РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОМАНОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ
03 декабря 2013 года № 54
об утверждении Правил депутатской этики
Руководствуясь Уставом муниципального образования Романовский район Алтайского края, Романовский районный Совет депутатов р е ш и л:
- Утвердить прилагаемые Правила депутатской этики для депутатов Романовского районного Совета депутатов Алтайского края.
- Контроль за выполнением данного решения возложить на постоянную депутатскую комиссию Романовского районного Совета депутатов по вопросам законности, правопорядка, приема обращений граждан, печати (Н.Н.Корецкий).
Глава района В. П. Фесенко
Утверждены
решением Романовского районного
Совета депутатов от 03.12. 2013 г. № 54
ПРАВИЛА
ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ ДЛЯ ДЕПУТАТОВ
РОМАНОВСКОГО РАЙОННОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Правила этики для депутатов Романовского районного Совета депутатов Алтайского края (далее - Правила, Совет депутатов в соответствующем падеже, депутат - в соответствующем числе и падеже) устанавливают нормы поведения депутатов внутри и вне Совета депутатов, а также процедуру рассмотрения вопросов, связанных с нарушением Правил.
1. Общие положения
1.1. Депутат, исходя из верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, исполняя возложенные на него обязанности в соответствии с федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Алтайского края, Уставом муниципального образования Романовский район Алтайского края, иными нормативными правовыми актами, руководствуется также настоящими правилами депутатской этики.
Правила депутатской этики - нормы надлежащего поведения, обеспечивающие добросовестное исполнение возложенных обязанностей и соблюдение установленных ограничений на основе соответствия поведения депутата общепринятым этическим нормам.
1.2. Депутат, осуществляя свои полномочия в соответствующем избирательном округе и Совете депутатов, должен:
1) сознавать свою ответственность перед государством, обществом и гражданами;
2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов местного самоуправления;
3) соблюдать законодательство Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Алтайского края, законы и иные нормативные правовые акты Алтайского края, Устав муниципального образования Романовский район Алтайского края;
4) соблюдать моральные нормы, отражающие идеалы добра, справедливости, честности и порядочности, воздерживаться от поступков, которые могли бы вызвать сомнения в добросовестном исполнении депутатом своих полномочий, а также от обещаний, которые депутат не в состоянии выполнить;
5) исполнять возложенные на него обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы районного Совета депутатов;
6) не отдавать предпочтения каким-либо организациям, гражданам или профессиональным группам;
7) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций.
1.3. Депутат не может использовать свое имя и статус для каких-либо злоупотреблений.
1.4. Депутат не вправе использовать свое положение для лоббирования своих интересов, интересов каких-либо коммерческих организаций, а также рекламирования выпускаемой ими продукции.
1.5. Депутат должен дорожить собственным достоинством, а также достоинством иных депутатов, должностных лиц и граждан, независимо от того, по какому поводу он вступает с ними в отношения.
1.6. Депутат обязан поддерживать авторитет Совета депутатов и должен воздерживаться от действий и заявлений, способных скомпрометировать его или органы местного самоуправления Романовского района, а также граждан, представителем которых он является.
2. Правила, относящиеся к деятельности депутатов в Совете депутатов
2.1. Депутат содействует созданию в Совете депутатов атмосферы доброжелательности, деловитости, взаимной поддержки и плодотворного сотрудничества.
2.2. Депутат должен проявлять терпимость и уважение к чужому мнению, не допускать приказного тона по отношению к другим депутатам.
Депутат не может проявлять безапелляционность и навязывать свою позицию посредством угрозы, ультиматума, обструкции и иных подобных действий.
2.3. В случае выдвижения депутата на выборную должность в Совете депутатов и заявления им в этой связи самоотвода иные депутаты не вправе путем голосования принуждать его к занятию этой должности.
2.4. В случае избрания депутата на выборную должность в Совете депутатов его отношение к другим депутатам должно быть равным, без выражения к кому-либо явных симпатий или антипатий.
Депутаты обязаны считаться со статусом депутата и не вправе требовать к себе особого отношения, в том числе по мотивам содействия его избранию на выборную должность, вхождения в одно и то же депутатское объединение, занятия одинаковой позиции при голосовании.
2.5. Участвуя в сессиях Совета депутатов, депутаты обязаны соблюдать Регламент Романовского районного Совета депутатов Алтайского края (далее - Регламент в соответствующем падеже), а также порядок проведения соответствующей сессии.
Депутаты должны уважать председательствующего на сессии, подчиняться его указаниям, данным в пределах его полномочий, в соответствии с Регламентом.
Самовольные действия по прекращению сессии Совета депутатов, в том числе уход из зала, по срыву сессии не допускаются.
2.6. Депутаты на сессиях Совета депутатов и на заседаниях его органов не должны использовать в своих выступлениях грубые и некорректные выражения, призывать к незаконным действиям.
Депутаты обязаны обращаться друг к другу и иным лицам, присутствующим на сессии (заседании), на "Вы", используя формы обращения "уважаемый председатель", "уважаемый депутат", "уважаемый коллега" и т.п. с прибавлением фамилии или без нее.
2.7. Депутат не должен формировать общественное мнение с целью нанесения вреда чести, достоинству и деловой репутации другого депутата.
3. Правила, относящиеся к взаимоотношениям депутатов с органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации, должностными лицами и гражданами
3.1. Депутат (если он не является главой района или заместителем председателя районного Совета депутатов либо не имеет на то соответствующих полномочий) не вправе выступать от имени Совета депутатов в качестве его официального представителя во взаимоотношениях с иными органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации, должностными лицами и гражданами. Во взаимоотношениях с ними депутат не должен использовать преимущества своего статуса в личных целях.
3.2. Депутат, выступая в средствах массовой информации, на собраниях и митингах, делая различные публичные заявления, комментируя деятельность органов государственной власти, иных государственных органов, организаций, а также должностных лиц, использует только достоверные факты. Выступления депутата должны быть корректными и не должны порочить деловую репутацию соответствующих органов и организаций, честь, достоинство и деловую репутацию соответствующих должностных лиц. В случае умышленного или неосторожного употребления в публичных выступлениях и заявлениях недостоверных фактов, а также унижения чести, достоинства и деловой репутации указанных органов, организаций и лиц депутат публично признает некорректность своих высказываний и приносит извинения.
3.3. Депутат воздерживается от опубликования (обнародования) в средствах массовой информации результатов поименного голосования, если решение Совета депутатов о передаче этих результатов в указанных целях в средства массовой информации не принято.
3.4. Депутат не вправе использовать бланки Совета депутатов и его органов при осуществлении своих полномочий, а также для решения личных вопросов.
4. Правила, относящиеся к защите чести, достоинства и деловой репутации депутата
4.1. Депутат, считающий себя оскорбленным словами и (или) действием другого депутата, работника аппарата Совета депутатов, вправе требовать публичных извинений со стороны соответствующего лица.
Публичными считаются извинения, принесенные депутату лично в присутствии иных лиц, в том числе на сессии Совета депутатов или заседании его органа, либо в письменной форме в виде обращения непосредственно к депутату, в адрес Совета депутатов, его органа или с использованием средств массовой информации.
Публичные извинения приносятся в словах и выражениях, исключающих их двусмысленное толкование.
При отказе принести публичные извинения оскорбленный депутат вправе обратиться с соответствующим заявлением в Мандатную комиссию Совета депутатов (далее - Мандатная комиссия в соответствующем падеже).
4.2. Публичные извинения, принесенные депутату, не лишают его права обратиться в установленном порядке в суд для защиты своей чести, достоинства и деловой репутации.
5. Правила антикоррупционного поведения
5.1. Коррупционно опасными являются ситуации, создающие возможность нарушения депутатом действующего законодательства в угоду чьих-либо интересов и порождающие, в связи с этим, его поведение, признаются коррупционно опасными.
Обязанностью депутата является антикоррупционное поведение - предотвращение и преодоление коррупционно опасных ситуаций.
Коррупционно опасной является любая ситуация в поведении депутата, содержащая конфликт интересов.
5.2. Депутат не должен допускать конфликта интересов. Конфликт интересов возникает, когда депутат имеет личную заинтересованность, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное исполнение возложенных на него обязанностей.
Личной заинтересованностью депутата признается любая выгода непосредственно для него или для его семьи и родственников, а также для других граждан или организаций.
В целях своевременного разрешения конфликта интересов депутат обязан:
- внимательно относиться к любой возможности конфликта интересов;
- принимать меры по предотвращению конфликта интересов;
- принять меры по преодолению возникшего конфликта интересов.
5.3. Депутат не должен ни просить, ни принимать подарки (услуги, приглашения и любые другие выгоды), предназначенные для него или для его семьи, родственников, способные повлиять или создать видимость влияния на его беспристрастность, стать вознаграждением или создать видимость вознаграждения, имеющего отношение к выполняемым депутатом обязанностям.
5.4. Депутат не может использовать информацию, ставшую ему известной благодаря своему статусу, в целях получения материальной и иной выгоды для себя, членов своей семьи и других близких лиц.
6. Рассмотрение вопросов, связанных с нарушением правил
6.1. Рассмотрение вопросов, связанных с нарушением Правил, осуществляется Мандатной комиссией или непосредственно Советом депутатов.
6.2. Мандатная комиссия рассматривает случаи нарушения Правил:
1) по поручению Совета депутатов;
2) по письменному заявлению депутата (депутатов);
3) по представлению прокурора;
4) по письменному обращению:
- главы района;
- главы администрации района;
- постоянной депутатской комиссии;
- должностных лиц, избираемых (назначаемых) Советом депутатов;
- органов государственной власти и иных государственных органов;
- органов местного самоуправления;
- органов территориального общественного самоуправления;
- коммерческих и некоммерческих организаций;
- общественных объединений;
- граждан.
Рассмотрение вопроса осуществляется не позднее 30 дней со дня получения соответствующего заявления (обращения).
6.3. Заседание Мандатной комиссии при рассмотрении вопроса, связанного с нарушением Правил, считается правомочным, если в нем приняло участие две трети от общего числа ее членов.
6.4. Мандатная комиссия вправе принять решение о закрытом рассмотрении вопроса. Соответствующее решение принимается большинством голосов членов Мандатной комиссии, присутствующих на заседании. При этом депутат, обвиненный в нарушении Правил, вправе требовать проведения закрытого рассмотрения вопроса. Указанное требование депутата удовлетворяется без голосования.
6.5. На заседание Мандатной комиссии приглашаются и заслушиваются лица (представители органов и организаций), указанные в пункте 6.2 Правил, депутат (депутаты), обвиненный в нарушении Правил, а также иные лица, присутствие которых на заседании, по мнению Мандатной комиссии, целесообразно.
На открытых заседаниях Мандатной комиссии вправе присутствовать представители средств массовой информации.
6.6. По результатам рассмотрения вопроса Мандатная комиссия вправе принять к депутату, нарушившему Правила, одну из следующих мер воздействия:
1) указать депутату на недопустимость нарушения Правил;
2) обязать депутата принести публичные извинения;
3) объявить депутату публичное порицание;
4) огласить на сессии Совета депутатов факты, связанные с нарушением Правил;
5) передать решение вопроса на рассмотрение Совета депутатов. Решение Мандатной комиссии принимается большинством голосов общего числа ее членов. При этом депутат - член Мандатной комиссии, обвиненный в нарушении Правил, при рассмотрении соответствующего вопроса в голосовании не участвует.
6.7. Депутат обязан выполнить решение, принятое Мандатной комиссией, в срок не позднее тридцати дней со дня его принятия.
Если в указанный срок решение не будет выполнено, Мандатная комиссия передает соответствующие материалы в Совет депутатов для принятия к депутату мер воздействия в соответствии с компетенцией Совета депутатов.
6.8. Депутат, а также лица (представители органов и организаций), указанные в пункте 6.2 Правил, могут обжаловать решение, принятое Мандатной комиссией, в Совете депутатов.
Совет депутатов вправе отменить решение Мандатной комиссии и в пределах своей компетенции принять новое решение по существу.
6.9. Совет депутатов рассматривает:
1) вопросы, переданные ему на рассмотрение Мандатной комиссией;
2) вопросы в случаях обжалования решений, принятых Мандатной комиссией.
6.10. В случае нарушения Правил, допущенных в ходе сессии, Совет депутатов может:
- рассмотреть соответствующий вопрос самостоятельно;
- поручить рассмотрение вопроса Мандатной комиссии.
6.11. Совет депутатов вправе принять решение о закрытом рассмотрении вопроса. Соответствующее решение принимается процедурным голосованием. Депутат, обвиненный в нарушении Правил, вправе требовать закрытого рассмотрения вопроса. Указанное требование депутата удовлетворяется без голосования.
6.12. При рассмотрении вопроса, переданного Мандатной комиссией Совету депутатов, на сессию приглашаются и заслушиваются лица (представители органов и организаций), указанные в пункте 6.2 Правил, депутат (депутаты), обвиненный в нарушении Правил, а также иные лица, присутствие которых на сессии, по мнению Совета депутатов, целесообразно.
На открытых сессиях Совета депутатов вправе присутствовать представители средств массовой информации.
6.13. По результатам рассмотрения вопроса Совет депутатов вправе принять к депутату, нарушившему Правила, одну из следующих мер воздействия:
1) указать депутату на недопустимость нарушения Правил;
2) обязать депутата принести публичные извинения; объявить депутату публичное порицание;
3) лишить депутата возможности выступать в ходе данной или очередной сессии Совета депутатов;
4) передать материалы о нарушении Правил в средства массовой информации для опубликования (обнародования) или довести информацию о нарушении Правил до сведения избирателей соответствующего избирательного округа иным способом.
Решение Совета депутатов принимается большинством голосов установленного числа депутатов. При этом депутат, обвиненный в нарушении Правил, при рассмотрении соответствующего вопроса в голосовании не участвует.
6.14. Депутат обязан выполнить решение, принятое Советом депутатов, в срок не позднее тридцати дней со дня его принятия.
6.15. Решение Совета депутатов о принятии к депутату меры воздействия за нарушение им Правил может быть обжаловано в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.