Версия для слабовидящих
Глава Романовского района
Глава Романовского районаНауменко Андрей Николаевич
Мы рекомендуем
Прямая линия лесной охраны
Прямая линия лесной охраны

Муниципальная программа "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Романовском районе» на 2022-2026 годы

« Назад

Муниципальная программа "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Романовском районе» на 2022-2026 годы  02.12.2021 00:00

 

УТВЕРЖДЕНА

Постановлением администрации  Романовского района

от ­­­­­­­02.12.2021_  № 402

Муниципальная программа                                                                                          
"Поддержка и развитие малого и среднего
предпринимательства в Романовском районе»

на 2022-2026 годы
 

Паспорт муниципальной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Романовском районе»

на 2022-2026 год

Ответственный исполнитель программы

Администрация Романовского района

Соисполнители программы

Комитет по экономике Администрации Романовского района, ИКЦ поддержки предпрнимательства, Общественный совет поддержки предпринимательства  при главе района

Участники программы

Субъекты малого и среднего предпринимательства Романовского района

Подпрограммы программы

нет

Цели  программы

Создание благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в Романовском районе.

Задачи программы

- Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Романовском районе;

- совершенствование механизмов финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства в Романовском районе;

-повышение конкурентоспособности СМСП производственной сферы и сферы услуг;

-информационное сопровождение реализации мероприятий по государственной  поддержке малого и среднего предпринимательства и пропаганда предпринимательской деятельности в Романовском районе;

Целевые индикаторы и показатели программы

- Количество  субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), зарегистрированных на территории Романовского района;

- Численность наемных работников занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в Романовском районе ;

- Удельный вес работников занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в общей численности занятых в экономике;

Сроки и этапы реализации программы

2022 – 2026 годы

Объемы финансирования программы

Общий   объем   финансирования мероприятий программы в период её реализации за  счет  средств районного бюджета составит -   200 тыс.руб.

Объем финансирования может корректироваться при формировании районного бюджета на очередной финансовый год.

Ожидаемые результаты реализации программы

К 2027 году планируется достичь следующих показателей:

-увеличение количества СМСП, зарегистрированных на территории Романовского района;

- увеличение численности наемных работников, занятых в малом бизнесе.

- удельный вес работников занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике.

  1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы

Нормативной правовой базой для разработки программы является Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

По масштабу предприятия разделяют на малые, средние и крупные. Классификационными факторами, определяющими отношение предприятия к малому, среднему или крупному, являются: количество работников, годовой оборот, размер основного капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных материалов.

В настоящей программе используются понятия:

-  субъекты малого и среднего предпринимательства  -  внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее  -  "индивидуальные предприниматели"), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц  -  суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцати пяти процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцати пяти процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

до ста человек включительно для малых предприятий;

среди малых предприятий выделяются микропредприятия  -  до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных   активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений, указанных микропредприятий, малых предприятий или средних предприятий.

4) для самозанятых граждан –  людей, занимающихся индивидуальной (то есть без найма сотрудников) деятельностью без регистрации. То есть это не ИП.  Граждане  не уплачивают налоги в общепринятом порядке, самостоятельно организуют свой маленький бизнес, занимаются работой по своей специализации.

-  информационно-консультационный  центр  -  объект инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, предоставляющий виды поддержки малому и среднему предпринимательству, в стадии его становления и развития.

Создание в муниципальном образовании оптимальных экономических условий для предпринимательской деятельности предполагает проведение органами местного самоуправления соответствующей экономической политики, которая складывается из бюджетной, финансово-кредитной, инвестиционной, научно-технической, ценовой, и других направлений политики, при реализации которых в комплексе используются как косвенные (экономические), так и прямые (административно-ведомственные) методы регулирования.

В русле развития экономических основ местного управления главной формой воздействия на формирование предпринимательских структур со стороны органов местного самоуправления, в частности, является создание соответствующих условий и благожелательного отношения к предпринимательской деятельности. Эта форма воздействия включает в себя реализацию такой экономической политики, которая должна содействовать возникновению новых, становлению и развитию существующих хозяйствующих субъектов вне зависимости от отношения этих субъектов к определенной сфере деятельности, к той или иной категории по численности работающих, объемам производства, организационно-правовой формы и иных признаков.

2. Основные цели, задачи и приоритетные направления реализации программы

Цель программы:   создание благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в Романовском районе.

Задачи Программы:

- развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Романовском районе;

- совершенствование механизмов финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства, увеличение количества СМСП, получивших господдержку;

-   повышение конкурентоспособности СМСП производственной сферы и сферы услуг;

Основные мероприятия развития малого и среднего бизнеса являются:

- оказание информационно-консультативной поддержки предпринимательства;

- информационное сопровождение реализации мероприятий по государственной  поддержке малого и среднего предпринимательства и пропаганда предпринимательской деятельности в районе;

- использование муниципального имущества для развития малого и среднего предпринимательства;

- формирование    благоприятной  внешней среды для развития малого бизнеса, информационно-консультативная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

- проведение конкурсов, семинаров тренингов, круглых столов и иных мероприятий с субъек­тами малого и среднего предпри­нимательства.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется по приоритетным для Романовского района видам деятельности:

- сельское хозяйство;

- строительство;

- содержание и ремонт жилого фонда и объектов жизнеобеспечения района;

- благоустройство района;

- производство работ по сбору, утилизации и переработке вторичных ресурсов;

- оказание коммунальных и бытовых услуг населению;

- организация и развитие туризма, создание соответствующей инфраструктуры;

- оказание услуг транспорта и связи;

- развитие частной стоматологии на селе.

3  Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами

       На конец 2021 года в районе функционировало 16  малых и средних предприятий, 27 микропредприятий. В сфере предпринимательской деятельности осуществляют деятельность 239 индивидуальных предпринимателей. В районе насчитывается 35  крестьянских (фермерских) хозяйства.

         Анализ изменения количества малых предприятий в отраслевом разрезе показывает, что малые предприятия, как и прежде, сконцентрированы, в основном, в четырех отраслях экономики: торговле и общественном питании, сельском хозяйстве, платных услугах (потребительский рынок, бытовое обслуживание).

Количество предпринимателей, осуществляющих деятельность,  остается почти неизменным на протяжении последних нескольких лет, хотя объем выполняемых ими работ и услуг ежегодно увеличивается  по причине расширения  бизнеса ранее закрепившихся на рынке предпринимателей.

В  сельскохозяйственном производстве района сильные позиции имеют крестьянско-фермерские хозяйства и другие предприятия, относящиеся к малому бизнесу.  

         В рамках реализации проекта «Создание Алтайского бизнес-инкубатора» администрацией Романовского района организовано функционирование информационно-консультационного центра для субъектов малого предпринимательства за счет бюджета Романовского района.

        Для координации деятельности предпринимательства, создания благоприятных условий его развития, устранения административных барьеров был создан Общественный  совет по развитию предпринимательства при главе администрации района.

При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки, субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным Федеральным законом, и условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

 Не допускается требовать у субъектов малого и среднего предпринимательства представления документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

 Сроки рассмотрения предусмотренных обращений субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм). Каждый субъект малого и среднего предпринимательства должен быть проинформирован о решении, принятом по такому обращению, в течение пяти дней со дня его принятия.

           Приведенные показатели свидетельствуют о том, что бизнес в районе продолжает развиваться.

          Однако, достигнутый уровень развития малого предпринимательства в районе еще недостаточен.

 Проблемами в развитии малого предпринимательства в Романовском остаются:

 - низкий темп роста количества СМП;

 - низкий уровень налоговых поступлений от СМП в бюджеты всех уровней;

 - недостаточный уровень юридических (экономических) знаний СМП;

 - отсутствие  СМП,  способных конкурировать  на международных рынках.

       Важной составляющей развития малого предпринимательства является  поддержка на уровне муниципального образования.

      Перспективы развития малого предпринимательства напрямую зависят от решения перечисленных проблем, так как они являются ключевыми факторами формирования условий, в которых сфера малого предпринимательства может успешно развиваться.

     Существующие проблемы можно решать только объединенными усилиями и согласованными действиями  органов и должностных лиц местного самоуправления и самих субъектов предпринимательства, а также их общественных объединений.

4. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы

Общий   объем   финансирования мероприятий программы за  счет  средств районного бюджета составит -   200,0 тыс.руб.

Табл. 1

Объем финансовых ресурсов, необходимых для
реализации муниципальной программы

Источники Финансирования

2022 г.

(тыс.руб.)

2023г.

(тыс.руб.)

2024 г.

(тыс.руб.)

2025 г.

(тыс.руб.)

2026 г.

(тыс.руб.)

Федеральный бюджет

*

*

*

*

*

Региональный бюджет

*

*

*

*

*

Районный бюджет

40,0

40,0

40,0

40,0

40,0

Итого:

200,0

*размер планируемого финансирования из данного уровня бюджета не указан, в связи с отсутствием данных

5. Риски реализации муниципальной программы и меры управления рисками реализации муниципальной программы

При реализации мероприятий муниципальной программы возможны следующие риски:

- недостаточное финансирование мероприятий программы -  что не позволит в полном объеме исполнить все запланированные мероприятия, в том числе мероприятия и обязательства по софинансированию из местного бюджета финансовой (грантовой) поддержки начинающих СМП.

Минимизировать данный вид риска возможно при условии финансового участия хозяйствующих субъектов при реализации некоторых мероприятий программы, направленных на создание необходимой инфраструктуры, участия в выставках, круглых столах, обучающих семинарах и т.п.

- нелегальное предпринимательство – наличие данного вида предпринимательской деятельности снижает размеры поступающих в различные уровни бюджетов налогов, поступлений во внебюджетные фонды. Среди предпринимательского сообщества возрастает недовольство, что может привести к увеличению предпринимателей, перешедших на «нелегальное положение».

Снизить уровень данного риска возможно при условии совместного взаимодействия контрольно-надзорных органов, органов власти и бизнес-сообщества, путем пресечения фактов нелегального предпринимательства; а также путем информирования, разъяснения прав и возможностей предпринимателей по снижению налоговой нагрузки – выбор оптимальной системы налогообложения, получения «налоговых каникул» и т.д.

- теневая экономика в сфере малого и среднего предпринимательства -  как последствие нелегального предпринимательства и нежелания СМСП вести свой бизнес открыто, без сокрытия реальных показателей своей деятельности.

Для снижения данного риска необходимо информировать СМСП о необходимости своевременно и в полном объеме исполнять свои обязательства, установленные Федеральным и региональным законодательством,  перед органами статистического учета, налоговыми органами и органами власти, а также об уровне и возможных видах ответственности за уклонение, несвоевременное исполнение или неисполнение своих обязанностей.

- пассивность СМСП и негативный настрой предпринимательского сообщества к органам власти – нежелание предпринимателей участвовать в жизни района, в изменении ситуации с нелегальным предпринимательством и неофициальным трудоустройством наемных работников, только увеличивает степень недоверия к органам власти и порождает все большее недоверие и раскол в бизнес - сообществе.

6. Управление и контроль реализации муниципальной программы

В целях управления и контроля реализации муниципальной программы осуществляется:

- текущий мониторинг реализации муниципальной программы на постоянной основе в течение всего срока реализации муниципальной программы (далее – мониторинг);

- подготовка годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы (далее – годовой отчет);

- размещение годового отчета на официальном сайте администрации Романовского района в сети Интернет.

Мониторинг осуществляют ответственный исполнитель, соисполнители,  участники подпрограммы.

Мониторинг ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации муниципальной программы от запланированных параметров, включая выполнение мероприятий муниципальной программы в течение года.

Мониторинг реализации муниципальных программ осуществляется два раза в год. Объектом мониторинга является финансирование муниципальной программы на отчетную дату.

Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы подготавливается ответственным исполнителем комитета по экономике администрации района.

7. Методика оценки эффективности муниципальной программы

Оценка эффективности программы осуществляется в целях достижения оптимального соотношения связанных с ее реализацией затрат и достигаемых в ходе реализации результатов, целесообразности и адресности использования средств районного бюджета их целевому назначению.

Комплексная оценка эффективности программы осуществляется согласно постановления администрации Романовского района  от 06.11.2013 № 547«Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ».

По результатам оценки эффективности муниципальной программы принимается решение об объемах бюджетных ассигнований на ее реализацию на очередной финансовый год и плановый период или о досрочном прекращении реализации отдельных мероприятий или муниципальной программы, в целом, начиная с очередного финансового года.

Внесение изменений в муниципальную программу осуществляется в порядке, предусмотренном для утверждения проектов муниципальных программ.

 

Приложение №1

ПЕРЕЧЕНЬ

мероприятий муниципальной программы

Наименование мероприятия

Финансовые затраты, тыс. руб.

Исполнитель, соисполнители

Ожидаемый результат

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

Задача 1. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в районе

Организационная работа по созданию и ведению структурированных баз данных о СМСП района

финансирование не требуется

Администрация района, ИКЦ поддержки предпринимательства

Наличие базы данных СМСП района позволит увеличить охват предпринимательского сообщества информационно-консультационной помощью; сократить временные затраты на получение консультаций по интересующим вопросам и доведения необходимой информации до бизнес-сообщества

Мониторинг нормативно-правовых актов федерального, краевого и районного уровней, касающихся СМСП

финансирование не требуется

Администрация района, ИКЦ поддержки предпринимательства

Своевременное доведение информации о внесенных изменениях в законодательство и НПА, касающиеся деятельности СМСП

Ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки оказываемой федеральными, региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления

финансирование не требуется

ИКЦ поддержки предпринимательства

Возможность проведения мониторинга и анализа реестра получателей государственной поддержки различных уровней

Задача 2. Совершенствование механизмов финансово-кредитной  и имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства в районе

Ознакомление СМСП с условиями кредитования и привлечение СМСП для кредитования с использованием средств Алтайского гарантийного фонда и Алтайского фонда микрозаймов

финансирование не требуется

Администрация района, ИКЦ поддержки предпринимательства, специалисты АГФ и АФМ (по согласованию)

Получение кредитных (заемных) средств на более выгодных для СМСП условиях

Ознакомление СМСП с условиями получения субсидий и привлечение СМСП  для участия в субсидировании затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития производства товаров (работ, услуг)

финансирование не требуется

Администрация района, ИКЦ поддержки предпринимательства

Получение СМСП возмещения части затрат на приобретение оборудования; популяризация и развитие производственного сектора экономики и его «обновлению»

Предоставление в аренду земельных участков  и муниципального имущества для развития  приоритетных направлений развития предпринимательской деятельности

финансирование не требуется

Комитет по экономике администрации Романовского района

Увеличение количества СМСП, получивших имущественную поддержку

Задача 3.   Повышение конкурентоспособности СМСП производственной сферы и сферы услуг

Привлечение СМСП и организаций района к участию   в   выставочно-ярмарочных мероприятиях алтайских товаров и услуг,  ремесленных изделий

финансирования не требуется

Администрация района, ИКЦ поддержки предпринимательства

Повышение потребительского спроса на товары, производимые в районе, и их популяризация на краевом и местном уровнях

Проведение обучающих и информационных мероприятий для СМСП, осуществляющих деятельность в области производства и сферы бытового обслуживания населения, для обмена опытом и применения новых успешных практик ведения бизнеса, дальнейшего развития, продвижения на рынки края

финансирование участия (при необходимости) осуществляется за счет СМСП

Администрация района, ИКЦ поддержки предпринимательства

Развитие производственного сектора экономики района; повышение качества предоставляемых и оказываемых бытовых и персональных услуг

Задача 5. Информационное сопровождение реализации мероприятий поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, самозанятых граждан и пропаганда предпринимательской деятельности в районе

Информирование  СМСП района о проводимых местных и региональных конкурсах по различным номинациям

финансирование не требуется

Администрация района, ИКЦ поддержки предпринимательства

Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности; увеличение количества СМСП

Самозанятым гражданам обеспечить доступ к имуществу (в аренду или на иных правах) из числа объектов, включенных в перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного для субъектов МСП

Предоставление комплекса информационно-консультационных и образовательных услуг организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и федеральными институтами (центрами компетенций) в оффлайн и онлайн форматах

финансирование не требуется

Администрация района, ИКЦ поддержки предпринимательства

Оказание консультаций по получению выплат

Обеспечение  ведения, наполнения и актуализации страницы в сети Интернет (на сайте Администрации района) для СМСП района

финансирование не требуется

ИКЦ поддержки предпринимательства

Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности; повышение уровня доступности информации для СМСП

Популяризация успешного опыта организации и ведения бизнеса, в том числе с использованием различных форм государственной поддержки, принципов муниципально-частного партнерства, посредством размещения материалов в СМИ, сети Интернет

финансирование не требуется

Администрация района, ИКЦ поддержки предпринимательства, редакция районной массовой газеты «Горизонт» (по согласованию)

Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности; увеличение количества СМСП

               

                                                                                                                                                      

  Приложение №2

Сведения об индикаторах муниципальной программы (показателях подпрограмм) и их значениях

Показатель

Ед. измерения

Плановые значения показателей по годам

2022 год

2023 год

2024

год

2025 год

2026 год

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на территории Романовского района

ед.

239

241

242

243

244

Численность наемных работников, занятых в малом бизнесе

чел.

1400

1402

1405

1407

1410

Удельный вес работников занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике

%

5,9

5,9

5,9

5,9

5,9

Общая численность занятых в экономике

ед.

4039

4082

4114

4154

4194

                                                                                                                                                                                        



Новости