. |
МЦП "Улучшение условий и охраны труда в Романовском районе" на 2022-2024 годы (не утверждена) |
- |
50,0 |
- |
6. |
Программа «Культура Романовского района на 2018-2022 гг» |
480,0 |
400,0 |
83,3 |
7 |
МП «Обеспечение жильем молодых семей в Романовском районе на 2021- 2025гг» |
639,7 |
550,0 |
86,0 |
8. |
Программа «Развитие физической культуры и спорта в Романовском районе» на 2018-2022 годы |
680,0 |
400,0 |
58,8 |
9. |
МЦП "Молодежная политика в Романовском районе" на 2022-2024 гг. |
150,0 |
75,0 |
50,0 |
10. |
МЦП "Профилактика проявлений экстремизма и терроризма в Романовском районе" на 2022-2024 годы (не утверждена) |
- |
10,0 |
- |
11 |
Программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Романовском районе на 2022 - 2025 годы» |
40,0 |
5,0 |
12,5 |
12 |
МП "Повышение безопасности дорожного движения в Романовском районе на 2021-2025 годах" |
35,0 |
20,0
|
57,1 |
13 |
МП «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» на 2021-2024 годы (не утверждена) |
- |
40,0 |
- |
14 |
МП «Создание условий для организации и осуществления мероприятий по ГО на территории МО Романовский район Алтайского края на 2022-2024 гг» (не утверждена) |
- |
50,0 |
- |
15 |
МП «Развитие общественного здоровья в МО Романовский район Алтайского края на 2021-2025 гг» |
100,0 |
50,0 |
50,0 |
16 |
МП «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Романовский район" 2021-2025 |
46 188,0/462,0
|
50 540,5 |
109,4 |
|
ИТОГО |
48 487,7 |
239 486,2 |
493,9 |
Расходы бюджета сформированы по программным и непрограммным расходам. Из действующих муниципальных программ в проекте бюджета на 2025 год предусмотрено финансирование 16 программ. На реализацию муниципальных и ведомственных целевых программ прогнозируется 239 486,2 тыс. руб. или 493,9 % ассигнований, предусмотренных по муниципальным программам, что составляет 60,3 процента от общего прогнозируемого объема расходов районного бюджета.
В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства должны быть основаны на принятых муниципальных правовых актах, в том числе постановлениях по утверждению муниципальных программ и объемов финансирования мероприятий муниципальных программ. Согласно статье 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае утверждения Решением о бюджете распределения бюджетных ассигнований по государственным программам и непрограммным направлениям деятельности к проекту Решения о бюджете представляются паспорта государственных программ (проекты изменений в указанные паспорта). В материалах к проекту решения представлена таблица, включающая в себя информацию по 16 муниципальным программам в виде наименования программ и общих объемов ассигнований из районного бюджета на 2025 год.
Таким образом, не представление паспортов муниципальных программ в Контрольно-счетный орган существенно затрудняет проведение анализа обеспеченности мероприятий муниципальных программ финансовыми ресурсами.
В результате проведения экспертно – аналитического мероприятия выявлено, что не все паспорта муниципальных программ Романовского района соответствуют проекту районного бюджета на 2025 год (в части объемов финансирования). Так в паспортах 11 муниципальных программ на 2025 год указан объем финансирования больше или меньше, чем предусмотрено проектом бюджета. Процент обеспеченности ассигнованиями составляет от 12,5 % до 109,4 % от годовой потребности. По 5 муниципальным программам истек срок действия мероприятий программы, муниципальные программы не разработаны (в КСО не представлены).
Пунктом 4 статьи 3 проекта Решения предлагается утвердить общий объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда Романовского района Алтайского края на 2025 год в сумме 10 173,0 тыс. рублей (приложение № 7 к проекту решения).
Информация о формировании объемов дорожного фонда на 2025 год представлена в таблице.
(тыс. руб.)
Наименование источников формирования дорожного фонда |
Бюджет на 2024 год |
Проект бюджета на 2025 год |
Объем доходов бюджета направляемых в дорожный фонд муниципального образования Романовский район Алтайского края из них: |
7 571,00 |
7 680,00 |
Доходы от уплаты акцизов на дизельное топливо, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации |
3 949,00 |
4 017,00 |
Доходы от уплаты акцизов на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты* |
19,00 |
18,00 |
Доходы от уплаты акцизов на автомобильный бензин, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты* |
4 094,00 |
4 056,00 |
Доходы от уплаты акцизов на прямогонный бензин, подлежащие распределению между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты* |
- 491,0 |
- 411,0 |
Субсидии бюджетам муниципальных районов на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов |
2 487,0 |
2 493,0 |
ИТОГО |
10 058,00 |
10 173,00 |
Прогноз объема доходов бюджета направляемых в дорожный фонд от уплаты акцизов на 2025 год увеличился по сравнению с бюджетом 2024 года на 109,0 тыс. руб. или 1,4 %. Также увеличены субсидии бюджету муниципального района на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов на 0,2 %.
9. Резервный фонд
В расходной части районного бюджета на 2025 год предусматривается резервный фонд Романовского района по главному распорядителю бюджетных средств районного бюджета администрации Романовского района в общей сумме 300,00 тыс. рублей (0,08 %).
Размер «Резервного фонда» соответствует требованиям статьи 81 Бюджетного Кодекса РФ, «Положения о бюджетном процессе в Романовского районе» и не превышает установленного ограничения в размере 3 % расходов районного бюджета.
Бюджетные средства резервного фонда необходимы на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
10. Муниципальный долг
Проектом решения о бюджете предлагается установить верхний предел муниципального внутреннего долга в размере 15 100,0 тыс. рублей по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода) (на 1 января 2026 год), в том числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям 0,0 тыс. рублей.
Контрольно-счетный орган предлагает уточнить размер верхнего предела муниципального внутреннего долга муниципального образования Романовский район на 01 января 2026 года.
Также предлагаются к утверждению расходы на обслуживание муниципального долга Романовского района Алтайского края в сумме 19,0 тыс. рублей, которые соответствуют требованиям пунктов 2, 5, 7 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
11. Источники финансирования дефицита бюджета
Проектом районного бюджета на 2025 год сформирован с дефицитом, в размере 1 900,0 тыс. рублей (1,7 %), что соответствует ограничениям, установленным статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом проекте бюджета на 2025 год источниками финансирования дефицита районного бюджета запланирован объем муниципальных внутренних заимствований на погашение бюджетом муниципального района кредитов от других бюджетов бюджетной системы РФ в сумме 1 900,0 тыс. рублей (приложение № 1 к проекту Решения о бюджете).
12. Выводы и предложения
В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия проанализирована работа Администрации Романовского района, а также оценено состояние нормативной правовой и методической базы, регулирующей порядок формирования и расчетов основных показателей проекта бюджета.
В соответствии со ст. 184.2 Бюджетного кодекса РФ, ст. 13 Положения о бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовский район Алтайского края, одновременно с проектом решения в Контрольно-счетный орган Романовского района были представлены необходимые документы и материалы.
Структура предложенного Администрацией Романовского района проекта решения Романовского районного Совета депутатов Романовского района «Об утверждении районного бюджета на 2025 год» соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ, Закона Алтайского края «О бюджетном процессе в Алтайском крае», Положения «О бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края».
Проект районного бюджета на 2025 год сформирован в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ;
- Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования Романовский район на 2025 — 2027 годы;
- с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования Романовский район на 2025 — 2027 годы;
-с учетом объема собственных доходов, безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы на 2025 год.
В целях соблюдения принципа открытости и гласности, в соответствии с требованиями статьи 36 Бюджетного кодекса РФ и пункта 6 статьи 52 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», проект решения Романовского районного Совета депутатов Алтайского края «Об утверждении районного бюджета на 2025 год» размещен на официальном сайте Администрации Романовского района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 14 ноября 2024 года.
Сроки внесения проекта решения “О районном бюджете на 2025 год ” на рассмотрение районным Советом депутатов соответствуют статье 185 Бюджетного кодекса РФ и ст. 13 Положения «О бюджетном процессе и финансовом контроле в Романовском районе Алтайского края».
Доходная часть бюджета сформирована с соблюдением ст. 20, 41, 42, 61, 62 Бюджетного кодекса РФ. Принцип достоверности доходной части бюджета, согласно ст. 37 Бюджетного кодекса РФ соблюдён. Расходы, отраженные в проекте бюджета муниципального образования, отнесены к соответствующим кодам бюджетной классификации (главного распорядителя бюджетных средств, раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов) с соблюдением требований ст. 21 Бюджетного кодекса РФ.
Текстовая часть проекта решения о районном бюджете в основном не противоречит действующему бюджетному законодательству.
Не все паспорта муниципальных программ Романовского района соответствуют проекту районного бюджета на 2025 год (в части объемов финансирования). В связи с этим, руководствуясь статьей 179 Бюджетного кодекса РФ, Контрольно-счетный орган Романовского района рекомендует привести муниципальные программы и их паспорта в соответствие с решением о районном бюджете не позднее 1 апреля текущего финансового года.
Учитывая, что в течение года объемы финансирования по программным направлениям могут корректироваться в зависимости от изменения доходной части бюджета и объема поступлений дотаций, субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ, рекомендуется своевременно вносить изменения в муниципальные программы и паспорта муниципальных программ.
Также рекомендуется проведение мер, обеспечивающих:
формирование устойчивой собственной доходной базы районного› бюджета, создание стимулов по ее наращиванию;
соблюдение органами местного самоуправления бюджетного законодательства и ограничений, в том числе:
- соблюдение нормативов формировании расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных районов, утвержденных Правительством Алтайского края;
- соблюдение нормативов на оплату труда муниципальных служащих, установленных Постановлением администрации Алтайского крал от 22 июня 2023 года N 224 (в действующей редакции) и Постановлением администрации Алтайского края от 19 декабря 2012 года № 701 (в ред. от 24.05.2024 года № 169), принятых в целях соблюдения ст.136 Бюджетного кодекса РФ;
обеспечение публичности, прозрачности бюджета, бюджетного процесса и принятия решений в области бюджетной политики;
повышение эффективности, экономичности и результативности бюджетных расходов.
Все необходимые муниципальные правовые акты для разработки проекта районного бюджета на 2025 год приняты, правовая основа соблюдена.
13. Заключение.
Предложенный Администрацией Романовского района Алтайского края проект Решения “Об утверждении районного бюджета на 2025 год” (в первом чтении) соответствует требованиям Бюджетного Кодекса Российской Федерации, Закону Алтайского края “О бюджетном процессе и финансовом контроле в Алтайском крае”, «Положению о бюджетном процессе и финансовой контроле в Романовском районе Алтайского края”.
На основании вышеизложенного Контрольно-счетный орган Романовского района предлагает рассмотреть представленный в Романовский районный Совет депутатов Алтайского края проект решения “ Об утверждении районного бюджета на 2025 год ” с учетом замечаний, содержащихся в заключении.
Председатель Контрольно-счетного органа
Романовского района Алтайского края О.А. Ткачева